Методические рекомендации студентам
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ И
ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Методические рекомендации преподавателям
Первое условие повышающие эффективность занятия – отношение сотрудничество преподавателя и студента. Урок строится как процесс коллективного труда студентов под руководством преподавателя. Преподаватель выступает как организатор процесса, руководитель самостоятельной деятельности студентов, оказывающий им нужную поддержку и помощь.
Методические рекомендации студентам
Основным видом самостоятельной работы студентов является подготовка к семинарским занятиям. Задачей студентов на семинарских занятиях является не повторение лекционного курса, в котором освещаются основные положения и наиболее спорные вопросы, а более широкое и глубокое изучение темы с использованием дополнительных источников, попытка предложить свое собственное видение и разрешение проблемы. Задания к семинарским занятиям по дисциплине даются в Практикуме по данной дисциплине.
Помимо теоретических вопросов задания к семинарским занятиям включают взятые из практики судов, арбитражных судов, органов прокуратуры и органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ конкретные дела и правовые акты, обработанные в виде учебных задач и определенным образом систематизированные. Решением задач достигается приобретение навыков работы с нормативной базой для решения аналогичных ситуаций, возникающих в юридической практике и практике государственного и муниципального управления. Каждую задачу следует оценивать не только в контексте темы семинара, но и всего курса, а также с точки зрения уже изученных дисциплин. Прежде чем приступить к решению задач, необходимо глубоко усвоить содержание темы семинарского занятия, овладеть соответствующим нормативным материалом.
Рекомендуемый порядок решения задач
Решение конкретной задачи следует начать с проведения собственного анализа ситуации, с тем, чтобы выявить суть спора, конфликта. В этом могут помочь поставленные вопросы к задаче. Проанализируйте позиции всех сторон спора, определите, в чем состоят их расхождения по спорному вопросу. Правильное формулирование сути проблемы (как правило, в форме вопроса является первым важнейшим этапом решения любой задачи.
На втором этапе студенту необходимо: а) определить характер и вид спорных правоотношений и, соответственно, правовой институт отрасли природоресурсного права, задействованных в данной ситуации; б) исходя их характера и вида правоотношений, определить круг нормативных правовых актов, подлежащих применению; в) изучить нормативные источники, найти ответ на поставленные вопросы.
При поиске нормативных правовых актов следует использовать справочные правовые системы «Гарант» и «КонсультантПлюс». Нормативно-правовые акты субъектов РФ можно найти в приложении к СПС «КонсультантПлюс» - «Региональное законодательство». При изучении нормативных источников необходимо обращать внимание на их юридическую силу, а также период действия. Использование при решении задачи нормативных актов, утративших силу, возможно, если это прямо вытекает из условий задачи (есть указание на дату событий), в этом случае следует особо оговорить, что нормативный акт на данный момент уже утратил силу и указать, каким образом осуществляется регулирование спорных отношений в настоящее время.
При необходимости при решении задачи возможно использовать материалы судебной практики по данной категории дел по принципу: «если не нашел ответ в законе – попытайся найти его в судебной практике; если закон требует пояснений – поясни его примером из судебной практики».
На третьем этапе решения задачи студенту необходимо сформулировать ответы по поставленные вопросы, обосновав их ссылками на нормативные источники и судебную практику. Студенту необходимо дать характеристику законности действий субъектов, характеристику нарушенных прав, определить способ разрешения спора, меру юридической ответственности, порядок привлечения к ответственности. Особое внимание следует уделять логически правильному изложению своей позиции.
Ряд задач, содержащихся в практикуме, подготовлен с использованием технологий обучения «кейс-стади». Общий порядок решения кейсов аналогичен решению учебных задач. Вместе с тем, следует учитывать следующее. Одной из главных особенностей работы с кейсами является их широкий, часто междисциплинарный, характер. Как правило, для решения подобных задач от студента требуется знание не отдельных вопросов, а нескольких тем курса. Кейсы характеризуются ситуациями, в которых отсутствует четко выраженный набор исходных данных, которые необходимо использовать для получения единственно правильного решения. Такие задачи, как правило, многовариантны. Также к задаче могут не даваться конкретные вопросы, на которые необходимо ответить. Вместо этого студенту следует целиком осмыслить ситуацию, изложенную в задаче-кейсе, самому выявить проблему и вопросы, требующие разрешения. Таким образом, обеспечивается развитие самостоятельности и инициативности, умение ориентироваться в широком круге вопросов, связанных с правовым регулированием природоресурсных отношений.
Как правило, на решение кейса отводится одно семинарское занятие.
Рекомендуемый порядок решения кейсов
Преподаватель заранее, как правило, за 1-2 недели, предоставляет студентам условия ситуации, предлагаемой для обсуждения на семинарском занятии. Также преподаватель разъясняет учебной группе цель, задачи и сущность подготовки к занятию. Учебная группа может разбиваться на мини-группы.
Подготовка студентов к занятию включает в себя:
изучение нормативно-правовых актов, материалов судебной практики, на основе которых возможно разрешение ситуации;
подготовку письменного решения задачи, особое внимание следует уделять обоснованию, аргументации решения, которые должны быть подкреплены ссылками на соответствующие нормативные правовые акты и другие источники, к решению прилагается перечень материалов, послуживших основой для решения ситуации;
подготовку текста необходимых документов (исковых заявлений, решения суда и др.), виды документов уточняются преподавателем в ходе первичного инструктажа учебной группы;
подготовка презентации своего решения.
Проведение семинарского занятия рекомендуется проводить в следующем порядке:
1. Каждая мини-группа представляет свое решение ситуации. На презентацию решения отводится 5-7 минут.
2. Под руководством преподавателя группа обсуждает эффективность и обоснованность каждого из предложенного варианта решения ситуации.
3. Выбирается наиболее оптимальный вариант с точки зрения как экономичности и быстроты решения проблемы, так и наиболее полной защиты нарушенных прав.
4. В конце занятия преподаватель дает оценку каждой группе, отмечая подготовленность студентов к занятию, активность, творческий подход и компетентность, а также конструктивность предлагаемых решений, обращает внимание на достижение поставленных перед группой целей и задач.
Воспользуйтесь поиском по сайту: