Формы проявления расизма на современном этапе
Skinheads – разнообразят ли они современный расизм или нет? Попробуем разобраться. К началу ‘70-х г. сложился общий внешний вид и атрибутика — бритые головы, тяжелые ботинки, подтяжки, татуировки и т.п. — символизирующие гнев и бунт молодых ребят, преимущественно выходцев из рабочих слоев против буржуазного строя. Как не парадоксально значительный вклад в дальнейшее развитие внесли английские панки. К ‘72 прежнее движение практически сошло на нет. И лишь в ‘76 скины появились вновь. В то время панки вели войну со стилягами, одни из скинов поддерживали их, другие вставали на сторону стиляг. По сути дела произошло деление на старых и новых скинов. Именно тогда стал вырисовываться тот привычный нам сегодня облик скина: крайний национализм, мужской шовинизм, приверженность к откровенно насильственным методам. На сегодняшний день большинство английских бритоголовых неприязненно относится к черным, евреям, иностранцам и гомосексуалистам. Хотя и существуют левые или красные скины, так называемые red skins и даже организация «Скинхэды против расового насилия» (SHARP). Поэтому стычки между красными скинами и скинами-нацистами — обычное дело. Скинхэды-неонацисты разных стран представляют собой активно действующие боевые группировки. Это уличные бойцы, выступающие против расового смешения, распространившегося, как зараза, по всему миру. Они прославляют чистоту расы и мужественный стиль жизни. В Германии они сражаются против турок, в Венгрии, Словакии и Чехии против цыган, в Британии — азиатов, во Франции — негров, в США против расовых меньшинств и иммигрантов и во всех странах против гомосексуалистов, и «вечного врага», евреев; кроме того, во многих странах, они гоняют бомжей, наркоманов и другие отбросы общества.
В Британии на сегодняшний день насчитывается приблизительно от 1 500 до 2 000 скинов. Самое большое количество бритоголовых в Германии (5 000), Венгрии и Чехии (более чем 4 000 в каждой), США (3 500), Польша (2 000), Великобритания и Бразилия Италии (по 1 500) и Швеции (около 1 000). Во Франции, Испании, Канаде и Голландии их численность приблизительно по 500 человек в каждой. Существуют скины в Австралии, Новой Зеландии и даже Японии. Общее движение бритоголовых охватывает более чем 33 страны, на всех шести континентах. По всему миру их число составляет не менее 70 000 человек. Основной организацией скинхедов считается «Честь и Кровь», структура, основанная в 1987 г. Яном Стюартом Дональдсоном — на сцене (и в дальнейшем) выступавшего под именем «Ян Стюарт» — скинхедовским музыкантом, погибшем в автомобильной катастрофе в Дербшире в конце 1993 г. Группа Стюарта, Skrewdriver («Отвёртка») на протяжении многих лет была самой популярной скингруппой в Британии и во всем мире. Под названием Klansmen («Ку-Клукс-Клановец») группа сделала несколько записей для американского рынка — одна из их песен имеет характерное название Fetch the Rope («Неси верёвку»). Стюарт всегда предпочитал называть себя просто «нацистом», а не «неонацистом». В интервью одной из лондонских газет он сказал: «Я восхищаюсь всем тем, что сделал Гитлер, кроме одного — его поражения». Наследие Стюарта, «Честь и Кровь» (это название является переводом эсэсовского девиза) живо и по сей день. Это не столько политическая организация, сколько «неонацистское уличное движение». Распространившись по всей Европе и США, «Кровь и Честь» действует сегодня как головная организация, объединяющая более 30 скиновских рок-групп, издает свой журнал (с одноименным названием), широко использует современные средства электронной связи, распространяя по всему миру свои идеи. Их аудитория насчитывает несколько тысяч пользователей.
