II. Основная часть занятия
ЗАНЯТИЕ 1 Тема: Дифференциация гласных А - Я, О - Ё, У - Ю, Э - Е, Ы - И. Буквы А - Я. Цели и задачи: познакомить детей с буквой Я; закреплять знания о гласных; учить сравнивать согласные по твердости - мягкости на уровне звука, слога и слова; формировать навыки работы с омонимами, обобщениями; развивать навыки звукового анализа и синтеза, слуховое и зрительное внимание. Оборудование: таблица букв; пособие «Парашютисты»; модели слов. Ход занятия 1. Припоминание гласных букв, которые используютсядля смягчения согласных. Логопед: Посмотрите на таблицу букв и назовите те, что используются для смягчения согласных. А потом те, что оставляют согласные твердыми. II. Основная часть 1. Знакомство с образованием йотированных гласных через прослушивание сказки. Логопед: Послушайте сказку о гласных буквах Я, Е, Ё, Ю и согласной Й. Запомните, как образовались эти гласные буквы. «Давным-давно жили дружно и весело гласные звуки - А, О, У, Э. Был у них друг - согласный Й. Он часто приходил в гости к гласным звукам и слушал, как они пели. Звуку Й очень хотелось попробовать спеть сними вместе, но он стеснялся. Однажды звук Й осмелел и попросил гласные попробовать спеть вместе с ним. Первая согласилась гласная А. Вот они запели дуэтом «ЙА - ЙА - ЙА!» Прислушались звуки и Потом звук Й пел вместе с О (ЙО - ЙО - ЙО), вместе с У, с Э. У них получалось: ЙУ - ЙУ - ЙУ = Ю ЙЭ - ЙЭ - ЙЭ = Е ЙО-ЙО - ЙО = Ё ЙА - ЙА - ЙА = Я Так получались гласные буквы Я, Ю, Е, Ё!»
Логопед знакомит детей со схемой, на которой показано, в каких случаях буква Я обозначает один звук, а в каких два. 3. Развитие фонематического анализа и синтеза. Игра: «Скажи наоборот». Логопед называет слог с гласной А, дети придумывают слог - с буквой Я и наоборот: логопед называет слог с гласной Я, а дети - с гласной А. ма - мя та - та ар -... ла -... ня -... яч -... фа -... ам -... Отмечают гласные А и Я соответствующим символом. Логопед: Послушайте и скажите, как звучат согласные перед гласной А, а перед гласной Я? Почему? Какую гласную выберем после твердого согласного? А после мягкого? 4. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.Игра «Парашютисты». Логопед: С неба спускаются парашютисты. У них на парашютах нарисованы разные картинки. Посмотрите на картинки и помогите парашютистам опуститься на полянки: Ка ртинки: арбуз, маяк, автомат, мост, земляника, моряк, аист, яблоко, обезьяна. Логопед: Какое слово лишнее? Почему? (Мост - в этом слове нет ни Я, ни А.) В каких словах гласная Я не служит для смягчения согласных? (Лилия, яблоко, обезьяна.) ______________ 6.Работа с моделями слов. Развитие звукового анализа и синтеза. Логопед: Вставьте буквы в слова и обозначьте мягкие и твердые согласные перед буквами А - Я. Сравните слова по трем признакам: написанию, звучанию и значению. Модели слов: Р - Д М - Л ЗАВ - Л 7.Развитие зрительного внимания и звукового анализа (задание 2, с. 3). Логопед: Вставьте буквы в слова и обозначьте мягкие и твердые согласные перед гласными А - Я. Объясните выбор гласных. ШЛ_ПА Л_ПК_ Т_ПКА Т_ЖЕСТЬ К_МЕНЬ М_ТА Т__ЩИТ К_ША Т_НЕТ КР_СИТЬ ГЛ_3 СТ_РЫЙ III. Итог занятия Логопед: Припомните, когда буква Я обозначает один звук, а когда - два? Припомните слова, где пишется гласная буква Я, гласная буква А.
