Как побудить верующих приобретать души?
Братья, я уже говорил вам раньше о том великом деле нашей жизни, которое называется приобретение душ. Я старался показать вам разные пути приобретения душ, качества, которые требуются от нас по отношению к Богу и людям, проповеди, наиболее подходящие для этой цели, а также препятствия на пути приобретения душ. А теперь я хотел бы поговорить с вами о следующем вопросе нашей темы, а именно: КАК МЫ МОЖЕМ ПОБУДИТЬ ВЕРУЮЩИХ ПРИОБРЕТАТЬ ДУШИ? Каждый из вас стремится стать в свое время пастором церкви, если Господь не призовет на служение евангелиста или миссионера для язычников. Начало вашего служения похоже на сеятеля одиночку, который рассевает семена Царствия собственными руками из собственной корзины. Но все же вы хотите стать духовными фермерами, иметь собственный участок и сеять уже не в одиночку, а вместе с помощниками. И тогда вы скажете своему слуге: "Иди", — и он пойдет, или же: "Приди" — и он тут же придет; и вы будете стараться помочь им овладеть искусством и таинством посева, чтобы в скором времени у вас было много людей, делающих это благое дело, и чтобы еще больший участок мог возделываться для великого Господина жатвы. Есть здесь среди нас те, кто по благодати Божьей получили столь великое благословение, что теперь нас окружает великое множество людей, получивших духовную жизнь через наше служение, людей пробужденных, наученных и получивших силу благодаря нам, людей, которые служат Богу, как верные слуги. Позвольте мне предупредить вас, чтобы вы не рассчитывали получить такое благословение сразу же, потому что это — дело времени. Не ожидайте получить в первый же год вашего пастырского служения то, что должно быть наградой за двадцать лет тяжкого непрерывного труда на одном и том же месте. Молодые люди иногда делают очень грубую ошибку в том, как они разговаривают с людьми, увидевшими их впервые каких-нибудь несколько недель тому назад. Вы не можете говорить с властью, как человек, который был для них отцом в течение двадцати или тридцати лет. Если вы все же будете так говорить, то это будет с вашей стороны глупым обезьянничанием. С другой стороны, было бы глупо рассчитывать, что ваши люди моментально станут такими, как будто их четверть века учил хороший благочестивый служитель. Правда, вы можете попасть в церковь, где кто-то верно трудился и сеял доброе семя многие годы, и вы найдете свое поле в самом благословенном и процветающем состоянии. И вы будете счастливы, если сможете занять место этого доброго служителя и продолжить следование той дорогой, которую он уже проложил. Считается хорошим знаком, когда кони не замечают, что у них новый кучер. Точно так же и вы, мои дорогие, хотя и неопытные братья, будете очень счастливы, если такова будет ваша доля; но вполне возможно, что вы попадете в такую церковь, которая была доведена почти до развала или же находится в полнейшем запустении.
Может быть, вы попытаетесь заставить наиболее влиятельного диакона подражать вашему усердию; и когда вы будете в состоянии белого каления, а он — холоден, как сталь, вы будете похожи на кусок раскаленного железа, опущенного в ведро с водой. Возможно, он поделится с вами воспоминаниями о других служителях, которые поначалу тоже были такими же горячими, как вы, но вскоре остыли, а потому он не удивится, если то же случится с вами. Этот диакон очень хороший человек, но он стар, а вы молоды, и мы не можем посадить молодую голову на старые плечи даже при всем нашем старании. Может быть, следующим вашим шагом будет попытка привлечь к труду кое-кого из молодых людей, чтобы добиться больших успехов; но они не поймут вас из-за своей нерасторопности и замкнутости, и вскоре бросят это занятие. Не удивляйтесь, если с вами все это случится. Весьма вероятно, что вам придется самим делать почти все, связанное с данным трудом; в любом случае, рассчитывайте на это, и тогда Вы не разочаруетесь, если случится именно так. Может случится и наоборот, но с вашей стороны будет мудрым, если вы, начиная свое служение, не станете тешить себя надеждой на слишком большую помощь в деле приобретения душ. Рассчитывайте на то, что вам придется делать это самому и в одиночку. Оказавшись единственным работником, сейте семя, обходите ваше поле с молитвой к Господину жатвы о благословении на ваш труд и ожиданием того времени, когда ваши усилия, при Божьем благословении, превратят кусок земли, ныне покрытый крапивой, усыпанный камнями, поросший сорняком и терновником и наполовину затоптанный, — в хорошо возделанный участок, где можно сеять семя с наибольшей отдачей и с минимальным количеством помощников. Но все это — дело времени.