Нападки на иностранцев и гомосексуалистов стали обычным проявлением деятельности бритоголовых, также как и осквернение синагог и еврейских кладбищ. Устроенный в южно-восточном Лондоне марш-протест против расового насилия был прерван внезапным нападением скинов, которые забросали манифестантов камнями и пустыми бутылками. Затем их недовольство перекинулось на полицейских, которых они попытались заставить отступить, забрасывая булыжниками. Вечером 11 сентября 1993 г., 30 скинов-неонацистов промаршировали по одной из улиц, которая считается сердцем азиатского района, разбивая витрины магазинов и выкрикивая угрозы жителям. «Нас лишили того, что принадлежит нам», заявил, спустя несколько дней, один из участников, «но мы вновь вступаем в битву!» Связи с крайне правыми характерны для бритоголовых всего мира. В одних странах они открыто поддерживают тесные контакты со неонацисткими политическими партиями. В других предпочитают оказывать им скрытую поддержку. Ниже перечислены страны и правые политические партии, с которыми сотрудничают местные бритоголовые:
Поддерживая связи с правыми политическими партиями, скинхэды, в своем большинстве скептически относятся к возможности прихода к власти парламентским путем. Они стремятся добиться своих целей скорее путем дезорганизации общества путем прямого насилия и запугивания своих противников. Как правило, большинство населения хотя и побаивается высказывать свое согласие с действиями этих группировок, однако в глубине души одобряет их. Лозунги типа «Иностранцы вон!» в крайней форме выражают скрытые чаяния многих простых обывателей.
Особенно это относится к Германии. Эйфория от объединения Западной и Восточной Германии вскоре уступила место потрясению от некоторых сторон жизни «западного рая». Молодые восточные немцы, видя, что предпочтение в объединенной Германии отдается не им, «братьям по крови», но эмигрантам из третьих стран, начали создавать группировки, нападающие на иностранных рабочих. Многие западные немцы, сочувствуют им, хотя и побаиваются открыто высказывать свои взгляды. Немецкое правительство не сразу сумело эффективно отреагировать на рост подобных настроений. Зато быстро отреагировали правые партии, что привело к значительному усилению расистских тенденций. Однако, уже имея опыт в деле «денацификации», «немецкое» правительство сегодня прикладывает все силы, чтобы обуздать новое движение. В Германии существуют наиболее «драконовские законы», направленные против деятельности правых партий. (Так, например, запрещено отдавать приветствие нацистским салютом. Но немцы не растерялись и просто стали вздымать вверх не правую, а левую руку.) Равным образом в Чехии и Венгрии многие жители этих стран склонны рассматривать скинхэдов как своих защитников, так как их действия направлены против цыган, нацменьшинства всегда бывшего основным источником криминогенной ситуации. В США, напротив, сила скинов не в общественной поддержке, каковая практически отсутствует, но в их открытой приверженности к грубому насилию и отсутствии страха перед наказанием. Новое движение во многом стало восприемником ранее существовавших расистских и антисемитских групп, включая Ку-Клукс-Клан и полувоенные неонацистские группировки. Они вдохнули новые силы и новую энергию в прежнее движение. Хотя в последнее время многие социологи констатируют упадок движения, однако, большинство исследователей этого явления, считают, что оно представляет собой нечто большее, чем проходящее увлечение, что подтверждается более чем двадцатью годами его существования, с периодическими взлётами и падениями. Оно, тем не менее, продолжает вызывать отклик среди молодёжи и привлекать её в свои ряды.
Расизм в США Убийство в Цинциннати белым полицейским 19-ти летнего чернокожего парня стало искрой, которая зажгла копившиеся долгое время недовольство расизмом и бедностью. Cамое крупное с Лос-Анджелеса 1992, выступление чернокожего населения, вовлекло сотни человек, протестовавших против полицейского зверства и десятилетий бедности и маргинализации. Тимоти Томас был 15-м черным убитым в Цинциннати полицейскими, начиная с 1995 года, и четвертым, начиная с ноября. За это же время ни один белый не был убит. Стивин Рогач стрелял в него за нарушение правил дорожного движения. Это преступление свидетельствует о том, что взаимоотношения между беднейшими слоями общества и полицией готовы взорваться в любой момент. Вспыхнувший конфликт вызвал страх и удивление в благополучных слоях американского общества, которые долго пытались не замечать находящийся по соседству целый мир нищеты и бесправия. Эти события наглядно показали, что в США – в этой самой богатой стране мира, есть люди, которые столь бедны, что готовы вступить в конфликт с самой могущественной мировой машиной насилия. Но кто эти мятежники, готовые участвовать в боях с полицией? В городах США наблюдается явление, названное "белый маршрут", когда белое зажиточное население перебирается