Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Туризма, как вида деятельности

Введение

 

Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, активизация внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения, оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития.

Санаторно-курортной обслуживание является одной из особо важных отраслей туризма, но к сожалению в нашей стране, особенно в годы становления рыночной экономики эта сфера не стала такой же прибыльной и эффективной как в других странах. Курорты пережили сложные годы, но наблюдаемый подъем в течение 1998-2000 годов свидетельствует., что санаторно-курортная отрасль постепенно становится одной из наиболее динамично развивающихся и все больше и больше привлекает не только рекреантов[1], но и инвесторов.

 В свою очередь, стабилизация санаторно-курортной отрасли в регионе, оживляет и деятельность в сфере туризма, поэтому в работе рассматриваются вопросы санаторно-курортного обслуживания и организации в связи с развитием рынка туристических услуг. Также в работе рассматриваются такие вопросы, как роль и влияние на курортно-оздоровительный туризм природно-лечебных ресурсов, приводится примеры, как развивается курортно-оздоровительный туризм в стране и за рубежом а также ряд других вопросов, связанных с проблемой развития этого вида деятельности.

Курортно-оздоровительный туризм тесно связан с такими видами туризма, как экологический (направлен на оздоровление организма с помощью экологических факторов: чистый воздух, наличие растительности, животных, и др., наличие источников лечения, минеральных вод и т.д.) и социальный (направлен на расширение кругозора туриста, ознакомление его с жизнью, культурой, традициями народа, а также историей города или района).

В мировой практике понятие курорта включает в себя понятие как отдыха, так и санатория, т.е. санаторно-курортное обслуживание также является частью курортно-оздоровительного туризма.

Туризм – весьма сложное и многогранное явление, следовательно, феномен туризма интересует представителей различных областей науки – экономистов, историков, социологов, географов и т.д. В монографии авторы попытались объединить некоторые концептуальные модели наук, по-разному описывающих сферу туризма. Подводя итоги такого исследования, можно подвести некоторые общие итоги:

1. Туризм как один из видов досуговой деятельности человека оказывает комплексное влияние на развитие личности.

2. Туризм в современных условиях представляет собой явление глобального транснационального масштаба.

Курортно-оздоровительный туризм очень важен в жизни каждого из нас. Он интересен тем, что помимо релаксирующего отдыха и развлечений, турист получает не только занимательную историю народа и города в целом, но и качественное лечение, с использованием традиционных и нетрадиционных методик.


Глава I Специфика организации курортно-оздоровительного

Туризма как одного из основных видов туризма

Основные понятия и определения курортно-оздоровительного

туризма, как вида деятельности

 

Необходимость в перемещениях и путешествиях, поездка или передвижение пешком по каким-либо местам, странам (обычно для ознакомления и отдыха) возникла у наших предков из глубокой древности. Причем термин «путешествие» можно трактовать буквально, т.к. «ознакомление» с новыми территориями было жизненно необходимо[2].

Туризм - это индустрия, включающая в себя множество видов деятельности. Все сегменты индустрии туризма взаимосвязаны и зависят друг от друга. Например, успех горнолыжного курорта зависит от доставки лыжников на склоны, уровня размещения, питания и других услуг, предлагаемых туристам во время отдыха на курорте. Небольшие предприятия, соединен­ные с горнолыжными курортами, действуют как независимые предприятия, но на самом деле они зависят друг от друга. Эта зависимость требует совместных усилий, однако, их бизнес конкурирует и борется за потребительский рынок, что затрудняет взаимодействие. На государственном уровне в настоящее время проблемами туризма занимается госкомитет по физкультуре и туризму.

Для того, чтобы дать наиболее полную классификацию видов современного туризма, необходимо использовать наиболее существенные признаки, характеризующие тот или иной вид туризма, в частности, национальная принадлежность туризма; основная потребность, удовлетворение которой обуславливает туристическое путешествие; основное средство передвижения, используемое в путешествие; средство размещения; продолжительность путешествия; состав группы; организационные формы; основные принципы формирования цен турпродукта и т.д.

1.  К основным видам туризма. Формирующимся в зависимости от национальной принадлежности относят национальный (внутренний) и международный (внешний) туризм. Международный туризм, в свою очередь, подразделяется на активный и пассивный, или иначе въездной и выездной туризм.

2. В зависимости от потребности, обуславливающей туристское путешествие.

3. Спортивный туризм. В основе этого вида туризма лежит потребность двух видов, в связи с чем различают два подвида спортивного туризма:

ü активный (основой является потребность в занятиях каким – либо видом спорта);

ü пассивный (основой является интерес к какому – либо виду спорта, т.е. путешествие с целью посещения соревнований или спортивных игр).