ЗАНЯТИЕ 2 Тема: Дифференциация гласных А - Я. Цели и задачи: закреплять знания о гласных А - Я; учить детей дифференцировать гласные А - Я в словах; развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематическое восприятие; закреплять знания о звуковом составе слова; развивать логическое мышление, восприятие, слуховое и зрительное внимание. Оборудование: мяч; буквы А - Я (запись на доске); карточки с буквами А - Я на каждого ребенка; таблица для буквы Я (запись на доске). Ход занятия 1.Закрепление знаний о гласных А- Я. Логопед: Сядет тот, кто придумает слово с гласной А, а теперь с гласной Я. 2.Сформулировать и записать тему занятия. II. Основная часть 1. Развитие фонематического восприятия.Различение А - Я в слогах, в словах. Логопед: Поднимите букву А, а потом Я на прослушанные слоги и слова: - ряд слогов: РА, РЯ, ТА, ТЯ, ВЯ, КЯ, КА, ВА, ДЯ, ЖА, ФА, ФЯ,... - ряд слов: БАК, ПАР, ЖАЛ, ВЯЗ, МАЛ, ДЯДЯ, УПАЛ, ЛАПА, ВРАЧ, КАША, ЛАК... Логопед: Назовите слова, которые можно объединить по какому-либо признаку. (Рак-лак - отличаются первыми звуками, каша-лапа — имеют две одинаковые гласные, ряд-рад — сходны по звучанию и написанию и различаются на слух и на письме только одной гласной - пишем А или Я.) 2.Развитие памяти. Логопед: Запишите несколько слов (5-6) и укажите место гласных А - Я и согласные перед ними. 3.Развитие орфографического навыка письма (задание 3. с. 3). Логопед: Рассмотрите картинки и сделайте к ним подписи (картинки: паук, собака, флаг, месяц, мясо, рябина). Выделите в словах буквы А - Я и согласные перед ними 4. Физминутка. «Яблоко» (см. занятие 1). 5. Развитие слогового анализа и синтеза (задание 4. с. 3). Логопед: Закончите слова, добавив слоги ЛА или ЛЯ. То... пет... ска... топо... 6.Развитие зрительного внимания (задание 5. с. 4). МЯШИНЯ ЗЕБРЯ СКЯМЕЙКЯ НАНА КЯПЮШОН ТЕТРЯДИ ГРАЗНО СЛАКОТЬ ЗЯМЕТКЯ КЛАКСЯ Логопед: Подчеркните слова, которые можно объединить в одну группу по какому-либо признаку.
III. Итог занятия (задание 6, с. 4)
ЗАНЯТИЕ 3 Тема: Твердые и мягкие согласные перед гласными А - Я в предложениях и тексте. Цели и задачи: закреплять знания детей о буквах А - Я; учить дифференцировать твердые и мягкие согласные перед гласными А - Я в предложениях и текстах; развивать зрительное и слуховое внимание, фонематическое восприятие, навыки языкового анализа и синтеза; учить соотнесению звуков с символами и буквами. Оборудование: разрезные буквы А - Я (на каждого ребенка); буквы А - Я (запись на доске); карточки для индивидуальной работы. Ход занятия 1.Развитие умения составления слов из отдельных букв (задание 7. с. 4). Логопед: соберите слова из букв и прочтите их. Какие слова у вас получились? д, д, я, я а, м, м, я н, н, я, я з, м, л, е, я к, р, т, о, а, н к, р, я, а, о, г (Коряга, няня, бродяга, земля, дядя, картон.) Логопед: Запишите слова и отметьте согласные перед гласными А - Я. Объясните значение записанных слов. 2. Сделайте вывод и сформулируйте тему занятия. II. Основная часть ХИТРАЯ Б...БОЧК... ЛОВКАЯ МЫШК... ПУШИСТАЯ ЗМЕ... СЕРАЯ ОБЕЗЬ...Н... ЯДОВИТАЯ КОШК... ЯРКАЯ ЛИС... 2. Развитие навыков языкового анализа и синтеза (задание 9. с. 5). Логопед: Посмотрите, предложения рассыпались на отдельные слова. Соберите из слов предложения и составьте из этих предложений рассказ. Запищите его, выделите буквы А - Я и согласные перед ними. Ваня, лесом, любовался. Ваня, собирать, землянику, стал. Деревья, праздничные, стояли.
