Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
«УТВЕРЖДАЮ»:
ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА
_______________________ /В.И. Семенова/
__________ _____________ 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины История музеев мира
По направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
Факультет Институт изобразительных искусств и музейных технологий
Кафедра Истории, истории искусствоведения и музейного дела
Квалификация (степень) выпускника академическийбакалавр
Тюмень— 2015
Разработчики:
Старший преподаватель канд. ист. наук С.А. Домашова
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Истории, истории искусствоведения и музейного дела»
____________ 201 г, протокол №.
Зав. кафедрой _______________/В.И. Семенова /
Утверждена на заседании Учебно-методической комиссии _________________________________
____________ 201 г, протокол №
Председатель______________/ Г.А. Москаленко /
Индекс по учебному плану
| Цикл
| Компонент
|
Базовая часть
| вариативная часть
| по выбору студента
|
| Гуманитарный и социальный
и экономический цикл
|
|
|
|
Математический и естественнонаучный цикл
| | | |
Профессиональный цикл
| +
| | |
Форма
обучения
| курс
| семестр
| Трудоемкость дисциплины в часах
| Форма
итогового
контроля
|
Всего часов
| Аудиторных часов
| Лекции
| Семинарские (практически) занятия
| Лабораторные занятия
| Курсовая
Работа (проект)
| Самостоятельня работа
|
Очная
|
|
| |
|
|
| | |
| зачет
|
Очно-заочная
| | | | | | | | | | |
Заочная
| | | | | | | | | |
|
1. Цели и задачи дисциплины: сформировать систему представлений об условиях и особенностях формирования, развития и взаимодействия первых цивилизаций, об основных подходах к пониманию исторического процесса.
2. Место дисциплины в структуре ООП: Курс принадлежит к базовой части профессионального цикла дисциплин. Для его освоения необходимо владение базовыми знаниями по мировой художественной культуре и всеобщей истории в объеме школьного курса
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОК-1, ОК-5,ОК-7,ПК-2.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: основные черты и этапы становления развития музеев и музейного дела. Историю крупнейших и старейших музеев мира и России.
Уметь: работать с историческими источниками, проводить анализ полученной в результате знакомства с источником информации;
Владеть: терминологическим аппаратом, представленным в программе курса.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
|
|
|
|
|
Аудиторные занятия (всего)
|
|
|
|
|
|
В том числе:
| -
| -
| -
| -
| -
|
Лекции
|
|
|
|
|
|
Практические занятия, мелкогрупповые занятия
|
|
|
|
|
|
Семинары
|
|
|
|
|
|
Лабораторные работы, индивидуальные занятия
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа (всего)
|
|
|
|
|
|
В том числе:
| -
| -
| -
| -
| -
|
Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
|
|
Расчетно-графические работы
|
|
|
|
|
|
Реферат
|
|
|
|
|
|
Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вид промежуточной аттестации (зачет)
|
|
|
|
|
|
Общая трудоемкость час
зач. ед.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
Виды деятельности
|
1.
| Введение
| Теории происхождения музеев (субъективно-эстетическая, биологическая, филологическая и др.), их критика. Предпосылки возникновения музеев. Отношение к вещи в древности. Этимология слова Музей.
|
2.
| Музеи в античную эпоху
| Понятие музейон. Протомузейные коллекции Древней Греции: святилища, храмы, пинакотеки (Феспийское святилище, Дельфы, Афинский Акрополь, Олимпия, Александрийский музейон).
|
3.
| Музеи-сокровищницы в средние века
| Особенности средневекового мировоззрения. Влияние христианства и древнегерманской культуры на отношение к вещи. Реликвии и церковная утварь. Возникновение и развитие церковных сокровищниц: Монца, Сен-Дени, Конк, Сен-Шапель. Понятие королевской сокровищницы, её функции и значение. Распространение светских сокровищниц с развитием феодализма в Европе.
|
4.
| Частные музеи эпохи Возрождения.
| Исторические предпосылки возникновения музейных собраний в эпоху возрождения. Античное наследие в ренессансной культуре. Систематическое коллекционирование предметов искусства. Ренессансные экспозиции: студило, гардеробные, антикварии, галереи, оружейные, кабинеты и камеры.
Выдающиеся коллекционеры эпохи возрождения и их собрания. Антикварии Ватикана. галереи Уфицци и Питти, Кунсткамера Рудольфа II в Праге, кабинет Амербахов в Базеле.
|
5.
| Музеи эпохи Просвещения.
| «Золотой век» дворцовых художественных галерей. Формирование основных художественных собраний Европы.
Появление естественно-научных кабинетов и научных коллекций. Анатомический кабинет Ф. Рюйша.
|
6.
| Крупнейшие музеи мира XVIII века: история, классификация. Характеристика собраний.
| Возникновение первых публичных музеев в Англии. Феномен публичного музея. Королевские музеи Англии. Франции, Испании, Австрии, Скандинавии. Нововведения в музейном экспонировании.
|
| Особенности развития музейного дела в России.
| Этапы развития, «отставание» от Европы. Специфика формирования музейных коллекций. Кунсткамера и Эрмитаж – первые музейные собрания в России. Превращение Оружейной палаты кремля в древлехранилище.
|
8.
| Развитие музеев в XIX-начале XX веков.
| Наполеоновские войны и их влияние на формирование музейных коллекций. Новые социальные функции музея Музей Наполеона. Пинакотека Брейра. Рейксмузеум. Прадо.
Музей и национальное самосознание. Формирование концепции национального музея в Германии. Музейный остров в Берлине. Глиптотека и Пинакотеки в Мюнхене. Появление музеев национального искусства. Лондонская национальная Галерея. Музеи национальной истории и культуры.
Наука и музей. Роль археологических. Этнографических и естественнонаучных коллекций в создании основ научной систематики. Развитие музейного дела на других континентах (Метрополитен-Музей, Каирский национальный музей).
Роль первых всемирных выставок в формировании просветительской функции музея. Возникновение профильных музеев.
|
9.
| Музеи мира в XX веке.
| Особенности развития музейного дела в тоталитарных государствах. Появление новой функции музея, музей как инструмент пропаганды и политического просвещения. Музеи в Италии, Германии и ССР в 20-30 гг.
Музейный бум в послевоенной Европе. Расширение музейной сети. Международные организации и культурное наследие. Формирование общемировой сети музеев. Появление музейных комплексов нового типа музеифицирование кварталов и городов, возникновение экомузеев. Развитие сети технических музеев.
|
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
3.
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
Воспользуйтесь поиском по сайту: