Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Феррейра Опасо Е.В.Современные аспекты визуализации информации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — № 11. — 2012.

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ АНИМАЦИОННОГО ФИЛЬМА «ГОЛОВОЛОМКА»

Буянов Владимир Иванович, доцент кафедры психологии ([email protected])

СONFLICTOLOGICAL CONTENTS OF ANIMATION FILM "PUZZLE"

Buyanov Vladimir Ivanovich, assistant professor of psychology ([email protected])

Аннотация. Статья посвящена использованию визуализации учебного материала в процессе преподавания психологии конфликтов. Таким визуальным средством, наряду с другими произведениями искусства, являются анимационные фильмы такие, как мультфильм «Головоломка», вышедший на студии Пиксар в 2015 году.

Ключевые слова: визуализация, анимация, общение, конфликт.

Annotation. The article describes how to use visualization of educational material in the teaching of social psychology. Thus a visual medium, along with works of art, are animated films. One of the best works of animation art, which was published in 2015 years, is a cartoon "Puzzle" (original name of «Inside Out»), created Pixar studio.

Keywords: visualization, animation, communication, conflict.

Изучение психологии предусмотрено образовательными программами большинства факультетов РЭУ им Г.В. Плеханова. Отдельные темы дисциплины, такие как «Психология личности», «Психологические аспекты межличностного общения», «Психологические аспекты межличностных конфликтов» предполагают использование визуализации учебного материала, как на лекциях, так и при проведении практических и семинарских занятий [1; 2; 3].

Лекции по данному разделу, как впрочем, и по другим разделам и темам, проводятся в форме лекций-презентаций, основанных на создании и представлении студентам визуальных образов и соответствующего им текста. В ходе проведения практических занятий организуются просмотры и обсуждение учебных и научно-популярных фильмов: «Власть толпы», «Я и другие», «Детектор лжи. Язык жестов» и др.

Среди анимационных фильмов, используемых на занятиях, посвященных конфликтологическим аспектам психологии, можно выделить мультфильм Г. Бардина «Конфликт», а также произведение студии Pixar «Головоломка» (Оригинальное название «Inside Out», дословно — «Наизнанку»), заслуженно отмеченное в 2016 году премией «Оскар» как лучший среди анимационных фильмов [4].

В фильме остроумно и убедительно показано внешнее поведение героев и их взаимоотношения, а также определяющие это поведение и эти взаимоотношения «живущие» в их головах эмоции, чувства и мысли. Главными героями «внешнего» мира являются девочка-подросток Райли Андерсен, её родители и окружающие их второстепенные персонажи – бывшая подруга Райли, новые учитель и одноклассники, хоккейные команды, в которых играет девочка. В основе сюжета лежит переезд семьи Андерсен из северного штата Миннесота в один из крупнейших городов на западном побережье США — Сан-Франциско и связанные с этим адаптационные и другие трудности членов семьи.

Основными типами конфликтов, нашедшими отражение в фильме, являются внутриличностные и межличностные конфликты.

Описывая внутриличностные конфликты, авторы талантливо и очень наглядно изображают сложный и противоречивый внутренний мир героев, ведущую роль в котором играют эмоции. Главными эмоциями, живущими в «головах» девочки и её родителей являются Радость, Печаль, Страх, Брезгливость и Гнев (см. Рис. 1).

Эмоции показаны в виде персонажей, каждый из которых окрашен в соответствующий цвет: золотистая звездочка (Счастье), синяя слеза (Печаль), фиолетовый туго натянутый нейрон (Страх), зелёная брокколи (Брезгливость) и красный огнеупорный кирпич (Гнев).

Рисунок 1 — Эмоции Райли

Они постоянно конфликтуют друг с другом в борьбе за «Главную кнопку» на «пульте управления» поведением девочки. Неформальным лидером среди этих эмоций является Радость, которая зачастую берет управление «коллегами» на себя, ставит им задачи, определяет цели, мотивирует и подводит итоги, то есть осуществляет основные управленческие функции [5]. В ходе просмотра эпизода о конфликте родителей с дочерью после ее первого дня в новой школе, прошедшего неудачно, проявляются ведущие эмоции папы (Гнев) и мамы (Печаль), что позволяет предположить, что у всех членов семьи разный темперамент: сангвинический у дочери, холерический у папы и меланхолический у мамы.

Показ внутренней эмоциональной жизни девочки, в том числе и внутриличностных конфликтов, чередуется с демонстрацией межличностных конфликтов в реальной жизни.

Так, например, конфликтное взаимодействие эмоций в голове Райли, папы и мамы является удачной метафорой, описывающий взгляды на личность Ф. Пёрлза (взаимодействие «cубличностей») и Э. Берна (эго-состояния «Родителя», «Взрослого» и «Ребенка») [6; 7].

Конфликты личностных смыслов хорошо переданы в диалоге Радости и Печали по поводу приятных воспоминаний. Если для одной из них (Радости) быть на воздухе — это значит играть с папой на солнечном пляже, то для второй (Печали) — гулять под холодным проливным дождем. Радость пытается «утилизировать» это грустное воспоминание, говоря о счастье бегать и веселиться, хлюпая по лужам. В это время ее подруга Печаль вспоминает, как было зябко и сыро от попавшей в сапоги воды и т.д.

Борьба мотивов в голове у девочки показана в таких ситуациях, как неуверенность перед походом в новую школу, сомнение при принятии решения о том, чтобы съезжать с перил по дороге в школу или не съезжать, убегать из дома или не убегать и др.