Соком, алым, налилась, земляника. Были, ягодки, похожи, серьги, на, красные. Угостил, свою, он, ягодами, сладкими, бабушку. 3. Физминутка (см. занятие 1). 4. Работа на уровне предложения (запись на карточках). Ирин... и Т...н... игр...ли в пр...тки. М...ч уп...л в...му. С..ш... бр...л на руки бр...т.... Н... столе леж...л... тр...пк.... 5. Развитие фонематического анализа на уровне текста(задание 10. с. 5). Логопед: Вставьте пропущенные буквы А - Я и впишите в предложения подходящие по смыслу слова. Придумайте название этому рассказу. Пол_нки н_дели... пл_тья. На первой распустились... нез_будки. На второй пол_нке расцвел_ гвоздик_. Третья пол_нка ст_л_... от ром_шек. Четверт_я пол_нк_ был_... III. Итог занятия Логопед: Назовите слова из текста с гласной, которая дружит с твердыми согласными, теперь назовите слова с гласной, которая дружит с мягкими согласными. ЗАНЯТИЕ 4
Тема: Твердые и мягкие согласные перед гласными У - Ю. Цели и задачи: познакомить детей с буквой Ю; учить дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки перед гласными буквами У - Ю; развивать фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа, навыки словоизменения; тренировать в отгадывании кроссвордов; уточнять и обогащать словарь детей. Оборудование: текст стихотворения; таблица для гласной Ю (запись на доске); карточки с буквами У - Ю (на каждого ребенка); карточки с записью слогов. Ход занятия 1. Развитие слухового внимания. Логопед: Послушайте стихотворение. На уроке На уроке я читаю, Логопед: Что я делаю на уроке? Какая буква пишется на конце каждого слова в вашем ответе? (Буква Ю.) 2.Сформулировать и записать тему занятия. II. Основная часть I .Знакомство со схемой буквы Ю (задание 1. с. 5). Логопед знакомит детей со схемой, на которой показано, в каких случаях буква Ю обозначает один звук, а в каких два. 2.Развитие фонематического слуха и восприятия. Слоги: ЛЮ. ГУ, ГЮ, КУ, КЮ, ДЮ, РУ,... 3.Развитие слогового анализа (задание 2, с. 6). 4.Работа по дифференциации твердых и мягких согласных перед У- Ю на уровне слова (задание 3, с. 6). (логопед демонстрирует изображение клоуна). Он принес нам конверт с заданием. Вот оно: «Отгадайте ребусы и запишите отгаданные слова, указав в них гласные занятия и со-
5.Развитие навыков словообразования и словоизменения (задание 4. с. 6) Логопед: помогите клоуну Илюше изменить слова по образцу: отвечать - отвечаю. ОЧИЩАТЬ -... КАЧАТЬ СМОТРЕТЬ -... ПУГАТЬ ПИЩАТЬ -... ЛЕТАТЬ -... 6.Физминутка. Игра: «Носик, ушко, макушка». 7. Развитие навыков конструирования слов из слогов. Подбор слов к слогам. Логопед: Продолжите слоги до полных слов (слоги записаны на карточках: па, пю, тю, ту, су, сю). Приблизительный перечень подобранных слов: ПУ - пулемет, пуговица, путаница; ТУ - туман, туча, турист; ТЮ - тюки, тюрьма, тюбик; СУ - сувенир, суровый, сухарик, суслик; СЮ - сюрприз, сюда; ПЮ - пюре,... Логопед: Поделите слова на слоги и запишите их. Подчеркните те, в которых находятся гласные занятия. Обозначьте согласные перед буквами У - Ю. ///. Итог занятия Логопед: Припомните, когда буква Ю обозначает один звук, и когда - два? С какими согласными дружит гласная У? А с какими согласными дружит гласная Ю? Приведите примеры. ЗАНЯТИЕ 5
