Какие чувства находят интенсивное развитиё в юношеском возрасте?
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В юности получают интенсивное развитие самые разные чувства. Обостряются и становятся более осознанными эстетические переживания, получает новое развитие чувство долга, чувство морального негодования, сочувствие несчастью другого, его горю, душевный подъем от хорошего поступка, радость От встречи с произведением искусства, волнение, грусть, юноша переживает радость от первой любви, под влиянием которой он становится еще лучше и человечнее. Тем самым юноша приобретает тот эмоциональный опыт, тот «фонд» эмоциональных переживаний, который будет иметь значение для его будущего развития. Особое место в развитии чувств юноши занимает переживание первой любви. Ожидание любви, неосознаваемая готовность к переживанию влюбленности является той почвой, которая рождает смутные порывы и мечты о счастье. Проявления любви в юношеском возрасте обычно принимают форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы-любви. Влюбленность — это такое эмоциональное отношение, которое характеризуется общим душевным подъемом и взволнованностью влюбленного человека. Он остро переживает чувства нежности, теплоты, поклонения другому, он эстетически любуется физическим и духовным обликом другого — полон интереса ко всему, что относится к предмету его чувства. Вся его внутренняя жизнь окрашивается новым светом. В это чувство включается весь человек с его пониманием жизни, с его мечтами о прекрасном, с его представлениями об идеале человеческой личности. Сам объект его чувств представляется ему в виде такого идеала, хотя в действительности может и не быть достаточных оснований для подобного отношения. В противоположность влюбленности чувство, которое можно назвать дружбой-любовью, носит спокойный характер, отличается гораздо большей сдержанностью, опирается на широкие социальные связи между двумя дружащими. Здесь речь идет об отношениях, которые рождены известной симпатией друг к другу, но определяются не столько моментами внешнего эстетического порядка (красивое лицо, волнующий взгляд, покоряющая улыбка и т. д.), сколько общностью духовных интересов.
Как происходит интеллектуальное развитие в юности? У школьников юношеского возраста мышление становится более систематическим и критическим. Старшеклассники требуют доказательства и обоснования тех утверждений, которые они слышат от учителей, окружающих и близких. Кроме того, происходит и совершенствование памяти школьников, в значительной мере меняются способы запоминания. Наряду с деятельностью непроизвольного запоминания у старших школьников, наблюдается широкое применение рациональных приемов произвольного запоминания материала. В эти год происходит значительный рост знаний и умений учащихся. Они успешно решают многие сложные вопросы, возникающие при изучении точных дисциплин: математики, физики, химии. Это относится как к теоретическому осмыслению материала, так и к решению’ сложных задач и выполнению лабораторных заданий. Старшеклассники глубже понимают социально-исторические явления и естественно-научные вопросы. Совершенствуется моторика юноши, развивается его мышление, его общий интеллектуальный уровень. Это ‘позволяет школьнику на основе ‘производственного обучения осуществлять ряд сложных трудовых операций, овладеть сложной техникой, работой с компьютером. Растет сознательное отношение к труду и учению, познавательные интересы приобретают широкий, устойчивый и действенный характер. Мыслительная деятельность приобретает такой уровень развития процессов анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, который делает возможной самостоятельную творческую деятельность в определенных областях, для этого возраста становятся характерными тенденции к причинному объяснению явлений, умение аргументировать и доказывать, критичность мышления.
Общие умственные способности человека к 15—16 годам уже сформированы, и такого быстрого роста, как в детстве, уже не наблюдается. Однако они продолжают совершенствоваться. Овладение сложными интеллектуальными операциями и обогащение интеллектуального аппарата делают умственную деятельность юношей и девушек более устойчивой и эффективной, приближал ее в этом отношении к деятельности взрослого. Особенно быстро «развиваются специальные способности». У юношей присутствует в выполнении, поставленных задач нестандартный подход, умение включать частные проблемы в более общие, умение ставить плодотворные общие вопросы даже на основе задач. Развитие интеллекта в молодости тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Творческая активность молодого человека предполагает умение преодолеть обыденные представления, а иногда выходить за рамки строгого логического следования и выводов, обращаясь к необычным связям и аналогиям, предполагает свое проявление, свободный поиск нового и- т. п. Вместе с тём сохраняется необходимость соблюдения интеллектуальной Дисциплины, организованности и систематичности в работе. Молодые люди осознают, что при прочих равных условиях, как правило, наиболее успешен (в учении, в творчестве) тот, у кого сильны устремленность на решение задач, тот, кто умеет максимально использовать свои интеллектуальные ресурсы, которые, в свою очередь, развиваются и совершенствуются только в процессе систематической умственной работы.
От чего зависит интенсивность юношеской рефлексии? Для юности характерна повышенная рефлексия -собственных действий, когда юноша пытается познать себя посредством самонаблюдения, самосозерцания. Возникает повышенный интерес к внутреннему миру других Людей. Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Таким образом, юношеская рефлексия предс-тавляет собой, с одной стороны, осознание собственного «я» (кто я такой, каковы мои способности), а с другой - осознание своего положения в мире (каков мой жизненный идеал, кем я хочу стать и т. д.).
Интенсивность юношеской рефлексии зависит от многих социальных, индивидуально-типологических (степень интроверсии, экстраверсии) и биографических (условия семейного воспитания, отношения со сверстниками ) факторов. Самоанализ молодого человека иллюзорен, тем не менее, наличие потребности в самоанализе — необходимый признак развитой личности и предпосылка целенаправленного воспитания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|