Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок перемещения физическими лицами наличных денежных средств через таможенную границу Таможенного союза




 

В настоящее время порядок перемещения наличных денежных средств физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза регулируется на двух уровнях: международном и национальном. Первый уровень представлен Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (далее - Договор) и Таможенным кодексом Таможенного союза. Из п. 5 ст. 94 ТК ТС вытекает, что таможенный контроль в валютной сфере осуществляют таможенные органы, и делают они это в соответствии с законодательством государств, являющихся членами Таможенного союза. Как правильно пишут некоторые авторы, такое положение является исключением из принципа регулирования перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенным законодательством.

Второй уровень представлен ФЗ от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Указанный Закон регулирует порядок перемещения валюты и валютных ценностей через таможенную границу Таможенного союза. Статья 15 Закона, по сути, носит отсылочный характер. В ней указывается, что ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются при соблюдении требований таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле [3].

Отсюда вытекает, что регулирование данной группы общественных отношений осуществляется ФЗ от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза". При этом в Законе о валютном регулировании и валютном контроле было установлено правило о приоритете норм международных договоров.

Определяющим документом, регулирующим отношения ввоза и вывоза наличных денежных средств, является указанный выше Договор. И только к отношениям, не урегулированным данным Договором, могут применяться иные международные договоры Таможенного союза, а в случае их отсутствия - законодательство Сторон.

Система отношений по ввозу и вывозу наличных денежных средств включает в себя объект и субъект этих отношений. Объектом выступают наличные денежные средства. Определение понятию наличных денежных средств применительно к ввозу и вывозу их через таможенную границу дается в Договоре. В нем записано: наличные денежные средства – «денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монет, за исключением монет из драгоценных металлов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в государствах - членах Таможенного союза или иностранных государствах (группе иностранных государств), включая изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки». Из этого определения вытекает ряд важных выводов. Во-первых, под денежными средствами в этом случае понимаются наличные деньги как в российской, так и в иностранной валюте. Поэтому речь идет о ввозе и вывозе с таможенной территории физическими лицами наличной валюты любой страны. Во-вторых, из смысла Договора вытекает, что понимаются денежные средства, которые не предназначены для использования в предпринимательских целях. В-третьих, это могут быть только банкноты, казначейские билеты и монеты, которые на данный момент находятся в обращении и являются законным платежным средством. В-четвертых, сюда же включаются деньги, которые уже изъяты из обращения или находятся в стадии изъятия, но подлежащие обмену. В-пятых, под регулирующее воздействие Договора не подпадают монеты из драгоценных металлов.

Представленная выше дефиниция наличных денежных средств свидетельствует о том, что данный объект с точки зрения валютного законодательства является не чем иным, как наличной российской или иностранной валютой. Отсюда следует, что перемещение наличных денежных средств подпадает под ст. 15 Закона о валютном регулировании и валютном контроле и является валютной операцией по ввозу в Российскую Федерацию и вывозу из Российской Федерации иностранной валюты, валюты Российской Федерации, дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме. Тем самым подчеркивается тот факт, что «порядок перемещения наличных денежных средств и денежных инструментов через таможенную границу относится одновременно к сфере валютного и таможенного законодательства» [4].

Следует отметить, что согласно подп. 35 п. 1 ст. 4 ТК ТС наличные денежные средства, являясь российской или иностранной валютой, отнесены к категории товара. Конечно, с точки зрения экономической теории отнесение наличных денег к товару - это нонсенс, ибо в этом случае рушится вся концепция товарно-денежных отношений. Но в таможенных целях к товару отнесено все перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, включая валюту государств - членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическую и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу. Такой подход позволяет определиться с понятиями ввоза и вывоза наличных денежных средств как товара, указанных в ст. 5 ФЗ от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»:

- ввоз товаров в Российскую Федерацию - фактическое пересечение товарами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в результате которого товары прибыли из других государств - членов Таможенного союза или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию Таможенного союза, на территорию Российской Федерации и (или) на территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, и все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, когда такой выпуск предусмотрен таможенным законодательством Таможенного союза и (или) настоящим Федеральным законом;

- вывоз товаров из Российской Федерации - фактическое перемещение любым способом товаров за пределы территории Российской Федерации и территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в другие государства - члены Таможенного союза или на территории, не входящие в единую таможенную территорию Таможенного союза, а также совершение лицами действий, направленных на такое фактическое перемещение товаров до фактического пересечения товарами Государственной границы Российской Федерации или пределов территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Субъектами валютной операции по ввозу и вывозу наличных денежных средств являются физические лица. Обратим внимание на то, что правила Договора о ввозе и вывозе наличных денежных средств действуют только в отношении физических лиц и не распространяются на юридические лица. При этом физические лица могут быть как резидентами, так и нерезидентами. Отметим, что под резидентами и нерезидентами здесь понимаются физические лица, определяемые валютным, а не налоговым законодательством. Это означает, что резидентами, во-первых, являются граждане Российской Федерации. Но не все. Не являются резидентами граждане РФ:

- постоянно проживающие в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющие выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство;

- временно пребывающие в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года.