Тема: Твердые и мягкие согласные перед гласными У - Ю в Цели и задачи: закреплять знания детей 6 гласных У - Ю; учить дифференцировать твердые и мягкие согласные перед гласными У - Ю; развивать фонематическое восприятие, навыки фонематического анализа и синтеза, языкового анализа и синтеза на уровне предложения и текста; навыки работы с деформированным предложением; тренировать в составлении рассказа по серии сюжетных картин; развивать связную речь. Оборудование: предметные картинки; карточки с буквами У - Ю (на каждого ребенка); кружки или квадраты трех цветов для обозначения звуков; две предметные картинки с изображением светофоров (закреплены на доске); сюжетные картинки «Как Люба варила компот», «Осень». Ход занятия /. Основная часть 1.Припоминание темы прошлого занятия на материале предложенных картинок. Картинки: юбка, юла, будильник, кактус, футболист, клюква, клюшка, кукушка, кастрюля, каблук, рюкзак, лук. 2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске. II. Основная часть 1.Работа на уровне слова. Развитие логического мышления (задание 5. с. 6-7). Логопед: отгадайте загадки и запишите слова-отгадки. Укажите в них буквы У - Ю и согласные перед ними. Обведите картинки-отгадки по точкам. Тучек нет на горизонте, Он решил, что он жираф, Но раскрылся в небе зонтик. И ходит голову задрав, Через несколько минут Говорят, из разных блюд Опустился... Лишь колючки ест... (парашют) (верблюд) И в лесу мы, и в болоте, Висит за окошком Нас всегда везде найдете - Кулек ледяной. На поляне, на опушке. Он полон капели Мы зеленые... И пахнет весной. (лягушки) (Сосулька) 2.Дифференииаиия гласных У- Юи согласных перед ними в словах. Логопед: Слова хотели «перейти» дорогу, но не знали, как это сделать, потому что над дорогой висел необычный светофор: на нем загорались только синий и зеленый сигналы. Подумайте и скажите, почему над дорогой висел такой необычный светофор? Какие согласные могли перейти дорогу на синий свет, а какие - на зеленый? Помогите словам перейти через дорогу: поднимите соответствующую карточку. Слова: мету, лук, тук, тюк, изюм, карусель, пруд, урок. 3.Работа на уровне предложения (задание 6. с. 7). Саду, Люба, гуляла, в. Пруду, утки, купались, в. Волки, на, ночью, воют, луну, на. Плохо, стужу, воробьи, зимнюю, переносят. 4. Физминутка (см. занятие 4). 5. Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения (задание 7. с. 7-8). Логопед: Клоун Илюша передал вам картинки. Рассмотрите картинки и составьте по ним рассказы. Прочитайте рассказы, которые получились у клоуна Илюши. Найдите в них слова с гласными У - Ю и выделите эти буквы. Осень (2 кл.) Наступила осень. Целый день льет дождь. Желтеют и опадают листья. Улетают в теплые края птицы. Животные утепляют свое жилье. Скоро наступит холодная и суровая зима. Как Люба варила компот (3-4 кл.) Мама и Люба сходили на базар. Там они купили разные фрукты и ягоды для компота. Потом мама вымыла сливы, клюкву, клубнику и груши. Люба достала большую кастрюлю и налила в нее воды. Мама поставила кастрюлю на плиту. Когда вода закипела, девочка насыпала в воду сахар и бросила ягоды и фрукты. Скоро вкусный и душистый компот был готов! ///. Итог занятия Логопед: Припомните и назовите слова с мягкими согласными перед Ю и с твердыми согласными перед У.
ЗАНЯТИЕ 6
Тема: Твердые и мягкие согласные перед гласными О - Ё. Цели и задачи: познакомить детей с гласной буквой Ё; закреплять знания о твердости и мягкости согласных; учить дифференцировать согласные звуки перед гласными О - Ё в слогах и в словах; развивать навыки звукового анализа слогов и слов, фонематического анализа и синтеза; обогащать словарь словами по теме «Детеныши животных и птиц». Ход занятия 1.Припоминание пар согласных по твердости и мягкости (задание 2. с. 8). Логопед: Соедините слоги стрелочками так, чтобы образовались пары слогов с гласными А - Я, О - Ё, У - Ю. лу фо рё мя ся пу ту Логопед: Скажите, с какими гласными слогов представлено в таблице больше всего? 2.