Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В результате изучения окружающего мира ученик должен знать / понимать

Рабочая программа

По окружающему миру

(Человек. Природа. Общество)

Класс

Составила: учитель начальных классов

Комиссарова О.Н.

Год разработки - 2011

Срок реализации программы - 2011-2012

Общее количество часов – 68

В неделю - 2

 

Статус документа.

Данная рабочая программа по окружающему миру (Человек.Природа.Общество),4 класс составлена на основании следующих документов:

- Законы РФ и РТ «Об образовании»

- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089),

- Приказа МО и Н РФ от3 июня 2011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года№1312»

- Примерной программы по окружающему миру

- Приказа МО и Н РТ от 2 августа 2011 года №3934/11/ «Об утверждении базисного учебного плана на 2011-2012 учебный год для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования»

- Учебного плана МБОУ – «Александро-Слободская средняя школа» Заинского муниципального района Республики Татарстан на 2011 – 2012 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол №24, от 31 августа 2011 года)

 

Структура документа

Программа включает в себя следующие разделы: пояснительную записку; требования к уровню усвоения предмета; учебно-тематическое планирование; содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и возможной последовательностью изучения разделов и тем.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва 2006 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004 г.)

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю, в том числе на проведение практических занятий – 12 час, экскурсий – 1 час.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

 

Общая характеристика учебного предмета.

 

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Особенностям содержания этого учебного предмета является: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.

Цели обучения

 

развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

 

освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

 

воспитание позитивного эмоционально – ценного отношения к окружающему миру; экологической и духовно – нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

 

Учебно-тематический план

 

 

«Земля и человечество»  
«Природа России»  
«Родной край часть большой страны»  
«Страницы Всемирной истории»  
«Страницы истории Отечества»  
«Современная Россия»  
Итого  

 

Содержание программы

Земля и человечество – 10ч.

Мир глазами астронома. Небесные тела: звёзды, планеты. Земля-планета Солнечной системы. Движение Земли в космическом пространстве. Мир глазами географа. Изображение Земли с помощью глобуса и карты. Мир глазами историка. Исторические источники. Счёт лет в истории. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звёздного неба; работа с глобусом и географической картой; знакомство и историческими картами.

Природа России – 11ч.

Разнообразие природы России. Природные зоны нашей страны. Взаимосвязь в природе. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности человека.

Практические работы: поиск и показ на физических картах России. Работа с гербарными экземплярами растений природных зон.

Родной край часть большой страны – 12ч.

Карта родного края. Формы земной поверхности. Полезные ископаемые края. Знакомства с видами почв края. Природные сообщества. Охрана почв и природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края.

Экскурсии: знакомства с растениями и животными леса, луга, водоёмов; распознавание их с помощью атласа - определителя

Практические работы: знакомства с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых края; рассматривание гербарных экземпляров растений.

 

Страницы Всемирной истории – 6ч.

Представление о периодизации истории. Первобытное общество. Древний мир. Новое время. Великие географические открытия. Новейшее время. Достижение науки и техники.

Страницы истории Отечества – 20ч.

Кто такие славяне. Века древней Руси. Наше отечество 13-15 вв.Наше отечество 16-17 вв. Россия в 18 в. Пётр 1. Россия в 19 – в начале 20 в. Россия в 20 в. Наша страна в 1945 – 1991гг. Полёт в космос Ю.А. Гагарина. Преобразование в России в 90г. 20 в.

Экскурсии: знакомство с историческими достопримечательностями родного края.

Практическая работа: Работа с исторической картой.

Современная Россия – 9 ч.

Мы – граждане России. Конституция России. Права человека. Права ребёнка. Государственное устройство. Государственная символика нашей страны. Многонациональный состав населения.

