Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прогноз ближайшего будущего по принципу кормчего

Мыслящие люди, и прежде всего ученые-геоэкологи, обязаны найти такой сценарий выхода из ГЭК, который бы гарантировал сохранение биосферой ее функций самоподдержания, что в свою очередь обеспечило бы продолжение существования человеческого рода. Для этого надо прежде всего кардинально изменить толкование понятия Sustainahle Development и перенести акцент со слова "развитие" на слово "биосфера".

В таблице представлен модельный прогноз будущего по принципу кормчего. Я пытаюсь разделить интервал бифуркации, т.е. процесс нами творимого будущего, на 33 составляющих выбора еще не реализованных действий. Каждое из них можно уподобить камню на стремнине, на котором можно разбиться, если не суметь его обойти. Но в нашем случае нам не дано знать, на котором из "камней"-индикаторов мы приняли неверное решение. Итог - выживет человечество как общество homo sapiens или нет - мы узнаем лишь по конечному результату.

В средней и в правой колонках таблицы представлены еще (или пока еще) не реализованные человечеством действия из тех, что уже присутствуют в нашем сознании как альтернативно возможные. При этом в центральной колонке указаны действия, к которым нас подталкивает привычка жить по стратегии стихийно-рыночного "самотека". Они, по мнению многих, "само собой разумеющиеся" и потому не осознаваемые. Индикаторы правой колонки - это элементы только лишь мыслимой пока стратегии выживания.

Выделенные параметры образуют шесть индикаторных групп, различающихся по своим функциональным свойствам: стратегическим (параметры 1-7), тактическим (8-12), экономическим (13-15), управленческим (16-21), измерительным (22-24) и этическим (25-33). Прокомментируем главнейшие из них.

Сравнение параметров современной цивилизации стихийно-рыночного "самотека" и предполагаемых экогейской парадигмой - расшифровка "нами творимого Будущего" по конечному результату бифуркации

Параметры (индикаторы)

Современная цивилизация

Экогейская парадигма
1. Главная диспозиция в системе человек-природа

Природа - неограниченный источник ресурсов, а человек их хозяин. Антропоцентризм

Земля и ее ресурсы конечны, поэтому человечеству необходимо органически вписаться в природный круговорот. Эксцентризм
2. Цель цивилизации

Максимально быстрый прогресс

Максимально долгое процветание
3. Средства достижения

Покорение природы и более полное использование ее ресурсов ("эксплуатация будущего")

Гомеостаз общества с биосферой
4. Главный механизм

Количественный рост населения. Следствие - перенаселение Земли

Ограничение численности населения уровнем, на котором не нарушается воспроизводство биосферы
5. Экологическая ниша и форма осознания ее реальности

Территория расселения "наших": суверенитет и национализм

Солнечная система в целом. Преклонение перед Матерью-Природой. единение и братство всех людей
6. Стратегия

Стихийно-рыночный отбор по способности получения сиюминутной выгоды

Сознательно регулируемый отбор форм симбиоза природы и общества - планирование и прогнозирование будущего по принципу кормчего
7. Наличие науки о ведении земного хозяйства человечества

Отсутствует

Ойкогеономия - синтез экономики, экологии, геосоциологии и геополитики
8. Тактика взаимодействия людей

Конкуренция на личном, коллективном и государственном уровнях

Сотрудничество
9. Труд

Средство существования и конкуренции

Роботизация производства. Труд -способ творческого самовыражения и сотрудничества
10. Соотношение техника/духовность

Техника - локомотив эволюции общества

Доминирование духовных факторов
11. Главный стимул в личной деятельности

Получение максимальной материальной выгоды (эгоцентризм)

Соревнование в духовном совершенствовании личности (аксиэволюция)
12. Идеология

Природопотребительская, переходящая в природопокорительс-кую

Экогеософская
13. Отношения собственности

Примат частной, в том числе на землю и ресурсы, а в итоге формирование транснациональных собственников - ТНК