Сформулировать тему занятия и записать ее на доске. II. Основная часть 1.Знакомство со схемой буквы Ё (задание 1. с. 8). 2.Развитие слухового восприятия и Фонематического слуха (работа на доске). '. Логопед: Послушайте слоги и запишите их. Выделите в слогах мягкие и твердые согласные перед гласными О - Ё. 3.Развитие звукового анализа на уровне слова (задание 3, с. 9). Логопед: «Пройдите» по дорожкам и запишите получившиеся слова (воз — вёз, нос - нёс, вол — вёл). 4.Работа с паронимами (задание 3. с. 9). Логопед: Сравните получившиеся пары слов по трем признакам: написанию, звучанию и значению. Отметьте твердые и мягкие согласные перед гласными О - Ё. Объясните написание гласных О - Ё в словах. 5.Индивидуальная работа (задание 4. с. 9). Логопед: Рассмотрите картинки, сделайте подписи к словам. Отметьте в словах изучаемые гласные и согласные перед ними. Картинки: клен, стол, береза, голубь, ежик, насос. 6.Работа по развитию умений словообразования существительных при помощи суффиксов: -ОНОК-. -ЁНОК-. Логопед: Рассмотрите картинки и скажите, кто это? 7.Образование существительных при помощи суффиксов -ОК-. -ОЧЕК-. Логопед: Прочитайте слова и образуйте новые слова по образцу: лист - листок, листочек,... ГОЛОС -... ГРИБ -... ВОЛОС -... РИСУНОК -... ЛЕС -... СЫН -... БОТИНОК -... КУСОК -... III. Итог занятия Логопед: Найдите в последнем задании пары слов, которые отличаются только одним звуком. (Волос - голос, волосок — голосок.) Назовите в этих парах слов мягкие и твердые ЗАНЯТИЕ 7 Тема: Твердые и мягкие согласные перед гласными О - Ё в словосочетаниях предложениях. Цели и задачи: закреплять знания детей о гласных звуках и буквах; учить дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки перед гласными О - Ё в словосочетаниях и предложениях; развивать навыки звукового анализа на уровне слова, словосочетания и предложения, навыки построения предложений; развивать связную речь, логическое мышление. Оборудование: таблица образования гласной Ё (запись на доске); карточки со словами-действиями; предметные картинки; кружки или квадраты трех цветов; карточки Ход занятия 1.Припоминание сказки Ш. Перро «Золушка» по представленным героям (задание 5, с. 9). 2.Выделение парных гласных в словах. Логопед: Назовите еще раз героев сказки и подумайте, какие парные гласные повторяются почти во всех именах? (Гласные О - Ё.) 3.Сформулировать тему занятия и записать ее на доске. II. Основная часть занятия 1. Дифференциация гласных О — Ё в словах. Логопед: Вы помните, в доме у мачехи Золушке приходилось выполнять сложную и грязную работу. Но со всеми делами девушка отлично справлялась. Давайте припомним, какую работу ей приходилось выполнять. Составьте с записанными на карточках словами-действиями словосочетания. Справиться с этим заданием нам помогут картинки-подсказки.
Логопед: Помогите Золушке рассортировать зерна. Распределите слова-предметы в три столбика: с буквой Ё в первый столбик, с буквой О - во второй, а с буквами О - Ё – в третий столбик (задание 6, с. 10). Подберите к этим словам слова-признаки и запишите словосочетания. Выделите буквы О - Ё и согласные перед ними (задание 7, с. 10). 2. Закрепление умений согласования прилагательныхс существительными в роде и числе. Логопед: С вашей помощью Золушка быстро справилась с заданиями, но злая мачеха сердита. Она уже приготовила следующее задание. Соедините слова так, чтобы получились словосочетания (слова записаны на карточках). Произнесите их. Как звучат согласные перед гласными занятия, объясните выбор гласных. Запишите словосочетания (запись на доске) и укажите в словах гласные буквы О - Ё и согласные перед ними.
