Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Актуальность, теоретическая и практическая значимость изучения проблемы формирования организационной структуры учреждений дополнительного образования




Своеобразным феноменом в отечественной системе образования является дополнительное образование детей, направленное на формирование мотивации развития личности ребенка, его творческой самореализации, самопознания, самоопределения и обеспечивает психолого-педагогическую поддержку и социальную защиту ребенка в современных социально-экономических условиях.

С 2011 года в Республике Беларусь идёт активный процесс развития учреждений дополнительного образования, деятельность которых не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов и характеризуется разнообразием содержательных аспектов деятельности, форм образовательных объединений, педагогических технологий. Развитие в условиях объективно меняющегося социального заказа на образование приводит к необходимости совершенствования процесса управления учреждением дополнительного образования и приведения содержания и структуры деятельности в соответствие с современными потребностями личности, общества, государства.

Современный руководитель учреждения дополнительного образования должен быть готов реагировать на изменяющиеся образовательные потребности, прогнозировать развитие учреждения, выбирать стратегию и тактику своей деятельности в соответствии с поставленными целями и задачами, стремиться к достижению нового качества образования. Важным фактором эффективности управления образовательным учреждением является гибкая, адаптивная организационная структура, под которой понимается совокупность отдельных подразделений и элементов его педагогической системы, связанных между собой в единое целое фиксированными, устойчивыми связями и отношениями.

К сожалению, сегодня руководители в системе дополнительного образования уделяют недостаточно внимания вопросу развития организационных структур, не осознают необходимость их совершенствования.

В отечественной и зарубежной литературе представлены исследования по формированию и развитию организационных структур социально-экономических систем (Т.А. Акимова, Д. Бодди, О.С. Виханский, Дж. К. Лафта, Б.З. Мильнер, Г. Минцберг, А.И. Наумов, А.А. Огарков, В.И. Подлесных, Р. Пэйтон и др.). Вопросы развития образовательных систем и принципы управления ими рассматриваются в трудах Ю.В. Васильева, Ю.А. Конаржевского, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, Г.П. Щедровицкого и др.

Проблема управления в сфере дополнительного образования детей нашла свое отражение во многих современных исследованиях, посвященных подходам к управлению учреждения дополнительного образования: системному (В.А.Березина), системно-синергетическому (Е.А.Михайличенко), интегративно-вариативному (А.В.Золотарева), конвенциальному (В.П.Голованов); уровням управления учреждением дополнительного образования детей (А.И. Щетинская); управлению развитием многопрофильного учреждения дополнительного образования (Л.Н. Папенина); управлению дополнительным образованием детей в школе (Е.Б. Евладова), мониторингу результатов деятельности учреждений дополнительного образования (А.В. Золотарева); менеджменту качества дополнительного образования детей (Л.Г. Логинова); видам и структуре учреждений дополнительного образования (Н.А. Соколова); специфическим функциям руководителей учреждений дополнительного образования (О.Е. Лебедев, А.Б. Фомина).

В то же время проблема формирования организационных структур учреждений дополнительного образования детей в современной науке остается недостаточно изученной. Требуют теоретического и практического исследования такие ее аспекты, как направления, условия и средства формирования организационной структуры, формы ее структурных элементов, критерии анализа и оценки ее эффективности.

Актуальность проблемы формирования организационной структуры учреждений дополнительного образования обусловлена объективными противоречиями:

- между изменяющимися образовательными потребностями личности, общества, государства в соответствии с тенденциями социально-экономического развития Белоруссии и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий и средств формирования и развития организационных структур учреждений дополнительного образования, обеспечивающих реализацию этих изменений;

- между имеющейся практикой структурных и функциональных изменений в деятельности учреждений дополнительного образования и необходимостью разработки новых форм организации их деятельности;

- между необходимостью формировать адаптивную, гибкую организационную структуру учреждений дополнительного образования и неготовностью управленческих кадров к реализации данного процесса.

Выявленные противоречия позволяют определить проблему исследования: каковы организационно-педагогические условия и средства, обеспечивающие формирование организационной структуры учреждения дополнительного образования детей?

С учетом актуальности обозначенной проблемы, ее недостаточной изученности в теоретическом и практическом аспектах, объективных противоречий был сделан выбор учреждения дополнительного образования.

Цель исследования состоит в том, чтобы выявить и обосновать комплекс организационно-педагогических условий и средств формирования организационной структуры учреждения дополнительного образования детей.

Объект исследования - процесс формирования организационной структуры учреждения дополнительного образования детей.

Предмет исследования - организационно-педагогические условия и средства формирования организационной структуры учреждения дополнительного образования детей.