Примат.совладения - общинной кооперации. Введение де-юре "собственности человечества" на землю и ресурсы
14. Главный продукт (товар)

Капитал

Услуги
15. Экономика по отношению к природе

"Грязная", с накоплением отходов и деградацией среды

Экологически чистая, с ре-циклизацией отходов
16. Власть

Демократия - власть некомпетентного большинства, именем которого манипулирует элита

Аксиноократия - власть знаний и компетентности Коллективного Разума
17. Управление

Гипертрофирована роль среднего звена - государства - и ущемлена роль высшего (ООН) и низшего

Усиление высшего звена (общеземных международных органов) и низших (местных), в которых взаимодействие общества и биосферы регулируется наиболее эффективно

18. Долговременная направленность процессов, идущих в обществе,

Централизация и глобализация экономики и как следствие -стандартизация потребностей, языка и культуры

Децентрализация и кастомизация (упор на индивидуальные запросы) экономики и рост культурного разнообразия

19. Разрешение конфликтов

Силовое. Гонка вооружений, в том числе тотально разрушительных

Войны исключаются. Армии трансформируются в силы экологической безопасности

20. Структура мирового сообщества

Поддержание политически разделенного мира суверенитетов, выгодного для ТНК, заинтересованных в "свободном" для них неуправляемом рынке слаборазвитых стран

Объединение человечества -создание качественно новой структуры "Дом-Земля"

21. Функциональные процессы в мировом сообществе

Поляризация мира, перекачка капитала, мозгов и отходов в интересах ТНК

Разумное глобальное регулирование биотехнокруговоротов Коллективным Разумом

22. Мера успеха

Деньги, престижное потребление, физическая сила

Признание личных достоинств: воспитание, ум, доброта, талант, красота

23. Идеал среднего человека

Быть богатым

Быть совершенным физически и духовно

24. Идеал общества

Потребительство

Повышение качества жизни

25. Права женщин

Ущемление их прав и возможностей (патриархат)

Абсолютное равноправие, возврат элементов матриархата

26. Право на образование

Декларируется

Гарантируется и вводится немедленно как Эковсеобуч

27. Права Земли как организма

Декларируются

Наличествуют реальные механизмы соблюдения прав биосферы

28. Культура

Примат массовой культуры. Дегуманизация

Гуманизация и интеллектуализация

29. Наука

Примат точных наук и крайняя специализация

Примат гуманитарных наук и наук о человеке и жизни

30. Религия

Архаичность и природопоко-рительский настрой традиционных конфессий

Обновление религий на принципах экогеософии

31. Этика и здоровье

Главный критерий - продление срока жизни. Следствие - деби-лизация и одряхление поколения

Продление времени творчества при одновременном введении i)e-тре права людей на безболезненный уход от старости и болезней

32. Этика и преступность

Система тюрем и наказаний, воспроизводящая преступность

Табу на преступление, совершивший его сам подвергает себя остракизму

33. Соотношение прав и обязанностей каждого по отношению к обществу и биосфере

Примат прав, хотя многие лишь декларируются

Баланс прав и обязанностей, личная ответственность за выполнение последних

Конечный итог сценария

Стихийный переход биосферы в техносферу, гибель человечества и эукариот, становление Техногеи

Сознательно-планируемое формирование нообиосферы -становление ноосимбиоза объединенного человечества с Поддерживаемой им биосферой - Экогеи

         

