Образовательные технологии
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Рабочая программа дисциплины «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»
Направление подготовки 01.06.01 Математика и механика 03.06.01 Физика и астрономия 04.06.01 Химические науки 06.06.01 Биологические науки 09.06.01 Информатика и вычислительная техника 37.06.01 – Психологические науки 38.06.01 – Экономика 39.06.01 – Социологические науки 40.06.01 – Юриспруденция 41.06.01 – Политические науки и регионоведение 44.06.01 – Образование и педагогические науки
Квалификация выпускника Исследователь. Преподаватель-исследователь
Форма обучения очная, заочная ____________________________________
Нижний Новгород 2015 Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «История и философия науки» относится к числу общеобразовательных дисциплин, является обязательной и изучается на 1-ом году обучения, в 1-ом и 2-м семестрах. В рамках курса анализируется проблема возникновения науки, изучается социальный контекст развития науки, генезис и развитие дисциплинарной структуры научного знания, её современной состояние; изучается тождество и различие естественно-научного, социально-гуманитарного и технического знания, анализируются основные механизмы и современные проблемы научной познавательной деятельности. Освоение курса истории и философии науки опирается на знания, умения, навыки и компетенции, сформированные на двух предшествующих уровнях образования. Прежде всего, речь идет о способности выделять и анализировать социально-значимые проблемы, владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; об умении самостоятельно формулировать цели и задачи научного исследования в различных областях знания и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием отечественного и зарубежного опыта; об использовании базовых теоретических знаний и практических навыков и умений в научных и научно-прикладных исследованиях.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников)
Целью курса является: • научить эффективному использованию современной методологии науки в конкретном научном исследовании; • выработать у обучающихся осознание органичной связи, существующей между философией и конкретными науками; • сформировать умение экстраполировать методы научного познания из одной области научного познания в другую; • выработать навыки оценки социальных последствий результатов научной деятельности; • научить использованию в ходе конкретного научного исследования основных механизмов познавательной деятельности. Выпускник, освоивший программу, должен обладать следующими универсальными компетенциями: · способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1) · способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения (УК-2) (Данная компетенция в значительной степени, формируется и проверяется в процессе подготовки реферата по истории и философии науки к кандидатскому экзамену, который, в свою очередь, связан с темой диссертационного исследования и позволяет аспиранту с помощью философской рефлексии осознать свою профессиональную работу в более широком контексте научных исследований. Соответственно, формирование компетенции (УК-2) предполагает использование знаний в области истории и философии науки, а степень сформированности этой составляющей компетенции оценивается на кандидатском экзамене.
· способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-5) (Эта компетенция также формируется другими программами, степень сформированности этой компетенции оценивается на презентации темы реферата, презентации историко-методологических сюжетов конкретной научной дисциплины или науки в целом, при написании эссе по проблемным и социально значимым вопросам развития науки и научно-технического прогресса, выступлениях и дискуссиях на семинарских занятиях). Таблица 1 Планируемые результаты обучения по дисциплине
3. Структура и содержание дисциплины Объем дисциплины составляет 4 зачётные единицы, всего - 144 часа, из которых 72 часа составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (34 часа занятия лекционного типа, 34 часа занятия семинарского типа (семинары, научно-практические занятия, лабораторные работы и т.п.), 2 часа групповые консультации, 36 часов мероприятия текущего контроля успеваемости – т.е. текущий контроль успеваемости осуществляется на семинарских занятиях, 36 часов мероприятия промежуточной аттестации, 36 часов составляет самостоятельная работа обучающегося.
Таблица 2 Структура дисциплины
Таблица 3 Содержание разделов дисциплины
Образовательные технологии В процессе изучения дисциплины «История и философия науки» используются следующие образовательные технологии: проблемный метод изложения материала и диалогичная форма проведения лекций, методы научной дискуссии; на практических занятиях – технологии интерактивного обучения, презентация и выступление по теме реферата, причем, активное обсуждение и дискуссии в группе на семинарских занятиях должны помочь аспиранту уточнить тему и структуру реферата, глубже понять актуальность своей научной профессии, диссертации, увидеть её социальную значимость. Самостоятельная работа аспирантов связана с применением компьютерных и информационно-коммуникативных технологий; при заочной форме обучение используется Интернет-консультации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|