Комиссарова О.Н.
- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089),
- Приказа МО и Н РФ от3 июня 2011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года№1312»
- Приказа МО и Н РТ от 2 августа 2011 года №3934/11/ «Об утверждении базисного учебного плана на 2011-2012 учебный год для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования»
- Учебного плана МБОУ – «Александро-Слободская средняя школа» Заинского муниципального района Республики Татарстан на 2011 – 2012 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол №24, от 31 августа 2011 года)
Программа включает в себя следующие разделы: пояснительную записку; требования к уровню усвоения предмета; учебно-тематическое планирование; содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и возможной последовательностью изучения разделов и тем.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностям содержания этого учебного предмета является: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Мир глазами астронома. Небесные тела: звёзды, планеты. Земля-планета Солнечной системы. Движение Земли в космическом пространстве. Мир глазами географа. Изображение Земли с помощью глобуса и карты. Мир глазами историка. Исторические источники. Счёт лет в истории. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звёздного неба; работа с глобусом и географической картой; знакомство и историческими картами.
Разнообразие природы России. Природные зоны нашей страны. Взаимосвязь в природе. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности человека.
Практические работы: поиск и показ на физических картах России. Работа с гербарными экземплярами растений природных зон.
Карта родного края. Формы земной поверхности. Полезные ископаемые края. Знакомства с видами почв края. Природные сообщества. Охрана почв и природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края.
Экскурсии: знакомства с растениями и животными леса, луга, водоёмов; распознавание их с помощью атласа - определителя
Практические работы: знакомства с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых края; рассматривание гербарных экземпляров растений.
Представление о периодизации истории. Первобытное общество. Древний мир. Новое время. Великие географические открытия. Новейшее время. Достижение науки и техники.
Кто такие славяне. Века древней Руси. Наше отечество 13-15 вв.Наше отечество 16-17 вв. Россия в 18 в. Пётр 1. Россия в 19 – в начале 20 в. Россия в 20 в. Наша страна в 1945 – 1991гг. Полёт в космос Ю.А. Гагарина. Преобразование в России в 90г. 20 в.
Экскурсии: знакомство с историческими достопримечательностями родного края.
Практическая работа: Работа с исторической картой.
Мы – граждане России. Конституция России. Права человека. Права ребёнка. Государственное устройство. Государственная символика нашей страны. Многонациональный состав населения.
названия нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
| № п/п
| Тема урока
| Кол-во ча-сов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Вид контроля
| Элементы дополнительного содержания
| Домашнее задание
|
Дата
|
|
| по плану
| фактически
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Земля и человечество (10 ч)
|
|
|
| Мир глазами астронома
|
| Комбинированный
| Солнце.
Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли
| Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы.
Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметьиспользовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете
| Текущий
| Астрономия. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь)
| С. 4–8, вопросы «Проверь себя»
|
|
|
|
|
| Планеты Солнечной системы. Практическая работа
|
| Комбинированный
| Солнце.
Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли
| Знать название нашей планеты, название планет Солнечной системы.
Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели
| Фронтальный опрос
Практическая работа
| Название планет Солнечной системы, их порядковое расположение от Солнца. Характеристика природных условий на каждой планете
| С. 9–15, вопросы с. 15, задания 1, 2
|
|
|
|
| Звездное небо – великая книга Природы
|
| Комбинированный
| Солнце.
Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли
| Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий
| Фронтальный опрос
| Звездное небо. Карта звездного неба. Созвездия
| С. 16–21,
«Проверь себя», написать памятку
|
|
|
|
| Мир глазами географа. Глобус и географическая карта
|
| Комбинированный
| Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба).
Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте
| Уметьпоказывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря
| Практический
| Наука «география». История создания глобуса. Первооткрыватели
| С. 22–29, вопросы
«Проверь себя», задания 1, 2
|
|
|
|
| Пояса Земли
|
| Практического применения знаний
| Условия жизни на Земле: свет, тепло. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба)
| Знатьтепловые пояса Земли.
Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли
| Практический
| Тепловые пояса Земли. Карта «Тепловые пояса Земли»
| С. 30–34, вопросы, задания 1, 2
|
|
|
|
| Мир глазами историка
|
| Комбинированный
| Способы познания окружающего мира.
История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена
| Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества
| Тест
(10 мин)
| Науки «история» и «археология»
| С. 35–41, вопросы,
задания 1, 2
|
|
|
|
| Когда и где? История – путешествие в глубь времен
|
| урок-игра
| Способы познания окружающего мира.
