В словах церковной тематики
НАПИСАНИе СТРОЧНЫХ И ПРОПИСНЫХ БУКВ · Изложенные ниже правила учитывают преимущественно лексику, связанную с собственно церковной жизнью. Написание имен исторических деятелей, названий событий, государств, реалий нужно смотреть в общеязыковых справочниках. Если господа редакторы и корректоры в случаях недоумений не будут заглядывать в «Справочную книгу корректора и редактора», в справочники по русской орфографии, а также в авторитетные издания по своей теме (преимущественное изданные в 60–70-х гг. XX в. большими русскими издательствами – светскими и церковными, разработавшими и последовательно проводившими правила правописания), – приводимые ниже соображения смысла не имеют. · Данный список составлен в издательстве Православная энциклопедия преимущественно на основе правил, принятых Издательским отделом РПЦ в 70–80-х гг. XX в., по изданиям: «Настольная книга священнослужителя», «Церковный календарь» с учетом правописания «Истории Русской Церкви», изд. Валаамским монастырем, и дополнялся издательством храма Святой мученицы Татианы в 2001–2005 гг. (добавления подчеркнуты). · В данном списке почти не учтены реалии, относящиеся к католической Церкви и протестантским церквам, а также к иным религиям.
Некоторые общие положения: Употребление прописных букв значимо для текстов, связанных с описанием жизни Церкви, поскольку вводит зрительную иерархию значений. Для того чтобы значимость прописной буквы сохранялась, прописных а) должно быть не слишком много (мы пишем по-русски, а не по-немецки – кстати! После реформы немецкой орфографии прописных букв в ней будет намного меньше: weblichkeit и т.д.), б) правила употребления прописных должны быть понятными.
Основа всех частных правил употребления прописных букв:
1. С прописной пишется имя собственное (т. е. индивидуальные именования), 2. С прописной пишутся обозначения значимых реалий. Наибольшей значимостью обладают актуальные (значимые «здесь и сейчас» – сегодня для Православия) реалии высшей иерархии (небесной и земной) – в них каждое слово может писаться с прописной буквы: Святая Живоначальная Троица, Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой; Святейший Патриарх Московский, Высший Церковный Совет (орган центрального управления РПЦ по решению Поместного Собора), Поместный Собор. Реалии иных христианских конфессий и др. религий для нас не имеют высшей степени значимости и должны содержать не более одной прописной буквы в названии. Исторические реалии (высшие органы управления Церковью и гос-вом в прошлом) также должны содержать не более одной прописной буквы. 3. С прописной буквы пишутся слова: Троица, Бог (и большинство, но не все, производных от данного слова прилагательных: сохраняют прописную букву только простые производные прилагательные – Божий, Божественный, сложные пишутся со строчной – боголюбивый, богоизбранный, богоборческий, также богопознание, богоявление (не праздник)), Божество, Христос, Господь, Ипостась (Троицы), Лицо (три Лица) Бога, две Природы Христа, Богородица. 4. С прописной буквы пишутся приложения (определения, выраженные именами существительными), относящиеся к данным словам: Господь Вседержитель; Господь Иисус Христос, Искупитель мира, Бог есть Любовь; Богородица, Заступница усердная, а также местоимения, данные слова замещающие: Ее (Богородицы) Божественный Сын; Ее (Троицы) явления; Его (Христа) страдания, Своею (Христа) Кровию и т. д. 5. Другие местоимения: Сам Бог, этот Бог, 6. Определения при указанных словах, выраженные именами прилагательными или причастиями, пишутся со строчной буквы: Христос, родившийся на спасение миру; Бог вездесущий, всемогущий. Но: Единый Бог, Пресвятая, Пречистая Богородица, Святая Живоначальная Троица. Также, служа е диному только Христу, Его единородный Сын, Единый истинный Бог, Небесный, бессмертный, нетленный Жених
