Целеполагание. Требования, предъявляемые к целям.
Факторы влияния на процесс принятия управленческого решения. Управленческое решение – творческий акт субъекта управления, определяющего программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знаний объективных законов, функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии. Факторы влияния на процесс управленческого решения: 1. Факторы внешней среды (определяют риски и ограничения): · политические; · экономические; · географические; · социальные; · законодательство; · уровень конкуренции на рынке; · наличие инфраструктуры; · качество кадрового и ресурсного потенциала; · поставщики и конкуренты. 2. Факторы внутренней среды: · ресурсный и кадровый потенциал · соответствие организационной структуры компании · наличие эффективной действующей системы контроля и мотивации. 3. Фактор времени, учитывающийся при принятии управленческого решения для обеспечения сопоставимости рассматриваемых альтернатив, производится с помощью коэффициента накопления (приведение прошлых затрат к будущему периоду будущих затрат). 4. Фактор информационной достаточности. Наличие полной и своевременной достоверной информации влияет на качество принятия решения. Способы формирования информационного поля для принятия управленческих решений: • Анализ официальных документов • Анализ законодательства, • Анализ публикаций в СМИ • Анализ внутренних документов и отчетов. Способы обеспечения достоверности информации: • Использование достоверных источников, • Проверка путем сравнения данных, полученных из разных источников, • Внедрение собственных источников в соответвующие структуры.
5. Фактор риска. Снижение риска: · страхование; · формирование резервных фондов; · закрепление договорных отношений передачи и разделения рисков; · хеджирование. 6. Взаимозависимость (непрерывность процесса управления) 7. Личностные характеристики (особенности руководителя). Целеполагание. Требования, предъявляемые к целям. Целеполагание – как вид деятельности связан с постановкой цели развития объекта и программы ее достижения. Содержанием основополагающей общей функции управления «целеполагание» являются работы, которые должны выполнить субъекты управления. Целеполагание как функция управления определяет содержание всех остальных функций управления организацией, является их объединяющим стержнем и реализуется во всех сферах социального управления. Целеполагание лежит в основе системного подхода. Процесс целеполагания рассматривается, прежде всего, как деятельность по выявлению и анализу потребностей управляемого объекта в продукции, услугах, образовательном, интеллектуальном или информационном продукте с учетом реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения. Цель и средства меняются местами: достигнутая цель становится средством достижения другой цели. После того как цель поставлена, возможности и ресурсы системы переоцениваются теперь уже с позиций цели. Учитываются и мобилизуются те из них, которые в наибольшей степени способствуют ее достижению. Сущность целей. Требования, предъявляемые к целям Цель – это конечное состояние, желаемый результат, который намечается получить в пределах некоторого интервала времени в процессе деятельности любой организации. Цели отражают потребности, интересы, стремления, проблемы, обусловленные совокупностью условий жизни человека, коллектива, предприятия, общества. Требования, предъявляемые к целям. Цели предприятия обязаны совершенно четко определять будущую позицию данного предприятия и относиться к таким аспектам, как:
· обеспечение получения высокой прибыли, поддержание рентабельности предприятия, обеспечение финансовой ликвидности, обеспечение безопасности труда и развития коллектива предприятия; · отражение конкретных сфер деятельности предприятия. К целям организации предъявляют следующие требования: 1. Конкретность и измеримость, т.е. цели должны быть качественно и количественно определенными (например, снизить текучесть кадров на 10% в год). 2. Реальность и достижимость, т.е. устанавливаются так, чтобы не превышали возможности организации и были достижимыми в данных условиях. 3. Гибкость, т.е. способность к трансформации в связи с меняющимися обстоятельствами. 4. Проверяемость – позволяет контролировать их достижение. 5. Прозрачность и однозначность - цели, способ их достижения и принципы управления по целям должны быть известны каждому исполнителю м партнерам по бизнесу, сформулированы письменно и утверждены высшим руководителем. 6. Ориентированными во времени - в первую очередь формулируют долгосрочные цели, затем вырабатываются средне- и краткосрочные цели для обеспечения долгосрочных. 7. Стимулировать активные действия по их достижению, т.е. должны быть связаны с вознаграждением. 8. Взаимно поддерживающими – действия и решения, необходимые для достижения одной цели не должны мешать достижению других целей. Невозможность сделать цели взаимно поддерживающими ведет к возникновению конфликта между подразделениями организации, которые отвечают за достижение установленных целей. Различают внешний, внутренний и временной конфликты целей. Внешний конфликт – столкновение интересов продавца и покупателя (например, при установлении размеров партии поставок, цен и количества выпускаемых типоразмеров продукции.) Внутренний конфликт – столкновение интересов подразделений (например, противоречие повышения загрузки оборудования и повышения его надежности; или сокращение оборотных фондов и сокращение производственного цикла) Временной конфликт – столкновение интересов текущего и перспективного периодов.
9. Детализированы по всем структурным подразделениям. К ак правило, эти области одни и те же для всех организаций (производство, маркетинг, финансы, инновации, персонал, менеджмент). Цели же в этих областях зависят от конкретной стратегии. 10. Операциональность целей -Цели должны преобразоваться в конкретные задачи, рабочие задания. Они должны быть пригодными в качестве базиса и мотивации для исполнения. 11. Нацеленность на концентрацию ресурсов и усилий. Среди многочисленных целей необходимо выбирать фундаментальные с тем, чтобы сосредоточить для их выполнения имеющиеся ресурсы. 12. Множественность целей. Организации призваны решать большое количество проблем. Следовательно, целью может быть не только получение прибыли, но и накопление средств, необходимых для продолжения деятельности организации, предоставление возможности сотрудникам реализовать себя, достижение передовых позиций на рынке. Цели задаются с учетом: объема работ, сроков, ресурсов и резервов, возможностей кадров. Эффективность достижения целей может быть: · потенциальной – если она определена еще до начала самой деятельности; · реальной – зависит от степени достижения самих целей, т.е. от полученных на практике результатов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|