Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разделение элементов после смерти




Что происходит с душой после смерти

 

 

Предисловие издателя

 

Есть ли жизнь за гранью смерти? Эта тайна занимает человеческий ум с древнейших времен. Людей всегда интересовало: что происходит с душой после того, как она оставляет тело? В лежащей перед вами книге, как следует из самого ее названия, детально описывается процесс физического умирания и дается ответ на извечный вопрос о жизни после смерти.

Сегодня эта тема чрезвычайно популярна, и наряду с данными серьезных научных исследований мы нередко сталкиваемся со множеством откровенных спекуляций. Тот факт, что сознание человека не угасает после его физической смерти, большинством современных мыслителей не оспаривается. Однако множество книг, посвященных данной проблеме, как правило рассматривают либо астральный, либо близкие к нему планы. В подобной литературе, основанной на данных спиритических сеансов и свидетельствах медиумов, мы встречаем главным образом описание Преталокилишь одного из множества надземных миров.

Представленный вашему вниманию труд Шри Свами Шивананды отличается от аналогичных публикаций широтой освещения вопроса, твердой опорой на священные писания, научностью подхода и глубиной личных размышлений. Автор раскрывает те аспекты посмертного существования, которые не нашли отражения в других работах на эту тему. Кроме того книга знакомит читателя с понимаем данного вопроса различными религиозными школами.

Большой интерес и ценность представляет раздел, посвященный сокровенному смыслу и эзотерическому значению разнообразных религиозных практик и способов взаимодействия с посмертными формами жизни. Интереснейшая поэма, помещенная в начале книги, а также примечания и истории, приведенные в конце, воодушевляют и приглашают к размышлениям.

Знакомство с этой книгой утверждает читающего в том, что со смертью наша жизнь не прекращается, а все наши поступки, совершенные при жизни, отражаются на нашем будущем за ее пределами. Написанное Свети Шиванандой подталкивает нас к осмыслению собственного существования, стимулируя наше мышление (вичара). Мы убеждены, что новое знание о сверхматериальном состоянии поможет личной эволюции каждого читателя, а также осознанию им истинного значения его физического существования на земном плане.

Мы приносим глубокую благодарность всем, кто оказал помощь в издании этого монументального труда светлого дживанмукты — Шри Свами Шиванандаджи Махараджи. Да снизойдет благословение Господа на них и на всех вас, и да поможет Он каждому принять высшее Знание, Радость, Счастье и Бессмертие.

Свами Чидананда

 

Введение

 

Паралокавидья, или наука о душах умерших и планах их пребывания, чрезвычайно интересна. Она трудна в постижении и содержит множество загадок и скрытых чудес. Доктрина реинкарнации, или метемпсихоза, идея переселения душ и спиритуализм корнями уходят в паралока–видью, которая тесно связана с панчагни–видьей [Panchagni Vidya] из «Чандогья Упанишады».

Великие ученые, сделавшие поразительные открытия и создавшие диковинные вещи, могущественные властители, правившие громадными империями, вдохновенные поэты и художники, брамины, риши и йогины — множество людей приходило в этот мир и покинуло его. Всех нас интересует, что стало с ними после? Существуют ли они по–прежнему? Что происходит по ту сторону смерти? Может быть, умершие уходят в ничто, просто растворяясь в воздушном пространстве? Эти вопросы возникают в человеческом уме спонтанно и никто не минует их, поскольку они свойственны нашей природе.

Смерть вызывает неподдельный и глубокий интерес в каждом из нас, ведь все мы однажды умрем. Тень ужаса перед ней касается всякого, а оставшиеся в живых склонны испытывать бессмысленные переживания, страдания и беспокойство за судьбы ушедших душ.

Эта тема является также предметом повышенного внимания в определенных научных кругах Запада. Однако множество проводимых исследований в основном посвящено, поискам доказательств продолжения индивидуального существования после распада физического тела. И этот факт был подтвержден в процессе общения с миром духов как при помощи научных методов, так и при посредничестве медиумов.

Полученные таким образом данные снимают со смерти покров печали и ужаса, позволяя увидеть её истинное назначение и роль в личном развитии индивидуума. Это побуждает людей искать способы преодоления смерти и достижения вечной жизни, подталкивает к серьезному изучению брахмавидьи и поискам подлинного учителя — просвещенного мудреца, способного наставить нас на путь Истины и разъяснить таинство кайвальи, или брахмагьяны.

В этой книге подробно описано существование по ту сторону земной жизни. Эта работа проделана тщательнейшим образом, в соответствии со строго научным подходом. Здесь также содержится разнообразная дополнительная информация, посвященная умиранию и проявлениям посмертного существования, приводится большой объем фактического материала. Кроме того, в этой книге передана сущность учения Упанишад.

