Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первые 100 дней - программа чрезвычайных мер (с 1 октября до начала 1991 года)




Содержание

Введение

. Общая концепция программы

2. Первые 100 дней - программа чрезвычайных мер (с 1 октября до начала 1991 года)

3. 100-й -250-й дни: либерализация цен и жесткие финансовые ограничения

. 250-й-400-й дни: стабилизации рынка

. 400-й -500-й дни: начало подъема

Заключение

Список литературы


Введение

500 дней - формально непринятая программа перехода плановой экономики Советского Союза на рыночную экономику в целях преодоления экономического кризиса 1990 года и реализации «прав граждан на лучшую, более достойную жизнь».

Программа содержала принципиальную новую экономическую доктрину, по мнению авторов, заключающуюся в «движении к рынку прежде всего за счет государства, а не за счет простых людей», и ставила «задачу: все, что возможно, взять у государства и отдать людям» (Введение к Программе: Человек, свобода, рынок).

В целом программа содержала следующие предложения:

- приватизация государственной собственности;

- децентрализация управления экономикой;

- предоставление благоприятных условий для развития частного предпринимательства.

Рабочая группа по созданию программы была образована по инициативе и совместным решением М. С. Горбачёва и Б. Н. Ельцина. По её признанию, программа не была бы подготовлена без их совместной поддержки.

Часто единоличное авторство программы ошибочно приписывают Григорию Явлинскому - председателю Государственной комиссии по экономической реформе, однако программа была предложена Станиславом Шаталиным и доработана его рабочей группой. Перед началом работы над проектом Горбачёв заверил Шаталина, что серьёзно относится к радикальному реформированию советской экономики.

К 1 сентября 1990 года программа «500 дней» и 20 проектов законов к ней были подготовлены, утверждены Верховным Советом РСФСР и представлены на рассмотрение Верховного Совета СССР. Одновременно, по поручению председателя Совета Министров СССР Николая Рыжкова, разрабатывался альтернативный проект - «Основные направления развития». Рыжков заявил, что в случае непринятия его он уйдёт в отставку. В качестве компромисса Михаил Горбачёв предложил объединить две программы в единую программу Президента СССР.

В своем анализе разработчики Программы опиралась на информацию, полученную из министерств и ведомств по 21 запросу, подписанному академиком Шаталиным. Информацию в полном объеме представили организации СССР: банки - Промстройбанк, Сбербанк, Госбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк; Госкомстат СССР, МИД СССР, Госкомиссия СМ СССР по продовольствию и закупкам.

Некоторые организации ее не представили (Госплан СССР, Внешэкономбанк, Министерство обороны СССР, ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС), представили частично (Совет Министров СССР) или представили второстепенные материалы (Министерство финансов СССР, Госкомцен СССР) (раздел V Программы).

В заключительной части «Введения» рабочая группа признала, что у «программы есть недостатки, но верит, что окончательную ее доработку осуществит уже жизнь. Ограниченный месяцем срок нашей работы, отсутствие важной информации не позволили нам сделать большего».

Программа широко обсуждалась общественностью, и её основные положения - масштабные разгосударствление и приватизация государственного имущества, внешнеэкономические преобразования, реформа ЖКХ, земельная реформа и другие - были реализованы фактически ввиду отсутствия других концепций реформирования.

 


Общая концепция программы

 

Переход от командной к рыночной экономике имеет общие закономерности, с которыми нужно считаться всем.

Этот процесс включает, с одной стороны, глубокие институциональные изменения, затрагивающие структуру социально-экономических отношений, а также производства, с другой - он предполагает осуществление стабилизационных мер, прежде всего, в денежно-кредитной и финансовой сфере и ценообразовании.

Работа должна проводится по следующим направлениям.

) Разгосударствление экономики, приватизации, развитие предпринимательства. Разгосударствление принимается как снятие с государства функций прямого хозяйственного управления, передача соответствующих полномочий на уровень предприятий, замена вертикальных связей горизонтальными, которые могут происходить без смены собственника.

Приватизация подразумевает смену собственника посредством передачи или продажи различных условий государственной собственности экономическим субъектам, которые будут в дальнейшем будут использовать ее в хозяйственной деятельности, неся полную имущественную ответственность за ее результаты.

