Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательные технологии




Рабочая программа дисциплины

«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

 

Направление подготовки

01.06.01 Математика и механика

03.06.01 Физика и астрономия

04.06.01 Химические науки

06.06.01 Биологические науки

09.06.01 Информатика и вычислительная техника

37.06.01 – Психологические науки

38.06.01 – Экономика

39.06.01 – Социологические науки

40.06.01 – Юриспруденция

41.06.01 – Политические науки и регионоведение

44.06.01 – Образование и педагогические науки

 

 

Квалификация выпускника

Исследователь. Преподаватель-исследователь

 

 

Форма обучения

очная, заочная

____________________________________

 

Нижний Новгород

2015

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «История и философия науки» относится к числу общеобразовательных дисциплин, является обязательной и изучается на 1-ом году обучения, в 1-ом и 2-м семестрах.

В рамках курса анализируется проблема возникновения науки, изучается социальный контекст развития науки, генезис и развитие дисциплинарной структуры научного знания, её современной состояние; изучается тождество и различие естественно-научного, социально-гуманитарного и технического знания, анализируются основные механизмы и современные проблемы научной познавательной деятельности.

Освоение курса истории и философии науки опирается на знания, умения, навыки и компетенции, сформированные на двух предшествующих уровнях образования. Прежде всего, речь идет о способности выделять и анализировать социально-значимые проблемы, владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; об умении самостоятельно формулировать цели и задачи научного исследования в различных областях знания и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием отечественного и зарубежного опыта; об использовании базовых теоретических знаний и практических навыков и умений в научных и научно-прикладных исследованиях.

 

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников)

 

Целью курса является:

• научить эффективному использованию современной методологии науки в конкретном научном исследовании;

• выработать у обучающихся осознание органичной связи, существующей между философией и конкретными науками;

• сформировать умение экстраполировать методы научного познания из одной области научного познания в другую;

• выработать навыки оценки социальных последствий результатов научной деятельности;

• научить использованию в ходе конкретного научного исследования основных механизмов познавательной деятельности.

Выпускник, освоивший программу, должен обладать следующими универсальными компетенциями:

· способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1)

· способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения (УК-2) (Данная компетенция в значительной степени, формируется и проверяется в процессе подготовки реферата по истории и философии науки к кандидатскому экзамену, который, в свою очередь, связан с темой диссертационного исследования и позволяет аспиранту с помощью философской рефлексии осознать свою профессиональную работу в более широком контексте научных исследований. Соответственно, формирование компетенции (УК-2) предполагает использование знаний в области истории и философии науки, а степень сформированности этой составляющей компетенции оценивается на кандидатском экзамене.

· способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-5) (Эта компетенция также формируется другими программами, степень сформированности этой компетенции оценивается на презентации темы реферата, презентации историко-методологических сюжетов конкретной научной дисциплины или науки в целом, при написании эссе по проблемным и социально значимым вопросам развития науки и научно-технического прогресса, выступлениях и дискуссиях на семинарских занятиях).

Таблица 1

Планируемые результаты обучения по дисциплине

Формируемые компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине «История и философия науки», характеризующие этапы формирования компетенций
УК-1 З1 Знать основные методы научно-исследовательской деятельности. У1 Уметь выделять и систематизировать основные идеи в научных текстах; критически оценивать любую поступающую информацию, вне зависимости от источника; избегать автоматического применения стандартных формул и приемов при решении задач. В1 Владеть навыками сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования; навыками выбора методов и средств решения задач исследования.
УК-2 З2 З нать основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития. У2 Уметь формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений. В2 Владеть навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
УК-5 З1Знать возможные сферы и направления профессиональной самореализации; приемы и технологии целеполагания и целереализации; пути достижения более высоких уровней профессионального и личного развития. У1 Уметь выявлять и формулировать проблемы собственного развития, исходя из этапов профессионального роста и требований рынка труда к специалисту; формулировать цели профессионального и личностного развития, оценивать свои возможности, реалистичность и адекватность намеченных способов и путей достижения планируемых целей. В1 Владеть приемами целеполагания, планирования, реализации необходимых видов деятельности, оценки и самооценки результатов деятельности по решению профессиональных задач; приемами выявления и осознания своих возможностей, личностных и профессионально-значимых качеств с целью их совершенствования.