Невежество в этом чрезвычайно важном вопросе является одной из главных причин человеческих страданий. Внимательное знакомство с представленным трудом поможет вам избавиться от пелены суеверий и предрассудков и освободиться от ужаса, который сегодня наводит на вас смерть.

Целью всех йогических садхан является радостная и бесстрашная встреча со смертью. Йогины, мудрецы и даже простые ученики, если они подлинно учатся, свободны от страха перед ней. Более того, смерть сама боится практикующих джапу, киртан и медитацию, и.ни она, ни её посланники и близко к ним не приближаются. Кришна говорит в «Бхагават–Гите»: «Пришедшие ко мне великие души не рождаются больше в обители страданий и преходящего; они достигли высшего блаженства» (8:15).

Человеку, привязанному к этому миру, смерть приносит много боли. Тот же, кто оставил желания, о смерти не печалится, ибо совершенный знающий (гъяни) не умирает. Его прана, или жизненная сила, не оставляет его. Ваша важнейшая обязанность — подготовиться к достойной жизни в ином мире. Превзойдите страх смерти. Преодоление этого страха, преодоление самой смерти являются высшей пользой, которую можно получить от всех духовных садхан. Молитесь Всевышнему о том, чтобы в каждом вашем рождении почитать Его. Если вы стремитесь к бесконечному блаженству, завершите цикл перерождений и навсегда счастливые пребудьте в вечном Атмане.

Бхишма [Bhishma] умер по собственной воле (ичха мритью). Савитри [Savitri] вернула к жизни своего мужа, Сатьявана, силой своей чистоты. Маркандея подчинил себе смерть, поклоняясь Шиве. Вы также способны преодолеть смерть, благодаря набожности, знанию и силе брахмачарьи.

 

 

Глава I. Смерть

 

 

Что такое смерть

 

Смерть — это лишь отделение души от физического тела. Это отправная точка для новой, более совершенной жизни. Со смертью самосознание не прерывается, личность не перестает существовать. Смерть открывает врата в высшую жизнь, в более полное существование.

Рождение и смерть — не более чем игра майи — великой Иллюзии. С рождения начинается движение к смерти, а со смертью приходит новая жизнь. Жизнь и смерть едины, это просто вход и выход в видимый мир. Подлинное же Бытие не имеет ни входа, ни выхода. В нем есть только Брахман и Вечность.

Как вы меняете место жительства, переезжая из дома в дом, так и душа в поисках необходимого опыта переходит из тела в тело. Она обитает там какое–то время, а затем оставляет материальную оболочку, как изношенную одежду, и входит в новую.

Смерть не означает прекращения жизни, ибо жизнь непрерывна и бесконечна. Смерть — это простая необходимость, преходящее явление, через которое проходит в своей эволюции каждая душа.

Распад тела — не более, чем сон. Для души смерть и рождение то же, что сон и пробуждение для человека. Смерть подобна сну, а рождение — пробуждению. Смерть дает возможность перейти к новому, лучшему существованию. Мудрый и знающий не страшится смерти, а считает её воротами в новую жизнь. Она для него не устрашающий меч, обрубающий жизненную нить, а золотой ключ, отпирающий дверь в беспредельное, полное и счастливое существование.

Каждая душа представляет собой круг. И если линия его окружности затеряна в бесконечности, то центр находится в теле. Смерть означает простое перемещение центра из одного тела в другое. Так имеет ли смысл этого бояться?

Высшая Душа, или Параматма, нетленна, бессмертна, всеобъемлюща, беспричинна и беспредельна. Она является источником и первоосновой тела, разума и всего сущего. Тело, образованное пятью элементами, смертно. Но как может настичь смерть Вечную Душу, стоящую выше времени, пространства и причинности?

Если ты ищешь освобождения от рождений и смертей, ты должен стать бестелесным. Тело является результатом кармы, поступков. Ты должен перестать действовать в расчете на будущие плоды. Если ты сумеешь освободиться от рага–двеши [Raga–dwesha] - собственных симпатий и неприязни — ты выйдешь из плена кармы. От рага и двеши ты будешь свободен, только избавившись от эгоизма. А его ты уничтожишь, только уничтожив знанием Всевечного собственное невежество. Главная причина существования тела — невежество.

Кто постигнет Вечную Душу, которой нельзя ни увидеть, ни услышать, ни почувствовать на вкус, ни коснуться; Душу, не имеющую ни формы, ни свойств и стоящую над всей Природой, над тремя телами и пятью оболочками; Душу всеобъемлющую, неизменную и светоносную — тот освободится от тисков смерти.