Наибольшие разногласия возникают по поводу четвертого параметра - демографического. Конечно, принцип Хайека - прогресс цивилизации определяется прежде всего количественным ростом населения - для истории обоснован, и на это справедливо обращают внимание участники дискуссии [29]. Однако в условиях семи- или десятикратного^ перенаселения Земли [1] и кардинально изменившейся сейчас диспозиции в системе человек-природа он перестал действовать. Более того, он перешел в полную свою противоположность - рост населения Земли стал чуть не главным фактором регресса. Об этом уже много написано [1-3, 8, 23, 28, 30-32]. Необходимость депопуляции слаборазвитых стран, дающих сейчас 87% прироста населения Земли, самоочевидна. Это жестокая необходимость! Но очень важно, чтобы депопуляция проводилась одновременно с ликвидацией нищеты и всех форм социального неравенства на планете. На основе консенсуса жители богатых стран отказываются от привычек и морали общества потребления, направляя продукцию своих экономик всему миру, а жители бедных стран берут на себя временное строжайшее табу на рождение второго ребенка (стран, имеющих нулевой прирост населения, таких, как Россия, это не касается).

Проблема депопуляции в парадигме экогеизма отнюдь не главная. Но именно в этом вопросе мой подход испытал наиболее сильный натиск критиков. Показательно выступление Б. Миркина [33]. Вынужден процитировать его: "<...> Путь к экологическому коммунизму, - пишет он, - у В.А. Зубакова исключительно тоталитарно-революционный... депопуляция по схеме одна семья - один ребенок... не обеспечит выхода населения на уровень 1,2 млрд. (Расчетов в пользу этого голословного утверждения он не приводит. - В.З.) <...> Стало быть, предстоит насильственное умерщвление части человечества? Способов реализации своей программы Зубаков не указывает, но очевидно, что без террора против тех, кто не воспринимает экогейской идеологии, она не сможет восторжествовать... Если бы какие-то фанатики попытались реализовать проект экогеи Зубакова, мир утонул бы в крови". Это беззастенчивое, в духе дискуссий советского времени, искажение сути экогеизма до прямо противоположного, с использованием словечек "стало быть" и "очевидно" я вообще предпочел бы не комментировать. Но, к сожалению, не один Миркин отвергает a priori саму мысль о депопуляции - по сути главного условия выживания человечества.

Поэтому отмечу, что необходимость, неизбежность депопуляции, во-первых, научно обоснована, и прежде всего Римским клубом [22, 31, 32]. Во-вторых, она фактически признана ООН, в документах которой [34] ставится задача немедленной стабилизации населения. В-третьих, политика сокращения роста населения уже проводится многими странами, особенно успешно Китаем.

По параметру 7. Науки о ведении общечеловеческого хозяйства Дома-Земли, гео-ойкономии, как это ни парадоксально, нет (!). Быстрое становление ее сверхактуально!

По параметру 12, Не секрет, что многие люди к понятию "идеология" испытывают аллергию и вообще отвергают необходимость идеологии [35]. Но человек как социальное существо без нее существовать не может. Идеология - это духовный посох человечества. Позитивизм и прагматизм по отношению к природе выливаются в природопокорительную идеологию, ставшую причиной ГЭК и приближения к ТЭК. Настоящее сведение индикаторов выживания в правой колонке таблицы представляет, по существу, первую попытку определить ее как геоэкософскую идеологию - "Мудрость Дома-Земли".

Из экономических индикаторов комментариев требуют прежде всего отношения собственности. Рост разнообразия форм собственности столь же присущ эволюции общества, как и рост видового разнообразия - эволюции биосферы [Зб]. Поэтому отрицание частной собственности - вечной неотъемлемости процесса труда - было одной из главных ошибок К. Маркса. Но, как теперь стало очевидно, в рамках информационного общества частная собственность неизбежно трансформируется в совладение - "частную собственность только здесь и теперь" [37]. Ибо только совладение может обеспечить воссоединение человека и природы (их гомеостаз). При этом совладетелем земли и природных ресурсов может быть только человечество в целом, с учетом всех наших потомков. Т.е. денационализация земли и природных ресурсов, проводимая в России после 1991 года, является экологическим преступлением!