Разгосударствление и приватизация закрепляют режим коммерческого расчета и самофинансирования и являются в этом смысле важным фактором финансового оздоровления. Они также создают гарантии для развития предпринимательства, которое позволит в кратчайшие сроки пустить в дело наши огромные резервы и на этой основе облегчить экономическое положение страны.

Предприниматель - одна из ключевых фигур рыночной экономики, заинтересованная в отыскании и использовании резервов и возможностей.

) Формирование рынка и рыночной инфраструктуры, новых механизмов установления хозяйственных связей и развития предпринимательства. В переходный период для поддержания материальной сбалансированности в важнейших секторах экономики потребуется применение госзаказов и лимитированного распределения изготовленной по ним продукции в формах, которые не препятствовали бы развитию рыночных отношений.

) Демонстрация экономики и устранение организационных структур, сложившихся в рамках административно-командной системы и препятствующих развитию рыночных отношений. Это является важнейшей предпосылкой для предпринимательства и конкуренции, перехода к свободному ценообразованию.

) Постепенное снятие государственного контроля за ценами, переход к свободному ценообразованию в соответствии со спросом и предложениями, без которого невозможно функционирование рыночного механизма.

) Жесткая денежно-кредитная и финансовая политика, направленная на ограничение денежной массы в обращении. Ее необходимость обусловлена тем, что разбухание денежной массы, относительный избыток денег дефицит товаров являются неотъемлемым свойством административно-командной системы. Без проведения такой политики снятие контроля на ценами привело бы к высоким темпам инфляции.

) Создание сильной системы социальной поддержки и гарантий для населения, которая облегчила бы приспособления к условиям рыночной экономики, защитила социально уязвимые слои от трудностей переходного периода.

) Осуществление активной структурно-инвестиционой политики, которая, опираясь преимущественно на экономические методы, обеспечила бы необходимые структурные сдвиги в народном хозяйстве в направлении его социальной переориентации, опережающего развития производства потребительских товаров и услуг, сокращение потерь, повышения гибкости производства, его восприимчивости к изменениям спроса и технологическим нововведениям.

Структурная перестройка является, в конечном счете, необходимым условием устойчивого рыночного равновесия, эффективного функционирования всех механизмов рынка.

По каждому из перечисленных направлений должно быть обеспечено опережающее создание правовой базы и проведена огромная организаторская работа на всех уровнях государственной власти и управления.

Смысл этой работы, однако, не в том, чтобы силами небольшого числа специалистов сделать все за всех, учить и приказывать. Принципиальная особенность рынка, существенно облегчающая становление присущих ему структур, состоит в том, что они складываются естественно, в результате деятельности миллионов людей, которую нет нужды детально планировать. В этом залог успеха программы перехода к рыночной экономике. Задача программы и работы на ее основе в том, чтобы направлять эту деятельность, свести к минимуму экономические и социальные издержки, неизбежные в переходный период. Ее решению должен быть подчинен выбор мер, осуществляемых по каждому направлению, их координация между собой и во времени.

В определении концепции и логики реформы следует исходить из того, что переход к рыночной экономике дом момента, когда она в полной мере раскроет свои возможности, есть процесс относительно длительный, охватывающий весь период глубинной структурной перестройки народного хозяйства, серьезных изменений в установках и нормах поведения миллионов людей.

Вместе с тем время для постепенных преобразований упущено, неэффективность частичных реформ доказана опытом и нашим собственным, и стран Восточной Европы. Сложность ситуации в экономике, нарастание кризиса и недовольства народа, потеря у людей надежды на перемены к лучшему - все это требует безотлагательных, решительных и комплексных мер, которые позволили бы стабилизировать обстановку.

Мировой опыт стабилизационных программ показывает, что все они проводятся в кратчайшие сроки и основываются, прежде всего, на реформе денежно-кредитного и финансового механизма.

Центр тяжести на первом этапе реформы приходится на оздоровление денежной системы, а также на поддержание сложившихся хозяйственных связей и материальных потоков в экономике. Без устойчивых денег невозможно стимулирование производства, налаживание хозяйственного оборота, переход к рыночному ценообразованию. Твердый рубль окажет немедленное воздействие на соотношение потребительского спроса и товарной массы, на насыщение рынка, послужит отправной точкой для действия по другим направлениям.

За первоочередными шагами в этой сфере должны последовать взаимоувязанные мероприятия средне- и долгосрочного характера. Вслед за тем, как достигнуты решающие результаты в оздоровлении финансов и денежной системы, необходимо переходить к либерализации цен, осуществляя ее с учетом складывающихся социально-экономических условий.