Я должен сказать вам вполне определенно: не рассчитывайте на все это, по крайней мере, пока не пройдет несколько месяцев с момента начала вашего служения. Пробуждение, если только оно настоящее, не приходит к нам, как только мы свистнем. Попробуйте свистнуть ветру, чтобы он пришел к вам, и увидите, что из этого получится. Большой дождь был ниспослан в ответ на молитвы Илии, но даже и для Илии это не был ответ на первую же молитву. Так и мы должны молиться, молиться и молиться, и затем, наконец, появится облако, и из облака пойдет дождь. Жди, продолжай работу, будь усидчивым, и в свое время ты получишь благословение и увидишь церковь такой, о какой ты мечтал, но все это не придет в один момент. Я вспоминаю брата Джона из Бирмингема, который вряд ли мог видеть много плодов в течение многих лет своего служения. Насколько я знаю, та церковь не слыла знаменитой до того, как он начал в ней проповедовать, но он твердо продолжал проповедь Евангелия и, в конце концов, вокруг него собралась компания благочестивых людей, которые помогли ему стать самой влиятельной фигурой на то время, ко благу города Бирмингема. Попробуйте и вы сделать то же самое, но не рассчитывайте увидеть сразу все то, что этот верный служитель со своими помощниками смог достичь только спустя многие годы.
Для того, чтобы собрать вокруг себя такую группу христиан, которые впоследствии сами станут приобретать души, я бы посоветовал вам не работать по каким-либо строго установленным правилам, ибо то, что хорошо в одно время, будет неразумно для применения в другое время; и то, что лучше всего подходит на одном месте, не будет столь же хорошим на другом. Иногда наилучшим методом планирования работы будет членское собрание церкви, где вы можете сказать членам церкви, чего бы вы хотели добиться и убедительно пояснить им, что каждый должен стать приобретателем душ для Бога. Скажите им: "Я не желаю быть вашим пастором только для того, чтобы проповедовать для вас одних; я жажду видеть спасенные души, и я хочу, чтобы те, кто уже спасен, искали возможности привести других к Господу Иисусу Христу. Вы знаете, каким образом было получено благословение Пятидесятницы: это случилось, когда вся церковь единодушно собралась на одном месте, и пребывала в молитве и молении, и на них излился Дух Святой, в результате чего тысячи были спасены. Разве не можем и мы собраться таким же образом вместе и вопиять к Богу о ниспослании благословения?" Такое обращение к церкви помогло бы вам мобилизовать ваших членов. Созыв собрания, горячий призыв к труду, объяснения задачи и молитва к Богу могут быть подобны спичке для сухого хвороста; но может случиться и так, что из этого ничего не получится, если у людей нет желания к приобретению душ. Они могут сказать: "Это было прекрасное членское собрание, наш пастор очень на нас рассчитывает, и мы все желаем, чтобы у него получилось то, на что он рассчитывает", но на этом все их желания и закончатся. Итак, если у вас из этого ничего не получится, тогда, возможно, Бог поможет вам начать с одним или двумя человеками. В каждой церкви, как правило, найдется "молодой и красивый" юноша, и вы, заметив в нем более глубокую духовность, чем у остальных членов, можете предложить ему: "Не желаешь ли ты прийти ко мне в гости вечером, и мы проведем немного времени в молитве?" Постепенно можно увеличить круг до двух или трех богобоязненных молодых людей, если будет возможность, или же вы можете начинать это служение вместе с некоторыми благочестивыми пожилыми сестрами, которые живут в более близком общении с Богом, чем любой брат, и чьи молитвы помогут вам больше, чем молитвы братьев. Заручившись их поддержкой, вы можете сказать им: "Давайте попытаемся повлиять на всю нашу церковь, давайте начнем работу с наших членов перед тем, как пойдем к тем, кто вне церкви. Давайте постараемся сами всегда бывать на молитвенных собраниях, чтобы показать пример остальным, а также организуем молитвенные кружки в наших собственных домах и пригласим на них братьев и сестер. Вот вы, дорогая сестра, могли бы собрать у себя полдюжины сестер; и вы, брат, могли бы предложить своим друзьям, чтобы вместе молиться за вашего пастора". Иногда лучший способ поджечь дом — это разлить в нем керосин и зажечь, как делали в Париже леди и джентльмены во времена Коммуны; и иногда самый быстрый метод поджога дома — зажечь его сразу с четырех сторон. Правда, я ни