Комментарии к параметрам 16, 17. Под Коллективным Разумом Человечества (и всей Экогеи) понимается новый тип разумного регулирования всепланетным гомео-стазом по принципам "не навреди" и "природа знает лучше". От демократии -характерной для рыночной системы власти некомпетентного большинства, голосом которого всегда умели манипулировать элита, криминальные элементы и политики, человечество должно перейти к власти компетентного знания, представляемого иерархией советов мудрецов-профессионалов (аксиноократии по моей терминологии, меритократии по М. Кенну [38] и А. Субетто [39]). От искусственной для экобиосфе-ры Земли системы разделения мира на 200 суверенных государств, каждое из которых преследует свои (и своих корпораций) сиюминутные выгоды, экогейское сообщество должно перейти к системе "естественных экосот" - самоуправляемых географических подсистем (в основе которых, очевидно, предполагаются речные бассейны), где поддержание социально-биосферного гомеостаза может быть оптимальным. В этом отношении экогейская парадигма совпадает со сценарием СоЭС [40].

По параметрам 20, 21. Индустриальная формация прошла три стадии развития: начального капитализма в XIX веке, империализма в XX веке, разделившегося на западный и советский (тоталитарно-социалистический) варианты, и современную постимпериалистическую информационную стадию - мир транснациональных корпораций. Этот "мир ТНК" представляет собой, как правильно пишут Моисеев [41] и Субетто [39], агонию стихийно-рыночной экономики и мироустройства. ТНК, став главным владельцем капиталов, земли и природных ресурсов, получили уникальную возможность растерзывать политически и идеологически разделенное человечество. Растерзание выражается в глобальной перекачке мозгов и отходов, которая представляет новую, ранее неизвестную форму искусственных глобальных круговоротов, ввергающих человечество и биосферу в крайне неустойчивое, поляризованное на Юг и Север, состояние. Именно эта действительность "мира ТНК" делает иллюзорной стратегию т. н. устойчивого развития, провозглашенную политиками в ООН.

По сути концепция SD — не более чем косметический ремонт мироздания в интересах ТНК, для рядовых же людей планеты она означает не более чем перестановку кресел на палубе "Титаника". Выжить может только объединенное человечество, которое должно создать качественно новую Организованность ноосферы, которую я называю Дом-Земля или Экогея. К такому определению сути структуры мирового сообщества вплотную подошла и Комиссия по Декларации Земли под председательством М. Горбачева и М. Стронга при активной поддержке С. Рокфеллера [42].

Из этических индикаторов остановимся на трех.

Параметр 27 - права Земли, точнее, Биосферы. К осознанию необходимости юридического введения таких прав и строжайшего их соблюдения человечество пришло, увы, только сейчас, на пороге ТЭК и практически начавшейся трансформации Биосферы в Техносферу.

Параметры 32, 33. В современной деградации этических норм человечества нет никакого сомнения. На протяжении сотен и тысяч лет люди не устают заявлять о своих правах, забывая, что кроме прав, необходимо иметь и обязанности. История цивилизации - это история научно-технического прогресса, достигнутого за счет эксплуатации биосферы и будущего, т.е. наших потомков. Чтобы выжить, человечество должно осознать и юридически узаконить обязанность всех в целом и каждого человека в отдельности перед Биосферой и другими людьми. Это самое сильное требование и главное (!) условие выживания.

Но давайте отдадим себе отчет в том, что человечество в целом сможет нести на себе реальные обязанности по поддержанию своей Матери-Биосферы только в том случае, когда эти обязанности будут возложены и на каждого гражданина Земли без исключения. Стало быть, каждый гражданин Дома-Земли должен в день своего совершеннолетия пройти инициацию и принять на себя строжайшее табу, запрещающее ему предпринимать любые действия, могущие нанести вред биосфере и другим людям. И соблюдать табу со всей ответственностью. Эта процедура - перевод молодого человека в достойного гражданина Дома-Земли - homo axios - должна подготавливаться процессом Эковсеобуча на протяжении 17 лет.