Одновременно должны проводится активные меры по разгосударствлению и монополизации экономики, развитию предпринимательства и конкуренции, чтобы в максимально короткие сроки создать предпосылки для включения рыночных механизмов саморегулирования. Только они могут обеспечить устойчивую стабилизацию цен, побудить к увеличению объемов и разнообразия продукции, повышению ее качества и снижению издержек. До тех пор, пока они не заработают с достаточной силой, придется придерживаться жесткой финансово-кредитной политики, чтобы не допустить неуправляемой инфляции. Тем самым, однако, может сдерживаться деловая активность, развитие производства.

В связи с этим структурная перестройка экономики вынужденно будет ограничиваться самыми неотложными мерами.

Время, в течение которого проводится жесткая кредитная политики, осуществляются либерализация цен, разгосударствление и демонополизация экономики, до проявления очевидных признаков включения механизмов конкуренции и рыночного саморегулирования образует период стабилизации экономики.

Вслед за осуществлением Программы начнется период развития полнокровного рынка, активной структурно-инвестиционной политики, подъема производства и повышения его эффективности

В отличие от предыдущих, концепция настоящей Программы учитывает принципиально новую политическую ситуацию: провозглашение республиками своего суверенитета не позволяет разрабатывать единую для всех детальную программу из центра. Каждая республика имеет возможность выработать и реализовать свою программу экономической реформы на основе анализа специфики социально-экономической ситуации, собственного видения основных проблем, с учетом национальных и исторических особенностей. Фактически процесс реформ уже идет в этом направлении.

Общность целей и проблем, которые необходимо решать республикам, сложившиеся технологические, финансово-кредитные и другие связи диктуют необходимость согласованного выбора, сохраняющего общий механизм и логику перехода к рыночной экономике. Всю эту деятельность республиканские органы могут проводить вполне самостоятельно на базе общих принципов. Скоординированность и синхронизация по времени их действий повысят эффективность преобразований и снизят возможные потери.

Предлагается такая логика осуществления реформы, которая удовлетворила бы экономические интересы каждой из республик и четко зафиксировала необходимые регулирующие действия союзных органов, взаимно увязала масштабы, формы и темпы основных мероприятий реформы в республиках, заложила экономическую основу будущей системы взаимоотношений между республиками.

По большинству направлений реформы республики, укрепляя свой суверенитет в экономике могут и будут действовать самостоятельно, согласовывая свои действия. В числе этих направлений:

- разгосударствление экономики, приватизация, развитие предпринимательства;

- демонополизация экономики, перестройка сложившихся организационных структур,

- структурно-инвестиционная политика, регулирование доходов и социальная поддержка населения.

Вместе с тем по ряду направлений в интересах всех республик необходимы единые или скоординированные действия.

Среди них:

- денежно-кредитная, финансовая и валютная политика,

- проведение чрезвычайных мер по ограничению денежной массы, ликвидации бюджетного дефицита,

- последовательное снятие государственного контроля за ценами,

- перестройка механизма внешнеэкономических связей.

Потребуется также определенное согласование действий в структурной политике и государственном регулировании производства через систему госзаказов.

Время не ждет. В течение относительно короткого периода, охватывающего примерно 500 дней, на которые руководство страны еще может получить мандат доверия, предстоит осуществить преобразования, открывающие дорогу развитию рыночных отношений и обеспечивающие зримое Улучшение положения в экономике и в жизни людей.

Первые 100 дней - программа чрезвычайных мер (с 1 октября до начала 1991 года)

 

-й день-Президент СССР и руководители республик объявляют о введении законодательных актов, закрепляющих основные принципы экономической реформы:

- равенство прав физических и юридических лиц на любую хозяйственную деятельность, кроме запрещенной Законом;

- разгосударствление экономики: передача (реализация) части жилищного фонда в собственность граждан, передача за плату части (несколько млн. га) земельного фонда

- в наследуемое владение граждан, преобразование крупных государственных предприятий в акционерные общества, приватизация мелких предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания,

- гарантии прав собственности физическим и юридическим лицам (советским и иностранным) на любой вид имущества, кроме круга объектов исключительно государственной собственности,

- исключение из уголовного и административного законодательства статей, предусматривающих наказание за предпринимательскую деятельность; амнистия осужденных по этим статьям с одновременным усилением борьбы с преступлениями против собственности, о мерах по обеспечению общественной безопасности и укреплению правоохранительных органов;

- чрезвычайные полномочия Президента СССР и высших представителей власти союзных республик в области денежно-финансовой политики.