7. С прописной буквы пишутся слово Небо и Небеса (как вместилище Бога), прилагательные Небесный, Горний и названия Небесных реалий, касающихся Бога: Чертог, Престол Бога, Обители Небесные, но (Бог Царь, восседающий на Своем) троне; 8. Названия «частей тела» Бога и другие слова, относящиеся к Нему, пишутся со строчной буквы: Его пречистое и мя, десница Бога, лицо Господа (но три Лица Бога), слово Божие 9. Употребление строчных и прописных в цитатах из Писания лучше проверять по Библии. 10.С прописной пишутся названия таинств: Брак, Венчание, Евхаристия, Елеосвящение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Священство. Также Причастие. Таинства святого Крещения. 11. С прописной пишутся евхаристические реалии: Святая Чаша, Святые Дары, Святые Христовы Тайны, Тело и Кровь Христовы,?пречистое Тело,?честная Кровь; а также некоторые места в храме: Горнее место (в алтаре), Святая святых, 12. Части богослужения и требы пишутся со строчной: литургия, утреня, вечерня, всенощное бдение, часы?, проскомидия, молебен, панихида,?малое повечерие; или с прописной: Малый (Великий) вход, Царские часы, Херувимская песнь, Евхаристический канон, … 13. Со строчной обычно пишутся предметы церковной утвари, названия мест в храме и другие храмовые реалии: агнец (просфора), антиминс, алтарь, жертвенник, престол (в алтаре), царские врата, елей, миро 14.Названия богослужебных книг пишутся без кавычек с прописной (первое слово), второе слово (определение) – со строчной: Служебник, Требник, Минея месячная (общая, дополнительная, праздничная), Триодь постная (цветная), Часослов великий (малый), Псалтирь с последованием, Типикон, Октоих нотный, Ирмологий нотный. Но: Цветная (Постная) Триодь, Общая (Праздничная, Дополнительная) Минея, Четьи-Минеи. Также Жития. 15.С прописной пишутся все двунадесятые и великие праздники (кроме дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла): Троица, Благовещение.
16.В названиях праздников (кроме двунадесятых и великих) должна быть одна прописная буква (не обязательно первая): память прп. Сергия, обретение мощей св. блгв. кнг. Анны Кашинской, суббота Лазарева. Если название праздника не содержит в себе имя собственное, то прописной становится первая буква названия: Неделя жен-мироносиц, Неделя ваий, Неделя праотец, Неделя о мытаре и фарисее, Неделя всех святых, для единообразия также: Неделя о Фоме, Неделя святых отец Первого Вселенского Собора, Неделя о Страшном Суде. NB: седмица мытаря и фарисея, сырная седмица, масленица, святки. 17.В названиях отдельных Церквей каждое слово пишется с прописной: Русская Православная Церковь, Русская Церковь, Польская Церковь, К-польский Патриархат, Албанская Церковь, Восточная, Западная Церковь, Римский Костел. Но: православная (католическая, апостольская, автокефальная, святая) Церковь. Но: киевская Никольская церковь (т. е. храм). 18.В названиях епархий всех христианских конфессий прилагательные пишутся с прописной: Абаканская и Кызылская епархия, Киотоская епархия, Сербская архиепископия, Охридская архиепископия, Киевская митрополия и т. д. 19.С прописной пишется слово «Патриарх» (глава Церкви) и производные от него слова: Патриарший, Патриархат, Патриаршество, но «ветхозаветные патриархи». С прописной должны писаться именования глав православных Церквей: Католикос-Патриарх. Главы неправославных Церквей не должны писаться с прописной буквы, поскольку в данном случае важно написание «папа Римский». 20.В титулах архиереев всех христианских конфессий прилагательные также пишутся с прописной: митрополит Новгородский, архиепископ Волгоградский. Не путать с прилагательным, обозначающим место проживания: новгородский архимандрит, волгоградский священник. 21.В названиях церквей и монастырей прилагательные, обозначающие местоположение пишутся со строчной, прилагательные, обозначающие праздник – с прописной: владимирский Успенский собор (монастырь), Троицкое подворье; московский Богоявленский монастырь, костромская Рождественская церковь. Но: троицкий монах (игумен, настоятель). Первое слово собственно названия пишется с прописной: церковь С вятого Василия.
