№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Виды учебной работы
(в академических часах)
|
Л
|
С
|
ПЗ
|
ЛБ
|
СР
|
1.
| Введение в курс «Развитие психических процессов в онтогенезе». Психические процессы в структуре психики
|
|
| –
| –
|
|
2.
| Биологическое и социальное в психическом развитии человека. Психическое развитие человека в трудах зарубежных и отечественных психологов
|
|
| –
| –
|
|
3.
| Развитие психических процессов в период младенчества
|
|
| –
| –
|
|
4.
| Особенности развития психических процессов в раннем детстве
|
|
| –
| –
|
|
5.
| Развитие психических процессов в дошкольном возрасте
|
|
| –
| –
|
|
6.
| Развитие психических процессов в младшем школьном возрасте
|
|
| –
| –
|
|
7.
| Развитие психических функций в подростковом и юношеском возрастах
|
|
| –
| –
|
|
8.
| Психические функции в период зрелости (взрослости)
|
|
| –
| –
|
|
9.
| Особенности изменений познавательных функций в позднем возрасте
|
|
| –
| –
|
|
10.
| Обзор по всем темам учебного курса
| –
|
| –
| –
|
|
| Итого:
|
|
| –
| –
|
|
№
| Раздел программы
| Формы учебной работы и текущего контроля
| Базовый модуль рейтинговой системы
|
Лекции 18 ч.
| Семинары
24 ч.
| Самост. работа
66 ч.
| Текущий и рубежный контроль
| MIN
| MAX
|
| Введение в курс «Развитие психических процессов в онтогенезе». Психические процессы в структуре психики
|
|
|
| Работа на семинарах
|
|
|
| Биологическое и социальное в психическом развитии человека. Психическое развитие человека в трудах зарубежных и отечественных психологов
|
|
|
| Работа на семинарах
|
|
|
| Развитие психических процессов в период младенчества
|
|
|
| Работа на семинарах
|
|
|
| Особенности развития психических процессов в раннем детстве
|
|
|
| Работа на семинарах
|
|
|
| Развитие психических процессов в дошкольном возрасте
|
|
|
| Работа на семинарах
|
|
|
| Развитие психических процессов в младшем школьном возрасте
|
|
|
| Работа на семинарах
|
|
|
| Развитие психических функций в подростковом и юношеском возрастах
|
|
|
| Работа на семинарах
|
|
|
| Психические функции в период зрелости (взрослости)
|
|
|
| Написание сочинения, эссе
|
|
|
| Особенности изменений познавательных функций в позднем возрасте
|
|
|
| Написание творческой работы
|
|
|
| Обзор по всем темам учебного курса
| –
|
|
| Участие в игре-викторине
|
|
|
|
| Рубежный контроль
| | | | Контрольный опрос по темам 1-4
|
|
|
| Контроль посещаемости
| | | | Посещение лекционных занятий
|
|
|
| Аттестация
| | | | Зачет
|
|
|
Итого
|
|
|
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Вид самостоятельной работы
| Трудоемкость
(в академических часах)
|
1.
| Введение в курс «Развитие психических процессов в онтогенезе». Психические процессы в структуре психики
| 1. Составление таблиц «Познавательные психические процессы в структуре психики» и «Неосознаваемые психические процессы».
|
|
2.Подготовка материала для тематического кроссворда «Познавательные психические процессы».
|
|
3. Значения и смыслы понятий «психические процессы» и «психические функции» (конспект).
|
|
2.
| Биологическое и социальное в психическом развитии человека. Психическое развитие человека в трудах зарубежных и отечественных психологов
| 1. Биологическое и социальное в психическом развитии человека (конспект).
|
|
2. Составление таблицы для систематизации материала по теме «Психическое развитие в трудах зарубежных и отечественных ученых».
|
|
3.
| Развитие психических процессов в период младенчества
| Подготовка к темам семинаров «Влияние госпитализма на развитие психических процессов», «Голосовые реакции ребенка», «Формирование речи в младенчестве»
Подготовка материалов и написание рефератов:
*Развитие восприятия в процессе эмоционально-ситуативного общения ребёнка со взрослыми.
*Роль взрослого на подготовительном этапе речевого развития.
*Влияние «госпитализма» на функционирование органов чувств.
*Элементарные формы восприятия и мышления младенцев.
*Первые формы проявления памяти в связи с восприятием предметов и явлений окружающего мира.
|
|
4.
| Особенности развития психических процессов в раннем детстве
| 1. Подготовка докладов по теме «Развитие психических процессов, описанное в дневниках наблюдений учёных-психологов», «Формирование речи в раннем возрасте».
2. Подготовка к контрольной работе по 1-4 разделам.
3. Подготовка материалов и написание рефератов:
*Взаимосвязь ситуативности с восприятием, мышлением, воображением.
*Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление в раннем возрасте.
*Особенности развития речи в раннем возрасте.
*Трудности перехода от «автономной» к социальной взрослой речи.
*Непроизвольность развития психических процессов в раннем возрасте.
*Значение подражания и воспроизведения действий взрослых в играх и продуктивных видах деятельности для развития воображения.
|
|
5.
| Развитие психических процессов в дошкольном возрасте
| 1. Подбор психологических методов и методик, игровых упражнений на выявление уровня развития познавательных психических процессов дошкольников. Составление таблицы.
|
|
2. Конспект по теме «Психология речи и пути её развития».
|
|
3. Подготовка сообщений по теме «Игрушка как способ развития психических процессов у ребёнка. Развитие воображения в дошкольном возрасте».
|
|
6.
| Развитие психических процессов в младшем школьном возрасте
| 1. Конспекты по темам «Развитие памяти и внимания», «Иерархия видов памяти. Соотношение памяти и мышления».