Для осуществления программы перехода к рыночной экономике и оперативного руководства проведением реформы при Президенте СССР с участием полномочных представителей всех республик создается межреспубликанский экономический комитет.

Верховному Совету СССР и Верховным Советам союзных республик рекомендуется принять до конца 1990 года пакет законодательных актов, необходимых для функционирования рыночной экономика” и отложить на это время рассмотрение других законопроектов. В случае, если необходимые акты не смогут быть своевременно приняты, они вводятся в действие временно Указами Президента СССР.

Параллельно с инвентаризацией государственного имущества, финансовых активов и всех видов резервов разворачивается процесс реализации этого имущества в собственность граждан:

. Осуществляется продажа части государственных легковых и грузовых автомашин,

. С торгов реализуются объекты незавершенного строительства, сооружаемые за счет бюджетных ассигнований, неустановленное оборудование, строительные материалы, Запродается военное имущество гражданского назначения,

. Стимулируется продажа и передача в государственную собственность части имущества общественных организаций, которая превышает уровень, необходимый для исполнения их функций. Затем это имущество реализуется предприятиям и гражданам.

Немедленно начинается работа по преобразованию до конца года примерно 50-60 государственных предприятий в акционерные общества, по передаче или продаже за символическую плату определенных категорий жилья, по сдаче в аренду земельных участков, по продаже или сдаче в аренду магазинов и других небольших предприятий. Создаются все необходимые условия для ускоренного вывода из государственной собственности предприятий путем принятия соответствующих решений Комитетами по управлению государственным имуществом.

В республиках объявляются основные принципы земельной реформы.

Земли колхозов и совхозов объявляются суммой наделов их работников, начинается перерегистрация всех земель. Право выхода работника из колхоза и совхоза и вопросы предоставления ему земельного надела и части имущества регулируется республиканским законодательством. Нерационально используемые земли изымаются в государственный фонд и используются в первую очередь для создания на них крестьянских хозяйств, а также выделения участков под сады и огороды. Опережающим темпом формируется рыночная инфраструктура в сфере закупки, переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции. Создаются земельные банки.

Начинается осуществление решительных мер по оздоровлению финансов и денежного обращения. В течение первых ста дней необходимо сократить дефицит государственного бюджета не более чем до 5 млрд. рублей за IV квартал 1990 г. и обеспечить нулевой прирост совокупной денежной массы.

С этой целью производится ревизия и пересмотр всех статей расходов союзного, республиканского и местного бюджетов, принимаются чрезвычайные меры по сокращению расходов в IV квартале 1991 г., разрабатываются союзные, республиканские и местные бюджеты с жесткой экономией на 1991 год. Обеспечивается сокращение не менее чем на75 процентов всех видов и форм помощи иностранным государствам (кроме гуманитарной).

Значительно (до 20%) сокращается финансирование Министерства обороны СССР и КГБ; в частности, за счет резкого снижения закупок вооружения и военного строительства с сохранением на год средней заработной платы работникам предприятий- изготовителей. Сэкономленные материальные ресурсы направляются на свободную реализацию.

Не менее 30 процентов экономии от сокращения расходов на эти цели обращается на повышение заработной платы офицерского состава и строительство жилья для военнослужащих, в том числе передислоцируемых в СССР из других стран и уволенных в запас.

Производится дальнейшее сокращение производственных инвестиций, финансируемых из союзного и республиканских бюджетов. Приостанавливается сооружение всех объектов с низким процентом готовности, кроме предназначенных для расширения производства потребительских товаров, жилищного строительства и развития социальной сферы. Проводится инвентаризация всех незавершенных строек.

На 1991 год не принимаются новые бюджетные программы (свыше 100 млн. рублей), кроме программы ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Все статьи бюджета, превышающие 100-500 млн. рублей, утверждаются Верховным Советом Союза СЕР и союзных республик в индивидуальном порядке.

Объявляется, что с 1 января 1991 года прекращается выплата всех дотаций и субсидий предприятиям, кроме ограниченного круга включенных в согласованный перечень.

Предпринимаются усилия по продаже на мировом рынке части задолженности других стран СССР.