 

Требования к уровню подготовки оканчивающих 4 класс

В результате изучения окружающего мира ученик должен знать / понимать

 

названия нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

 

государственную символику России;

 

государственные праздники;

 

основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

 

общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

 

правила сохранения и укрепления здоровья;

основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

 

Уметь

определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

 

различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

 

различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);

 

приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

 

показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);

 

описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

 

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 

обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

 

ориентироваться на местности с помощью компаса;

 

определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

 

установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

 

ухода за растениями (животными);

 

выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

 

оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

 

удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

 

тематическое планирование

  № п/п Тема урока Кол-во ча-сов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся Вид контроля Элементы дополнительного содержания Домашнее задание     Дата  
  по плану   фактически  
                         
  Земля и человечество (10 ч)  
    Мир глазами астронома   Комбинированный Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли     Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметьиспользовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете Текущий Астрономия. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь) С. 4–8, вопросы «Проверь себя»      
    Планеты Солнечной системы. Практическая работа   Комбинированный Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли Знать название нашей планеты, название планет Солнечной системы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели Фронтальный опрос Практическая работа Название планет Солнечной системы, их порядковое расположение от Солнца. Характеристика природных условий на каждой планете С. 9–15, вопросы с. 15, задания 1, 2      
  Звездное небо – великая книга Природы   Комбинированный Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий Фронтальный опрос Звездное небо. Карта звездного неба. Созвездия С. 16–21, «Проверь себя», написать памятку      
  Мир глазами географа. Глобус и географическая карта   Комбинированный Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте Уметьпоказывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря Практический Наука «география». История создания глобуса. Первооткрыватели С. 22–29, вопросы «Проверь себя», задания 1, 2      
  Пояса Земли   Практического применения знаний Условия жизни на Земле: свет, тепло. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба) Знатьтепловые пояса Земли. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли Практический Тепловые пояса Земли. Карта «Тепловые пояса Земли» С. 30–34, вопросы, задания 1, 2      
Мир глазами историка   Комбинированный Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества Тест (10 мин) Науки «история» и «археология» С. 35–41, вопросы, задания 1, 2      
  Когда и где? История – путешествие в глубь времен   урок-игра Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические вре-мена Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени Фронтальный опрос Счет лет в истории. Работа с лентой времени С. 42–46, вопросы, задания 1, 2      
  Прошлое и настоящее глазами эколога   Комбинированный Человек – часть при-роды. Зависимость жизни и природы человека от природы и ее состояния. Основные правила поведения в окружающей среде. Уметьиспользовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране Тест (5 мин) Красная книга России (отдельные представители растений и животных), заповедники, национальные парки (общее представление) С. 47–53, вопросы, с. 52 «Подумай»      
Сокровища Земли под охраной человечества   Комбинированный Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе Знать правила поведения человека в природе, памятники истории и культуры Фронтальный опрос Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы С. 54–62, вопросы, задания по выбору      
  Сокровища Земли под охраной человечества (продолжение)   Комбинированный Охрана растительного и животного мира Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу Самостоятельная работа (10 мин) Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы Сочинение «Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир»      
Природа России (11 ч)  
  Равнины и горы России   Экскурсия Россия на карте. Неживая и живая природа. Формы земной поверхности. Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина Экскурсия на природу. Знать понятия «равнины», «горы». Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий) Фронтальный опрос Образование гор С. 64–71, вопросы «Проверь себя!», текст «Заповедники России» прочитать      
  Моря, озера и реки России   Комбинированный Водоемы, их разнообразие, использование человеком Знатьвиды водоемов,правила поведения у водоемов Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий) Тест (10 мин) Великие озера России С. 72–77, задание 4      