разу в жизни не пробовал делать ни то, ни другое, но все же я себе представляю, что это делается именно так. Я люблю зажигать не дома, а церкви, потому что церкви не сгорают дотла, они горят и не сгорают, если огонь в них тот, что надо. Когда куст терновника всего лишь куст терновника, и ничего больше, тогда он быстро сгорает, если его поджечь; но когда этот куст горит и не сгорает, мы знаем, что там присутствует Бог. Точно так же случается и с церковью, которая горит святым усердием. Ваше дело, братья, каким-то образом зажечь в церкви огонь. Вы можете сделать это, обращаясь к членскому собранию или же к нескольким доверенным людям, но вы должны каким-то образом зажечь огонь. Пусть у вас для этой святой цели имеется тайное общество преданных людей, решивших низвести на всю церковь огонь с неба. Когда вы станете так действовать, дьяволу это не понравится, поскольку вы будете причинять ему беспокойство, и он будет стараться разрушить ваше единодушие, чего он больше всего желает; мы же будем бороться не на жизнь, а на смерть, чтобы мир с его привычками и устоями не проник в церковь. И снова я повторяю, что на все это уйдет время. Я видел, как некоторые братья начинали делать дело так быстро, что вскоре стали похожи на взмыленную лошадь, и на них поистине было жалко смотреть; так что вам нужно время, братья, поэтому не надейтесь на то, что все, чего вы желаете, сбудется сразу же.
Я думаю, что в большинстве церквей проводятся молитвенные собрания по понедельникам вечером. И если вы со своими членами церкви желаете приобретать души, старайтесь всеми силами поддерживать ваше молитвенное собрание. Не будьте похожи на некоторых служителей в пригородах Лондона, которые говорят, что не могут собрать народ на молитвенные собрания и на библейские уроки, и поэтому они проводят в своей церкви одно собрание на неделе, на котором совмещают молитву и короткое наставление. Один такой нерадивый служитель как-то сказал, что нет нужды устраивать собрание среди недели, чтобы давать наставления или говорить проповеди, поэтому он объединил молитвенное собрание и библейские уроки в одно, и получилось ни молитвенное собрание, ни уроки, как говорится, ни рыба, ни мясо, ни курица, ни селедка; а потом он прекратил и эти комбинированные собрания и сказал, что они не нужны, — и я уверен, что его члены церкви имеют об этих собраниях такое же мнение. После всего этого почему бы ему не прекратить и одно из воскресных собраний? Ведь о них можно рассуждать точно так же, как и о собраниях среди недели. В одной из американских газет я прочитал следующую заметку: "Есть верный слух, что в церкви Сперджена в Лондоне рядовые прихожане не приходят на воскресное вечернее собрание один раз в каждые три месяца, чтобы предоставить место для гостей. И притом они делают это без всякого самовосхваления, обычно присущего англичанам. Ну, а наши американские христиане столь "благородны" в этом отношении, что предоставляют место для гостей каждое воскресенье в году".
Я надеюсь, братья, что с нашими людьми этого не случится ни на воскресных, ни на молитвенных собраниях. На вашем месте я бы сделал молитвенное собрание главной характерной чертой своего служения; пусть это будет такое молитвенное собрание, подобного которому не найдется в радиусе семи тысяч миль. Не ходите на молитвенное собрание, как на прогулку, как делают многие, чтобы говорить кое-как, что придет в голову на тот момент. Наоборот, старайтесь сделать все возможное с вашей стороны, чтобы собрание было интересным для всех, кто его посетит. Не постесняйтесь сказать тому пожилому брату, что с Божьей помощью вы не позволите ему молиться двадцать пять минут. Убеждайте его сократить молитву, а если он не может, остановите его. Если в мой дом зайдет человек с намерением перерезать горло у моей жены, я попытаюсь разубедить его в этом и сказать о последствиях, а затем предприму все меры, чтобы он не сделал моей дорогой жене никакого зла. Я люблю церковь почти так же сильно, как свою жену, поэтому если человек молится долго, пусть он молится где-нибудь в другом месте, но не на собрании, за которое я несу ответственность. Скажите этому брату, чтобы он закончил свою молитву дома, если не может молиться с разумной продолжительностью на собрании. Если люди выглядят скучными и сонными, спойте какой-нибудь гимн из репертуара Муди и Санкея, а после, когда они выучат эти гимны наизусть, не пойте их, а вернитесь к своему обычному сборнику гимнов. Поддерживайте ваше молитвенное собрание, даже если из-за него