Все эти и другие меры направлены нате, чтобы максимально мобилизовать все ресурсы государства в момент перехода на рынок. И только тогда, когда все возможности направления НИИ будут исчерпаны, и люди будут знать об этом, руководство страны вправе обратиться и просить его о терпении, доверии и солидарности в деле вывода страны из кризиса.

Система Госбанка СССР не позднее 15 октября преобразуется в Резервную систему Союза, состоящую из центральных банков всех союзных республик.

Банкам Резервной системы Союза законодательно запрещается прямое кредитование расходов бюджетов. Их дефицит покрывается продажей государственных ценных бумаг на условиях, приемлемых для покупателей.

В чрезвычайных ситуациях Президент СССР может разрешить Резервной системе Союза предоставить Министерству финансов СССР кредит сроком до 12 месяцев в сумме не свыше 5 млрд. рублей.

Выпускается специальный займ реформы на сумму примерно в 10-15 млрд. рублей, сроком на 3 года, размещаемый на коммерческих началах среди населения и за рубежом.

В течение первых 100 дней все государственные специализированные банки преобразуются в акционерные коммерческие банки. Возможно, потребуется сохранить один государственный банк, который при поддержке бюджета предоставлял бы льготные кредиты для стимулирования хозяйственной деятельности в интересах государства.

Начинают повышаться ставки банковского процента по ссудам и депозитам.

Деньги становятся “дорогими” и приобретают свойства, необходимые для средства обращения в рыночном хозяйстве.

В ноябре в Москве открывается фондовая биржа. До 1 декабря производится разделение ссудного фонда, вводятся расчеты между банками через корреспондентские счета. Разделение балансов банков позволит перейти к нормальному механизму наличной эмиссии через продажу банкнот банкам по безналичному расчету. Появится возможность быстро и эффективно задействовать ряд инструментов ограничения кредитов, в том числе систему резервных требований.

С начала 1991 года осуществляется регулирование совокупного денежного оборота.

Уже в этот период многие предприятия будут испытывать финансовые трудности, в том числе из-за сохранения на этом этапе твердых оптовых цен, недостатка оборотных средств, особенно при высокой доле замещения собственных средств заемными. Чтобы облегчить приспособление предприятий к новым условиям, дать им возможность накопить собственные оборотные средства и найти способы повышения эффективности, предусматривается:

- первоочередное разгосударствление, акционирование и разукрупнение таких предприятий, создание стабилизационных фондов, развитие коммерческого кредита как элемента нового оптового рынка, чтобы снизить ориентацию на банковский кредит;

- стимулирование практики выпуска облигаций для пополнения оборотных средств;

- закрытие 100-200 особенно неэффективных предприятий.

Учитывая неустойчивых характера возникающих рыночных связей и опасность дезорганизации производства в переходный период, предпринимается комплекс мер по стабилизации взаимных поставок:

. Безусловно, сохраняются действующие связи до 1 июля 1991 г. с учетом заказов потребителей и заключенных межреспубликанских соглашений и договоров; вводятся строгие санкции за их неисполнение, представители многих республик настаивали на безусловном сохранении всех хозяйственных связей до конца 1991 года. Такой подход представляется нам нереальным. Замораживание хозяйственных связей, в том числе сверх госзаказа, привело бы к серьезному торможению развития рыночных отношений, свободного товарообмена между предприятиями.

. На 1990-1991 годы восстанавливаются производства на предприятиях, закрытых по экологическим мотивам, продукция которых необходима для поддержания выпуска асоциально значимых товаров.

Обеспечение производства материально-техническими ресурсами в пределах государственных поставок продукции на 1991 год возлагается на Государственную контрактную систему, создаваемую на базе органов Госснаба, Минторга и Агроснаба. Поставки остальной части продукции организуются по прямым хозяйственным связям или через посредников - коммерческие оптовые предприятия.

. В 1991 году проекты оптовых и закупочных цен и тарифов, а также коэффициенты к ним, разработанные Госкомцен СССР, считать неприемлемыми. Существенно расширяется практика применения договорных и свободных цен на продукцию, поставляемую по прямым хозяйственным связям и через оптовую торговлю. Государственному контролю подлежит продукция предприятий-монополистов.

Продукция, поставляемая по государственным заказам, реализуется по ценам, определяемым по согласованию с производителями, основными потребителями и оптовыми торговыми предприятиями.

