Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Переход России к устойчивому развитию: проблемы и перспективы




Переход к новой форме цивилизационного развития вызван в основном причинами, связанными с экологией и обеспечением безопасности в самом широком смысле.

Если мировому сообществу не удается реализовать эффективные шаги к устойчивому развитию, то уже в текущем столетии может разразиться социально-экологическая катастрофа планетарного масштаба либо иная, скажем, связанная с действиями международного терроризма, могущего использовать ядерное, химическое, бактериологическое или другие средства технологического характера. XXI век может стать веком перехода мирового сообщества к устойчивому развитию и тем самым выживания цивилизации и сохранения биосферы как естественного фундамента человеческой жизни либо самым трагическим столетием в истории цивилизации, приблизившим "конец света" в его глобальном варианте.

Россия, подписавшая документы ЮНСЕД, приняла "Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию", в которой были изложены основные положения и требования такого перехода. В Указе Президента РФ N 441 от 1 апреля 1996 г., утвердившего эту Концепцию, было поручение Правительству РФ разработать Государственную стратегию устойчивого развития РФ. Такой проект был разработан рабочей группой Правительства РФ и одобрен в декабре 1997 г. на заседании кабинета министров (под председательством Черномырдина B.C.). Еще несколько месяцев ушло на доработку проекта, но окончательно он так и не был принят из-за отставки премьер-министра, а в дальнейшем из-за частой смены глав упомянутого кабинета и последовавших достаточно серьезных критических замечаний в адрес доработанного проекта со стороны авторитетных ученых. Как отмечается в книге, в 1998 г. доработанная редакция проекта Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации была представлена для обсуждения в Комиссию по законодательному обеспечению проблем устойчивого развития Государственной думы РФ второго созыва. Документ и был рекомендован к кардинальной переработке. Комиссия по проблемам устойчивого развития Государственной думы третьего созыва провела в октябре 2000 г. парламентские слушания на тему "О формировании проекта стратегии устойчивого развития России", на которых был заслушан доклад Минэкономразвития РФ и была принята рекомендация создать при Комиссии рабочую группу для доработки проекта стратегии. Эта рекомендация была подтверждена на парламентских слушаниях 1 июня 2001 г. В июле 2001 г. рабочая группа при Комиссии по проблемам устойчивого развития была создана.

Рабочую группу возглавил депутат Государственной думы академик РАН М.Ч. Залиханов. Эта рабочая группа тщательно проанализировала еще раз проект Государственной стратегии устойчивого развития РФ, разработанный в 1998 году, и наметила направления его переработки.

5 октября 2001 г. на очередных парламентских слушаниях, организованных Комиссией, были приняты рекомендации Президенту РФ, Государственной думе. Правительству РФ и другим органам государственной власти по реализации стратегии устойчивого развития. Рабочей группе было рекомендовано продолжить переработку проекта стратегии устойчивого развития Российской Федерации (что и было сделано к концу 2001 года) и опубликовать новый проект в издательстве Государственной думы ФС РФ.

Данное издание "Научная основа стратегии устойчивого развития РФ" обосновывает новую парадигму развития нашей страны, содержание социальных приоритетов и экономики развития, комплексный баланс факторов устойчивого развития российского общества в гармонии с природой.

Первые публикации издания "Научная основа стратегии устойчивого развития Российской Федерации" на сайте Комиссии по проблемам устойчивого развития Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации: www.duma.gov.ru /sustainable состоялись в январе 2002 года под названием "Основные положения стратегии устойчивого развития России", а также была предварительная публикация в журнале "Безопасность Евразии" (2001, N4), а в дальнейшем и в специальных номерах журнала "Экос" (2002, N 2, 3).

Главное в подходе российских ученых, политиков и общественных деятелей, заинтересованных во вхождении страны в новую парадигму развития мирового сообщества, заключается в научном обосновании и возможности реализации как самого перехода на путь устойчивого развития мирового сообщества, так и особенностей подобных трансформаций для России. И такого рода научные разработки уже были подготовлены рядом крупных научных коллективов. Один из них начал работу под руководством академика РАН В.А.Коптюга в Новосибирске, а второй - в РАГС при Президенте РФ под руководством заслуженного деятеля науки РФ, профессора А.Д.Урсула (он единственный из авторов, который участвовал во всех рабочих группах написания этого документа). Заслугой нынешней комиссии ГД ФС РФ является то, что она объединила эти и другие научные коллективы и ряд ученых (которые упоминаются во введении книги) и сформировала коллектив, способный создать научную основу для последующих действий по переходу России к устойчивому обществу.

