Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-психологическая компетентность как ведущее свойство профессионала.




Соц.-псих. компетентность следует отличать от психологической готовности и профессионального мастерства. Природа соц.-псих. компетентности состоит из соответствующих знаний, представлений и стереотипов. Психологическая готовность к мастерству включает в себя не только знания, но и умения, и навыки, и др. компоненты. Соц.-псих компетентность сводится к знаниям, но это не значит, что она не играет никакой практической роли в профессиональной деятельности.

Соц.-псих. компетентность имеет самое прямое отношение к теории «Я – концепции». Различают как психофизиологическое и психическое, так и социально-психологическое «Я». К наиболее известным теориям соц.-псих. «Я» относятся теории зеркального «Я», соц. сравнения и самовосприятия. Складываясь из отражения социальных оценок (мнений др. людей), соц.-псих. «Я» регулирует поведение и деятельность личности. Иначе говоря, известная схема «внешнее преломляется через внутреннее» означает формирование когнитивной сферы личности в результате внешнего воздействия и затем указывает на её роль в регулировании поведения и деятельности. Сформировавшаяся под внешним воздействием когнитивная сфера (картины мира, образы) приобретает самостоятельное значение и выступает в качестве регулятора. Внутренний образ зависит не только от соответствия научным картинам мира, но и от ущербности, психотравмированности «Я» в процессе социализации.

Самооценка и самоуважение – наиболее важные регулятивные функции «Я». Следовательно, то, как человек рассматривает самого себя, должно быть отражением того, что, по его мнению, думают о нём другие, хотя совершенно не обязательно, чтобы они действительно так думали.

Соц.-псих. компетентность предотвращает деформирование «Я» и поэтому положительно воздействует на адекватность картины мира, самооценку, регуляцию профессиональной деятельности личности. Чем выше соц.-псих. неграмотность, тем выше вероятность деформирования «Я» со всеми вытекающими последствиями.

Профессиональная «я-концепция» содержит представления личности, организует процесс её познания и взаимодействия, т. е. влияет на соц.-псих. компетентность субъекта.

Школьный психолог.

Какую же помощь ждут учителя и учащиеся, и их родители от психолога?

…Администрация школы и учителя: психолог может им помочь в выявлении причин неуспеваемости и недисциплинированности отдельных учащихся, в составлении программ работы с «трудными» классами, прежде всего с подростковыми, в определении уровня подготовленности к обучению в школе детей при наборе в 1 класс. Они хотели бы помощи в выборе средств и методов работы с детьми их неблагополучных семей, в преодолении конфликтов отдельных учащихся с родителями, в налаживании взаимодействия между школой и семьёй, в организации продлённого дня с средних классов школы, в развитии ответственности учащихся, их интереса к учебной и иной деятельности и др. Начинающие учителя хотели бы, чтобы психолог помог им приобрести профессиональные умения и навыки, сформировать личностные качества, необходимые для педагога.

Родителей беспокоит плохая успеваемость ребёнка, формирование негативных личностных особенностей, состояния психического здоровья, его жизненные перспективы. Они ждут помощи от психолога в установлении нарушенного контакта с собственным ребёнком, в налаживании внутрисемейных отношений между взрослыми членами семьи, в установлении взаимопонимания с учителями и прочее.

Учащиеся ждут от психолога ответов на вопросы о том, как овладеть определёнными учебными умениями и навыками, как преодолеть сложности в общении со сверстниками, во взаимоотношениях с учителями и родителями, как развивать те или иные личностные качества, как составить программу самовоспитания, какую профессию выбрать в будущем и др.

Поэтому на психологе лежит важная и ответственная задача, без решения которой в настоящее время не обойтись. Поэтому важна хорошая профессиональная подготовленность учителя-психолога. Это достигается через желание психолога повысить свои профессиональные и творческие способности, что вероятно, например, при посещении им каких-либо курсов.

Существуют интегративные курсы:

1. Интегративный «линейный» тип. Включает в себя целевые, тематические, проблемные курсы (Построение таких курсов носит блочно-модульный характер. Они ориентированы для слушателей с близким, но невысоким уровнем интегративности профессиональной компетентности с учётом их общей направленности профессиональных интересов.).

2. Дифференцированно-интегративный «нелинейный» тип. Предполагает дифференцированный подход к выявлению уровней профессиональных затруднений, запросов и интересов слушателей и последующую интеграцию их по группам с учётом уровня интегративности профессиональной компетентности и профессиональных интересов. Потом осуществляется групповая и индивидуальная работа со слушателями.

3. Инегративно-модульный (модульно-структурированный) тип. Ориентирован на слушателей с высоким уровнем профессиональной компетентности (интегрированности). Этот тип обучения предполагает нелинейную ситуацию открытого диалога, основанного на прямой и обратной связи, когда вокруг его стержневой идеи концентрируется внутрипредметный и межпредметный материал, связанный с интегративным измерением изучаемой проблемы. Это ситуация утверждения собственных сил, способностей и профессиональной позиции обучаемого, инициирование его к разработке собственной методической системы. Это стимулирующее образование, нацеленное на самораскрытие, самопроявление в творчестве и сотрудничестве.

Исследование и практика реализации курсов повышения квалификации учителей показали, что учебно- познавательная деятельность оказывается эффективной, когда органически использует и включает самые различные современные методы, формы и направления активизации процесса обучения, а сами курсы рассматриваются в общем интегрированном пространстве процесса повышения квалификации.

В рамках курсов повышения квалификации это реализуется в таких формах взаимодействия, как лекция-диалог, деловые и ролевые игры, калейдоскоп методических идей, круглые столы: «На перекрёстке мнений», «Методика – наука или искусство?», мастер-класс «Я и методика» и др. Участие в таких формах и видах взаимодействия инициирует учителя на формирование способности к интегративно-критериальной перестройке собственной деятельности.

В этой связи особое внимание обращается на формирование интегративных умений, и прежде всего планировать свою педагогическую деятельность, пользоваться широким спектром методических приёмов и применять их соответственно возрасту учащихся и поставленным целям обучения. Сформулировать эти и другие умения возможно лишь при активном участии учителей в практической деятельности. С этой целью в первый же рабочий день слушатели делятся на микрогруппы по 4-5 человек, которые, во-первых, работают над выбранной ими темой по проблеме курсов, во-вторых, в процессе лекционных и практических занятий участвуют в разнообразных тренингах:

· тренинг общения, цель которого – совершенствование коммуникативных умений эффективного взаимодействия с людьми и выработка оптимальных стилей общения;

· тренинг креативности, чтобы развить творческое мышление и воображение;

· тренинг эффективного взаимодействия с людьми.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...