Цены на основные виды топливно-энергетических и сырьевых ресурсов устанавливаются государством на основе многосторонних переговоров между республиками и обязательны для всех производителей.

. Государство отказывается от административного повышения розничных цен. В течение 1991 года проводится поэтапное снятие государственного контроля за розничными ценами при сохранении действующих цен на набор товаров первой необходимости, образующих прожиточный минимум населения.

. Признается необходимым применить методы специального контроля за бесперебойной работой транспорта. При необходимости на железнодорожном транспорте вводится режим особого функционирования.

. Ускоренными темпами формируется рыночная инфраструктура с тем, чтобы уже в 1991 году она смогла взять на себя основную нагрузку по регулированию товарных потоков.

. Ввести с 1 января 1991 г. систему налогообложения предприятий. В целях своевременной разработки бюджетов. На 1991 год применяется союзное налоговое законодательство с возможными частичными поправками на основе предложений союзных республик.

. Вводится согласованная система нормативов валютных отчислений. На новый режим управления начинает переводиться система квотирования и лицензирования экспорта и импорта, внешних заимствований при существенном расширении роли суверенных республик.

С 1 ноября устанавливается единый курс рубля по торговым и неторговым операциям на уровне примерно 2 руб. за доллар. Одновременно ликвидируются дифференцированные валютные коэффициенты.

Обеспечивается защита рубля как единственного законного платежного средства на территории СССР. Запрещаются все формы торговли на иностранную валюту. Вместе с тем развертывается валютный рынок. Не менее 5-10 крупных банков получают право торговли валютой по рыночным ценам. Разрешается свободное хранение валюты в банках советскими гражданами. Одновременно иностранцам разрешается открывать рублевые счета.

. На основе указанных мер осуществляется создание максимально благоприятных условий для наращивания производства потребительских товаров и услуг, включая использование возможностей конверсии, продажу в личную и семейную собственность и сдачу в аренду предприятий промышленности, торговли и сферы услуг, создание малых предприятий, предоставление льготных кредитов и налоговых льгот.

. Принимаются меры по сдерживанию роста доходов населения, до конца 1990 года сохраняются действующие налоговые регуляторы роста заработной платы.

Разворачивается работа по созданию системы социальной поддержки населения, формированию служб занятости, а также статистического наблюдения за динамикой цен.

Республики разрабатывают и с 1 декабря вводят в действие системы индексации доходов,

. Для того, чтобы сбить ажиотажный спрос и не допустить значительного роста цен при их освобождении с первых дней реформы проводится комплекс мероприятий по стабилизации потребительского рынка:

) Повышаются процентные ставки по вкладам населения в Сбербанке;

) Реализуется часть государственного имущества (автомобили, военное имущество гражданского назначения и др.),

) Часть мощностей, высвобождаемых из производственного строительства, используется для сооружения жилья за счет средств населения (выкуп новых квартир, продажа в кредит). Расширяются возможности для индивидуального жилищного строительства. Для свободной продажи перераспределяется часть строительных материалов из производственной сферы,

) Расширяется строительство гаражей для владельцев автомобилей;

) Увеличивается отвод (и продажа в собственность) загородных земельных участков;

) Развивается страхование населения, предоставляются новые виды страховых услуг;

) Изменяется структура импорта - увеличивается доля потребительских товаров и сырья для их производства, Используются нетрадиционные каналы реализации импортной продукции, сводящие к минимуму возможность злоупотреблений.

Необходимо к концу периода чрезвычайных мер накопить необходимые товарные резервы, для чего должна быть разработана и реализована специальная программа конкретных мер.

. Вводятся новые таможенные тарифы, позволяющие выравнивать соотношения внутренних и мировых цен и ограничить объем лицензирования и квотирования внешнеторговых операций. Намеченный на первые 100 дней комплекс мер исходит из того, что бюджетный дефицит удастся сократить до запланированного уровня и что успешными окажутся меры по связыванию денежной массы. Предполагается также согласованность действий союзных республик, проявление доверия со стороны населения. При этих предпосылках за короткий период сравнительно мягкими средствами стало бы возможным перевести экономику в качественно иное состояние, подготовить ее к вхождению в рынок.

Однако если эти предпосылки не удастся обеспечить, потребуются гораздо более жесткие и болезненные меры, к осуществлению которых также нужно быть готовыми.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...