Казалось бы, стратегия развития, принятая первыми российскими реформаторами после периода перестройки, которые взяли курс на переход к демократии и рыночным отношениям (модернизационная стратегия), и является той путеводной нитью, которая обеспечит нам дальнейшее поступательное движение и вхождение России в мировой процесс. Однако уже во второй половине XX в. стало понятным, что если человечество хочет выжить, необходимо коренным образом трансформировать процесс развития, изменить даже общечеловеческие ценности и ориентиры прогресса, поскольку они сформировались в модели неустойчивого развития (так на ЮНСЕД была названа та форма развития, по которой продолжает пока развиваться наша цивилизация). Ни одна даже самая высокоразвитая страна (а тем более развивающийся мир) не сможет перейти на путь устойчивого развития, не изменив кардинальным образом механизмы развития, не выбрав новые цели своего национального развития и обеспечения безопасности, которые были намечены в "Повестке дня на XXI век" и других официальных документах ООН.

И это уже требует не только от России, но и от всех других стран мирового сообщества перехода на новую стратегию развития - уже не модернизационно-догоняющую, а трансформационно-опережающую, только благодаря которой и можно будет обеспечить выживание человечества и сохранение его природного фундамента существования - биосферы.

Более широкое определение, пригодное для всех сфер деятельности человека, а не только социально-экономической и природоохранной, звучит более широко: "Стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми и между обществом и природой".

Формирование единой социальной, экологической и экономической системы устойчивого развития (в отличие от нынешней одномерной рыночно-экономической системы) предполагает, как показывают авторы книги, становление экономики устойчивого развития. Предполагается, что создание такой биосферосовместимой экономики должно проходить через "гуманизацию социально-экономической жизни общества, обеспечение действенного контроля за эффективностью использования природно-ресурсного потенциала Земли в интересах всего населения планеты, соблюдения прав и свобод граждан, социальной защиты населения на путях более равномерного распределения доходов и капиталов".

Экономика должна совместно с экологией составить самоорганизующуюся синергетическую систему, которая сможет как обеспечить рациональное потребление и производство, устойчивое природопользование, так и охрану окружающей природной среды, сохранение природно-ресурсного потенциала для будущих поколений. Наиболее действенным механизмом социально ориентированного устойчивого развития является природная рента, на долю которой, по мнению авторов, приходится 75% от общего прироста совокупного дохода России, т.е. примерно 40-45 млрд. долл. США в год. Рентный доход России важно направить на цели устойчивого развития, так же, как и виртуальные финансы, не вкладываемые в реальный сектор экономики (которая пока продолжает работать на модель неустойчивого развития). Финансирование (а в перспективе - самофинансирование) перехода к устойчивому развитию в первую очередь должно преследовать цели реализации экологической политики (и прежде всего "Экологической доктрины РФ", принятой Правительством РФ), обеспечить противодействие угрозам природного и техногенного характера, переход к устойчивому рациональному природопользованию, о чем идет речь в соответствующих разделах книги.

В ходе реализации государственной политики по обеспечению перехода к устойчивому развитию возникают новые задачи в области науки и образования. Наука должна создать интеллектуально-теоретическую базу для такого перехода, обосновать возможность самой модели будущего устойчивого общества, чем она до сих пор не занималась (причем сама книга и является одной из таких обстоятельных попыток нового подхода). В свою очередь устойчивое развитие предполагает, что роль образования состоит не только в передаче знаний и вообще социальных результатов из поколения в поколение, но и в том, чтобы готовить человека к выходу из всевозможных и прежде всего глобальных кризисов и катастроф, ибо преодолеть их может только человек, вооруженный знаниями. "Образование XXI века призвано, в конечном счете, на протяжении нескольких поколений кардинально изменить сознание людей, сформировать новые общемировые ценности, во многом отличающиеся от ценностей индустриального и постиндустриального общества.[5]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...