Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальные институты, их главные признаки и виды.




 

Социальные институты - это совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений или приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Их предназначение - удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива. Каждый наделен ими в избытке, к тому же у каждого – индивидуальная комбинация потребностей. Но фундаментальных, важных для всех всего лишь 5, но ровно 5 и основных социальных институтов:

- потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

- потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

- потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);

- потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования, включая науку и культуру);

- потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

В зависимости от осуществляемых ими функций в различных сферах и отраслях общественной жизни. "Главные" социальные институты: экономические, политические, воспитательные или культурные, социальные или общественные в узком значении этого слова и религиозные. В зависимости от сфер и отраслей общественной жизни, в рамках которых данные социальные институты функционируют. С социологической точки зрения следует выделить четыре основные группы социальных институтов: социальные институты сфер материального и духовного производства, политической и бытовой сфер.

По типу потребностей:

1. Экономические – связанные с производством, распределением, потребителем (собственность, рынок и т.д.)

2. Политические институты – связанные с борьбой за власть, её осуществлением (государство, армия, партия и т.д.)

3. Институты культуры и социализации – семья, образование, наука и т.д.

Институты стратификации – закрепление социальных различий (титулы, награды, ритуалы, посвящения и т.д.)

 

 

Семья как базовый социальный институт, основные функции, типы и современные проблемы семьи.

Семья – малая социальная группа.

Семья - основной носитель культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимое условие социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Cемья является основой всех социальных институтов. В большинстве примитивных обществ семья - это единственный реально существующий институт.

Выделяют два типа семейной структуры:

--- Нуклеарная семья состоит из родителей и детей, которые от них зависят.

--- Расширенная семья включает нуклеарную семью и многих родственников, например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер.

Семья как любой социальный институт выполняет определенные функции.

Репродуктивная функция призвана обеспечивать воспроизводство новых членов общества.

--- Воспитательная функция должна социализировать ребенка, то есть подготовить его к жизни в обществе, обеспечить его нормальное и полноценное развитие.

--- Рекреационная функция. Семья становится "оазисом" спокойствия, уверенности и безопасности. она обеспечивает психологический комфорт и эмоциональное удовлетворение.

--- Экономическая функция охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, проблему распределения домашнего труда. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними, поэтому семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества.

 

Образование как социальный институт, его основные функции и тенденции развития.

Социология образования − раздел социологической науки, который изучает закономерности функционирования образования как социального института (функции в обществе, взаимосвязь с другими институтами, социальную политику в области образования, ценностные ориентации специалистов, образовательные системы и структуры, отношение к образованию различных социально-демографических групп, вопросы управления и кадрового обеспечения образовательных учреждений и т. п.).

Основы социологии образования были заложены Э. Дюркгеймом и М. Вебером, исследовавшими социальные функции образования, его связь с экономическими, политическими процессами. Позднее Т. Парсонс предложил изучение образования как института социализации, а учебных заведений - как социальных систем.

Институт образования относительно самостоятелен и вместе с тем оказывает сильное, если не решающее воздействие на развитие общества. Образование выходит на первое место по числу занятых преподавателей и учащихся, студентов, в сравнении с народным хозяйством

Функции образования

1. Трансляция и распространение культуры в обществе – наиболее существенная из функций образования. Она заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколению к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле этого слова (научных знаний, достижений в области культуры, моральных ценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков присущих различным профессиям).

2. Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентиров, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе.

3. Социальная селекция − одна из важнейших функций института образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся:

4. Социальное и культурное изменения являются прерогативой современного института образования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...