4. Познавательный туризм. Основой данного вида туризма является потребность в расширении знаний по различным направлениям. К данному виду туризма можно отнести экологический туризм. Программы экотуров предполагают посещение охраняемых природных территорий.

5. Туризм с деловыми целями. К данному виду туризма относятся поездки с целью установления или поддержания деловых контактов с различными партнерами.

6. Конгрессный туризм. Туристические поездки с целью участия в различных мероприятиях, в том числе: конференциях, симпозиумах, съездах, конгрессах и т.д.

Различают множество видов туризма: экологический (путешествия в нетронутые человеческой цивилизацией экологически-чистые уголки природы), социальный (сектор туристского рынка, где покупатели получают субъективные средства, выделяемые государством на социальные нужды в целях создания условий для путешествий), самостоятельный (специфический вид туристической общественной деятельности, осуществляемый на добровольной самодеятельной основе без участия в основе организации организаторов туризма)[3] и много других.

Безусловно, все виды туристической деятельности очень интересны и по-своему привлекательны, но хотелось бы остановиться на оздоровительном туризме, т.к. это не только забота о своем здоровье методом медицинского вмешательства и вмешательства природных факторов (минеральные воды, всевозможные  лечебно-оздоровительные источники и т.д.), но и занимательный и довольно познавательный отдых.

Оздоровительный туризм - путешествия в какую-либо местность с благоприятными для здоровья природно-климатическими условиями с целью лечения и отдыха.[4]

Как сказал известный климатолог А. К. Шенк: «Море с его безбрежным горизонтом, неизбежно ласкающим взор, меняющимся колоритом все возможных переливов и оттенков и искрящиеся под лучами солнца, постоянно движущиеся массой водного пространства при мягком климате с его равномерной температурой, высоким барометрическим движением, большой влажностью с наличием постоянных бризов соединяет в себе те климатические лечебные факторы, которые составляют основную базу приморской береговой климатотерапии»[5]. В этих словах – объяснения того феномена, почему миллионы людей мечтают об отдыхе и лечении в тихом, экологически чистом месте, около моря.

Оздоровительный туризм – туризм, путешествия, поездки, походы в какой-либо местности с благоприятными для здоровья природно-климатическими условиями и пребывание там с целью отдыха.

Курортно-оздоровительный туризм имеет ряд отличительных черт:

1. Пребывание на курорте должно быть не менее 21 дня, иначе лечение окажется не эффективным;

2. Лечение а курортах довольно дорого, следовательно оно рассчитано в основном на богатых клиентов или на больных, за которыми оплачивает государство или предприятия;

3. На курорт едут в основном люди старшего возраста, которые делают свой выбор между курортами, специализированными на лечении конкретных заболеваний, и курортами смешанного типа, которые способствуют общему восстановлению сил.

Также не надо забывать о том, что развитие туристического бизнеса в условиях рынка может быть осуществлена при наличии четырех основных составляющих: капитала; технологии; кадров; туристских ресурсов.

В мире выделяют 4 типа курортов:

1. Бальнеологические (главным лечебным фактором используются природные минеральные воды);

2.  Грязевые (привязанные к месторождениям лечебных грязей);

3. Климатические (лесные, горные, приморские, климатокумысолечение);

4. Переходные – используются сразу несколько природных лечебных факторов.

Выбор туристом географического направления путешествия определяется следующими параметрами: месторасположением (природные или искусственные факторы, культурные элементы), событием (фестиваль, спортивные игры), возможностями для определенной деятельности (занятия спортом, лечение), состоянием материальной базы, транспортной инфраструктуры. На набор географического направления влияет подготовленность туриста, сведения, полученные им из учебной, популярной и другой литературы, средств массовой информации. Выбор определяется оценкой возможных способов развлечения, удовлетворения туристских потребностей.            

В основе лечебного (медицинского) туризма лежит необходимость в лечении различных заболеваний. Лечебный туризм имеет несколько разновидностей, характеризующихся природными средствами воздействия на человеческий организм, например: климатолечение, бальнеолечение, морелечение, грязелечение, плодолечение, молоколечение и т.д. Зачастую при лечении могут использоваться несколько видов воздействия, в таких случаях вид туризма определяет основное средство воздействия на организм отдыхающего.

Внутренние и внешние факторы, влияющие на туризм.

На рост и развитие туризма влияют социально-экономические факторы: повышение уровня образования, культуры и эстетических потребностей населения. Как элемент эстетических потребностей можно рассматривать стремление людей познакомится с бытом, историей, культурой, условиями жизни различных стран.

Кроме того, к внешним факторам относятся изменения политического и правового регулирования; технологические изменения; развитие транспортной инфраструктуры и торговли, а также изменение условий безопасности путешествий.