История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические вре-мена
| Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени
| Фронтальный опрос
| Счет лет в истории. Работа с лентой времени
| С. 42–46, вопросы,
задания 1, 2
|
|
|
|
| Прошлое и настоящее глазами эколога
|
| Комбинированный
| Человек – часть при-роды. Зависимость жизни и природы человека от природы и ее состояния. Основные правила поведения в окружающей среде.
| Уметьиспользовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране
| Тест (5 мин)
| Красная книга России (отдельные представители растений и животных), заповедники, национальные парки (общее представление)
| С. 47–53, вопросы, с. 52 «Подумай»
|
|
|
|
| Сокровища Земли под охраной человечества
|
| Комбинированный
| Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе
| Знать правила поведения человека в природе, памятники истории и культуры
| Фронтальный опрос
| Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы
| С. 54–62, вопросы, задания по выбору
|
|
|
|
| Сокровища Земли под охраной человечества (продолжение)
|
| Комбинированный
| Охрана растительного и животного мира
| Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу
| Самостоятельная работа (10 мин)
| Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы
| Сочинение «Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир»
|
|
|
|
Природа России (11 ч)
|
|
| Равнины и горы России
|
| Экскурсия
| Россия на карте. Неживая и живая природа. Формы земной поверхности. Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина
Экскурсия на природу.
| Знать понятия «равнины», «горы».
Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)
| Фронтальный опрос
| Образование гор
| С. 64–71, вопросы «Проверь себя!», текст «Заповедники России» прочитать
|
|
|
|
| Моря, озера и реки России
|
| Комбинированный
| Водоемы, их разнообразие, использование человеком
| Знатьвиды водоемов,правила поведения у водоемов
Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)
| Тест
(10 мин)
| Великие озера России
| С. 72–77, задание 4
|
|
|
|
| Зона арктических пустынь
|
| Комбинированный
| Растения и живот-ные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни
| Знатьобщие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь
| Фронтальный опрос
| Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон
| С. 78–86,
вопросы «Проверь себя!», задание 2
|
|
|
|
| Тундра. Природа тундры
|
| Комбинированный
| Растения и живот-ные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни
| Знатьобщие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры
| Фронтальный опрос
| Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон
| С. 87–97,
задания 1, 3 (по вариантам)
|
|
|
|
| Леса России
|
| Урок- игра
| Роль растений в природе и жизни людей. Понимание связи неживой и живой природы
| Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, правила поведения в природе.
Уметьприводить примеры представителей разных групп растений и животных леса
| Графический диктант
| Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон
| С. 98–105, задание 1
|
|
|
|
| Лес и человек.
Проверочная работа по теме «Леса России» (15 мин)
|
| Комбинированный
| Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным
| Пониматьосновные правила поведения в окружающей среде.
Уметьприводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни
| Проверочная работа
| Природные зоны
| С. 106– 113, вопросы «Проверь себя»,
составить памятку
|
|
|
| Зона степей
|
| Комбинированный
| Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы
| Знатьобщие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметьприводить примеры представителей разных групп растений и животных степей
| Фронтальный опрос
| Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон
| С. 114– 122, задания 1, 2
|
|
|
| Пустыни
|
| Комбинированный
| Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана при-роды
| Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметьприводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни
| Фронтальный опрос
| Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон
| С. 122–131, ответы на вопросы,
задания 1, 2
|
|
|
| У Черного моря
|
| Комбинированный
| Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны
| Знатьобщие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметьприводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья
| Фронтальный опрос
| Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон
| С. 132–140,
задания 1, 4
|
|
|
|
| Экологическое равновесие
|
| Комбинированный
| Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе
| Знатьобщие условия, необходимые для жизни живых организмов, знать и выполнять правила поведения в природе
| Работа с Красной книгой родного края
| Красная книга России (отдельные представители растений и животных), заповедники, национальные парки (общее представление)
| С. 141–142, подготовить сообщение по проблеме
|
|
|
|
| Обобщение по разделу «Природа России»
|
| Урок-игра
| Изготовление кормушек для птиц-практическая работа.Формы земной поверхности. Разнообразие растений и животных
| Уметьиспользовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране
| Тест (10 мин).
Практическая работа
| Природные зоны России
| Сочинение «Что я расскажу иностранцу о своей деревне»
|
|
|
|
Родной край – часть большой страны (12 ч)
|
|
| Наш край
|
| Комбинированный
| Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности
| Знать название родного города.
Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде
| Текущий
| Природные сообщества родного края (2–3)
| Устный рассказ «Мой край»
|
|
|
|
| Поверхность нашего края
|
| Экскурсия
| Особенности поверхности (на основе наблюдений). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте)
| Уметьпоказывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы
| Текущий
| Изменение поверхности родного края
| С. 147– 153, задания 1–3, вопросы «Проверь себя!»
|
|
|
|
| Водоемы нашего края
|
| Комбинированный
| Водоемы родного края (названия, крат-кая характеристика)
| Уметьпоказывать на карте, глобусе материки и океаны, моря, реки
| Графический диктант
| Природные сообщества родного края (2–3)
| С. 154– 158, вопросы, задание 2
|
|
|
|
| Наши подземные богатства
|
| Комбинированный
| Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения
| Уметьиспользовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах
| Текущий
| Природные ископаемые родного края. Их использование человеком
| С. 159– 170, вопросы, задание 3
|
|
|
|
| Земля – кормилица
|
| Комбинированный
| Почва, ее состав
| Знатьпонятие «почва», состав воды и почв.
Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы
| Текущий
| Почва, ее значение для жизни
| С. 171– 174, вопросы, подобрать стихи, пословицы,
загадки о земле
|
|
|
|
| Жизнь леса. Лес – природное сообщество
|
| Комбинированный
| Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни.
Правила поведения
в природе.
| Знать основные правила поведения в окружающей среде.
Уметьиспользовать полученные знания
для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.
| Работа с Красной книгой
| Растения и животные красной книги: сообщества лес, Грибы.
Съедобные и несъедобные (узнавание)
| С. 175– 182, вопросы, задание 3
|
|
|
|
| Жизнь луга. Луг – природное сообщество
|
| Комбинированный
| Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни.
Правила поведения
в природе.
| Знать основные правила поведения в окружающей среде.
Уметьиспользовать полученные знания
для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема.
| Графический диктант
| Растения и животные красной книги: сообщества луг
| С. 182– 190, вопросы, задание 5
|
|
|
|
| Жизнь пресного
водоема
|
| Урок-игра
| Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края). Основные правила поведения в окружающей среде.
| Знать основные правила поведения в окружающей среде.
Уметьиспользовать полученные знания
для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме)
| Текущий. Фронтальный опрос
| Растения и животные красной книги: сообщества водоем
| С. 191– 200, вопросы, задание 3
|
|
|
|
| Растениеводство в нашем крае
|
| Комбинированный
| Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям
| Знать отрасли растениеводства в родном крае.
Уметьвыполнять правила ухода за культурными растениями
| Тест
(10 мин)
| Природные сообщества родного края (2–3). Виды растениеводства
| С. 201– 207, вопросы
|
|
|
|
| Незаметные защитники урожая
|
| Комбинированный
| Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным
| Уметь устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями
| Фронтальный опрос
| Виды растениеводства
| С. 208– 213, вопросы, задание 2
|
|
|
|
| Животноводство в нашем крае
|
| Комбинированный
| Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
| Знатьотрасли животноводства в родном крае.
Уметь ухаживать за домашними животными
| Фронтальный опрос
| Виды животноводства. Ветеринария
| С. 214– 222, вопросы, задание 3
|
|
|
|
| Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны»
|
| Урок-игра
| Родной город: название, основные достопримечательности. Правила поведения в природе.Экологическая безопасность. Работа с лентой времени, с картой.
| Знатьприродные сообщества родного края.
Уметь выполнять правила поведения в природе,правила экологической безопасности.
Уметь работать с лентой времени, с картой.
| Тест
(10 мин)
Практическая работа
| Природные сообщества родного края (2–3). Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения из истории родного края
| С. 222, вопрос 4
|
|
|
|
Страницы всемирной истории (6 ч)
|
|
| Начало истории человечества
|
| Комбинированный
| Человек – часть природы и член общества.
Охрана памятников истории и культуры.
Способы познания окружающего мира
| Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени
| Фронтальный опрос
| История первобытного человека. Счет лет в истории
| С. 4–7, вопросы,
задания 1–3
|
|
|
|
| Мир древности: далекий и близкий
|
| Комбинированный
| Человек – часть природы и член общества.
Охрана памятников истории и культуры.
Способы познания окружающего мира
| Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени
| Фронтальный опрос
| История древнего мира: Древний Египет, Древний Рим. Счет лет в истории
| С. 8–14, вопросы,
задание 2
|
|
|
|
| Средние века: время рыцарей и замков
|
| Комбинированный
| Человек – часть природы и член общества.
Охрана памятников истории и культуры.
