Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классическая наука. Новое время.

Тема 2 Лекция 2

Определяющие факторы становления новоевропейской культуры и науки:

1) формирование новых общественных отношений, которые обычно именуют буржуазными; (экономические, идеологические, культурные основы)

1. С появлением раннего капитализма центр культуры перемещается из монастырей и деревень в города. Наука не могла развиваться среди духовенства и рыцарства, так как ее дух светский и невоенный. Поэтому она могла развиваться только среди горожан.

2. Конец средневековья был периодом быстрого технологического прогресса. В производстве и в военном деле стали использоваться машины, что, с одной стороны, ставило задачи для механиков и химиков, а с другой - способствовало формированию каузального мышления.

3. Капитализм с его духом предпринимательства и конкуренции разрушил присущий средневековому образу жизни и мышления традиционализм и слепую веру в авторитеты. Индивидуализм, формирующийся в обществе, явился предпосылкой научного мышления. Доверяя только себе, освобождаясь от веры в авторитеты, ученый развивает критический дух, без которого невозможна наука. Никакое предшествующее общество не знало критического духа, так как оно не знало экономической конкуренции.

4. Феодальное общество управлялось традицией и привычкой, тогда как в становящемся капитализме важную роль играют рациональные правила управления и ведения хозяйства. А возникновение экономической рациональности способствовало развитию рациональных научных методов. Появление количественного метода, фактически не существовавшего ранее, неотделимо от духа расчетов и вычислений, присущих капиталистической экономике.

 

2) Реформация как культурное явление; (попытка возродить раннее христианство, очистив католицизм от деформаций). Например, догмат о непогрешимости Папы, но он не может быть равным Богу. Укрепление личной веры, а это уже путь к разуму. Мартин Лютер – его именем названо одно из направлений протестантизма.

3) формирование науки как социального института; (становление науки в ее современном понимании, это «ФАБРИКА по производству знаний». Без науки невозможно производство, социальный заказ, это особый социальный институт, появление Академий наук Лейбниц, Ломоносов

4) научная революция XVII в.

XVI-XVII вв. – время научной революции, утверждения опытно-математического естествознания. В этот период происходит пересмотр

оснований античной и средневековой физики и во многом также математики, переосмысляется само понятие природы, как оно сложилось в античности и – в главном – сохранялось и в Средние века. В течение 150-200 лет меняется картина мира, которая просуществовала – с незначительными изменениями – почти два тысячелетия, и, соответственно, меняются принципы познания этого мира».

Импульс началу революционных преобразований придала гелиоцентрическая гипотеза Н. Коперника (1473-1543 гг.), изложенная им в труде «О вращении небесных сфер» (1543 г.). Поиски обоснования этой гипотезы существенно повлияли на направленность научных исследований в Новое время. Галилей – обоснование гелиоцентризма, создание новой физики. Создал новый стиль научного мышления – в рациональном, причинном объяснении природы. Идеал – образ дедуктивной науки, который должен проверяться опытным, экспериментальным путем.

Ф.Бэкон также стоит у истоков классической науки. Создатель экспериментальной науки и эмпирического метода. В Новое время рождается экспериментальный метод научного познания. Родоначальник эмпиризма, английский философ Ф. Бэкон (1561-1626) в работах «О достоинстве и приумножении наук», «Новый Органон» подчеркивал, что философия должна создать новый метод научного познания, соответствующий задачам практики. Прежний, дедуктивный метод, которым пользовалась античная наука и средневековое познание, был нацелен, главным образом, на созерцательное отношение к природе, тогда как наука должна приносить пользу людям и увеличивать власть человека над природой. Главная задача научного познания – эмпирическое (опытное), практически ориентированное изучение природы. Знание, не приносящее полезных практических плодов, является, по мнению Бэкона, ненужным. Именно опытное, экспериментальное познание должно быть основой научного познания.

Р.Декарт – математика как модель физической реальности, метод исследования аналитический, дедуктивный Французский философ, математик и естествоиспытатель Р. Декарт (1596-1650), основоположник рационализма, представлял природу как гигантскую механическую систему.

В XVII в. Ньютон рассмотрел физический мир с математической точки зрения (благодаря изобретению дифференциального и интегрального исчисления). Одним из важных в методологическом отношении изменений, происшедших в этот период, было преобразование математики. В XVII в. развивается новый математический метод бесконечно малых величин, позже названный дифференциальным исчислением. Благодаря данному методу в математику вводится принцип движения, что создает возможность ее применения к изучению физических процессов, и, соответственно, меняет подход к изучению природы.

Ньютон сформулировал законы механики, движения и создал теорию всемирного тяготения. В результате картина мира принципиально изменилась: время во вселенной Ньютона течет всегда с одной и той же скоростью, каждое событие имеет причину и будущее можно предсказать на основе прошлого. Сложилась механистическая картина мира.

Но, тем не менее, взятый сам по себе эмпирический метод, сложившийся в Новое время, еще не давал всеобщего и необходимого знания, к которому стремилась наука. Только соединение, синтез теоретического метода познания, оформившегося ранее, и эмпирического метода познания создает естествознание и вообще науку Нового времени.

Отметим, что в данный период складывается и особое представление о субъекте научного познания. «Абсолютный», бесстрастный исследователь, опирающийся только на точные, объективные данные, свободный от личных пристрастий и убеждений – вот идеал, к которому должен стремиться ученый. Только такой исследователь способен получить объективное знание об окружающем мире, знание, которое будет носить всеобщий и необходимый характер.

 

Постепенно формируется новый тип научного мышления и складывается естественнонаучный идеал знания, включающий в себя не только теоретические, логико-математические критерии научности, но и экспериментальное обоснование теории. Связано это было с замыслом практического использования сил и энергий природы на основе научного познания ее «устройства» и законов.

В это время возникают технические науки. Существенную часть своей истории техника была незначительно связана с научным развитием и вплоть до Нового времени наука и техника развивались достаточно автономно. И лишь начиная с XVII в. складывается практика систематического взаи- модействия науки и техники. В Новое время, в период формирования индустриального общества, складывается инженерная деятельность, предполагающая изобретательскую деятельность, конструирование опытного образца, создание технологии изготовления технической системы. Складывается практика регулярного применения научных знаний в технической практике. Только к концу XIX в. складывается практика сис- тематического взаимодействия науки и техники.

Т.О. основные черты классической науки –Рационализм и механицизм

Суть дедуктивного метода состоит в требовании доказательности, т.е. подчинения процессов мышления, рассуждения строгим правилам логики. В дедуктивном рассуждении мысль движется от общих очевидных положений (аксиом) к частным выводам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...