причиняется ущерб каким-то другим занятиям; это наилучший ваш вечер в течение недели, наилучшее служение между воскресными днями, — постарайтесь, чтобы так и было. В сельской местности вы можете организовать хорошее собрание в половине четвертого утра. А почему бы и нет? В пять часов утра придет больше людей, чем в пять часов вечера. Я уверен, что на молитвенное собрание в шесть часов утра соберется много людей, занятых сельским хозяйством; они придут, скажут несколько слов в молитве и будут рады такой возможности. А можно собрать людей и в двенадцать часов ночи; некоторые люди не смогут прийти ни в какое другое время. Попытайтесь проводить собрания в час, в два, в три, в любое время дня и ночи, чтобы так или иначе собрать людей для молитвы, а если не сможете привлечь их на собрание, идите к ним домой и скажите: "Я желал бы провести в вашем доме молитвенное собрание". "О, Боже мой, моя жена будет очень переживать о том, что в доме беспорядок". "Ничего страшного! Скажите ей, что мы не пойдем ни в сарай, ни в сад, ни куда-нибудь еще, но нам обязательно надо провести молитвенное собрание, и мы проведем его прямо в прихожей!" Если люди не придут на молитвенное собрание сами, тогда мы должны пойти к ним. Представьте себе, как полсотни людей устало идут по улице и устраивают собрание прямо под открытым небом; но это еще не самое трудное. Вспомните, как в Америке женщины боролись против продажи спиртных напитков: они молились прямо в торговых точках, пока не добились своего. Если мы не можем поднять дух людей иначе, как чем-то необычным, то во имя всего доброго и великого будем делать необычные вещи, только бы всеми средствами поддерживать молитвенные собрания, так как они являются великим источником силы как от общения с Богом, так и от общения с людьми. Мы должны всегда сами подавать пример усердия. Медлительный служитель не созиждет живую и усердную церковь, я в этом уверен. Человек равнодушный или такой, который прилагает к своей работе как можно меньше старания, не вправе ожидать, что его члены церкви будут усердствовать в приобретении душ. Я знаю, что вы, братья, желали бы иметь рядом с собой группу таких христиан, которые жаждут спасения своих друзей и соседей, круг тех лиц, которые всегда заинтересованы, чтобы Бог благословил ваши проповеди, которые наблюдают за выражением лиц слушателей, чтобы увидеть, какое они получили впечатление, и которые будут глубоко опечалены, если нет покаяний и если души не спасаются. Может быть, они не станут жаловаться вам, если такое происходит, но будут взывать к Богу со слезами в молитве о вас. Но возможно, что они будут говорить о таком положении дел и с вами. Я помню, как однажды в воскресенье вечером перед Вечерей Господней, когда мы принимали в церковь всего лишь четырнадцать душ, один из моих диаконов сказал мне: "Начальник, сегодня у нас плохая прибыль". Мы привыкли к тому, что принимали по сорок или пятьдесят человек ежемесячно, и этот дорогой брат остался недоволен меньшим числом. Я согласился с ним, что в будущем, если сможем, мы должны принимать больше людей. Я предполагаю, что некоторые братья чувствуют досаду, когда им делают подобные замечания; но мне было приятно выслушать то, о чем сказал мой добрый диакон, ибо то же самое чувствовал и я. И затем мы желали бы иметь рядом с собой таких христиан, которые готовы помогать всем, чем только они могут, в деле приобретения душ. Есть много людей, которых пастор не может охватить своим служением. Вы должны постараться приобрести таких христианских работников, которые смогут как бы "пристегиваться" к людям, вы понимаете, о чем я говорю. Я имею в виду такие близкие отношения между людьми, когда вы можете держать своего друга за прядь волос или за пуговицу на его одежде. Авессалому было не так-то легко убежать, когда он зацепился за дуб волосами своей головы. Поэтому старайтесь подойти к грешникам на близкую дистанцию, говорите с ними по-доброму, чтобы, в конце концов, рассказать им о Царстве небесном, вложить в их уши благословенную весть, которая принесет мир и радость их сердцам. Нам нужен в Церкви Христовой отряд снайперов, которые берут людей по одиночке, которые всегда наблюдают за теми, кто приходит на собрание, и не надоедают им, но стараются, чтобы они не ушли домой без личного предупреждения, личного приглашения и личного призыва прийти ко Христу. Нам надо воспитывать всех членов церкви, чтобы сделать из них не одну Армию Спасения. Каждый мужчина, женщина или ребенок в наших церквях должен быть занят делом для