Семинар 6. Тема 7: Конфликтное взаимодействие
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Изучаемые дидактические единицы: виды и феномены взаимодействия. Вопросы для обсуждения: 1. Теории социально-психологического конфликта. 2. Факторы возникновения конфликта. 3. Классификация конфликта. 4. Динамика развития конфликта. 5. Урегулирование конфликта. Методы и приемы разрешения конфликта. Правила ведения переговоров. Практические упражнения Вариант 1 1) Деловая игра: разрешение конфликта. Учет 4 принципов «переговоров по существу» Фишера, Юри (люди, интересы, варианты, критерии). Обсуждение. 2) Практические упражнения 1) Отработка техники Я-высказываний. Вспомните ситуации, когда поведение другого человека вызывало у вас негативные чувства. Как вы реагировали и выражали свое отношение другому? Как отреагировал на это ваш собеседник? Попробуйте дать обратную связь с помощью Я-сообщений: «Когда ты… (описание поведения другого человека), я чувствую …(отражение собственных чувств), потому что… (причины чувств) Я хотела бы, чтобы ты… или … (предложение альтернатив).
Вариант 2 1) В подгруппах по 3-4 человека выполняется техника «Картография конфликта». Важно, чтобы конфликтная ситуация была не вымышленной, а реально пережитой хотя бы одним из членов подгруппы. По окончании подгруппы выступают, демонстрируя умение разрешать конфликт на основе данной техники: чертят карту конфликта, отмечают суть проблемы, участников конфликта, основные потребности и опасения каждой стороны. Далее выделяют те потребности, которые объединяют участников конфликта. Предлагают альтернативы разрешения конфликтной ситуации с учетом потребностей и интересов сторон. 2) Итоговое обсуждение: В чем вы видите преимущества данной техники разрешения конфликта? Какие трудности вы испытывали при составлении и чтении картографии конфликта?
Вариант 3 Решение и обсуждение психологических задач по учебному пособию Е.Е. Сапоговой (Приложение)
Терминологический тезаурус: конфликт, межличностный конфликт, межгрупповой конфликт, внутригрупповой конфликт, внутриличностный конфликт, инцидент, эскалация конфликта, социально-психологическая напряженность, разрешение конфликта, урегулирование конфликта, управление конфликтами, переговоры, контакты равного статуса, кооперация, коммуникация. Вопросы для самопроверки: 1. Раскройте психологические детерминанты конфликта с позиций следующих теорий: инстинктивной, индивидуальных особенностей, теории реального конфликта, социальной идентичности. 2. Проанализируйте конкретный конфликт, выделив факторы, вид, динамику протекания данной ситуации. 3. Раскройте стратегии урегулирования и разрешения конфликта. 4. Опишите один из методов разрешения конфликта.
Дополнительная литература: 1. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! - Новосибирск, 1984. - С.13-18. 2. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005. 3. Зарубежная социальная психология: тексты / Под ред. Г.М.Андреевой. – М., 1991. 4. Зигерт В. Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М., 1990. 5. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2007. - Глава 15. Конфликт и примирение. 6. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.: ИНФРА-М, 1996. 7. Ойстер К. Социальная психология групп. – СПБ.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – С. 163-182. 8. Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – Тема IX. Психология общения. (Тема X. Группы и групповое поведение. - С. 137-156)
Семинар 7. Тема 9: Динамические процессы малой группы Изучаемая дидактическая единица: групповые феномены. Вопросы для обсуждения:
1. Подходы к изучению малой группы. 2. Феномены групповой динамики: цели, нормы, роли, фазы развития группы, сплоченность. 3. Лидерство и руководство в группе. 4. Процесс принятия группового решения.
Практические упражнения Вариант 1 Упражнения на сплочение группы, развитие лидерских качеств (Приложение). Вариант 2 Упражнения на усвоение феноменов групповой динамики. Развитие группы Стадия 1 Вспомните первый день в классе или на работе или ваше первое свидание. Что вы тогда чувствовали? Были ли уверены в себе? Нервничали? Волновались? Надеялись? Какое впечатление вы стремились произвести на окружающих? Хранили ли «невозмутимость»? почему? Поделитесь воспоминаниями с соучениками или членами вашей группы? Стереотипы: Сколько анекдотов про блондинок вы знаете? Какими представляются блондинки в этих анекдотах? Считаете ли вы, что этот имидж соответствует действительности? Есть ли среди ваших знакомых брюнетка, которая ведет себя, как типичная блондинка? Вас это не удивляет? Спросите у блондинок-соучениц, не замечали ли они, что к ним относятся в соответствии со стереотипом «глупенькой блондинки». Стадия 3 - конфликтная Вспомните, как вам впервые пришлось поссориться с членом группы или с человеком, с которым у вас завязались дружеские отношения. Был ли у вас перед этим «медовый месяц»? Сколько вы терпели и жертвовали собой, прежде чем высказать свое мнение? Нормы группы Случалось ли вам быть в группе, в которой поведение одного или нескольких людей – например постоянные опоздания или срывы сроков выполнения задач – создавало реальные трудности у прочих членов группы? Сколько времени заняло воспитание нарушителя? Нашли ли вы решение проблемы? Обсудите возможность того, что ваше поведение, - точнее, молчание, - усугубляло ситуацию. Как же надо было вести себя в такой ситуации? Вариант 3 Решение и обсуждение психологических задач по учебному пособию Е.Е. Сапоговой (Приложение). При ответе на вопросы семинара рекомендуется опираться на статьи из хрестоматии: 1. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Исследования малой группы в отечественной и зарубежной социальной психологии. 2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Власть, влияние, лидер.
Терминологический тезаурус: малая социальная группа, групповая динамика, цели группы, групповые нормы, лидерство, руководство, сплоченность малой группы, групповое решение, брейн-сторминг. Вопросы для самопроверки: 1. Укажите особенности в изучении малой группы в подходах отечественной и зарубежной социальной психологии. 2. Дайте определение групповой динамики. 3. Раскройте, как связано развитие группы с феноменами групповой динамики. 4. Укажите авторов, изучающих динамические процессы малой группы. 5. Перечислите основные различия между лидерством и руководством (по Парыгину). Дополнительная литература: 1. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. - М.: Аспект Пресс, 2001. 2. Ойстер К. Социальная психология групп. – СПБ.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – С.12-31, 32-47, 48-66, 145-162. 3. Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – Тема IX. Психология общения. (Тема X. Группы и групповое поведение. - С. 137-156) 4. Социальная психология: Хрестоматия. Учеб пособие. Сост. Е.П. Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С.209-229, 294-311.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|