3. Развитие логического мышления. Логопед: Сложным оказалось предыдущее задание, но с вашей помощью Золушка удачно преодолела и это препятствие. Однажды вечером Золушка услышала, что во дворце со- стоится бал. Девушке очень захотелось там побывать. Мачеха обещала взять ее на бал, но только после выполнения Давайте облегчим труд Золушки и постараемся ей помочь в исполнении заветного желания. Отгадайте загадки, тогда появится тетушка Волшебница и исполнит желание Золушки. Клейкие почки. Что копали из земли, Зеленые листочки. Жарили, варили, С белой корой - Что в золе мы испекли, Стоит под горой. (Береза) А потом солили? (Картофель) Он пришел, наполнил кадки, Цветки белые, кистями, Зимнее стекло Плоды - черные с костями. весною потекло. (Черемуха) (Лёд) 4. Работа на уровне предложения. Логопед: Золушка успела выполнить работу, пока мы отгадывали загадки. А вот и тетушка Волшебница. Она подарила девушке карету, лошадей, прекрасное бальное платье. А маленький паж преподнес Золушке хрустальные туфельки. Золушка спешит на бал. Всю ночь она будет веселиться и танцевать, но как только пробьет двенадцать часов, ей необходимо вернуться. Составьте из отдельных слов предложения и назовите слова, где есть гласная буква Ё для обозначения мягкости согласных (слова записаны на карточках). Клёном, под, лошадь, стоит. Воронёнку, летит, к, ворона. Поле, кормятся, слон, на, слонёнком, со. Лисёнок, лисой, за, бежит. Сарая, под, ласточки, крышей, гнёзда, свили. 5. Развитие фонематического восприятия на уровне предложения. Дифференииаиия согласных перед гласными О — Ё на уровне предложения (задание 8. с. 10). III. Итог занятия Логопед: Прочтите предложения из последнего задания и назовите слова для Золушки (с гласной О), для сестер (с гласной Ё), а потом для тетушки Волшебницы (с гласными О - Ё). ЗАНЯТИЕ 8
Тема: Твердые и мягкие согласные перед гласными О - Ё в словосочетаниях, предложениях и тексте. Цели и задачи: закреплять знания детей о твердости и мягкости согласных перед гласными О - Ё; тренировать в отгадывании кроссвордов; развивать навыки языкового анализа и синтеза, зрительное и слуховое внимание, фонематическое восприятие; учить дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О – Ё в словосочетаниях, предложениях и тексте. Оборудование: таблица гласных А, О, У, Ы, Э, Я, Ё, Ю, И, Е; кроссворд (запись на доске); пособие «Буквы потерялись»; карточки с предложениями; текст (запись на карточках). Ход занятия 1.Развитие зрительного восприятия. Логопед: Вставьте буквы в слова и прочтите их (слова записаны на индивидуальных карточках). 2. Сформулировать теми занятия и записать ее на доске. 3. Припоминание схемы образования гласной Ё. II. Основная часть 1.Дифференииаиия мягких и твердых согласных перед гласными О - Ё в словосочетаниях. Логопед: Исправьте ошибки в словосочетаниях (запись на доске). плывот по реке дорни за кёльцё вырбёси старьо маленький лисонок быстрый самёлот бёлыпёй пёсолок пёел кашу тёлстьт телонёк 2.Развитие логического мышления. Логопед: Отгадайте кроссворд, составьте с любыми из отгаданных слов предложения. 1. Я куда-то собирался... (сбор). 2. Она - коза, он -... (козёл). 3. На ней вешают бельё и водят животных (верёвка). 4. Она плывет по воде и сделана из дерева(лодка). 5. Этот предмет украшения носят на шее, на цепочке или на нитке (медальон). 3.Работа на уровне предложения. Логопед: Зачеркните в словах ненужные буквы и прочтите получившиеся предложения (запись на доске). Образец: Л(о)(ё)ва слушает радио. Пчела да(о)(ё)т мн(о)(ё)г(о)(ё) м(о)(ё)да. У сл(о)(ё)на есть маленький сл(о)(ё)н(о)(ё)н(о)(ё)к. П(о)(ё)вар нес(о)(ё)т ябл(о)(ё)чный пир(о)(ё)г. 4.Физминутка. «Ёлочка».