в пригороды, оставляя центр города. В этих современных гетто скапливаются самые бедные и бесправные жители города. В то же время доля черного население Цинциннати увеличилось за последнее время с 38% до 43% и составила 330 000 человек. Недавнее социологическое исследование Университета Цинциннати показало, что если среднедушевой доход горожан -- $14420 за год, то в Рейне (где сконцентрировано черное население) он только $5359, и 48 процентов его жителей живут за счет социальных программ. Уровень безработицы в Цинциннати, составлял в среднем лишь 3.8 процента на протяжении последних пяти лет. Но среди чернокожих в Рейне уровень безработицы близок к 30 процентам, согласно тому же самому исследованию. Власти пытались бороться с социальными последствиями безработицы, создавая все новые подразделения полиции, которые зверски проводят политику "расовой профилактики" против черного населения. Поэтому недавний взрыв возмущения вряд ли будет последним. Всё так же, как и раньше встреча черного с полицейскими не сулит первому ничего хорошего. Власти говорят, что полиция необходима здесь для защиты, но кого она защищает? Правильный ответ гласит, что репрессивные органы защищают лишь капиталистическую систему с ее несправедливым распределением. То, что в городе был объявлен комендантский час, а сотни людей были арестованы, наглядно показывает суть американской демократии. Это демонстрирует, что правящий класс готов использовать здесь, ту же самую репрессивную политику, что и в остальной части мира, но уже против собственного народа. Буржуа вздымает свои руки в ужасе при насилии со стороны угнетенного – и, в особенности, если насилие направлено против их священной частной собственности, но при этом каждый день они чинят еще большее насилие над рабочими, безработными, меньшинствами, женщинами, и молодежью в собственной стране.
Расовая проблема – прямое следствие капиталистических противоречий. Как говорил Мальком Икс, рассматривая американское общество: "расизм внедрен в капитализм". Везде где есть неравенство, люди будут делиться по поверхностным признакам: расы, религии, рода и т.д. Ясно, что капитализм никогда не решит стоящие перед ним проблемы. Единственный способ изменить ситуацию – обеспечить приличное жилье, образование, работу и т. д. для всех. Но это в принципе невозможно пока существуют рыночные отношения, при которых важна только прибыль. В многонациональной России сегодня сложились иные, "бытовые" формы дискриминации по национальному признаку, связанные с устойчивой ксенофобией, неприязнью и нетерпимостью к другой культуре, языку, верованиям, традициям. Эти формы составляют причудливую смесь: отчасти они достались нашему обществу в наследство от обширной Российской империи с ее специфическими методами колонизации собственных окраин, отчасти были обусловлены национальной дискриминацией, скрыто существовавшей внутри единой общности "советский народ", отчасти отражают мировые тенденции сегодняшнего дня: многие страны сейчас "заражаются" вирусом национализма из-за притока рабочих-мигрантов и иммиграции в целом. Эксперты сходятся на том, что эти "латентные" формы ксенофобии, прорывающиеся наружу отдельными уродливыми вспышками (вроде недавнего погрома еврейской школы в Рязани, драк "бритоголовых" с иностранцами или убийства в Боровичах еврейской девочки 14-летним скинхедом), являются самыми опасными: они "пропитывают" сознание людей, начинают восприниматься как норма взаимоотношений с представителями других национальностей. Для человека, находящегося вне ситуации, результаты бывают шокирующими. Как, например, можно оценить действия краснодарских властей, "выдавливающих" с территории края турок-месхетинцев путем систематического лишения их элементарных гражданских и человеческих прав, даже права регистрировать браки и давать свою фамилию детям? Как понять политику многих местных властей, проводимую по отношению к беженцам из Чечни, когда им зачастую отказывают в самом элементарном - регистрации самого факта их пребывания на данной территории? "Это самый настоящий апартеид, - считает директор старейшей в мире правозащитной организации "Международная лига прав человека", консультант ООН Кэтрин Фицпатрик, занимающаяся проблемами России уже 20 лет. - Больше всего в вашей ситуации меня поражает абсолютная невозможность для большинства пострадавших защитить себя юридическим путем. Ведь по статьям, карающим за возбуждение национальной розни, в вашем суде дело не может быть возбуждено на основании заявления частного лица". Опасность состоит и в другом: государство, которое никогда бы не "подняло на флаг" классический "черно-белый" расизм, легко может соблазниться возможностью использовать "латентную" ксенофобию в качестве одной из форм национальной идеи. В течение двух лет на северо-западе России регулярно проводились российско-американские семинары для госслужащих по методам противодействия национал-экстремизму и расизму. После