Введение табу и осознанной личной ответственности каждого за его соблюдение качественно меняет все морально-этическое состояние общества. Оно делает ненужной абсолютно неэффективную сейчас систему тюрем и наказаний, лишь воспроизводящую преступность. Ибо нарушивший табу обрекает себя на остракизм (по выбору - на безболезненную смерть или на работу вне общества и Земли).

Не является ли принцип табу и остракизма насилием над человечеством, как считают некоторые мои оппоненты? Нет, эти индикаторы экогеизма и аксирево-люции (от греч. - "достоин") ничего общего с насилием не имеют, но ставят преграды выживанию зла. Вспомним Откровение, идущее по Библии: "И не войдет в него (новый Иерусалим. - В.З.) ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни" (Откр., гл. 21).

Каков же прогноз ближайшего будущего системы Цивилизация-Биосфера по принципу кормчего, т.е. по конечному результату развития человечества в интервале бифуркации - выживает оно как биологический вид или нет? Определим Цивилизацию в широком понимании как состояние взаимоотношений общества с природой, сложившееся в результате разделения труда и формирования стихийно-рыночной системы производства и распределения товаров в условиях роста городского населения, техники и информации. Вывод однозначен: наша цивилизация как паразитическая природопотребительская и природопокорительская система вида-монополиста homo sapiens, существующая за счет биосферы, в условиях деградации последней и замещения ее техносферой, обречена на гибель! Вместе с нею обречена на гибель за точкой Левина и биота эукариот.

Это вовсе не означает, что вместе с человеком прерывается и развитие Разума. Тотальная катастрофа для человечества и эукариот может (но не обязательно будет) иметь своим следствием появление новой - искусственной — Организованности жизни [43,24], если человечество успеет создать киборгов или электронных существ с искусственным интеллектом, как это считают Дж. Гленн [44], А. Болонкин [45], В. Косарев и др. Но это уже другая проблема.

Возможно ли возникновение экогейской организованности ноосферы за 2—4 десятилетия? Не пустая ли это утопия, как считает А. Урсул [46]? Конечно, до тех пор, пока человечество не пройдет Эковсеобуч. Всеми элементами новой парадигмы население Земли должно овладеть, если оно хочет выжить, за 10-15, максимум 20 лет глобальной духовной экологической ("человеческой", по А. Печчеи) революции, сутью которой является Эковсеобуч. Аксиреволюция - это грандиозный процесс воспитания, обучения и осознания новых, в высшей степени гуманных норм новой этики совыживания. Только свершив его, международное содружество может подготовить себя к Объединению мира, которое должно быть достигнуто путем Референдума. Этот процесс не может быть простой эволюцией, так как на нее у нас нет даже десятков лет времени.

Список литературы

1. Зеленый мир. 1998. № 12.

2. Горшков В.Г. Физические и биологические основы устойчивого развития жизни. М., 1995.

3. Динилов-Данильян В.И., Горшков В.Г., Арский Ю.М. и др. Окружающая среда между прошлым и будущим: мир и Россия. М., 1994.

4. Арский Ю.М., Данилон-Данильян В.И., Залиханов М.Ч. и др. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? М., 1997.

5. Назаретян А.П.,Лисица И.А. Критический гуманизм versus биоцентризм // Общественные науки и современность. 1995. № 5. С. 149-158.

6. Голубец B.C., Тарко А.М. и др. Вечные русские вопросы в учебном пособии // Общественные науки и современность. 1995. № 5. С. 159-166.

7. Данилов-Данильян В.И. Наука и гуманизм versus фантастика и техницизм // Общественные науки и современность. 1998. № 4. С. 138-141.

8. Зубаков В.А. Куда идем? Философия выбора будущего // Зеленый мир. 1999. № 16, 17.

9. Вернадский ВМ. Научная мысль как планетное явление. М., 1991.