Господа. Тогда они не будут удовлетворяться одними красивыми проповедями, как американцы, но они скажут: "Тьфу, какая болтовня! Мы не желаем слушать такое!" Чего желают люди, убирающие урожай на поле, от грома и молнии? Они желают просто отдохнуть немного под деревом, вытереть пот с лица после своих трудов, а потом снова взяться за работу. Наши проповеди должны быть похожими на обращение главнокомандующего к своей армии: "Вот там находится враг; завтра его там не должно быть". Надо сказать что-то краткое, что-то приятное, что-то побуждающее и впечатляющее — и это будет именно то, в чем нуждается наш народ. Мы обретаем уверенность в желаемом благословении тогда, когда вся атмосфера, в которой мы живем, располагает к приобретению душ. Я помню, как один брат сказал мне на вечернем собрании: "Сегодня мы наверняка получим благословение, потому что кругом так много росы". Я желаю, чтобы вы почаще проповедовали там, где много росы! Один ирландец как-то сказал, что бесполезно поливать, когда светит солнце, потому что, по его наблюдениям, всякий раз, когда идет дождь, небо покрыто облаками, и солнца не видно. В этом наблюдении много истины, больше, чем может показаться с первого взгляда. Действительно, дождь приносит пользу растениям тогда, когда все приготовлено к тому, чтобы шел дождь: облачное небо, влажная атмосфера, общее ощущение сырости; если же вылить аналогичное количество воды, когда ярко светит солнце, то листья, наверное, пожелтели бы, сморщились и увяли. Любой садовод скажет вам, что он всегда старается поливать цветы вечером, когда солнце не светит на них. В этом причина того, что искусственное орошение, какое бы оно ни было хорошее, не приносит такой же пользы, как дождь. Если мы желаем, чтобы растения и цветы получали пользу от поливания, этому должна благоприятствовать вся окружающая обстановка. То же самое происходит в духовной жизни. Я часто замечал, что когда Бог благословляет и необычным образом расширяет мое служение, большинство членов моей церкви пребывают в молитве. Великое дело — проповедовать в атмосфере, наполненной росой Духа Святого! Я знаю, что значит проповедовать в такой атмосфере, но — увы! — я знаю также, что значит проповедовать без нее. Тогда это похоже на горы Гелвуйские, на которых нет ни росы, ни дождя. Вы можете проповедовать, вы можете надеяться, что Господь благословит вашу проповедь, но все без пользы. Надеюсь, братья, что с вами так не случится. Возможно, вам выпадет жребий попасть туда, где какой-то хороший брат уже давно трудился для Господа в поте лица и с молитвой, и вы увидите, что все люди уже подготовлены к тому, чтобы получить благословение. Я часто чувствую, выходя проповедовать, что мне нельзя приписать никаких заслуг, потому что все обстоятельства расположены в мою пользу. Люди сидят на скамьях с открытым ртом, ожидая благословения, почти все ожидают от меня чего-то доброго, и поскольку они этого ожидают, оно к ним и приходит; и когда я закончил проповедь, они продолжают молиться о благословении и получают его. Если посадить человека на скачущего коня, ему ничего не останется делать, как ехать верхом дальше; именно так случалось много раз со мною: я получал благословения, когда все вокруг содействовало этому. Вы можете убедиться, что зачастую хорошие результаты получаются не только благодаря проповеднику и его проповеди, но также благодаря всем обстоятельствам, которые сопровождали проповедь. Так было в день Пятидесятницы, когда проповедь Петра привела ко Христу три тысячи душ, и с тех пор еще никто не произнес лучшей проповеди. Хотя она представляла собой обычное личное свидетельство, но, тем не менее, обличила людей в грехе против Спасителя, Которого они предали смерти. И, однако, я не приписываю обращение трех тысяч одним лишь словам апостола, потому что там были облака, воздух был влажным, как сказал мой друг, там было много росы. Разве ученики не пребывали в продолжительной молитве и прошении о ниспослании Духа и разве Святой Дух не снизошел на всех них, так же, как и на Петра? И когда пришло время, благословение Пятидесятницы излилось на них преизобильно. Так всякий раз, когда церковь приходит к такому же состоянию, как апостолы и ученики в то замечательное время, тогда на этом месте сосредоточивается вся небесная энергия. И однако, как вы знаете, даже Сам Христос не мог совершить многих великих дел в некоторых местах из-за неверия людей. Я уверен, что такие же препятствия время от времени встречают все Его слуги, которые трудятся с усердием. У некоторых