Способы познания окружающего мира
| Знать историю средних веков
| Фронтальный опрос
| История феодального общества. Рыцарь
| С. 15–21, вопросы,
задания 1–3
|
|
|
|
| Новое время: встреча Европы и Америки
|
| Комбинированный
| Выдающиеся люди разных эпох
| Знать выдающихся людей нового времени.
Уметь работать с географической картой
| Фронтальный опрос
| Открытие Америки
| С. 22–27, вопросы,
задания 1, 2
|
|
|
|
| Новейшее время: история продолжается сегодня
|
| Комбинированный
| Выдающиеся люди разных эпох
| Знать выдающихся людей новейшего времени
| Фронтальный опрос
| Новейшая история
| С. 28–32, вопросы,
задания 1, 2
|
|
|
|
| Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории»
|
| Комбинированный
| Счет лет в истории. Человек – часть природы и член общества
| Уметьиспользовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач
| Тест
(10 мин)Практический
| Новейшая история. Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов); название 2–3 стран, их главные достопримечательности, расположение на карте
| С. 28–32, вопросы,
задание 3
|
|
|
|
Страницы истории Отечества (20 ч)
|
|
| Жизнь древних славян
|
| Комбинированный
| История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России
| Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси.
Уметьпоказывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества
| Фронтальный опрос
| Древняя Русь
| С. 34–39,
вопросы,
задания 1–4
|
|
|
|
| Во времена Древней Руси
|
| Комбинированный
| Фронтальный опрос
| Древняя Русь
| С. 40–45, вопросы,
задание 2
|
|
|
|
| Страна городов
|
| Комбинированный
| Тематический
| Столицы Древней Руси
| С. 46–54, вопросы, задание 2 (по вариантам)
|
|
|
|
| Из книжной сокровищницы Древней Руси
|
| Комбинированный
| Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры
| Знать музеи России.
Уметьописывать отдельные (изученные) события из истории Отечества
| Фронтальный опрос
| Музеи. Экспонаты Древней Руси
| С. 55–58, вопросы, задания
|
|
|
|
| Трудные времена на Русской земле
|
| Комбинированный
| Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох.
Охрана памятников истории и культуры
| Знатьисторию Древней Руси, выдающихся людей, патриотов.
Уметьпоказывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской битвы
| Фронтальный опрос
| Жизнь древних славян на Руси
| С. 59–64, вопросы,
задание 2
|
|
|
|
| Русь расправляет крылья
|
| Комбинированный
| Фронтальный опрос
| Историческая карта
| С. 65–69, вопросы,
задание 2
|
|
|
|
| Куликовская битва
|
| Комбинированный
| Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох.
Охрана памятников истории и культуры
| Знатьисторию Древней Руси, выдающихся людей, патриотов.
Уметьпоказывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской битвы
| Фронтальный опрос
| Историческая карта
| С. 70–74, вопросы,
задания 1, 2
|
|
|
|
| Иван Третий
|
| Комбинированный
| Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох.
Охрана памятников истории и культуры
| Знать реформы Ивана Третьего.
Уметьописывать отдельные (изученные) события из истории Отечества
| Фронтальный опрос
| Реформы Ивана Третьего
| С. 75–81, вопросы,
задания 1, 2
|
|
|
|
| Мастера печатных дел
|
| Комбинированный
| Выдающиеся люди разных эпох
| Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого.
Уметьиспользовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране
| Фронтальный опрос
| История книгопечатания на Руси
| С. 82–86, вопросы,
задание 2
|
|
|
|
| Патриоты России
|
| Комбинированный
| Выдающиеся люди разных эпох
| Фронтальный опрос
|
| С. 87–93, вопросы
|
|
|
|
| Петр Великий
|
| Комбинированный
| Выдающиеся люди разных эпох. Города России. Санкт-Петербург
| Тест (8 мин)
| Реформы Петра Великого
| С. 94–100, вопросы, задание по вариантам
|
|
|
|
| Михаил Васильевич Ломоносов
|
| Комбинированный
| Выдающиеся люди разных эпох
| Знатьисторию развития образования на Руси
| Фронтальный опрос
| Образование на Руси
| С. 101– 104, вопросы
|
|
|
|
| Екатерина Великая
|
| Комбинированный
| Выдающиеся люди разных эпох
| Знать реформы Екатерины Великой
| Тематический
| Правление Екатерины Великой
| С. 105–111,
вопросы,
задания 1, 2
|
|
|
|
| Отечественная война 1812 года
|
| Комбинированный
| Выдающиеся люди разных эпох
|