Во-вторых, резидентами могут быть иностранные граждане и лица без гражданства, если они постоянно проживают в Российской Федерации на основании вида на жительство.

Согласно ст. 15 Закона о валютном регулировании и валютном контроле резиденты и нерезиденты вправе осуществлять ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации без ограничений. Однако следует иметь в виду, что термин «без ограничений» при совершении валютной операции с наличными денежными средствами предполагает соблюдение требований Договора и ФЗ от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»[5].

Указанный выше Договор устанавливает правила единовременного ввоза и вывоза через таможенную границу наличных денежных средств. Согласно этим правилам физическое лицо вправе единовременно ввезти или вывезти наличные денежные средства без таможенной декларации на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США. В случае если ввозимая или вывозимая сумма наличных денежных средств превысит указанную сумму в 10 тысяч долларов США, то потребуется таможенное декларирование в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых или вывозимых наличных денежных средств. Закон допускает возможность письменного декларирования ввозимых или вывозимых наличных денежных средств и на сумму, меньшую эквивалентной 10 тысячам долларов США. Но в этом случае декларирование будет носить добровольный характер.
В отношении ввозимой или вывозимой наличной денежной суммы (если она не в долларах) осуществляется пересчет в долларовом эквиваленте. Пересчет осуществляется по курсу, установленному в соответствии с законодательством той стороны, через государственную границу которой перемещаются наличные денежные средства. Пересчет осуществляется по курсу, установленному на день подачи пассажирской таможенной декларации в таможенный орган. При расчете общей суммы перемещаемых наличных денежных средств учитывается как иностранная валюта, так и валюта РФ.

Таким образом, таможенное законодательство Таможенного союза предоставляет право физическим лицам вывозить и ввозить наличные денежные средства без ограничений, но в случае превышения ввозимой или вывозимой денежной суммы эквивалента в 10 тысяч долларов потребуется письменная декларация.

Требования о декларировании перемещаемых наличной валюты и иных денежных инструментов основаны на ст. 355 ТК ТС, в соответствии с которой валюта государств - членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки подлежат декларированию в случаях, установленных законодательством и (или) международным договором государств - членов Таможенного союза.

Согласно подп. 27 п. 1 ст. 4 ТК ТС таможенное декларирование - это заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

В целях обеспечения противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, подлежащих обязательному декларированию в письменной форме, в пассажирской таможенной декларации должны быть дополнительно указаны следующие сведения:

1) дата и место рождения физического лица, реквизиты документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) на территории государства - члена Таможенного союза, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания на территории государства - члена Таможенного союза;

2) сведения о денежных инструментах, за исключением дорожных чеков (вид денежного инструмента, наименование эмитента, дата выпуска и идентифицирующий номер при наличии);

3) сведения об источнике наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, их владельцах (в случаях перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, не являющихся собственностью декларанта), а также о предполагаемом использовании;

4) сведения о маршруте и способе перевозки (о виде транспорта) наличных денежных средств и (или) денежных инструменто[6]в.

Таможенная декларация заполняется по установленной решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 287 форме. Она являет собой бланк, состоящий из основного формуляра и дополнительного формуляра, которые должен будет заполнить декларант.

Декларация заполняется от руки четко и разборчиво или с применением печатающих устройств электронной вычислительной техники. Представление электронной копии декларации и декларации в электронном виде не требуется. Сведения о товарах указываются на государственном языке государства - члена Таможенного союза, на русском или английском языках, а с разрешения таможенного органа - на другом языке, которым владеют должностные лица таможенного органа. Декларация заполняется в двух экземплярах. Один передается в таможенные органы, а другой остается у декларанта.

Сведения, заявленные в декларации, могут быть изменены или дополнены до выпуска товаров с разрешения таможенного органа по мотивированному обращению декларанта, если вносимые изменения и дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей и соблюдение запретов и ограничений.

При этом следует иметь в виду, что таможенное декларирование наличных денежных средств физическим лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, должно производиться лицом, его сопровождающим (одним из родителей, усыновителем, опекуном или попечителем этого лица, иным сопровождающим его лицом либо представителем перевозчика при отсутствии сопровождающих лиц, а при организованном выезде (въезде) группы несовершеннолетних лиц без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, иных лиц - руководителем группы либо представителем перевозчика) (п. 5 ст. 354 ТК ТС).

За нарушение правил ввоза и вывоза наличной иностранной валюты через таможенную границу предусмотрена административная ответственность.

Статья 16.4 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусматривает административное наказание за недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов. Например, физическое лицо прошло через "зеленый" коридор, имея при себе валюту в сумме, подлежащей обязательному письменному декларированию, сокрыв ее в дополнительной полости под подкладкой одежды. Субъектами данного правонарушения могут быть только физические лица. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется виной, выраженной как в форме прямого умысла, так и в форме неосторожности. Составляют протоколы и рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, должностные лица таможенных органов (ч. 1 ст. 28.3 и ст. 23.8).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...