братьев, сидящих здесь, есть в церквях люди, озабоченные мирским, не имеющие Христа; но, тем не менее, я не считаю, что братья должны убегать от таких людей. Я думаю, надо обратить на них внимание и попытаться, если возможно, сделать их более похожими на Христа. Да, правда, у меня тоже были случаи не столь радостные, как я описывал выше. Помню, как однажды я проповедовал на вечернем собрании в одной церкви, где временно отсутствовал служитель. Когда я прибыл в эту церковь, мне не было оказано ни малейшего гостеприимства. Руководящие братья получили от моего посещения если не духовное благословение, то, по крайней мере, хороший денежный сбор, но они не оказали мне абсолютно никакого радушия, а наоборот, сказали, что на их членском собрании, хотя большинство было за то, чтобы пригласить меня, диаконы были против, потому что не считали меня "здравым". Там присутствовали некоторые братья и сестры из других церквей, которые явно были довольны и получили пользу от моей проповеди, но местные члены церкви не получили благословения. Они не ожидали его, а потому и не получили. После собрания я зашел в братскую комнату и там увидел двух диаконов, стоящих по обе стороны камина. Я спросил их: "Вы диаконы?" Они ответили: "Да". "Дела в вашей церкви идут не очень успешно, правда же?" — сказал я. "Да, правда", — ответили они. "Я думаю, что вряд ли они пойдут лучше с такими диаконами, как вы", — сказал я им. "А вы знаете о нас что-нибудь плохое?" — спросили они. "Нет, — ответил я, — но я не знаю о вас ничего хорошего". Я рассчитывал на то, что смогу поговорить если не со всеми диаконами, то хотя бы с одним или двумя из них. Мне было приятно узнать впоследствии, что моя проповедь или беседа пошла на пользу; в этой церкви совершает служение один наш брат, и на сегодняшний день дела у него идут хорошо. Один из диаконов был настолько раздражен моим замечанием, что оставил свое служение, другой же был раздражен в верном направлении, он остался на своем месте и начал усердно работать и молиться, пока не наступили лучшие времена. Да, трудно грести против ветра и волн, но еще труднее это делать, когда к лодке привязан конь на берегу, который тащит ее в другую сторону. Но ничего, братья, если такое случится с вами, нажмите на весла еще сильнее и стащите этого коня в воду. Помните также, что если вам удалось создать благоприятную атмосферу, то вам будет трудно поддерживать такую атмосферу. Как вы заметили, я сказал "если", и это слово напоминает нам, как мало мы можем сделать, а точнее, мы ничего не можем делать без Бога, ибо это Он управляет атмосферами, Он Один может их создавать и поддерживать, а потому наши глаза должны быть постоянно обращены ввысь, к Тому, от Кого придет наша помощь. Может случится так, что кто-нибудь из вас проповедует очень хорошо и усердно, и, казалось бы, эти проповеди должны быть благословенными, но грешники не спасаются. Что ж, не оставляйте проповедь, но скажите сами себе: "Я должен попытаться собрать вокруг себя побольше людей, которые будут молиться вместе со мной и за меня, которые будут рассказывать своим друзьям о нуждах дела Божьего и которые будут жить и трудиться так, что Господь пошлет дождь благодати, потому что все обстоятельства будут содействовать получению благословений." Я слышал мнение некоторых служителей, которые говорили, что когда они проповедовали в нашей церкви, то там царил такой необъяснимый дух, который производил на них удивительно сильное воздействие. Я считаю, что мы имеем это благодаря нашим прекрасным молитвенным собраниям, потому что у верующих есть дух усердной молитвы, а также и потому, что многие из них внимательно присматриваются к душам. Особенно выделяется один брат, который всегда смотрит, нет ли среди слушателей тех, на кого проповедь произвела впечатление; я называю этого брата своим охотничьим псом, и он действительно всегда готов поднять и принести ко мне птицу, которую я подстрелил. Я наблюдал, как он захватывал их одну за другой, чтобы привести ко Христу, и я радуюсь, что у меня есть такие хорошие друзья. Однажды два наших брата, Фуллертон и Смит, проводили серию евангелизационных собраний, на которых проповедовал весьма известный евангелист, говоривший о себе, что он имеет дар "ускорять принятие решения прийти ко Христу". Он имел в виду то, что Господь благословил его уменьем побуждать людей к скорейшему принятию решения прийти ко Христу. Конечно, это прекрасно, когда у человека есть такая способность, но точно так же прекрасно, когда у него есть целая