5.Развитие языкового анализа (работа на доске). Логопед: Запишите на доске текст (текст на карточках). Вместо картинок вставьте слова с буквами О - Е. Отметьте согласные перед гласными О - Ё в словах (слова в Жик У Лёвы живёт (ёжик). У (ёжик) острые иголки. Лёва кормит его молоком. По ночам (ёжик) ловит (мыши) и гуляет во дворе. А когда выглядывает яркое (солнце) (ёжик) III. Итог занятия Логопед: Припомните и назовите тему занятия. Назовите из текста слова с мягкими согласными перед гласной Ё. Назовите, слова с твердыми согласными перед гласной О. Как звучат в словах согласные перед гласными О - Ё? ЗАНЯТИЕ 9
Тема: Твердые и мягкие согласные перед гласными И - Ы. Цели и задачи: познакомить детей с гласными И - Ы; учить дифференцировать согласные звуки перед гласными И - Ы; развивать фонематическое восприятие, навыки фонематического анализа, словоизменения; учить работать со словами-омофонами; тренировать в образовании существительных при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением. Оборудование: карточки для индивидуальной работы; предметные картинки; карточки со словами-паронимами; пособие «Лепестки ромашек»; картинки - банты, усики, ножки, зонты, ручки, кусты; модели слов. Ход занятия /. Оргмомент 1.Припоминание пар слов с парными согласными по твердости и мягкости. Логопед: Разложите картинки парами так, чтобы в каждой паре картинок были парные согласные по твердости и мягкости. Назовите эти парные согласные. Карточки: рад - ряд, нос - нёс, тук - тюк, лук - люк. 2.Знакомство с парой гласных через прослушивание стихотворения. Логопед: Послушайте стихотворение и назовите слова, которые отличаются только одной гласной. Сделайте вывод о теме занятия. - Что глядишь, корова, - Мишка-лодырь! Через «а» - Напишите вы Проучите Мишку - 3. Сформулировать и записать тему занятия. II. Основная часть 1.Сравнение звуков И - Ы по акустическим признакам. Сравнение гласных И - Ы в печатном и рукописном шрифте. Соотнесение звуков и букв занятия с соответствующими символами (задание 1. с. 11). 2.Развитие слухового внимания и фонематического анализа. Логопед: Прослушайте согласные и добавьте поочередно к ним гласные И - Ы так, чтобы получились слоги, запишите и отметьте согласные перед изучаемыми гласными. Буквы: п, т, р, м, н, к, в. Слоги: пи — пы, ты — ти, ры — ри, ми - мы, ни - ны, ки —кы, ви - вы. Логопед: Посмотрите, где в слогах спрятались слова? (Мы, вы, ты.) 3.Работа со словами-паронимами. Логопед: Прочтите слова-паронимы (запись на доске) и сравните их по написанию, звучанию и значению. Слова: мил - мыл, вил - выл, пил - пыл, был - бил (логопед обращает внимание детей на малознакомые слова: пыл, мил, вил). 4.Работа по словоизменению. Логопед: Впишите в пустые лепестки ромашки слова так, чтобы получились пары слов по образцу. Образец: стол — столы, конь - кони... (слова вписаны в лепестки ромашки). кисти -... дома -... зонт -... стена -... зубы -... нос -... 5.Физминутка (на усмотрение логопеда). 6. Развитие словаря и тренировка в словообразовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Логопед: Расселите слова в домики так, чтобы слова со значением большого предмета жили в доме, а слова со значением маленького предмета - в маленьком домике. Образец: руки - в большом доме, ручки - в маленьком домике... Слова: банты, усики, ножки, ручки, зонты, кусты. 7. Развитие фонематического анализа и синтеза на уровне слова. Логопед: Рассмотрите загадочные модели слов и постарайтесь разгадать их. Вставьте необходимые буквы в слова и объясните значения получившихся слов. Запишите пары слов и укажите различие в употреблении гласных в словах для обозначения мягкости и твердости согласных. Модели слов: III. Итог занятия (задание 2, с. 11) ЗАНЯТИЕ 10
Тема: Твердые и мягкие согласные перед гласными И — Ы в словосочетаниях, предложениях и тексте. Цели и задачи: закреплять знания детей о твердости и мягкости согласных звуков; учить дифференцировать согласные звуки перед гласными И - Ы; развивать фонематическое восприятие; тренировать в составлении описания по плану; развивать навыки языкового анализа и синтеза, слуховое и зрительное внимание. Оборудование: картинки (грибы, камыши, вишня, малина, ели, яблоки, следы, дым); предметные картинки – мишка и мышка; карточки со словосочетаниями; текст стихотворения (запись на доске); предметная картинка «Щенок». Ход занятия 1.Развитие фонематического восприятия. Логопед: Рассмотрите картинки и раздайте их мишке и мышке. Картинки: грибы, камыши, вишня, малина, ели, яблоки, следы, дым. Логопед выставляет на доску предметные картинки с изображением мишки и мышки и раздает детям картинки с изображением предметов, в названии которых есть буквы И - Ы. 2.Сформулировать тему занятия и записать ее на доске. II. Основная часть 1. Работа по развитию фонематического восприятияи слухового внимания. Логопед: Послушайте слова и зашифруйте их по образцу. Слова: такси, павлин, плитка, вилы, цыпочки, весы, висит, тигры, звери. Логопед: Припомните и назовите слова, написание которых подчинено какому-либо правилу. (Цыпочки, весы.) 2. Работа по дифференциации согласных перед буквамиИ - Ы на уровне словосочетания. Логопед: Мишка и мышка писа
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|