Перспективы развития сертификации продукции
Оплата работ по подтверждению соответствия Работы по обязательному подтверждению соответствия подлежат оплате заявителем. Правительством Российской Федерации устанавливается методика определения стоимости работ по обязательному подтверждению соответствия, которая предусматривает применение единых правил и принципов установления цен на продукцию одинаковых или сходных видов независимо от страны и (или) места ее происхождения, а также лиц, которые являются заявителями. Расходы по обязательной сертификации заявитель вправе отнести на себестоимость продукции, а в соответствии с налоговым законодательством они исключаются из подлежащих налогообложению сумм. Правила выполнения предусмотренных конкретной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты устанавливают лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, согласно общей методике расчета. Экономические преимущества выпуска сертифицированной продукции Вложенные в сертификацию средства окупаются достаточно быстро за счет возможности значительного повышения цен на сертифицированную продукцию. В то же время отсутствие сертификатов соответствия может привести к запрету на экспорт такой продукции либо потребовать от изготовителя значительного снижения цен на нее. Каждый товаропроизводитель, оценивая эффективность работ по сертификации, должен сопоставлять возможные затраты на ее проведение с экономическими преимуществами производства и реализации сертифицированной продукции. К основным преимуществам производства и реализации сертифицированной продукции следует отнести: • возможность проведения более эффективной рекламной кампании продукции и предприятия в целом,
• увеличение доли занимаемого рынка сбыта; • повышение продажной цены и, соответственно, прибыли предприятия; • повышение организационно-технического уровня собственного производства; • улучшение качества нормативно-технической документации на производство сертифицированной продукции и ускорение научно-технического прогресса на предприятии; • рост доверия хозяйственных партнеров при осуществлении взаимных поставок; • повышение уровня конкурентоспособности продукции и предприятия в целом и укрепление его делового имиджа. С предприятиями, имеющими сертифицированную систему качества, охотнее заключают контракты, поскольку риск получения от них некачественной продукции существенно снижен. Коммерческие банки при прочих равных условиях охотнее дают кредиты таким предприятиям, а страховые компании охотнее страхуют потребителя от риска ущерба, нанесенного в связи с использованием продукции несоответствующего качества. Перспективы развития сертификации продукции Объективные экономические преимущества производства и реализации сертифицированной продукции предопределили широкое распространение сертификации во всем мире. По опубликованным данным, в настоящее время только в Европе действует свыше 700 органов по сертификации, а в странах ЕС и ЕАСТ сертифицируется свыше 5000 наименований изделий. По оценкам отечественных специалистов, в Российской Федерации сертифицируется в 6 -7 раз больше товаров, чем в остальном мире. При этом емкость рынка услуг по сертификации составляет 120-150 млн долларов в год. Необходимо отметить, что для отечественных предприятий наиболее престижные зарубежные сертификаты соответствия труднодоступны из-за высокой стоимости процедуры сертификации, больших объемов, сложности и длительности подготовительных работ, а также в силу изначально невысокого качества своей продукции.
Отечественные же сертификаты соответствия гораздо более доступны, но малорезультативны. Не секрет, что при постоянном увеличении объемов и расширении номенклатуры сертифицируемой продукции существенного улучшения ее качества не происходит. В настоящее время, с одной стороны, выход товаропроизводителей на внешние рынки обусловлен наличием у них соответствующих сертификатов. С другой стороны, развитие сертификации позволяет в определенной степени защитить внутренний рынок и отдельных потребителей от проникновения на него импортной и отечественной продукции низкого качества. Определенный интерес представляет анализ положения наиболее крупных участников рынка сертификационных услуг. По данным экспертов, безусловный лидер на этом рынке — компания «Ростест-Москва», которая контролирует примерно половину рынка и имеет около 30 терминалов на таможенных складах в Москве. Значительна доля рынка (чуть менее 30 %) принадлежит швейцарской фирме SGS, получающей за свои услуги около 40 млн долларов в год. Около 5% доходов на рынке сертификационных услуг получает компания «Тест-Петербург», контролирующая почти весь рынок Санкт-Петербурга. Различные НИИ и территориальные подразделения Госстандарта России охватывают примерно 4 % рынка, а мелкие частные компании — около 10 % рынка сертификационных услуг. Несмотря на имеющиеся трудности и проблемы, сертификация в России постепенно становится неотъемлемой частью рыночного механизма, важным регулятором взаимоотношений участников рынка в вопросах качества и безопасности продукции, работ и услуг. При правильной оценке возможных экономических преимуществ производства и реализации сертифицированной продукции сфера сертификации постепенно расширяется.
69 вопрос. Сущность сертификации работ и услуг. Основными регламентирующими документами в этой области являются Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации и правила (порядки) сертификации однородных работ и услуг. При сертификации работ и услуг применяют законодательные акты Российской Федерации, правила выполнения отдельных видов работ и оказания отдельных видов услуг (утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации), государственные стандарты, санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила и другие документы, устанавливающие обязательные требования к работам и услугам.
Схемы сертификации конкретных видов работ и услуг, а также критерии их выбора устанавливаются в правилах сертификации однородных работ и услуг. Действующим законодательством предусмотрено, что во всех схемах сертификации (если это не противоречит правилам сертификации однородных работ и услуг) могут быть использованы документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям и полученные вне работ по сертификации. К таким документам относятся: • результаты экспертных оценок; • данные социологических обследований; • протоколы испытаний; • договоры исполнителя работ и услуг с потребителем; • техническая и другая документация исполнителя работ и услуг; • акты проверок, заключения и сертификаты, как специальных органов, контролирующих качество и безопасность работ и услуг, так и общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов. Оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям включает: • оценку выполнения работ и оказания услуг; • проверку и испытания результатов работ и услуг; В свою очередь, оценка выполнения работ и оказания услуг в зависимости от выбранной схемы сертификации включает: • оценку мастерства исполнителя работ и услуг; • оценку процесса выполнения работ и оказания услуг; • анализ состояния производства; • оценку организации (предприятия) — исполнителя работ и услуг; • оценку системы качества.