Зона арктических пустынь   Комбинированный Растения и живот-ные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни Знатьобщие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь Фронтальный опрос Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон С. 78–86, вопросы «Проверь себя!», задание 2      
  Тундра. Природа тундры   Комбинированный Растения и живот-ные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни Знатьобщие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры Фронтальный опрос Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон С. 87–97, задания 1, 3 (по вариантам)      
  Леса России   Урок- игра Роль растений в природе и жизни людей. Понимание связи неживой и живой природы Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, правила поведения в природе. Уметьприводить примеры представителей разных групп растений и животных леса Графический диктант Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон С. 98–105, задание 1      
  Лес и человек. Проверочная работа по теме «Леса России» (15 мин)   Комбинированный Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным Пониматьосновные правила поведения в окружающей среде. Уметьприводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни Проверочная работа Природные зоны С. 106– 113, вопросы «Проверь себя», составить памятку    
  Зона степей   Комбинированный Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы Знатьобщие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметьприводить примеры представителей разных групп растений и животных степей Фронтальный опрос Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон С. 114– 122, задания 1, 2    
  Пустыни     Комбинированный Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана при-роды Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметьприводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни Фронтальный опрос Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон С. 122–131, ответы на вопросы, задания 1, 2    
  У Черного моря   Комбинированный Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны Знатьобщие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметьприводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья Фронтальный опрос Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон С. 132–140, задания 1, 4      
  Экологическое равновесие   Комбинированный Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе Знатьобщие условия, необходимые для жизни живых организмов, знать и выполнять правила поведения в природе Работа с Красной книгой родного края Красная книга России (отдельные представители растений и животных), заповедники, национальные парки (общее представление) С. 141–142, подготовить сообщение по проблеме      
  Обобщение по разделу «Природа России»   Урок-игра Изготовление кормушек для птиц-практическая работа.Формы земной поверхности. Разнообразие растений и животных Уметьиспользовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране Тест (10 мин). Практическая работа Природные зоны России Сочинение «Что я расскажу иностранцу о своей деревне»      
Родной край – часть большой страны (12 ч)  
  Наш край   Комбинированный Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности Знать название родного города. Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде Текущий Природные сообщества родного края (2–3) Устный рассказ «Мой край»      
  Поверхность нашего края   Экскурсия Особенности поверхности (на основе наблюдений). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте) Уметьпоказывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы Текущий Изменение поверхности родного края С. 147– 153, задания 1–3, вопросы «Проверь себя!»      
  Водоемы нашего края   Комбинированный Водоемы родного края (названия, крат-кая характеристика) Уметьпоказывать на карте, глобусе материки и океаны, моря, реки Графический диктант Природные сообщества родного края (2–3) С. 154– 158, вопросы, задание 2      
  Наши подземные богатства   Комбинированный Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения Уметьиспользовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах Текущий Природные ископаемые родного края. Их использование человеком С. 159– 170, вопросы, задание 3      
  Земля – кормилица   Комбинированный Почва, ее состав Знатьпонятие «почва», состав воды и почв. Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы Текущий Почва, ее значение для жизни С. 171– 174, вопросы, подобрать стихи, пословицы, загадки о земле      
  Жизнь леса. Лес – природное сообщество   Комбинированный Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметьиспользовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. Работа с Красной книгой Растения и животные красной книги: сообщества лес, Грибы. Съедобные и несъедобные (узнавание) С. 175– 182, вопросы, задание 3      
  Жизнь луга. Луг – природное сообщество   Комбинированный Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметьиспользовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема. Графический диктант Растения и животные красной книги: сообщества луг С. 182– 190, вопросы, задание 5      
  Жизнь пресного водоема   Урок-игра Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края). Основные правила поведения в окружающей среде. Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметьиспользовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме) Текущий. Фронтальный опрос Растения и животные красной книги: сообщества водоем С. 191– 200, вопросы, задание 3      
  Растениеводство в нашем крае   Комбинированный Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям Знать отрасли растениеводства в родном крае. Уметьвыполнять правила ухода за культурными растениями Тест (10 мин) Природные сообщества родного края (2–3). Виды растениеводства С. 201– 207, вопросы      