группа людей, которые на каждом собрании обращаются к слушателям с вопросами: "Ну, приятель, как тебе понравилась проповедь? Было ли в ней что-нибудь интересное для тебя? Спасен ли ты? Знаешь ли ты, как надо спастись?" Ваша Библия должна быть всегда наготове, чтобы сразу открыть текст, который вы желаете прочитать для ищущих Бога. Я не раз видел, как этот мой друг, о котором я только что говорил, открывал Библию и читал самые подходящие места, которые были у него всегда наготове и под рукой, так что он знал, когда какое место прочесть, чтобы оно попало в цель. Вы знаете те тексты, которые я имею в виду и которые жаждут услышать ищущие души: "Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее". "Верующий в Сына имеет жизнь вечную". "Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха". "Всякий, кто призовет имя Господне, спасется". Так вот, этот брат имел при себе целый ряд таких мест Писания, напечатанных жирным шрифтом и прикрепленных к Библии изнутри, так что он мог сослаться на них, не листая Библию, и таким образом, он привел много обеспокоенных душ к Спасителю. Не будет неразумным с вашей стороны, если вы сможете позаимствовать у него некоторые подобные методы, которые оказались столь полезными на деле. И, наконец, братья, не бойтесь, если вы придете в какую-либо церковь и найдете ее в очень плохом состоянии. Для молодого проповедника будет хорошим началом сразу же иметь дело с явно плохими перспективами, потому что если он будет хорошо трудиться, то рано или поздно дело у него пойдет на лад. Если вы придете в церковь и увидите, что она почти пуста, то, вероятнее всего, состояние этой церкви такое, что вряд ли бывает хуже, и у вас есть возможность стать тем средством, через которое некоторые люди придут в церковь, и таким образом дела в ней улучшатся. Если бы мне представилась возможность выбирать себе место для труда, я бы выбрал его прямо на краю озера огненного, ибо я уверен, что работа среди тех, которые считаются худшими грешниками, принесет большую славу Богу. Если Бог благословит вас возможностью служить людям такого сорта, они наверняка останутся вашими самыми верными друзьями на всю жизнь; но наихудший сорт людей — это те, которые долгое время считали себя христианами, но были лишены благодати, они имели имя, будто живы, будучи на самом деле мертвы. Увы, такие люди есть среди наших диаконов и членов церкви, и мы не можем от них избавиться; и до тех пор, пока они остаются, они будут оказывать самое пагубное влияние. Как ужасно иметь мертвых членов, когда каждая часть тела Христова должна быть преисполнена божественной жизнью; однако во многих случаях дело обстоит именно так, и мы бессильны избавиться от этого зла. Мы должны оставить плевелы расти вместе с пшеницей до жатвы; и самое лучшее, что можно сделать, если нельзя искоренить плевелы, — это поливать пшеницу, ибо лучшее средство для сдерживания роста плевелов — это хорошая и сильная пшеница. Я знал некоторых нечестивых людей, которые почувствовали, что у них горит земля под ногами, и были рады убежать из той церкви. Они говорили: "Такие проповеди для нас слишком строги, а эти люди слишком сильно придерживаются пуританских взглядов и чересчур многого от нас хотят". Какое благословение, когда церковь находится в таком состоянии! Мы не хотим прогонять людей, проповедуя им истину, но если они уходят по собственному решению, мы не желаем, чтобы они возвращались в церковь в таком же состоянии; пусть живут, как хотят, а мы будем молиться Господу, чтобы Он по великой Своей милости обратил и привел их к Себе от путей заблуждения, и тогда мы будем рады, если они придут к нам, чтобы вместе жить и трудиться для Господа. Как воскрешать мертвых Дорогие соработники в винограднике Господнем, позвольте мне обратить ваше внимание на одно из самых поучительных чудес, совершенных пророком Елисеем, о чем записано в 4 Царств, 4. Гостеприимство сонамитянки было вознаграждено тем, что она получила в подарок сына; но — увы! — нам не дано знать, как долго мы будем пользоваться нашими земными благами, — и через некоторое время дитя заболело и умерло. Несчастная мать, тем не менее, имела веру, и сразу же поспешила к человеку Божию. Через этого человека Бог дал ей обетование, соответствующее желанию ее сердца, и она решила рассказать ему все, как есть, чтобы он, в свою очередь, изложил это перед Господом Богом и получил для нее успокаивающий ответ. Действия Елисея записаны в следующих стихах: "И сказал он Гиезию: опояшь чресла твои и возьми жезл мой в руку