22.В титулах верховных правителей гос-в прилагательные пишутся с прописной, название «позиции» со строчной: царь Русский, император Всероссийский, король Польский, великий князь Литовский (Московский), но Великий князь Александр, Великие княжны; царевич, наследник престола. 23.В титулах правителей отдельных земель в составе гос-ва прилагательные пишутся со строчной: князь рязанский (белозерский и т. д.). Но: Андрей Владимирович Угличский. 24. Титулы иерархов Церкви: его Высокопреподобие схиархимандрит Иоанн
Словарь · Агнец (Христос), агнец (просфора), ангел, Англиканская Епископальная церковь, антиминс, апостол (и др. лики святых), Апостол (богослужебная книга), архангел, архиерейский дом, арцибискуп Львовский, (гора) Афонская · благодать, Бог, но бог (о человеке), богослужение, Божественный, Божий, Боярская дума, богомыслие · Великие княжны, В еликий пост (1-я, 2-я и т. д. седмицы и недели Великого поста), Великий понедельник (вторник, среда и т. д. – Страстной седмицы); Венчание (как таинство), Ветхий Завет; Виленский повет, вовеки,Воплощение, В оскресен и е (Христово), но в оскресен ь е (день недели), Вселенная, Вселенская Церковь, Вселенский Патриарх(ат), Всемирный Совет Церквей · горe (=гор?), Горнее место (в алтаре), Горний (=Небесный), Господские (Богородичные) праздники, Гроб Господень · Дары Святого Духа, деисис (деисус), Доминиканский орден, Древняя Церковь, древо Жизни, духовная академия (семинария), но: Московская (Киевская, Казанская) Духовная Академия / Нижегородская духовная семинария, духовное училище (Нижегородское духовное училище) · Евангелие (Е.-тетра, апракос), Евхаристия, единородный Сын, елей, епархиальное управление (совет), Епископальная церковь · жертвенник (в алтаре), Жизнь вечная, Жития · Завет (Бога), З акон Божий; Западнорусский край;?З/з аповеди Божии; · император Всероссийский, истинный (Бог), (Бог есть) Истина · Киево-Печерская лавра, Киевские угодники; Крест Христов, крест нательный (напрестольный и др.),? (Христос был распят на) кресте; Кровь Христова, ковчег Завета, крещальная (или крестильная?) купель · литургия, Святая литургия; Лицо (три Лица=Ипостаси) Бога, но лицо Бога (Бог склонил Свое лицо); Львовское (Киевское) братство, львовская (киевская) школа, (Бог есть) Любовь · Месяцеслов, миро, Могилянская коллегия (Киево-Могилянская), Московский Печатный двор · Небо (вместилище Бога), Небесный (относящийся к Небу), но небо (то, что над головой): Бог сотворил небо и землю; Новый Завет;
· освященный Собор, Острожская типография, Отдел внешних церковных сношений, Откровение · папа Римский, Пасха, пасхалия, Первообраз, Плоть (Господа), поместная Церковь, Посольский (Монастырский) приказ, престол (в алтаре); Престол (Бога на Небе), Промысл Божий, православный, Православие, (церковное) Предание, преждеосвященные Дары, Премудрость Божия, преосвященный, Преполовение, Пришествие Христа, (Давид) Псалмопевец, Пятидесятница · Распятие, Русский Народный Собор, Речь Посполита, Русская (Польская) земля, рождение Христа · Святая Гора (Афон) ;Святая святых, Святая Чаша, святой, С вятой город (=Иерусалим), Святые Дары, Святые отцы, Святые Христовы Таины, Священное / Святое Писание, священный, Светлая седмица, Светлое Воскресение,Светлый понедельник (вторник и т. д.),Святейший Патриарх Московский, Символ веры, смерть Спасителя, Собор – 1) орган управления Церковью (Вселенский, Поместный, Архиерейский, Пято-шестой, Седьмой, Перво-второй, Карфагенский), 2) Собор (Сибирских, Вологодских, Пермских и др.) святых, собор – 1) здание, 2) собрание духовенства, Соловецкий чудотворец, Спаситель, страдания Спасителя, Страстная седмица, Страшный Суд, Сын Человеческий · таинство, Тайная вечеря, Тело Церкви, Тело Христово, Тайны Тела и Крови Христовых (род. мн. – Таин) · Устав (книга), устав (порядок совершения богослужения) · царские врата, царевич, царь Русский, Царство Небесное, Царь царствующих; Церковь (все сообщество верующих, как Тело Христово; и отдельные православные Церкви – Русская Православная Церковь, и т.д.), Церковь Мать, церковь – 1) здание, 2) протестантская церковь, · (причастная) Чаша, Четыредесятница, Четвероевангелие, Четьи-Минеи · Юго-Западный край
Словарь "Прописная – строчная" http://slovari.gramota.ru/dic_god.html Текст словаря любезно предоставлен Словарь "Прописная-строчная" представляет собой краткий свод основных выражений православной церковной лексики, принятый в Издательстве Московской Патриархии. Упорядочение написания слов, часто встречающихся в текстах, относящихся к церковной тематике, как нам кажется, насущно необходимо всем пишущим о жизни Русской Православной Церкви.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|