Развитие права в 1953 – начале 60-х гг.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Изменения государственного строительства требовали и перестройки правовой системы. Действовавшие нормы устарели, не соответствовали новой экономическойи политической обстановке и отставали от развития государства и общества. Ключевые моменты кодификации: перестраивалась, обновлялась и кодифицироваласьвся правовая доктрина и все отрасли права, а не отдельные правовые нормы; своеобразность советского государства исключалавозможность использования зарубежной правовой теории и практики, что обусловило необходимость проведения собственных правовых разработок, основой которогобыло марксистско-ленинское учение о государстве и праве; длительная подготовка кодификации положительноотразилась на качестве вновь создаваемых правовыхнорм, которых отличала высокая юридическая техника,логичность построения, при их создании учитывались общественно-политические, социальные и другие условия; демократизация государственного управления положительно повлияла на условия кодификации - к обсуждению правовых проблем привлекались советские юристы,обществоведы и другие специалисты и практики, складывалась профессиональная юридическая школа, развивалась юридическая наука. За рассматриваемый период Верховным Советом были приняты: Основы уголовного и гражданского законодательстваСоюза ССР и союзных республик; Основы уголовного и гражданского судопроизводстваСоюза ССР и союзных республик; Уголовный, уголовно-процессуальный, гражданскийи гражданско-процессуальный кодексы. Существенные изменения были внесены в действующее законодательство.Особенностью советской кодификации было внедрение и отражение в праве основных принципов (п) социалистического строя:
п распределения благ пропорционально затраченномутруду; п демократической системы управления государством, сущность которой состоит в привлечении народак управлению государством; п взаимосвязи методов убеждения и принуждения в зависимости от правовой культуры гражданина, т. к. построение коммунистического общества, предоставляягражданам широкие права, требует от них и точного соблюдения действующих правовых норм и выполнениявозлагаемых на них государством обязанностей. Однако не все прогрессивные предложения, предлагаемые юристами, были восприняты и учтены советскимруководством, еще не освободившимся от сталинскихдогм. 11 июня 1964 г. ВерховныйСовет РСФСР принял Гражданский кодекс РСФСР, который содержал следующие разделы: 1. Общиеположения, определяли цели и задачи гражданско-правового регулирования, запрещали частноепредпринимательство, провозглашали наличие социалистической собственности на орудие и средства производства, планирование - как единственный метод развитиянародного хозяйства. 2. Право собственности, государство признаетсяединственным собственником всего государственногоимущества, закрепляется самостоятельная собственность профсоюзов, колхозов и других общественных организаций, регламентируется право оперативного управления государственным имуществом. 3. Обязательственное право, создает систему обязательств, упорядоченную по предмету и содержаниюобязательства. 4. Авторскоеправо. 5. Правонаоткрытие. 6. Изобретательскоеправо. 7. Наследственноеправо. 8. Правоспособностьиностранцев и лиц без гражданства. Необходимо отметить положительную роль ГК в развитии гражданского законодательства. Конституция СССР 1977 г. Конституция (К) СССР была принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 г.К не вносила каких-либо кардинальных измененийв существующие общественный строй, форму государственного устройства, государственный механизм. Ее принятие было вызвано скорее идеологическими и субъективными причинами, но содержались и нововведения.
Целью деятельности Советского государства,по К, являлось создание бесклассового самоуправляемого коммунистического общества. Политическую основу государства составляли Советы народных депутатов (переименованные из Советовдепутатов трудящихся). Экономическую основу государства составляла социалистическая собственность на средства производствав форме государственной и колхозно-кооперативной собственности. Подчеркивался общенародный характер государственной собственности. К закрепляла роль Коммунистической партии в качестве руководящего звена политической системы. Изменения, касающиеся высших органов государственной власти и управления СССР касались уточнения их полномочий и более четкого определения ихкомпетенции.Были расширены полномочия Верховного СоветаСССР, согласно К, он мог решать любые вопросы, входящие в компетенцию СССР. Срок полномочий Верховного Совета СССР был увеличен до 5 лет, а местных Советов - до 2,5 лет, закреплялась их обязанность регулярно отчитываться перед избирателями. К изменила порядок формирования Совета МинистровСССР, разрешив участие в нем руководителей ведомстви других органов, уточнила и детализировала его полномочия. К расширила систему социально-экономических и политических прав граждан (К впервые закрепляла правона жилище, на охрану здоровья, на пользование достижениями культуры, на участие в управлении государственными и общественными делами, подачу предложенийв государственные органы об улучшении их деятельности, судебное обжалование действий должностных лиц). К устанавливала следующую систему обязанностейграждан: соблюдать К и советские законы;уважать правила социалистического общежития;с достоинством нести высокое звание гражданинаСССР;добросовестно трудиться и соблюдать трудовую дисциплину;беречь и укреплять социалистическую собственность;оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета;бороться с расточительством и содействовать охранеобщественного порядка. На основе К СССР были приняты соответствующиеК союзных и автономных республик.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|