  Незаметные защитники урожая   Комбинированный Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным Уметь устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями Фронтальный опрос Виды растениеводства С. 208– 213, вопросы, задание 2      
  Животноводство в нашем крае   Комбинированный Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным Правила безопас­ности при обращении с кошкой и собакой.   Знатьотрасли животноводства в родном крае. Уметь ухаживать за домашними животными Фронтальный опрос Виды животноводства. Ветеринария С. 214– 222, вопросы, задание 3      
  Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны»   Урок-игра Родной город: название, основные достопримечательности. Правила поведения в природе.Экологическая безопасность. Работа с лентой времени, с картой. Знатьприродные сообщества родного края. Уметь выполнять правила поведения в природе,правила экологической безопасности. Уметь работать с лентой времени, с картой. Тест (10 мин)   Практическая работа Природные сообщества родного края (2–3). Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения из истории родного края С. 222, вопрос 4      
Страницы всемирной истории (6 ч)  
  Начало истории человечества   Комбинированный Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени Фронтальный опрос История первобытного человека. Счет лет в истории С. 4–7, вопросы, задания 1–3      
  Мир древности: далекий и близкий   Комбинированный Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени Фронтальный опрос История древнего мира: Древний Египет, Древний Рим. Счет лет в истории С. 8–14, вопросы, задание 2      
  Средние века: время рыцарей и замков   Комбинированный Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира Знать историю средних веков Фронтальный опрос История феодального общества. Рыцарь С. 15–21, вопросы, задания 1–3      
  Новое время: встреча Европы и Америки   Комбинированный Выдающиеся люди разных эпох Знать выдающихся людей нового времени. Уметь работать с географической картой Фронтальный опрос Открытие Америки С. 22–27, вопросы, задания 1, 2      
  Новейшее время: история продолжается сегодня   Комбинированный Выдающиеся люди разных эпох Знать выдающихся людей новейшего времени Фронтальный опрос Новейшая история С. 28–32, вопросы, задания 1, 2      
  Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории»   Комбинированный Счет лет в истории. Человек – часть природы и член общества Уметьиспользовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач Тест (10 мин)Практический Новейшая история. Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов); название 2–3 стран, их главные достопримечательности, расположение на карте С. 28–32, вопросы, задание 3      
Страницы истории Отечества (20 ч)  
  Жизнь древних славян   Комбинированный История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси. Уметьпоказывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества Фронтальный опрос Древняя Русь С. 34–39, вопросы, задания 1–4      
  Во времена Древней Руси   Комбинированный Фронтальный опрос Древняя Русь С. 40–45, вопросы, задание 2      
  Страна городов   Комбинированный Тематический Столицы Древней Руси С. 46–54, вопросы, задание 2 (по вариантам)      
  Из книжной сокровищницы Древней Руси   Комбинированный Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры Знать музеи России. Уметьописывать отдельные (изученные) события из истории Отечества Фронтальный опрос Музеи. Экспонаты Древней Руси С. 55–58, вопросы, задания      
  Трудные времена на Русской земле   Комбинированный Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры Знатьисторию Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Уметьпоказывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской битвы Фронтальный опрос Жизнь древних славян на Руси С. 59–64, вопросы, задание 2      
  Русь расправляет крылья   Комбинированный Фронтальный опрос Историческая карта С. 65–69, вопросы, задание 2      
  Куликовская битва   Комбинированный Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры Знатьисторию Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Уметьпоказывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской битвы Фронтальный опрос Историческая карта С. 70–74, вопросы, задания 1, 2      
  Иван Третий   Комбинированный Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры Знать реформы Ивана Третьего. Уметьописывать отдельные (изученные) события из истории Отечества Фронтальный опрос Реформы Ивана Третьего С. 75–81, вопросы, задания 1, 2      
  Мастера печатных дел   Комбинированный Выдающиеся люди разных эпох Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого. Уметьиспользовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране Фронтальный опрос История книгопечатания на Руси С. 82–86, вопросы, задание 2      
  Патриоты России   Комбинированный Выдающиеся люди разных эпох Фронтальный опрос   С. 87–93, вопросы      
  Петр Великий   Комбинированный Выдающиеся люди разных эпох. Города России. Санкт-Петербург Тест (8 мин) Реформы Петра Великого С. 94–100, вопросы, задание по вариантам      
  Михаил Васильевич Ломоносов   Комбинированный Выдающиеся люди разных эпох Знатьисторию развития образования на Руси Фронтальный опрос Образование на Руси С. 101– 104, вопросы      
  Екатерина Великая   Комбинированный Выдающиеся люди разных эпох Знать реформы Екатерины Великой Тематический Правление Екатерины Великой С. 105–111, вопросы, задания 1, 2      
  Отечественная война 1812 года   Комбинированный Выдающиеся люди разных эпох
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...