убийства еврейской девочки в Боровичах в этом городе по просьбе местной администрации впервые провели специальный семинар для сотрудников правоохранительных органов - впоследствии такие семинары проводились неоднократно. Однако недавно, когда группа американских полицейских посетила МИД чтобы договориться о дальнейшем сотрудничестве, им "дали от ворот поворот", объяснив, что "расизм - это проблема Запада, а не России". Далее мы приведем отрывок статьи, своего рода справки проявления расизма в Эстонии. «…У нас в Эстонии принято считать, что наше общество достаточно толерантно, и проблемам дискриминации, как правило, очень мало отводится места на страницах газет и в других средствах массовой информации. И это несмотря на то, что «странички» Интернета пестрят не только расистскими, но фашистскими высказываниями не только отдельных лиц, но и целых организаций! Стоит лишь обратиться к порталу Delfi, где каждому, кому не лень, дается право на выражение собственного, подчас не только некорректного, но и чрезмерно агрессивного мнения! При этом отсутствуют какие-либо мало-мальски профессиональные комментарии специалистов, не говоря уже о представителях властей, призванных уже в силу своей принадлежности к продекларированным демократическим ориентирам отстаивать и защищать общечеловеческие принципы и нравственные нормы. Я не буду повторять всю эту «ересь» и приводить многочисленные оскорбительные прозвища, которыми награждают посетители эстоноязычных «виртуальных гостиниц» «инородцев» («muulased» <…>), под которыми в первую очередь подразумеваются русские. Достаточно привести лишь одно наиболее распространенное – «tiblad», которое не имеет аналога в русском языке, но выражает крайне негативное и в высшей степени пренебрежительное отношение именно к русским, как представителям «низшей» расы или нации. Столь популярные и ставшие почти «литературными» в силу широкого распространения в СМИ определения проживающих по соседству представителей русского национального меньшинства свидетельствуют о проявлении ничего иного, как самой типичной формы ксенофобии, или точнее русофобии, в эстонском обществе. Так как весьма удобный способ узнать настроения масс – это предоставить этим массам возможность высказать самим свое мнение, это порою бывает даже более показательно, чем результаты многих социологических исследований. К сожалению, уровень культуры нашего эстонского общества, в том числе и правовой, настолько низок, что пока отсутствует почва для установления прочных демократических традиций. Вследствие всеобщего невежества, при недостатке терпимости (или толерантности – кому как больше нравится) и при наличии озлобленности, мстительности и агрессивности, в общественном сознании и сознании эстонского обывателя господствуют искаженные понятия, субъективные оценки исторических событий, невежественный апломб и произвольное толкование общепринятых норм международного права и стандартов в области прав человека. На этом основании у большинства эстонцев сложилось слишком хорошее мнение о себе и об обществе, в котором они живут. На самом деле, подобные самооценки весьма далеки от истины, которая, как известно, познается в сравнении. А для сравнения и информации к размышлению я хочу привести лишь один пример, взятый из западных СМИ (Reuter): в Ирландии водитель автобуса был наказан штрафом более чем на 900 фунтов лишь за то, что сказал пассажиру неирландского происхождения, чтобы он «убирался к себе домой». Меня могут обвинить в том, что я слишком предвзято сужу об эстонцах и эстонском обществе по отдельным высказываниям. В качестве аргументов, как правило, говорится, что «большинство» так не думает. Позвольте спросить это молчаливое здравое большинство – а как вы думаете? Может быть, более здраво и разумно мыслящие члены общества наконец-то «нарушат обет молчания», найдут время (или смелость!) поделиться своими мнением и знаниями по вопросу о правах человека, общепринятых нормах морали, поведения и об общечеловеческих ценностях. Именно так это происходило и происходит в обществах, где сложились более-менее цивилизованные или «так называемые демократические», а проще сказать - нормальные человеческие отношения, и где восстановление справедливости не вызвано жаждой мести и ей не сопутствует новая несправедливость. Ведь история человечества в сравнении с историей эстонского государства соразмерна с вечностью и богата более яркими примерами, которые повторяются снова и снова, и вследствие этого все, что происходит сейчас в Эстонии, - не уникально: все давным-давно и неоднократно уже испытано кем-то другим. Вот только на уроках истории, как правило, никто не учится, особенно те, кто с такой беспечностью, безответственностью и верой в безнаказанность берется за ее переписывание, не обременяя себя ее предварительным, тщательным изучением». На наш взгляд, проблема нетерпимости – это проблема не только эстонцев по отношению к русским. Интолерантность