 

Смерть — не конец жизни

 

Индивидуальные души (дживы) для проявления своей активности и накопления опыта в этом мире создают разнообразные тела. Они входят в тела и покидают их, когда последние становятся непригодными для жизни. Тогда дживы создают новые тела и затем вновь их покидают. Это явление известно как переселение душ. Вхождение души в тело называется рождением, уход–смертью. В отсутствие души тело умирает.

Зачатие ребенка в лоне матери происходит в результате соединения микроскопических живых клеток, невидимых невооруженным глазом, — сперматозоида из мужской спермы и женской яйцеклетки. Этот процесс, оплодотворение яйцеклетки, и дает начало новой жизни. В материнском лоне сперма (суклсш) и яйцеклетка (шронита) сливаются воедино. После оплодотворения образованная клетка, одна–единственная, развивается в эмбрион и затем за десять лунных месяцев в полноценного человеческого ребенка.

Человечество всегда стремилось приоткрыть завесу, которая скрывает происходящее с индивидуумом после смерти. Однако ни одно из многочисленных предположений так не смогло пролить свет на эту загадку. Наука также пыталась ответить на этот вопрос. Но за все время так и не нашлось фактов, способных стать основой для убедительной теории, хотя эксперименты в этой области дали множество интереснейших результатов.

Естественная смерть неизвестна одноклеточным организмам. До тех пор, пока жизнь на Земле состояла из подобных образований, смерти не существовало. Этот феномен появился только после перехода от одноклеточной формы существования к многоклеточной.

Лабораторные эксперименты, проведенные над домашними птицами и млекопитающими, показывают, что после отделения от тела целые органы, такие как щитовидная железа, яичники, надпочечники, селезенка, сердце и почки, могут существовать в искусственной среде. Более того, изолированные органы порой увеличиваются в размерах и весе, поскольку в них может продолжаться процесс образования новых клеток и рост тканей.

Известно также, что определенные части организма после отделения от тела могут продолжать свое функционирование. Например, белые кровяные тельца при тщательном уходе могут месяцами жить вне уже кремированного тела. Но строго говоря, жизнь кровяных телец конечно же нельзя назвать жизнью индивидуума.

Смерть — не конец жизни. Это лишь перерыв в проявлении индивидуальности. Прекращение течения жизни является победой Всеобщности, ибо поток жизни сливается с Вечностью.

 

Умирание

 

Васишта [Vasishta] говорит в своей «Йога Васишта»: «Когда в результате болезни тела его нади, астральные каналы, теряют свою силу и более неспособны к расширению и сжатию при вдыхании и выдыхании воздуха, тело утрачивает гармонию и устойчивость. Выдыхаемый воздух более не может полностью выйти из тела, а вдыхаемый войти. Поэтому процесс дыхания прекращается. После этого живое существо теряет чувствительность и умирает.

Все пристрастия и представления человека сосредоточены внутри него. Индивидуум со всеми его желаниями и намерениями (васанами) называется дживой. Когда тело умирает, частицы праны индивидуума вместе с дживой выходят из тела и парят в воздушном пространстве. Атмосферный воздух Земли — и я наблюдал это — насыщен подобными праническими частицами, заключающими в себе дживы, которые, в свою очередь, наполнены переживаниями, полученными в ходе воплощения.

Умирающий индивидуум со всеми своими васанами называется прета — « уходящий в другой мир». С момента смерти, когда тело оцепенело и чувства полностью отключены, человек начинает познавать иное существование».

 

Признаки смерти

 

Очень трудно определить истинные признаки смерти. Остановки сердца, дыхания и пульса недостаточно, чтобы считать человека умершим, хотя обычно эти проявления наряду с трупным окоченением, липкой испариной и похолоданием тела однозначно расцениваются как смерть. Для полной уверенности врачи пытаются определить наличие реакции у глазной роговицы, сгибают конечности, чтобы понять степень окоченения. Но все эти признаки не являются настоящим свидетельством смерти, поскольку известно множество случаев, когда через какое–то время после прекращения дыхания, сердечных сокращений и тому подобного отмечалось возвращение к жизни.

У хатха–йогов есть такая практика: они ложатся в ящик и их погребают в земле на сорок дней. По истечении этого срока ящик выкапывают и они возвращаются к жизни. Известно, что дыхание можно прерывать на длительное время. Известны случаи, когда оживали повешенные, у которых дыхание отсутствовало до двух дней, и об этом есть масса свидетельств. Сердцебиение также может останавливаться на много часов и даже дней, и затем возобновляться.

Таким образом, чрезвычайно трудно назвать признаки, которые являются окончательным свидетельством смерти. Возможно, в качестве таковых могут быть признаны только гнилостные изменения и распад тканей.