 


 

3. Структура и содержание дисциплины

Объем дисциплины составляет 4 зачётные единицы, всего - 144 часа, из которых 72 часа составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (34 часа занятия лекционного типа, 34 часа занятия семинарского типа (семинары, научно-практические занятия, лабораторные работы и т.п.), 2 часа групповые консультации, 36 часов мероприятия текущего контроля успеваемости – т.е. текущий контроль успеваемости осуществляется на семинарских занятиях, 36 часов мероприятия промежуточной аттестации, 36 часов составляет самостоятельная работа обучающегося.

 

Таблица 2

Структура дисциплины

Наименование раздела дисциплины Всего, часов В том числе
Контактная работа, часов Самостоятельная работа обучающегося, часов
Занятия лекционного типа Занятия семинарского типа Занятия лабораторного типа Консультации Всего
1. Общие проблемы истории и философии науки     - - -    
2. Философские проблемы социально-гуманитарных наук Или Философские проблемы математических и естественных наук (в зависимости от направления подготовки аспиранта)   -   -      
Аттестация по дисциплине: зачет и экзамен   - - - - - -
Итого       -      

 

Таблица 3

Содержание разделов дисциплины

 

№П/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела   Форма проведения занятий Форма текущего контроля
1. Общие проблемы философии науки Предмет и основные концепции современной философии науки. Наука в культуре современной цивилизации. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции. Структура научного знания. Динамика науки как процесс порождения научного знания. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы технологической революции. Наука как социальный институт. Лекции Эссе по проблемным и социально значимым вопросам развития науки и научно-технического прогресса
2а. Философские проблемы социально-гуманитарных наук Социально-гуманитарное знание в структуре современного научного знания. Специфика механизма познавательной деятельности в социально-гуманитарном знании. Роль социально-гуманитарного знания в формировании современного типа рациональности. Наука как коммуникация. Коммуникативный аспект социально-гуманитарного знания. Методы и формы научного исследования в социально-гуманитарном знании. Специфические методы познания социально-гуманитарных наук. Новые методологии и их роль в современном социально-гуманитарном знании.   Семинары Презентация темы реферата, презентации историко-методологических сюжетов конкретной научной дисциплины или науки в целом, портфолио по итогам выступлений и дискуссий, написание и защита реферата
22б. Философские проблемы математических и естественных наук Философско-методологические и исторические проблемы математизации знания. Место физики в системе естественно-научного знании я. Философско-методологические аспекты понятия сложности. «Коэволюция» вычислительных средств и научных методов. Строение современной химической теории. Соотношение физики и химии. Проблема системной организации в биологии. От биологической эволюционной теории к глобальному эволюционизму. Семинары Презентация темы реферата, презентации историко-методологических сюжетов конкретной научной дисциплины или науки в целом, портфолио по итогам выступлений и дискуссий, написание и защита реферата

 

Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины «История и философия науки» используются следующие образовательные технологии: проблемный метод изложения материала и диалогичная форма проведения лекций, методы научной дискуссии; на практических занятиях – технологии интерактивного обучения, презентация и выступление по теме реферата, причем, активное обсуждение и дискуссии в группе на семинарских занятиях должны помочь аспиранту уточнить тему и структуру реферата, глубже понять актуальность своей научной профессии, диссертации, увидеть её социальную значимость. Самостоятельная работа аспирантов связана с применением компьютерных и информационно-коммуникативных технологий; при заочной форме обучение используется Интернет-консультации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...