Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Советы педагогу по организации лечебных игр

Государственное автономное ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образовательное учреждение Свердловской области

«Белоярский многопрофильный техникум»

 

Контрольная работа

 

 

Дисциплина: «Медико - биологические и социальные основы здоровья»

Тема: ИГРА КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ

По специальности:«Воспитатель дошкольного образования»

 

Курс: 1-ый Группа: ВЗ -9

 

Выполнил: Барахвостова К

 

Проверил: Букатина.А В

 

Белоярский


Детский невроз
– нередкое в современном мире заболевание. Можно лечить его разными способами, но если разобраться в природе этой болезни, станет ясно, что самое эффективное из них – это игра.

Различные психические травмы могут сопровождать ребенка с момента нахождения в утробе матери и на протяжении всей его последующей жизни (разлука с матерью, падение и испуги, конфликты в семье и многое другое). А такие ошибки, как непоследовательность в воспитании, крайности в восприятии ребенка, неумение общаться и играть с ним усугубляют невротические состояния дошкольника и приводят к неврозу. В конечном итоге неврозы доставляют много проблем, как ребенку, так и окружающим его взрослым. Эмоциональные расстройства не только ухудшают самочувствие и снижают жизненный тонус дошкольника, но и осложняют адаптацию среди сверстников. Для таких детей характерна эмоциональная неустойчивость, раздражительность, упрямство, беспокойство и страхи.

Общая характеристика эмоционального статуса дошкольников, воспитывающихся в условиях социального приюта следующая: высокая тревожность и в большинстве случаев агрессивные тенденции, явные или вытесненные, одиночество, агрессии, страхи сказочных персонажей (причем, по содержанию страхов можно судить о тенденциях к отставанию в развитии).

В отношении эмоциональной лабильности либо регидности можно сказать, что не выявлено преобладание одной из этих характеристик как типичной; в то же время обращают на себя внимание случаи явной выраженности одной либо другой у отдельных детей, что в сочетании с эйфорическими и депрессивными проявлениями свидетельствует о наличии эмоциональных нарушений, снижении произвольности поведения и эмоциональной саморегуляции. Это проявляется и в двигательной расторможенности либо скованности, аффективных реакциях при фрустации, плохом самоконтроле при социальных взаимодействиях.

Неврозы лечат по-разному, начиная от приема транквилизаторов и заканчивая сеансами гипноза. Между тем есть простое и эффективное средство, которое поможет не только ребенку-неврастенику, но и воспитывающим его взрослым. Это средство – игра. Правда, будучи неуправляемой и не направляемой специалистом, она не поможет.

Лечебная игра выполняет три функции:

  • диагностическую - состоит в наблюдении за спонтанной игрой детей без вмешательства взрослых. После такого наблюдения проводится серия направленных игр (игры с мячом, «оживление игрушек», игра в кегли и т.д.); на их примере виден игровой опыт ребенка и его проблемы в познавании и раскрытии себя;
  • терапевтическую – заключается в преодолении страхов, торможения и беспокойства, излишнего напряжения и неуверенности при нахождении своевременного выхода из стрессовой ситуации;
  • обучающую – состоит в научении новым, более адаптивным навыкам поведения, прежде в сего в специально создаваемых (моделируемых) проблемных ситуациях.

В лечебной игре должно соблюдаться несколько условий. Во-первых (и это самое главное), она не должна быть в тягость ребенку, не должна восприниматься им как принуждение или обязанность. Игра становиться творческим процессом самопознания и обретения возможностей справляться с возникающими трудностями в настоящем, прошлом и будущем.

Во-вторых, ребенок не должен заранее знать, во что он будет играть. Неожиданность, непредсказуемость, новизна каждый раз создаваемой игровой ситуации провоцирует его на поиски выхода в любых вариантах игры. Таким образом, пробуждается интерес к открытию себя, своих возможностей, оборачивающийся вовлеченностью и даже азартом в игре.

Другими словами, игра преподносится как интересное времяпровождение для ребенка, когда он может побыть и страшным персонажем, и героем, и самим собой, но уже без прежних страхов, скованности и неуверенности в себе.

