Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глобальные экологические проблемы: путь к катастрофе или миф?




Г.Т. Фрумин

Рассмотрены различные гипотезы некоторых глобальных экологических проблем (разрушение озонового слоя фреонами, парниковый эффект). Приведены примеры наукообразных мифов и их экономических

последствий.

Ключевые слова:

атмосферные аэрозоли, глобальная экологическая катастрофа, глобальное потепление, климат, озоновый слой, окружающая среда, парниковый эффект, экологический кризис.

В число глобальных экологических проблем обычно включают следующие:образование озоновых дыр, уничтожение лесов, опустынивание, дефицит пресной воды, парниковый эффект, сокращение видов животных и растений. Здесь уместно напомнить о пессимистическом высказывании, сделанном Жан-Батис-

том Ламарком еще в 1809 г.: «Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания».

Факты, подтверждающие это мнение Ж.-Б. Ламарка, без труда можно найти в литературе. Ежегодно в мире теряется 30·109 тонн плодородного слоя земли, уничтожается 100 000 км2 леса, происходит засоление 60 000 км2 пахотных земель, выбрасывается в атмосферу 30·109 тонн вредных веществ, производится 3·106 тонн токсичных химических веществ. В Канаде из-за частых кислотныхдождей стали мертвыми более 4 000 озер, а 12 000 озер находятся на грани гибели. В Швеции в 18 000 озерах нарушено биологическое равновесие. Кислотные дожди наносят большой урон и лесам. В ФРГ и некоторых районах Швейцарии погибла 1/3 всех елей. Существует известное выражение, что мы живём в эпоху трёх «Э»: экономика, энергетики, экология. При этом экология как наука и образ мышления привлекает всё более и более пристальное внимание человечества.

Хозяйственная деятельность человечества в течение последнего столетия привела к серьезному загрязнению нашей планеты разнообразными отходами производства. Воздушный бассейн, воды и почва в районах крупных промышленных центров часто содержат токсичные вещества, концентрации которых превышают

предельно допустимую концентрацию (ПДК). Поскольку случаи значительного превышения ПДК довольно часты и наблюдается рост заболеваемости, связанной с загрязнением природной среды, в последние десятилетия специалисты, а вслед за ними и население стали употреблять термин «экологический кризис». В настоящее время глобальный экологический кризис включает четыре основных компонента: кислотные дожди, парниковый эффект, загрязнение планеты суперэкотоксикантами и так называемые озоновые дыры.

Вместе с тем, оценка современной экологической ситуации учеными-экологами далеко неоднозначна. Одни из них считают, что тотальная экологическая катастрофа (ТЭК) уже наступила [1]. По мнению других, мир еще только вступает в глобальный экологический кризис, а лидеры Русского географического общества убеждают нас в том, что нет ни того, ни другого [6]. По сути, к аналогичному мнению пришел и датский статистик Б. Ломборг [20]. В своей книге автор доказывал, что такие обсуждаемые в СМИ глобальные проблемы, как перенаселенность, истощение нефтяных запасов, сокращение количества лесов, вымирание видов, нехватка воды и некоторые аспекты глобального потепления, не подтверждаются статистическими данными. Ломборг доказывает в своей книге безосновательность большинства мрачных и грозных предсказаний и описаний экологического состояния нашей планеты, и перспектив на ближайшее будущее. При этом он использует статистические данные, которые публикуют те же учёные-экологи и международные организации, демонстрируя наглядно, как их политические заявления расходятся с зачастую полученными ими же результатами исследований и оценками состояния окружающей среды. Конечно, говорит Ломборг, далеко не всё хорошо и многоенадо улучшать, но состояние окружающей среды улучшается в последние десятки лет почти по всем параметрам, и все пессимистические прогнозы прошлых лет оказываются просто-напросто смехотворно неверными, что позволяет косвенным образом судить и о текущих таких же прогнозах того же рода.

В целом Ломборг критикует алармистские настроения и считает, что страх перед экологической катастрофой искусственно раздут и не имеет под собой серьезных оснований. На самом деле, утверждает Ломборг, положение не ухудшается, а улучшается, рост населения земного шара приостановился, пройдя свой пик, сельское хозяйство хорошо справляется со своими задачами, загрязнение воздуха снижается, леса вовсе не исчезают, уменьшение популяции тех или иных видов животных носит естественный, циклический характер, и даже глобальное потепление имеет не столь угрожающий характер, как это рисуют некоторые специалисты и вторящие им журналисты.

Цель Ломборга – не просто опровергнуть те или иные предсказания, а показать несостоятельность современного и почти универсального мифа о состоянии окружающей среды и о влиянии на неё нашей цивилизации. Этот миф он называет “the Litany”.

Эта книга стала бестселлером, потому что несет благие вести о будущем: «Нет повода для уныния. Мы живем в лучшую эпоху. Все мрачные прогнозы несбыточны. Апокалипсиса не будет. Статистика доказывает обратное». На датского профессора обрушилась волна самой резкой критики, а выпуск книги назван «провокацией».

Такое несовпадение точек зрения допустимо и объяснимо. Идет поиск истины. Наука – это всегда борьба идей. Нередко она переходит в борьбу людей науки. Как правило, сталкиваются разные научные школы во главе со своими капитанами. Но не все ученые играют по правилам. Было бы наивно думать, что экология

развивается без помех. Как у каждой медали есть оборотная сторона – с истинной экологией сосуществует лженаука (псевдонаука).

Мифы в области экологического знания рождаются в разных слоях общества. Мифотворчество наблюдается среди обывателей, неспециалистов в экологии, художественно настроенных личностей, в среде политической элиты — при создании идеологии и, наконец, в научной среде. В настоящее время «специалистами» в экологии становятся все, имеющие смелость взять на себя такую роль. Имея ошибочное или наивное представление о природе окружающей реальности, люди убежденно и агрессивно пытаются объяснять и навязывать свою трактовку явлений и процессов, суть которых им на самом деле неясна.

Псевдонаука проникла даже в сферу образования. Потеря ориентиров в выборе между научным и ненаучным, подмена научных гипотез произвольными мысленными конструкциями должны постоянно преодолеваться людьми, будущие или настоящие профессии которых – добыча, хранение и передача знания. В стенах высших учебных заведений совершенно недопустимо «размывание» границ четких научных определений только с помощью недостаточно проверенных фактов и выводов. Человек, который готовится к самостоятельной творческой деятельности в науке, прежде всего, должен обладать твердыми знаниями

ее основ и знать нормы критического отношения к новым фактам и теориям [17].

Сможет ли человечество выжить? Так озаглавил свою статью доктор геолого-минералогических наук, профессор В.А. Зубаков [6]. Автор категорично утверждает: «Мир охвачен кризисом. Это чувствуют все, но не понимают почему? Все в смятении, и – ни политика, ни наука, ни религия, ни философия – не знают, как

можно выйти из кризиса (и можно ли вообще)». Автор данной статьи весьма скептически относится к приведенному утверждению проф. В.А. Зубакова, считая его заблуждением. И все же рассмотрим приведенные в статье аргументы.

По мнению В.А. Зубакова, человечество закончило XX век в безумной стадной гонке к краю бездны, имя которой тотальная экокатастрофа (ТЭК). Для объективного анализа проблемы автор рассматриваемой статьи вводит конкретные параметры, названные индексами тотальной экокатастрофы (ТЭК).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...