встречается повсеместно во многих странах. Именно в то время когда «здравое большинство» молчит, агрессивно настроенное «меньшинство» действует. Выводы Причина расизма — не цвет кожи, а человеческое мышление. Поэтому и исцеление от расовых предрассудков, ксенофобии и нетерпимости следует искать прежде всего в избавлении от ложных представлений, которые на протяжении столь многих тысячелетий были источником неверных концепций о превосходстве или, наоборот, более низком положении различных групп среди человечества. Расистское мышление пронизывает наше сознание. Мы все немножко расисты. Мы верим в этнический баланс. Мы молчаливо одобряем ежедневные унижения людей в метро и на улицах под предлогом “проверки паспортного режима” — ведь те, кого проверяют, как-то неправильно выглядят. В нашем сознании не укладывается, что общественный порядок возможен без института прописки. Мы не видим, как, кроме рестриктивных мер, можно справиться с угрозами, которые несет с собой миграция. Нами движет логика страха, в которой причина и следствие поменялись местами. Реальная коллизия, в которую попадают переселенцы “неславянской национальности” в Краснодаре, Ставрополе или в Москве, достаточно ясна. Она заложена системой регистрации, которая, как всем известно, есть лишь эвфемизм прописки и которая, согласно Конституции, является противозаконной. Получить регистрацию крайне трудно, а иногда и попросту невозможно. Отсутствие регистрации влечет за собой отсутствие легального статуса, что, далее, означает невозможность легального трудоустройства, легального найма жилья и т.д. Понятно, что в чем более тяжелой ситуации находятся люди, тем больше вероятность возникновения в их среде девиантных форм поведения. Замыкает эту цепочку рост социальной напряженности и ксенофобских настроений. Расистское мышление выстраивает совсем другую цепочку. Склонность нерусских переселенцев к девиантному поведению ’ рост социальной напряженности ’ необходимость рестриктивных мер и, в частности, особых правил регистрации для членов определенных групп. Странновато бывает слышать, как уважаемые эксперты (и опирающиеся на их данные представители власти) говорят о том, что в Москве и Московской области “уже проживает порядка 1,5 млн. мусульман”. По всей видимости, эта цифра взялась из суммирования татарского и азербайджанского населения столицы и области, к которому присовокупили приезжих из Дагестана и других северокавказских регионов. Логика, стоящая за этими исчислениями, предполагает взгляд на мигрирующих в центр южан как на группу, отделенную от основного населения огромной культурной дистанцией. Шутка ли: христианство и ислам — тут и диалог не всегда, как свидетельствует история, установить удавалось, а в ситуации социально-экономической нестабильности и до межцивилизационного конфликта недалеко. Верят ли сами говорящие в то, что они внушают своим слушателям? Предположение о, якобы, имеющейся культурной несовместимости славянского большинства и неславянских меньшинств нелепо. Оно нелепо уже потому, что львиная доля нерусских мигрантов в России — выходцы из бывших советских республик, а переселенцы с Северного Кавказа и вовсе российские граждане. По своей культурной принадлежности они — советские люди. Их “этничность” — советская, сколько бы нас ни убеждали в обратном специалисты по этнопсихологии. Большинство этих людей прошли социализацию в тех же условиях, в каких социализировалось остальное население страны. Они ходили в ту же школу, служили в (или “косили” от) той же армии, были членами тех же полудобровольных организаций. Они, как правило, прекрасно владеют русским языком, а что касается религиозной идентичности, то большинство из тех, кого называют мусульманами, вряд ли бывали в мечети чаще, чем бывали в христианской церкви те, кого называют православными. Разумеется, культурная дистанция между мигрантами и принимающим населением существует. Но обусловлена она опять-таки особенностями социализации и приобретенными в результате навыками поведения. Это дистанция между сельскими жителями и горожанами, жителями маленьких городков, привыкшими к плотным сетям межличностных контактов, и жителями мегаполисов, в которых царит анонимность. Это дистанция между малообразованными людьми с минимальной социальной компетенцией и окружением с более высоким уровнем образования и, соответственно, более высокой профессиональной подготовкой. Культурные отличия — лишь гарнир к структурным и функциональным различиям. Люди оказываются членами определенных групп в зависимости от того социального ресурса, которым они обладают. У бюрократии, например, есть ресурс, называемый властью. Члены данной группы реализуют его максимально эффективно, обложив процедуру регистрации в крупных городах таким количеством ограничений, что потенциальные взяткодатели выстраиваются в очередь. Надо ли добавлять, что самые щедрые из них — те, кому зарегистрироваться труднее всех. Эта группа — “нерусские”, которая, в свою очередь, распадается на несколько подгрупп в зависимости от строгости по отношению к ним негласных инструкций. У крупных собственников есть другой ресурс — возможность давать работу. Опять же излишне напоминать, что бесправные и беспаспортные “инородцы” готовы трудиться — и трудятся — на самых жестоких условиях, когда о медицинском страховании и прочих излишествах развитого капитализма никто и не помышляет. О том, какими ресурсами обладает наша доблестная милиция, знает каждый, кто наблюдал, с каким рвением ее работники останавливают прохожих определенной наружности и какими недовольными бывают их физиономии, когда документы у этих прохожих оказываются в порядке. Так мигранты нерусского происхождения становятся членами той или иной этнической группы. Мы не знаем, какую роль в этом процессе играет “естественная” тяга к “своим”. Но мы знаем, что, даже если бы они горели желанием полностью ассимилироваться, у них вряд ли бы что-то получилось. Однако в глазах группы, не сталкивающейся с подобными проблемами (русского большинства), такое поведение выглядит как культурный рефлекс — нежелание нерусских мигрантов жить как все. Нам кажется, пора перевести обсуждение проблем, связанных с миграцией, из культурно-психологического в социально-структурный план. Не о диалоге/конфликте культур и не о “толерантности” надо вести речь, а о глубоких социальных — прежде всего правовых — изменениях, без которых все инвективы в адрес расизма и все призывы к межэтнической терпимости останутся пустым сотрясением воздуха. Рекомендации В данном разделе нашего исследования мы хотели бы предложить некоторые рекомендации по предотвращению последствий расовой дискриминации. Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах и что каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными в ней, без какого бы то ни было различия, в частности без различия по признаку расы, цвета кожи или национального происхождения. Все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту закона от всякой дискриминации и от всякого подстрекательства к дискриминации. Всякая теория превосходства, основанного на расовом различии, в научном отношении ложна, в моральном — предосудительна и в социальном — несправедлива и опасна, и что не может быть оправдания для расовой дискриминации, где бы то ни было, ни в теории, ни на практике. Дискриминация людей по признаку расы, цвета кожи или этнического происхождения является препятствием к дружественным и мирным отношениям между нациями и может привести к нарушению мира и безопасности среди народов, а также гармоничного сосуществования лиц даже внутри одного и того же государства. Существование расовых барьеров противоречит идеалам любого человеческого общества. Безусловно, государство должно играть ведущую роль в решении данной проблемы. Именно государство должно обеспечить равноправие каждого человека перед законом, без различия расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения, в особенности в отношении осуществления следующих прав: а) права на равенство перед судом и всеми другими органами, отправляющими правосудие; b) права на личную безопасность и защиту со стороны государства от насилия или телесных повреждений, причиняемых как правительственными должностными лицами, так и какими бы то ни было отдельными лицами, группами или учреждениями; с) политических прав, в частности права участвовать в выборах — голосовать и выставлять свою кандидатуру — на основе всеобщего и равного избирательного права, права принимать участие в управлении страной, равно как и в руководстве государственными делами на любом уровне, а также права равного доступа к государственной службе; d) других гражданских прав, в частности: i) права на свободу передвижения и проживания в пределах государства; ii) права покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну; iii) права на гражданство; iv) права на вступление в брак и на выбор супруга; v) права на владение имуществом, как единолично, так и совместно с другими; vi) права наследования; vii) права на свободу мысли, совести и религии; viii) права на свободу убеждений и на свободное выражение их; ix) права на свободу мирных собраний и ассоциаций; e) прав в экономической, социальной и культурной областях, в частности: i) права на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда, защиту от безработицы, равную плату за равный труд, справедливое и удовлетворительное вознаграждение; ii) права создавать профессиональные союзы и вступать в них; iii) права на жилище; iv) права на здравоохранения, медицинскую помощь, социальное обеспечение и социальное обслуживание; v) права на образование и профессиональную подготовку; vi) права на равное участие в культурной жизни; f) права на доступ к любому месту или любому виду обслуживания, предназначенному для общественного пользования, как, например, транспорт, гостиницы, рестораны, кафе, театры и парки.