Некоторые негласные правила лечебной игры:

  • нужно поддаваться ребенку для создания ситуации успеха. При этом нельзя впадать в крайности: дети очень чувствительны к фальши. То есть играть надо по-настоящему, но так, чтобы в конечном итоге выиграл ребенок;
  • именно в момент победы ребенка следует завершить игру (за исключением нескольких вариантов, в которых этого не требуется по сюжету), при этом нужно громко и дружно похвалить его.
  • Необходимо условиться, что в роли проигравшего всегда остается педагог. Причем его достижения должны быть в разы скромнее достижений ребенка.

Общие правила для игроков

  • Игроки должны верить в реальность игры и принимать ее условности.
  • Игроки должны стремиться к эмоциональному вовлечению в игру.
  • Игроки должны терпеливо выполнять правила каждой новой игры.
  • Взрослые игроки должны подстраиваться под ребенка в игре, проявлять ролевую гибкость.
  • Младшие игроки должны убирать игрушки на прежние места (тем самым проверяется память детей и устойчивость их волевой сферы).
  • Игроки не должны выходить из роли, пока не будет завершен сюжет игры.
  • Приветствуются непредсказуемость дальнейших действий, неожиданность в игре, создающие эффект спонтанности и импровизации, что развивает фантазию и воображение участников.

Советы педагогу по организации лечебных игр

  • Необходимо четко рассчитывать время начала и длительность игровых занятий.
  • Нельзя торопиться, следует в специально отведенное время обстоятельно рассказать о цели и правилах игры.
  • Нельзя отвлекаться, нужно выключить телефон и повесить на дверях плакат «Не входить: идет игровое занятие».
  • Все участники должны быть в легкой одежде, не стесняющей свободу движений.
  • Нельзя прерывать игру, не доведя ее до логического завершения. Педагог не имеет права отлучаться и пускать все на самотек, так же, как и внезапно появляться.
  • После окончания каждой игры и всего занятия в целом необходимо предоставить участникам возможность «остыть», переключиться на менее эмоционально насыщенные виды игровой деятельности – поиграть с воздушными шарами, в кегли, покрутить хула – хуп или просто поиграть в мячик.

 

Формы невроза

  • Неврастения – невроз, возникающий в условиях истощающих умственных и физических нагрузок, длительного переутомления, личных переживаний, конфликтов, т.е. в широком смысле слова в психогенных условиях. При неврастении ребенок перенасыщен информацией. Игры не позволяются, т.к. расцениваются взрослыми как шалость. Из-за большого количества запретов и ограничений ребенок зажат, скован, говорит взрослыми фразами, высказывает недетские суждения.
  • Истерический невроз – больные отличаются повышенной чувствительностью и впечатлительностью, неустойчивостью настроения и склонностью привлекать к себе внимание окружающих. Отчаявшись привлечь к себе внимание, ребенок начинает проявлять капризы, истерики, демонстративное поведение.
  • Невроз страха – расстройство нервной системы, обусловленное длительным психическим перенапряжением или коротким по частоте, но сильным по интенсивности стрессом. В этом случае ребенок постоянно охвачен беспокойством, страхом, он не уверен в себе, не может быть самим собой ни минуты. Ему все время мерещиться какая-то опасность.

 


КОМПЛЕКС ЛЕЧЕБНЫХ ИГР ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕВРОЗОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Занятие 1

Игра «Пятнашки»

Цель: снятие страха внезапного воздействия и физического наказания.

Подготовка: на игровой площадке размещаются повернутые в разные стороны «реквизиты» на таком расстоянии, чтобы между ними могли пробежать один или два человека. Далее громко объявляется, что стул – это гранитная колонна, в коляске лежит ребенок, который будет плакать, если его потревожить, в черном чемоданчике находится бомба, готовая взорваться в любой момент, а в колодце живут опасные чудовища (их называют в начале дети, потом взрослые). После подобных ужастиков все выстраиваются в ряд на краю площадки.

Правила:

1. Нельзя касаться ни одного из реквизитов.

2. В первой половине игры «запятнанный» становится водящим, во второй – выбывает из игры.

Ход игры:

Проводится перекличка. Все расходятся по площадке и замирают. Водящий (первым «выбирают» воспитателя) по хлопку начинает бегать за игроками, пытаясь осалить их.

Длительность игры: не более 20 минут.