Гипотеза исследования заключается в следующем предположении: формирование организационной структуры учреждения дополнительного образования детей может быть эффективным, если:

- цели деятельности учреждения дополнительного образования будут соответствовать социальному заказу, потребностям личности, общества, государства и обуславливать изменение структурных и функциональных компонентов его деятельности;

- состав структурных подразделений, педагогических должностей и связей между ними будет гибко изменяться в соответствии с изменениями содержания и форм образовательной деятельности учреждения дополнительного образования;

- будет осуществляться подготовка педагогических кадров к реализации процесса формирования организационной структуры учреждения дополнительного образования;

- отслеживание уровня сформированности организационной структуры учреждения дополнительного образования будет производиться с учетом взаимосвязи структурных и системных изменений его деятельности, направленных на дальнейшее развитие учреждения.

В соответствии с объектом, предметом, целью и выдвинутой гипотезой можно определить следующие задачи исследования:

- выявить особенности и тенденции развития организационной структуры учреждений дополнительного образования как особого типа образовательного учреждения;

- разработать технологию формирования организационной структуры учреждения дополнительного образования, направленную на реализацию меняющихся потребностей личности, общества, государства, а также его предназначения в системе образования Республики Беларусь;

- определить организационно-педагогические условия формирования организационной структуры учреждения дополнительного образования;

- разработать средства, обеспечивающие реализацию организационно-педагогических условий формирования организационной структуры учреждения дополнительного образования.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования, включающий в себя теоретические методы: анализ и синтез философских, управленческих и педагогических научных знаний по проблеме формирования организационной структуры учреждений дополнительного образования; анализ тенденций развития организационной структуры учреждений дополнительного образования; системный анализ компонентов организационной структуры учреждений дополнительного образования; моделирование процесса формирования организационной структуры учреждений дополнительного образования; и эмпирические: изучение и обобщение управленческого и педагогического опыта формирования организационной структуры учреждения дополнительного образования, наблюдение, анкетирование, беседа; изучение документов и результатов деятельности учреждения дополнительного образования.

База исследования: учреждения дополнительного образования «Ивановский районный центр детского творчества».

Исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап включал теоретическое изучение проблемы формирования организационной структуры учреждений дополнительного образования на основе анализа философской, педагогической и управленческой литературы. Н этом этапе были выявлены особенности организационной структуры учреждений дополнительного образования, на основе исторического анализа проблемы становления дополнительного (внешкольного) образования детей, выявлены тенденции развития организационной структуры учреждений дополнительного образования детей.

Второй этап заключался в анализе опыта формирования организационных структур в государственном учреждении образования «ивановский районный центр детского творчества», обработке данных исследования, количественной и качественной оценке полученных результатов, разработке и обосновании модели формирования организационной структуры учреждения дополнительного образования, определении критериев ее анализа и оценки эффективности, выявлении организационно-педагогических условий формирования организационной структуры учреждения дополнительного образования.

Третий этап предусматривал разработку методических рекомендаций для руководителей учреждений дополнительного образования по вопросам эффективного формирования организационных структур, формулировку выводов и оформление курсовой работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- раскрыты особенности организационной структуры учреждения дополнительного образования, обусловленные спецификой деятельности данного типа образовательного учреждения: видовым разнообразием, социальным заказом, потенциалом внутренней и внешней интеграции, системой реализуемых функций, своеобразным набором должностей, многообразием форм организации деятельности;

- выявлены основные тенденции развития организационной структуры учреждения дополнительного образования в РБ как динамичного явления, обусловленные историческими изменениями в системе дополнительного (внешкольного) образования;

- определены и обоснованы организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование организационной структуры учреждения дополнительного образования;

- разработан комплекс средств, позволяющих реализовать организационно-педагогические условия формирования организационной структуры учреждения дополнительного образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- внесен вклад в развитие теории педагогических систем, связанный с рассмотрением процесса формирования организационной структуры учреждения дополнительного образования в соответствии с социально-экономическими преобразованиями в РБ, образовательными потребностями личности, общества, государства, социальным заказом на дополнительное образование детей;

- обобщен опыт формирования организационной структуры учреждения дополнительного образования, позволивший определить основные особенности и тенденции ее формирования и развития;

- уточнены методологические подходы к формированию организационной структуры учреждения дополнительного образования, охарактеризованы цели и этапы процесса ее формирования;

- определена система критериев анализа организационной структуры учреждения дополнительного образования (целевой, структурный, должностной, содержательный, результативный);

- разработана система критериев оценки эффективности организационной структуры учреждения дополнительного образования, включающая в себя системные критерии (удовлетворенность персонала, гибкость деятельности учреждения дополнительного образования, стремление учреждения дополнительного образования к развитию, конкурентоспособность учреждения дополнительного образования, результативность деятельности учреждения дополнительного образования) и структурные критерии (степень централизации, звенности и структурной напряженности организационной структуры учреждения дополнительного образования);

Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследованиямогут быть использованы в деятельности педагогов, методистов, руководителей образовательных учреждений разных типов, интересующихся вопросами формирования организационных структур образовательных учреждений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...