Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар 6. Тема 7: Конфликтное взаимодействие




Изучаемые дидактические единицы: виды и феномены взаимодействия.

Вопросы для обсуждения:

1. Теории социально-психологического конфликта.

2. Факторы возникновения конфликта.

3. Классификация конфликта.

4. Динамика развития конфликта.

5. Урегулирование конфликта. Методы и приемы разрешения конфликта. Правила ведения переговоров.

Практические упражнения

Вариант 1

1) Деловая игра: разрешение конфликта. Учет 4 принципов «переговоров по существу» Фишера, Юри (люди, интересы, варианты, критерии). Обсуждение.

2) Практические упражнения

1) Отработка техники Я-высказываний.

Вспомните ситуации, когда поведение другого человека вызывало у вас негативные чувства. Как вы реагировали и выражали свое отношение другому? Как отреагировал на это ваш собеседник? Попробуйте дать обратную связь с помощью Я-сообщений: «Когда ты… (описание поведения другого человека), я чувствую …(отражение собственных чувств), потому что… (причины чувств) Я хотела бы, чтобы ты… или … (предложение альтернатив).

 

Вариант 2

1) В подгруппах по 3-4 человека выполняется техника «Картография конфликта». Важно, чтобы конфликтная ситуация была не вымышленной, а реально пережитой хотя бы одним из членов подгруппы. По окончании подгруппы выступают, демонстрируя умение разрешать конфликт на основе данной техники: чертят карту конфликта, отмечают суть проблемы, участников конфликта, основные потребности и опасения каждой стороны. Далее выделяют те потребности, которые объединяют участников конфликта. Предлагают альтернативы разрешения конфликтной ситуации с учетом потребностей и интересов сторон.

2) Итоговое обсуждение: В чем вы видите преимущества данной техники разрешения конфликта? Какие трудности вы испытывали при составлении и чтении картографии конфликта?

Вариант 3

Решение и обсуждение психологических задач по учебному пособию Е.Е. Сапоговой (Приложение)

 

Терминологический тезаурус: конфликт, межличностный конфликт, межгрупповой конфликт, внутригрупповой конфликт, внутриличностный конфликт, инцидент, эскалация конфликта, социально-психологическая напряженность, разрешение конфликта, урегулирование конфликта, управление конфликтами, переговоры, контакты равного статуса, кооперация, коммуникация.

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте психологические детерминанты конфликта с позиций следующих теорий: инстинктивной, индивидуальных особенностей, теории реального конфликта, социальной идентичности.

2. Проанализируйте конкретный конфликт, выделив факторы, вид, динамику протекания данной ситуации.

3. Раскройте стратегии урегулирования и разрешения конфликта.

4. Опишите один из методов разрешения конфликта.

 

Дополнительная литература:

1. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! - Новосибирск, 1984. - С.13-18.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005.

3. Зарубежная социальная психология: тексты / Под ред. Г.М.Андреевой. – М., 1991.

4. Зигерт В. Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М., 1990.

5. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2007. - Глава 15. Конфликт и примирение.

6. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.: ИНФРА-М, 1996.

7. Ойстер К. Социальная психология групп. – СПБ.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – С. 163-182.

8. Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – Тема IX. Психология общения. (Тема X. Группы и групповое поведение. - С. 137-156)

 

Семинар 7. Тема 9: Динамические процессы малой группы

Изучаемая дидактическая единица: групповые феномены.

Вопросы для обсуждения:

1. Подходы к изучению малой группы.

2. Феномены групповой динамики: цели, нормы, роли, фазы развития группы, сплоченность.

3. Лидерство и руководство в группе.

4. Процесс принятия группового решения.

 

Практические упражнения

Вариант 1

Упражнения на сплочение группы, развитие лидерских качеств (Приложение).

Вариант 2

Упражнения на усвоение феноменов групповой динамики.

Развитие группы

Стадия 1

Вспомните первый день в классе или на работе или ваше первое свидание. Что вы тогда чувствовали? Были ли уверены в себе? Нервничали? Волновались? Надеялись? Какое впечатление вы стремились произвести на окружающих? Хранили ли «невозмутимость»? почему? Поделитесь воспоминаниями с соучениками или членами вашей группы?

Стереотипы:

Сколько анекдотов про блондинок вы знаете? Какими представляются блондинки в этих анекдотах? Считаете ли вы, что этот имидж соответствует действительности? Есть ли среди ваших знакомых брюнетка, которая ведет себя, как типичная блондинка? Вас это не удивляет? Спросите у блондинок-соучениц, не замечали ли они, что к ним относятся в соответствии со стереотипом «глупенькой блондинки».

Стадия 3 - конфликтная

Вспомните, как вам впервые пришлось поссориться с членом группы или с человеком, с которым у вас завязались дружеские отношения. Был ли у вас перед этим «медовый месяц»? Сколько вы терпели и жертвовали собой, прежде чем высказать свое мнение?

Нормы группы

Случалось ли вам быть в группе, в которой поведение одного или нескольких людей – например постоянные опоздания или срывы сроков выполнения задач – создавало реальные трудности у прочих членов группы? Сколько времени заняло воспитание нарушителя? Нашли ли вы решение проблемы? Обсудите возможность того, что ваше поведение, - точнее, молчание, - усугубляло ситуацию. Как же надо было вести себя в такой ситуации?

Вариант 3

Решение и обсуждение психологических задач по учебному пособию Е.Е. Сапоговой (Приложение).

При ответе на вопросы семинара рекомендуется опираться на статьи из хрестоматии:

1. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Исследования малой группы в отечественной и зарубежной социальной психологии.

2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Власть, влияние, лидер.

Терминологический тезаурус: малая социальная группа, групповая динамика, цели группы, групповые нормы, лидерство, руководство, сплоченность малой группы, групповое решение, брейн-сторминг.

Вопросы для самопроверки:

1. Укажите особенности в изучении малой группы в подходах отечественной и зарубежной социальной психологии.

2. Дайте определение групповой динамики.

3. Раскройте, как связано развитие группы с феноменами групповой динамики.

4. Укажите авторов, изучающих динамические процессы малой группы.

5. Перечислите основные различия между лидерством и руководством (по Парыгину).

Дополнительная литература:

1. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. - М.: Аспект Пресс, 2001.

2. Ойстер К. Социальная психология групп. – СПБ.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – С.12-31, 32-47, 48-66, 145-162.

3. Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – Тема IX. Психология общения. (Тема X. Группы и групповое поведение. - С. 137-156)

4. Социальная психология: Хрестоматия. Учеб пособие. Сост. Е.П. Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С.209-229, 294-311.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...