 

Игра «Жмурки»

Цель: устранение страха неожиданного воздействия; уменьшение страхов темноты и замкнутого пространства.

Подготовка: реквизиты после предыдущей игры не убираются. В комнате создается полумрак.

Правила:

1. Участникам нельзя под угрозой вывода из игры подавать признаки жизни: двигаться, шумно дышать, стучать от страха зубами. Тем более нельзя говорить, хлопать в ладоши. Нужно застыть, как бы приклеиться к площадке, но можно приседать, изворачиваться, не сходя с места.

2. Вариативность поведения «исчезнувших» (т.е. уже узнанных водящим и выбывших на время участников игры) предполагает попытки испугать водящего, перейти от страха к агрессии: например, хлопнуть над ухом водящего, набросить на него покрывало или свистнуть, ударить в барабан. Для водящего это тяжкое испытание, поскольку при этом он не должен дрогнуть, наоборот, воспользовавшись случаем, может тут же найти «злоумышленника». Так проигрывается ситуация риска – можно испугать, будучи агрессивным, но возрастает опасность попасться, быть обнаруженным и выведенным из игры. С одной стороны, такие ситуации полезны для неуверенных в себе детей с неврозом страха; с другой – нужно быть готовым нести ответственность за такой «проступок».

3.При смене водящего участником нужно каждый раз искать себе новое место на игровой площадке, т.е стоять не там, где они были раньше.

4. Запрещается стоять рядом взрослому и ребенку: они должны быть разделены игровым пространством, т.е. каждый отвечает за свою личную безопасность. Это может стать первым опытом преодоления невротической привязанности и зависимости, как правило, основанных на чрезмерном количестве страхов и тревог.

5. Узнанный участник выходит из игры и садится на штрафную скамейку – стулья, стоящие вне игрового пространства. Выбывший выполняет роль контролера, без слов подталкивая водящего в нужном направлении, когда тот оказывается вне игровой площадки.

Ход игры:

Участники игры замирают в разных местах комнаты, не подавая признаков жизни. Задача водящего (первым выбирается воспитатель) – с завязанными глазами отыскивает всех игроков и узнает их, не снимая повязки. Игру можно усложнить: например, взрослые могут накрыться простыней и встать вдвоем. В таком случае водящему нужно будет опознать их обоих.

Достижения детей всячески поощряются. Подчеркивается (в форме внушения), что при страхе, отказе и неуверенности подобные результаты были бы невозможны. В этом случае все произошло наоборот – решимость и настойчивость преодолели страх и привели к успеху. Эти слова сопровождаются соответствующими репликами, возгласами, рукопожатиями. И даже если ребенок кого-то не нашел, все равно он остается доволен, ведь ему уделяется столько внимания.

Длительность игры: до 30 минут.

 

Занятие 2

Игра «Прятки»

Цель: преодоление страхов темноты и замкнутого пространства.

Подготовка: участники игры выходят на детскую площадку.

Правила:

1. Нужно успеть спрятаться до того, как водящий станет искать.

2. Можно прятаться только по одному.

3. Нельзя прятаться дважды в одном и том же месте.

4. Нужно хранить тайну своего местопребывания.

5. Обнаруженные участники должны ходить по пятам водящего и торопить его.

6. Искать можно только водящему, остальные, змейкой следующие за ним, создают обстановку возбуждения и азарта.

7. Выигравшим считается и водящий, нашедший большое количество участников, и те из них, кого не удалось обнаружить несколько раз.

Ход игры:

Водящим выбирается педагог. Игроки выходят на детскую площадку и играют в прятки. В конце игры обнаруженные участники вместе с водящим возвращаются и синхронно произносят: «Кто не найден – выходи!». Подсчитывается количество не найденных игроков и им присуждается титул «невидимки». Особенно этой награде радуются дети.

Длительность игры: чуть более 1 часа.

 

Занятие 3

Игра «Кто первый?»

Цель: устранения торможения в неожиданных, непредсказуемых ситуациях общения, когда в ответ на сигнал нужно сразу действовать, поступать определенным и наиболее целесообразным образом (т.е. вырабатывается навык быстрой реакции в неожиданных коммуникативных ситуациях).

Подготовка: размещают два стула так, чтобы между ними мог пробежать один взрослый. Позади участников, за пределами игровой площадки, ставят стол с тремя призами – кеглями.