Для осуществления вышеперечисленных прав необходимо уделять большее внимание преподаванию, воспитанию, культуре и СМИ. Чтобы не быть голословными, мы хотели бы привести несколько примеров реально принятых мер. Наиболее многочисленной группой меньшинств в Финляндии (5,71 процента населения) являются финны, говорящие по-шведски. Эта группа населения находится в гораздо более благоприятном положении по сравнению с другими национальными меньшинствами ввиду того, что шведский язык наряду с финским является официальным языком Финляндии. За последние годы правительство активизировало усилия с целью решить вопрос с собственностью саами — коренного народа Финляндии — на землю. Финский, шведский или саамский языки преподаются учащимся как родные языки, и в соответствии с новым законодательством дети, которые постоянно проживают в Финляндии, а следовательно, и дети иммигрантов, как обязаны, так и имеют право посещать единую среднюю школу. К другим позитивным усилиям, предпринятым государствами, относятся: законодательные меры, направленные на введение более суровых предельных мер наказания за преступления на расовой почве; использование этнического мониторинга с целью установить число лиц той или иной этнической и национальной принадлежности в различных сферах занятости и установление целевых заданий в целях создания дополнительных рабочих мест для представителей меньшинств в тех сферах, где они недопредставлены; учреждение новых консультативных органов, занимающихся вопросами, которые связаны с борьбой с расизмом и нетерпимостью, в том числе развертывание и осуществление кампаний информирования общественности, направленных на то, чтобы предотвратить проявление расовой дискриминации и усиление терпимости; и создание правозащитных институтов и назначение омбудсменов, занимающихся проблемой этнического и расового равенства. Органам власти в государствах необходимо обеспечивать осуществление меньшинствами основополагающего права на равенство — как в рамках законодательства, так и в обществе в целом. В этой связи важная роль принадлежит местным органам управления, гражданским организациями и неправительственным организациям (НПО). Сотрудники полиции, прокуроры и судьи должны иметь более четкое представление о расовой дискриминации и преступлениях на расовой почве, и в некоторых случаях, возможно, целесообразно внести изменения в кадровый состав полицейских сил, с тем чтобы лучше отразить многоэтнический характер общин, на службе которых они находятся. Меньшинства также должны интегрироваться в жизнь своих общин. Прочие рекомендации касаются контроля за высказываниями, проникнутыми чувством ненависти, поощрения процесса расширения прав посредством образования и обеспечения надлежащим жильем и доступом к услугам в сфере здравоохранения. Литература 1. http://www.nationalism.org/vvv/skinheads.htm – Виктория Ванюшкина «Бритоголовые» 2. http://www.bahai.ru/news/old2001/racism.shtml – Заявление Международного Сообщества Бахаи на Всемирной конференции против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости (Дурбан, 31 августа – 7 сентября 2001г.) 3. http://www.lichr.ee/rus/statyi/9nov.htm – Лариса Семенова «Молчание убивает» 4. http://www.un.org/russian/documen/convents/raceconv.htm – Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 5. http://ofabyss.narod.ru/art34.html – David Myatt «Почему расизм прав?» 6. http://www.ovsem.com/user/rasnz/ – Морис Олендер «Расизм, национализм» 7. http://www.segodnya.ru/w3s.nsf/Archive/2000_245_life_text_astahova2.html – Алла Астахова «Обыкновенный расизм» 8. http:// www.1917.com/Actions/AntiF/987960880.html – Расизм в США 9. http://www.un.org/russian/conferen/racism/indigenous.htm – Расизм и коренные народы 10. http://iicas.org/articles/17_12_02_ks.htm – Владимир Малахов «Расизм и мигранты» 11. http://www.un.org/russian/conferen/racism/minority.htm – Многоэтнические государства и защита прав меньшинств
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|