70 вопрос. Регистр систем качества. Регистр систем качества России представляет собой систему сертификации, построенную в соответствии с: • действующим законодательством Российской Федерации; • правилами по сертификации; • государственными стандартами; • международными правилами и процедурами.
Основными целями деятельности Регистра являются: • реализация политики в области сертификации систем качества; • обеспечение работ по сертификации систем качества; • удовлетворение потребностей предприятий и организаций в сертификации систем качества, вытекающих из задач экспорта, повышения конкурентоспособности товаров и их производителей, завоевания и расширения рынков сбыта и др. Регистр систем качества учитывает требования таких документов, как стандарт ИСО 8402, стандарты ИСО серии 9000, ИСО 10011 (части 1, 2, 3), Руководства ИСО/МЭК 2, ИСО/МЭК 61 и ИСО/МЭК 62, EN 45012, Рекомендации Европейской Федерации по аккредитации сертифицирующих органов (ЕАС) по применению EN 45012, Рекомендации Европейского комитета по оценке и сертификации систем качества (EQS) по проведению проверок систем качества и сертификации систем качества третьей стороной (EQS 147).
71 вопрос. Принципы сертификации систем качества … К числу главных относится принцип добровольной сертификации, означающий, что сертификация осуществляется только по инициативе заявителя при наличии от него письменной заявки (если иное не предусмотрено законом). Реализация принципа объективности оценок обеспечивается такими факторами, как: • независимость органа по сертификации и привлекаемых экспертов от заявителя и других сторон, заинтересованных в результатах оценки и сертификации; • полнота состава комиссии экспертов; • компетентность экспертов, проводящих сертификацию. Реализация принципа воспроизводимости результатов оценок достигается: • проведением оценок на основании фактических данных; • документальным оформлением результатов оценок и сертификации; • правильной организацией системы учета и хранения документации органами по сертификации; • использованием при проведении проверок и оценок систем качества (производств) правил и процедур, основанных на единых требованиях. Принцип бездискриминационного доступа к участию в процессах сертификации означает, что к сертификации в Регистре допускаются все организации и предприятия, подавшие соответствующую заявку и признающие принципы, правила и требования, установленные в Регистре. При этом исключается любая дискриминация заявителя и других участников процесса сертификации. Принцип конфиденциальности означает, что орган по сертификации, его эксперты и привлекаемые специалисты должны соблюдать конфиденциальность информации о предприятиях и организациях, полученной на всех этапах сертификации, а также конфиденциальность выводов, характеризующих состояние систем качества. Условие конфиденциальности информации может не соблюдаться в том случае, когда выпускаемая предприятием продукция и условия ее производства могут угрожать здоровью потребителей и быть потенциально опасными для окружающей среды.
Принцип информативности предполагает, что в Регистре должна обеспечиваться ежегодная публикация официальной информации о сертифицированных системах качества (производствах) предприятий и организаций. В дополнение к этому в периодических изданиях Госстандарта России и его институтов должна публиковаться текущая информация о сертификации или об аннулировании сертификатов систем качества (производств) предприятий и организаций. Принцип специализации органов по сертификации систем качества и производств означает, что органы по сертификации должны быть специализированы по областям аккредитации в соответствии с классификацией по видам экономической деятельности, принятой в Системе сертификации ГОСТ Р. В общую совокупность принципов организации работ по сертификации систем качества входит также обеспечение выполнения требований, предъявляемых к продукции (услуге) в законодательно регулируемой сфере. Если к продукции (услуге) в соответствие с действующим законодательством предъявляются обязательные требования, установленные в государственных стандартах и других документах, то при сертификации систем качества (производств) проверяется, способно ли предприятие или организация обеспечить соблюдение этих требований.
72 вопрос. Порядок сертификации систем качества… Процесс сертификации системы качества предприятия (организации) состоит из следующих этапов: 1) предварительная заочная оценка системы качества; 2) окончательная проверка и оценка системы качества; 3) инспекционный контроль за сертифицированной системой качества. На первом этапе проводятся следующие действия: • оформление заявителем регистрационного обращения о намерении сертифицировать систему качества; • оплата регистрационного взноса; • представление декларации — заявки, организационно-методических документов предприятия по управлению качеством, заполненной анкеты — вопросника, перечня исходных материалов для предварительной оценки производства, счета оплаты первого этапа оценки; • формирование комиссии экспертов — аудиторов и назначение ее руководителя; • предварительная проверка и оценка системы качества, анализ документов и информации о качестве продукции; • подготовка предварительного заключения о готовности системы качества к сертификации; • разработка проекта договора о предстоящей сертификации и направление его заявителю. На втором этапе сертификации системы качества осуществляются следующие работы: • заключение договора на проведение второго этапа; • разработка программы проверки; • подготовка рабочих документов экспертами; • согласование сроков проверки с заявителем; • непосредственное проведение проверки; • составление акта по результатам проверки и оценки системы качества; • составление и рассылка отчета; • хранение основных документов проверки (исходных материалов заявителя, программы проверки, акта, отчета и др.); • регистрация сертификата системы качества и выдача его заявителю органами по сертификации. На третьем этапе сертификации обеспечивается: • проведение ежегодных инспекционных проверок соответствия сертифицированной системы качества выданному сертификату; • составление актов и отчетов о результатах инспекционных проверок системы качества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|