Правила:

1. Продвигаться следует прыжками.

2. Движение начинается после произнесения водящим ключевого слова. Разные водящие выбирают разные ключевые слова, которые не должны быть из одного класса.

3. На исходной позиции ребенок стоит отдельно от взрослого. Это условие способствует повышению самостоятельности дошкольника и чувства личной ответственности.

4. Участник, доскакавший до финиша и схвативший приз первым, получает право быть водящим, что подчеркивает его «выдающиеся достижения».

Ход игры:

На стульях садятся несколько человек, у них в руках пластмассовые мячи и кегли. Водящий объявляет ключевое слово, например «яблоко». Затем он усыпляет бдительность игроков, перечисляя другие фрукты. В какой-то момент он произносит «яблоко», играющие сразу же должны начать движение. Задача – пропрыгав между стульями, вернуться таким же образом и схватить приз. При этом участники, сидящие на стульях, следят за тем, чтобы игроки соблюдали правила (прыгали между стульями, а не бежали)э

Длительность игры: 30 минут.

Примечание: большей эффективности можно добиться в первой половине дня, когда ребенок еще не устал и не перевозбудился.

 

Игра «Быстрые ответы»

.Цели: снятие торможения при ответах на внезапные вопросы; тренировка внимания, сообразительности, находчивости.

Правила:

1. Все выстраиваются в линию. Впереди симметрично, на расстоянии детского шага, ставятся кегли. Обычно их не более 5 – 6.

2. Отвечать нужно быстро, в течении трех секунд.

3. Если кто-то не успел ответить в отведенное время, вопрос автоматически переходит к рядом стоящему участнику игры, если и он не находит ответа, то к следующему участнику и т.д.

4. Нельзя подсказывать, каждый отвечает сам за себя.

5. Запрещаются повторы ответов и вопросов.

6. Сами ответы могут носит как серьезный, так и шутливый характер. Их верность оценивается водящим, и его решение не подлежит обсуждению.

7. Участник игры, быстрее всех преодолевший дистанцию, получает поздравления и тоже задает вопросы, помогая водящему.

Негласные правила:

1. В первой части игры задаются вопросы, составленные с учетов возраста и развития детей.

2. Во второй части игры задаются очень сложные вопросы для взрослых, на которые не предполагается получить правильный ответ.

Ход игры:

Водящий – педагог – сидит в дальнем углы комнаты и задает вопросы, на которые игроки быстро отвечают. При каждом правильном ответе игрок делает шаг вперед – к кегле. Результат никто не может предсказать. Прошедшие дистанцию и получившие поздравления сами начинают задавать вопросы, помогая водящему.

Во второй половине игры вопросы задают уже дети (а потом к ним присоединяются взрослые, дошедшие до конца). Педагог находится среди отвечающих участников игры и демонстрирует неспособность сразу ответить на вопросы: чешет затылок, мычит, переминается с ноги на ногу, затем следует озарение, затем снова торможение. Т.о., ребенок, как в зеркале, видит свое прежнее поведение и, поскольку он уже одержал победу, отбрасывает прежние неудачные стереотипы поведения. Здесь срабатывает механизм антиподражания или отказа воспринимать себя в прежней роли.

Длительность игры: 30 минут.

 

Занятие 4

Игра «Мяч в кругу»

Цель: устранение торможения и страха при необходимости отвечать незамедлительно на вызов окружающих.

Правила:

1. Мяч нужно кидать не сверху, замахиваясь, а как бы подкидывая снизу.

2. Прежде чем бросить мяч, нужно поймать взгляд одного из участников.

3. Получивший мяч незамедлительно бросает его тому, кто посмотрит на него.

4. Не выполняющих правила и бросающих мяч куда попало наказывают – контролер легонько ударяет их мячом по голове.

Ход игры:

Игроки встают в круг и начинают бросать друг другу мяч в соответствии с правилами. Через несколько минут начинается движение по кругу, при этом игра не прекращается. Игру можно усложнить тем, что теперь следует поймать не только взгляд, но и сказать какое - либо слово, прежде чем бросить мяч. Чуть позже сделать еще одно ограничение: называть слова только определенного класса.

Длительность игры: не более 20 минут.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...