твою, и пойди; если встретишь кого, не приветствуй его, и если кто будет тебя приветствовать, не отвечай ему; и положи посох мой на лице ребенка. И сказала мать ребенка: жив Господь и жива душа твоя! не отстану от тебя. И он встал и пошел за нею. Гиезий пошел впереди их и положил жезл на лице ребенка. Но не было ни голоса, ни ответа. И вышел навстречу ему, и донес ему, и сказал: не пробуждается ребенок. И вошел Елисей в дом, и вот, ребенок умерший лежит на постели его. И вошел, и запер дверь за собою, и помолился Господу. И поднялся и лег над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простерся на нем, и согрелось тело ребенка. И встал и прошел по горнице взад и вперед; потом опять поднялся и простерся на нем. И чихнул ребенок раз семь, и открыл ребенок глаза свои. И позвал он Гиезия и сказал: позови эту сонамитянку. И тот позвал ее. Она пришла к нему, и он сказал: возьми сына твоего. И подошла, и упала ему в ноги, и поклонилась до земли; и взяла сына своего и пошла" (4Цар.4:29-37). В данном случае Елисей находился в точно таком же положении, как и вы, братья, если говорить о вашем труде для Христа. Елисей имел дело с мертвым ребенком. Правда, в данном случае смерть была естественной, но и та смерть, с которой соприкасаетесь вы, не менее реальна, хотя это духовная смерть. Вот эти мальчики и девочки, которые посещают ваш класс, взрослеют и становятся "мертвыми по грехам и преступлениям". И пусть каждый из вас вполне ясно отдает себе отчет в том, каково естественное состояние всякого человеческого существа! Если у вас не будет четкого представления о полной испорченности и духовной мертвости ваших детей, вы не сможете принести им благословение. А потому я прошу вас: идите к ним не как к спящим, которых вы можете разбудить собственными силами, но как к духовным мертвецам, оживить которых может только божественная сила. Великая задача Елисея состояла не в том, чтобы омыть мертвое тело, и не в том, чтобы помазать его благовониями, завернуть в чистое полотно, уложить подобающим образом и затем оставить его таким же мертвым телом: нет, он поставил своей целью ни много, ни мало, но возвращение ребенка к жизни. Возлюбленные учителя, я желал бы, чтобы вы никогда не останавливались на второстепенных благих намерениях, но чтобы стремились достичь величайшей из всех возможных целей — спасения бессмертных душ! Ваше дело — не просто учить детей в вашем классе читать Библию, или внушать им правила морали, или даже преподать евангельские истины, но ваше высокое призвание заключается в том, чтобы быть средством в Божьих руках для передачи небесной жизни в их мертвые души. Ваши уроки воскресной школы будут бесполезными, если дети останутся мертвыми в грехах. В мирских школах хорошее владение знаниями служит доказательством того, что старания учителя не были напрасны; но у вас дело обстоит совершенно иначе, и даже если ваши юные воспитанники вырастут хорошими членами общества, более того, станут регулярно посещать церковь, — вы все же не будете уверены, что ваши молитвы о них услышаны, желания исполнены и высшие цели достигнуты до тех пор, пока не скажете со всей уверенностью: "Господь воскресил их со Христом". Итак, наша цель — воскресение! Наша миссия — воскрешать мертвых! Как у Петра в Иоппии и у Павла в Троаде, у нас есть юные Тавифы и Евтихи, которых надо вернуть к жизни. Как же нам выполнить столь необычную работу? Если поддаться влиянию неверия, то можно прийти в ужас от того очевидного факта, что дело, к которому призвал нас Господь, абсолютно превосходит наши личные силы. Мы не можем воскрешать мертвых. Если бы кто-то попросил нас это сделать, то мы могли бы только разорвать одежды, как царь израильский, и сказать: "Разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять?" Но, с другой стороны, мы имеем сил не меньше, чем было у Елисея, ведь он не сам же смог воскресить сына сонамитянки. Правда, мы не можем своими силами заставить забиться духовной жизнью сердца наших учеников, но ведь и Павел и Аполлос были бы точно так же бессильны это сделать. Должно ли это нас обескуражить, или же направить к истинному источнику силы, чтобы мы перестали уповать на нашу собственную сомнительную силу? Надеюсь, мы вполне понимаем, что человек, живущий верой, живет в мире чудес. Творить чудеса — это профессия веры, это ее естественное дело. Вера мост живой возводит Между небом и землей; Верой житель мира ходит По путям волны морской. Итак, Дух Божий почил на Елисе<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|