Нельзя никого хоронить тотчас после смерти, пока в теле еще не проявились признаки разложения. Можно ошибочно констатировать летальный исход в случаях, когда человек впадает в каталепсию, пребывает в трансе, экстазе или в самадхи. Все эти состояния внешне очень похожи на смерть.

Также не следует сразу сжигать умерших от сердечных расстройств, поскольку через некоторое время дыхание может к ним вернуться.

Йогины могут останавливать сердечную деятельность по своему желанию. Они способны оставаться в состоянии самадхи, или сверхсознания, в течение часов и даже дней. Сердцебиение и дыхание при этом отсутствуют. Это сон без сна, состояние совершенного восприятия. По возвращении сознания на материальный уровень сердцебиение и дыхание восстанавливаются. Этому факту нет научного объяснения, и присутствующие при этом явлении доктора пребывают в абсолютной растерянности.

 

Разделение элементов после смерти

 

Физическое тело состоит из пяти основных элементов, или махабхута, а именно: земли, воды, огня, воздуха и эфира. Дэвы, или божества, существуют в лучезарных божественных телах, в которых преобладает таттва (элемент) огня. В человеческом теле превалирует таттва земли. У водных животных основным элементом является вода, а у птиц — воздух.

Твердость тела обусловлена наличием элемента земли; водой образованы жидкости в оганизме; источник ощущаемого в теле тепла — огонь; движение во всех направлениях и другая активность проистекают от воздуха; полости происходят от акаши, или эфира. Дживатма, или индивидуальная душа, существует отдельно от этих пяти элементов.

После смерти пять элементов разделяются. Каждый отправляется к своему изначальному источнику, в неисчерпаемую кладовую природы. Элемент земли воссоединяется с притхви–таттвой. Остальные элементы также возвращаются каждый к своему источнику.

Тело умершего обмывается, переодевается и переносится к месту кремации, где остается до момента сжигания. В этот период произносятся мантры, обращенные к духу. Его просят выйти из этого тела и оставить эти пять пран, или воздухов жизни, чтобы те могли смешаться в атмосфере с себе подобными. Затем обращаются к телу, призывая разделиться на пять составляющих его материальных компонентов — землю, воду, огонь, воздух и эфир. Далее тело предается огню. Дух, который таким образом побуждают оставить тело, после разделения элементов уходит дальше — в Потустороннее.

Соответствующие функции органов переходят к управляющим ими божествам. Зрение отходит к солнцу, от которого проистекает способность видеть; речь–к огню; жизненное дыхание растворяется в воздухе; слух развеивается на четыре стороны света; тело уходит в землю; волосы с тела — в однолетние травы; волосы с головы — в деревья; а кровь и семя — в воду.

 

6. Значение Удана Вайю

 

Вайю — это ветер, или воздух. Вайю является праной, жизненной силой. Прана оживляет ощущения (индрии). Она порождает мышление, дает телу возможность двигаться, переваривает пищу, качает кровь, выделяет мочу и экскременты. Прана является основой дыхания. При помощи нее вы видите, слышите, осязаете, ощущаете вкус и можете мыслить. Полной совокупностью всех элементов праны является Хираньягарбха [Hiranyagarbha], или Владыка Брахма. Прана — это проявление Пракрити. Плотная прана — это дыхание, а наиболее тонкая — жизненная сила.

Внутри физического существует тонкое тело, сукшма деха. Это подобно тому, как под жесткой покрышкой футбольного мяча находится тонкая камера. В момент смерти удана вайю выводит тонкое тело из физического. То же происходит во время сна, когда тонкое тело отправляется на небесный план. Удана вайю — это проводник или транспортировщик для всех элементов праны. Она помогает глотанию и продвижению пищи, и она же доносит вас до Брахмана во время глубокого сна. Местом её пребывания является глотка.

Бессмертная Душа, или Атман, который является источником и сутью всех элементов праны — сознания, интеллекта, чувственного восприятия и тела, обитает в полостях вашего сердца. В сердце находится сто одна артерия, и каждая из них имеет семьдесят две тысячи веточек. Дыхание (вьяна) движет кровь по этим артериям.

Удана, восходящая вверх через одну из этих артерий, переносит вас в высшие миры, если вы заслужили это своими деяниями; в низшие, если вами руководила тьма, или в миры человеческие, если в ваших поступках было и то, и другое.

Мысли и пранические элементы освобожденных мудрецов, дживанмукт, которые более не будут рождаться и жить в этом мире, вбираются Брахманом. Их индивидуальные души погружаются в Высшую Душу, Пара Брахман. Дживанмукты не нуждаются в проводнике, подобном удана вайю. Умирая, освобожденные мудрецы со своими мыслями, очищенными реинкарнацией, и со знанием вечного Атмана полностью погружаются в Него. Для них нет возврата в этот мир.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...