2. Подготовка материалов и написание рефератов:
*Трудности развития навыков чтения и письма как высших психических функций.
*Развитие произвольности психических процессов младших школьников.
*Особенности мышления младшего школьника.
|
|
7.
| Развитие психических функций в подростковом и юношеском возрастах
| 1. Составление таблицы «Дихотомические характеристики развития психических процессов в подростковом возрасте»
|
|
2. Подготовка сообщений по теме «Высшие психические функции в подростковом и юношеском возрастах: динамика и особенности развития».
|
|
8.
| Психические функции в период зрелости (взрослости)
| Написание сочинений или эссе на темы «Мои реальные и идеальные достижения в развитии психических процессов», «Зависимость моих профессиональных достижений от уровня развития психических процессов», «Роль воображения (или любого другого познавательного психического процесса) в моей жизнедеятельности в период зрелого возраста», «Представления о необходимом уровне развития познавательных психических процессов зрелой личности» и т.п.
|
|
9.
| Особенности изменений познавательных функций в позднем возрасте
| 1.Подбор методик для диагностики и коррекции психических процессов в пожилом возрасте
|
|
2. Творческая работа «Описание развития познавательных психических процессов пожилых людей в художественной литературе»
|
|
10.
| Обзор по всем темам учебного курса
| Повторение изученного материала в связи с итоговым самооцениванием по окончании изучения дисциплины «Развитие психических процессов в онтогенезе»и подготовка к игре-викторине «Что? Где? Когда?»
|
|
| Итого:
| 66 часов
|
БАЗОВАЯ ЧАСТЬ
|
Вид контроля
| Тема / форма аттестационной работы
| Мин. кол-во баллов
| Макс. кол-во баллов
|
Контроль посещаемости
| Посещение лекционных и
семинарских занятий
|
|
|
|
|
|
Контроль работы на семинарских занятиях
| Раздел 1. Введение в курс «Развитие психических процессов в онтогенезе». Психические процессы в структуре психики
|
|
|
Раздел 2. Биологическое и социальное в психическом развитии человека. Психическое развитие человека в трудах зарубежных и отечественных психологов
|
|
|
Раздел 3. Развитие психических процессов в период младенчества
|
|
|
Раздел 4. Особенности развития психических процессов в раннем детстве
|
|
|
Раздел 5. Развитие психических процессов в дошкольном возрасте
|
|
|
Раздел 6. Развитие психических процессов в младшем школьном возрасте
|
|
|
Раздел 7. Развитие психических функций в подростковом и юношеском возрастах
|
|
|
Раздел 8. Психические функции в период зрелости (взрослости)
|
|
|
Раздел 9. Особенности изменений познавательных функций в позднем возрасте
|
|
|
|
|
|
Комплексный контроль
| Обзор по всем темам учебного курса (игра-викторина «Что? Где? Когда?»)
|
|
|
|
|
|
Рубежный контроль
| Контрольная работа по 1-4 разделам
|
|
|
|
|
|
Всего в семестре
|
|
|
Аттестация
| Зачет
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
Студенты, не набравшие в течение семестра 40 баллов, добирают баллы, выполняя задания из дополнительного модуля, и сдают обязательный зачет.
|
Объем посещаемости лекций и семинаров должен составлять не менее 80% от общего объема при включенности в работу для оценивания в 5 баллов, при 100%-ной посещаемости и включенности в работу – в 10 баллов.
|
Выполнение любого задания на уровне ниже «удовлетворительно» приравнивается к нулю («0») рейтинговых баллов.
|
Пять студентов, набравших в рамках базового модуля (по итогам лекционных и семинарских занятий) наибольшее количество рейтинговых баллов, получают дополнительный бонус в 10 баллов.
|
Штрафные санкции и дополнительные бонусы могут составить не более 10 баллов.
|
| | | | |
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
|
Форма аттестационной работы
| Тема
| Мин.
кол-во
баллов
| Макс.
кол-во
баллов
|
Написание реферата (самостоятельный обзор не менее 3-х источников по теме)
| Раздел 3:
*Развитие восприятия в процессе эмоционально-ситуативного общения ребёнка со взрослыми
*Роль взрослого на подготовительном этапе речевого развития
*Влияние «госпитализма» на функционирование органов чувств
*Элементарные формы восприятия и мышления младенцев
*Первые формы проявления памяти в связи с восприятием предметов и явлений окружающего мира
Раздел 4:
*Взаимосвязь ситуативности с восприятием, мышлением, воображением
*Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление в раннем возрасте
*Особенности развития речи в раннем возрасте
*Трудности перехода от автономной к социальной речи
*Непроизвольность развития психических процессов в раннем возрасте
*Значение подражания и воспроизведения действий взрослых в играх и продуктивных видах деятельности для развития воображения
Раздел 6:
*Трудности развития навыков чтения и письма как высших психических функций
*Развитие произвольности психических процессов младших школьников
*Особенности мышления младшего школьника
|
|
|
Сравнительный анализ научных подходов
| Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн: понятия «психические процессы» и «психические функции»
|
|
|
Подготовка графических материалов (схемы, таблицы, графики)
| Таблицы, схемы по темам учебного курса
Итоговая таблица или схема «Развитие познавательных психических процессов в онтогенезе по критерию непроизвольность/произвольность»
|
|
|
Обзор научной литературы по темам учебного курса
| Подготовка аннотированного списка литературы (не менее 30 источников)
|
|
|
Презентация
| Развитие восприятия (любого другого психического процесса) в онтогенезе
|
|
|
Программа развития психических процессов
| Разработка программы по развитию психических процессов на каком-либо этапе онтогенеза
|
|
|
Итого
|
|
|