Анализируя конфликты ценностей Ралли, представленных на экране в виде островов «Хоккея», «Озорства», «Честности», «Дружбы» и «Ответственности за Семью», мы можем видеть, как в ходе развития сюжета эти острова претерпевают существенные метаморфозы (деформируются, разрушаются, воссоздаются, рождаются новые). Это связано с критическими событиями в жизни героини, которые совпадают по времени с ее взрослением и вступлением в отроческий возраст.

Много внимания в фильме уделено и другому типу конфликтов – межличностным. Среди таких конфликтов — и конфликт с папой из-за нежелания в раннем детстве есть противную капусту брокколи, и резко оборванный интернет-разговор со своей старой миннесотской подругой, и неприятный разговор за столом после возвращения из школы, в результате которого Ралли изгнали в свою комнату (см. Рис. 2).

В фильме мы можем видеть проявления различных конфликтогенов, под которыми обычно понимаются слова, действие или бездействие могущие привести к конфликту [8].

 

Рисунок 2 – Конфликт между Ралли и родителями

Так, стремление к превосходству налицо во фразе папы по отношению к дочери: «Как ты разговариваешь?». Среди других конфликтогенов, которые мы видим на экране — проявление раздражения («Вы меня достали!»), агрессивности («Марш в комнату!»), эгоизма (ревность к подруге, нашедшей себе новую близкую подругу), нарушение правил (Ралли ведет себя за обеденным столом не как обычно), стечение обстоятельств (переезд семьи и связанные с этим проблемы, например, несвоевременная доставка мебели и других необходимых для жизни вещей).

Проблемы выбора и использования различных стратегий при разрешении конфликта также нашла отражение в этом полнометражном мультфильме. Таких стратегий обычно выделяют пять [9; 10] (См. Рис. 3).

Рисунок 3 — Стратеги поведения в конфликте

Все они в той или иной степени показаны на экране: избегание (Ралли не общается с «крутыми» девчонками в новом классе и садится обедать в сторонке), подавление (требование отца уйти Ралли из-за стола), уступка (девочка ушла в свою комнату после этого требования), компромисс (Малышка Ралли ест невкусную капусту, если она «самолётик») и сотрудничество (возвращение Ралли и семейное воссоединение) (См. Рис. 4).

Рисунок 4 — Семейное воссоединение

Ссора за столом убедительно и наглядно демонстрирует динамику развития конфликта от предконфликтной ситуации (переезд и поход в новую школу), через инцидент (случай за столом), эскалацию (возникновение решения Ралли убежать из дома и попытка такого побега) и разрешение (возвращение девочки домой и примирение с родителями).

Несколько раз на протяжении картины мы видим различные последствия конфликтов, которые, как известно, делятся на конструктивные (позитивные) и деструктивные (негативные) [11; 12].

К положительным последствиям конфликтов вполне можно отнести появление новых островов личности Ралли (острова «Бойфрендов», «Моды» и «Любовной лирики»), единство семьи после возвращения девочки в отчий дом, успешная игра в новой хоккейной команде и новые друзья. К сожалению, не обошлось и без отрицательных последствий – навсегда исчез остров «Озорства» (девочка повзрослела и утратила былую спонтанность и непосредственность), исчезла из жизни Ралли и бывшая подружка, оставшаяся в прошлом, на старом месте жительства.

Таким образом, анимационный фильм «Головоломка» не только ярко и талантливо изобразил индивидуально-личностные особенности человека, роль и значение эмоций в его жизни, но также продемонстрировал основные внутриличностные и межличностные конфликты ребенка, вступающего в пубертатный период. Запоминающиеся образы и удачные метафоры, используемые в рассматриваемом произведении, могут способствовать лучшему усвоению студентами сущности и содержания конфликтов, стимулировать их на более глубокое изучение психологии, а также других социальных и гуманитарных наук.

Литература

Феррейра Опасо Е.В.Современные аспекты визуализации информации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — № 11. — 2012.

2. Магалашвили В. В. Бодров В. Н. Ориентированная на цели визуализация знаний // Образовательные технологии и общество. — № 1. —Том 11. — 2008.

3. Социальное и профессиональное самоопределение личности в гуманитарном и экономическом образовании: перспективы и развитие. Коллективная монография // Общ. ред. Васякин Б.С., Бережная М.С. —М.: Научный проект, РЭУ. — 208 с.

4. Студия ««Пиксар». Головоломка. —URL: http://www.pixar.com/features _ films/Inside-Out (Дата обращения 01.04.2016 г.)

5. Основные тенденции развития и интеграции психологических знаний в систему экономических отношений и управления. Монография./ Под ред. В.Р. Шлычкова. — Часть 1. Психология управления в современном мире: анализ основных проблем и подходов к их эффективному решению. —М.: ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В.Плеханова», 2013. – 385 с.

6. Перлз Ф. Практикум по гештальттерапии. —М.: Академический проект, 2014. —256 с.

7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. —М.: Эксмо, 2016. —352 с.

8. Едигес А.П. Как научиться разбираться в людях или психологический рисунок личности». —М: АСТ Пресс, 2002. —71 с.

9. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — СПб.: Питер, 2015. —528 с.

10. Щербакова О.И., Ступницкий В.П., Чайкина Е.С. Психология: Учебно-методическое пособие. – М.: ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В.Плеханова», 2010. – 238 с.

11. Овсяник О.А. Особенности профилактики социальной дезадаптации студентов в вузе.// Знание. Понимание. Умение. —2006. —№ 2. —С. 159-161.

12. Ерёмина Н.Ю., Хамматова Р.С. Психология семьи. Учебно-методическое пособие / Еремина Н.Ю., Хамматова Р.С. — Самара: Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, 2013.—260 с.

 

 

,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...