10. Зубиков В.А. Куда идем: к экокатастрофе или экореволюции? // Философия и общество. 1998. № 1. С. 191-239; № 6, С. 77-102.

11. Лосев К.С. Экология и новое мышление // Проблемы устойчивого развития. М., 1997. С.61-68.

12. Довгуша В.В., Тихонов М.Н. Нет войнам! // Жизнь и безопасность. 1996. № 4. С. 8-17.

13. Проблемы клинической лимфологии и эндокринологии. М.-Сочи, 1997.

14. Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. М.-Кострома, 1997.

15. Богачкова Б.И., Федоров Л.А. Детская популяция в городе спецхимии // Берегиня. 1996. №10. С. 5.

16. Барабаш В.И. ЭМИ производят дебилов // Жизнь и безопасность. 1997. № 1. С. 203-206. П. Довгуша В.В., Кудрин И.Д. и др. Общество и техногенная среда обитания // Жизнь и безопасность. 1997. № 1. С. 207-230.

18. Плисе Г.Б. Экология и онкология // Жизнь и безопасность. 1997. № 1. С. 253-257.

19. Шлем Е.С. Снова об отходах // Жизнь и безопасность. 1997. № 1. С. 258-261.

20. Кипа А.В. Криминальная революция: вымысел или реальность? // ОНС. 1999. № 3. С.26-37.

21. Казнин Ю.Ф. Снова про рак // Жизнь и безопасность. 1997. № 1. С. 238-248.

22. МедоузД.Х., МедоузДЛ., Рандерс И. За пределами роста. М., 1994.

23. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.

24. Зубаков В.А. XXI век. Сценарии будущего. СПб., 1995.

25. Зубаков В.А. Прошлое и будущее человечества глазами эколога // ОНС 1997. № 3. С.114-128.

26. Данилов-Данильян В.И. Зарницы сверкают//Зеленый мир. 1996. № 13.

27. Зубаков В.А. Гром не грянет, мужик не перекрестится // Зеленый мир. 1999. №11.

28. Зубаков В.А. Экогея - Дом Земля. СПб., 1999.

29. Назаретян А.П. Демографическая утопия "устойчивого развития" // ОНС. 1996. № 2.

30. Кондратьев К.Я. Ключевые аспекты экологической политики (в связи с выходом книги Э.У. Вайцзеккера). Ч. 1,2//Изв. РГО. 1994. Вып. 3,4.

31. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985.

32. Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. М., 1993.

33. Маркин Б. Экологический иллюзион // Зеленый мир. 1997. № 21.

34. Программа действий. Повестка дня на XXI век. Женева, 1993.

35. Возвратиться в рай. Беседа с Т.М. Горячевой // Экогеософский альманах. 1999. № 1.

36. Зубаков В.А. Отношения собственности и типологическая классификация общества // Политика. 1990. №8.

37. Ямагучи К. Смена парадигм в экономике по мере становления информационного общества // Идеи Н.Д. Кондратьева и динамика общества. М., 1995. С. 44-72.

38. Кенн М. Комплюралистский манифест. Зеленая идеология. М„ 1991.

39. Субетто А.И. Библиография. Избр. статьи. СПб., 1997.

40. Забелин С.И. Время искать и время терять. Рязань, 1998.

41. Моисеев Н.Н. Агония России. Есть ли у нее будущее? М., 1996.

42. Хартия Земли // Зеленый мир. 1998. № 12. С. 6.

43. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. М., 1996.

44. Гленн Дж. Роль науки и технологии в исследовании будущего // Идеи Н.Д. Кондратьева и динамика общества на рубеже третьего тысячелетия. М., 1995. С. 217-240.

45. Болонкин А. XXI век - начало бессмертия // Экогеософский альманах. 1999. № 1.

46. Урсул АД. Россия на пути к устойчивому развитию. М., 1996.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...