Внутренние (эндогенные) факторы – это факторы, воздействующие непосредственно в сфере туризма. К ним относятся прежде всего материально-технические факторы, имеющие важнейшее значение для развития туризма. Главный из них связан с развитием средств размещения, транспорта, предприятий общепита, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д.

К внутренним факторам относятся также факторы туристского рынка:

1) процессы спроса, предложение и распространения (в качестве особенности современных рыночных факторов можно выделить, например, превращение спроса на турпродукты в постоянный запрос, а также рост индивидуального туризма;

2) возрастание роли сегментации рынка (появление новых внутри региональных туристских сегментов. Увеличение расстояний путешествий, разнообразие форм проведения каникул, рост краткосрочного пребывания, возрастание диверсификации туристского развития в устоявшемся туристском пространстве и т.д.);

3)  возрастание роли координации деятельности в туризме и процессов монополизации (усиление горизонтальных интеграций, т.е. рост партнерских отношений крупных фирм со средним и мелким бизнесом; вертикальные интеграции через создание стратегических туристских союзов; глобализация туристского бизнеса и т.д.);

4) возрастание роли средств массовой информации и связи с общественностью (паблик рилейшнз) в продвижении, рекламе и реализации разрабатываемых турпродуктов;

5) возрастание роли кадров в туризме (увеличение численности работников, развитие профессионально-квалификационной структуры, повышения значения профессиональной подготовки, улучшения организации труда и т.д.);

6) возрастание роли частного туристского бизнеса (создаются условия, при которых на рынке действует ограниченное число больших транснациональных операторов и значительное количество родственных малых предприятий – агентов, осуществляется эффективная реализация турпродукта на основе профессионального маркетинга, что в свою очередь поражает потребность вы повышении квалификации персонала).

 

1.2 Природно-лечебные ресурсы – богатство России

 

В наш технический век появилась гиподинамия – нарушение функций организма из-за недостаточного движения. При наличии транспорта, особенно в городе, многие лишают себя возможности ходить. Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Знакомство с новыми районами, природой, встречи с людьми обогащают человека. Походная жизнь развивает наблюдательность, самостоятельность, сообразительность, смелость. Многие видные деятели науки и культуры связывают свой отдых с туризмом

Туризм – разновидность рекреации[6], один из видов активного отдыха, в процессе которого восстановление работоспособности сочетается с лечебной деятельностью. Курортно-оздоровительный туризм для каждого человека индивидуален, т.к. проходит в зависимости от возраста, заболевания, дохода и других факторов, которые оказывают влияние на туристические мотивы. Также эта мотивация может быть связана с экологически-чистой зоной размещения туристов (санатории, пансионаты, гостиницы и др.). Для этого существует природоохранная деятельность, важность которой постоянно возрастает в связи с региональными и глобальными воздействиями человека на природу, вовлечением все большего количества земель и водоемов в хозяйственную деятельность. В результате этого происходят разрушения окружающей среды (воздуха, воды, почвы) промышленными и сельскохозяйственными отходами, эрозия почв, деградация лесов утрачивается разнообразие животного и растительного мира, исчезают живописные ландшафты.

Повышается значимость окружающей среды как базы для туризма. По прогнозу ВТО, интерес общества к вопросам ох­раны окружающей среды к 2020 г возрастет. Население планеты встревожено нарушением экологии. Это пожары и смог в Юго-Восточной Азии, увеличение мировых запасов не при­годной для употребления воды (с 1/4 до 2/3) и др. Для успешного развития туризма важно сохранять и умножать природные ресурсы. Состояние окружающей среды играет важную роль в развитии туриндустрии.

Ожидаемое повышение спроса на путешествия уже повлияло на предприимчивость туристских центров в индустриально развитых странах, которые поняли необходимость создания национальных парков, заповедников, озеленения территорий отелей. Недопустимо, как раньше, использовать для ту­ризма земли, не пригодные для других целей, размещать туристские объекты рядом с опасными производствами, например химическим.

Рекреационное планирование материальной базы должно стать частью общего плана по обустройству территории. Перед началом строительства нового туристского комплекса следует тщательно и полно изучить его влияние на экономику и природу региона. Это должно стать частью общественной политики местных органов власти. Важное условие реализации нового туристского проекта - получение санитарного разрешения на утилизацию отходов и т. д. Негативное влияние нового проекта на окружающую среду - серьезная причина, по которой он может быть отклонен местной администрацией.

Воздух, грунтовые и наземные воды, пляжи и леса должны оставаться в своем первозданном состоянии, чистыми и защищенными. В защите нуждается природа - флора и фауна.

Разумное использование местных ландшафтов и памятников архитектуры в туристских целях следует поощрять.

Таким образом, новый туристский проект должен планироваться так, чтобы сохранять и по возможности улучшать состояние окружающей среды.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...