Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выявление особенностей общения подростков и старших школьников.

 

       Так как общение в подростковом и старшем школьном возрасте является одним из основных видов деятельности, о чем свидетельствуют литературные данные (Божович Л.И. (1968), Выготский Л.С. (1984), Эльконин Д.Б. (1978), Кон И.С. (1989) и др.), нами была проведена анкета, по общим вопросам, касающимся общения в данных возрастных периодах.

       Анкета состоит из 15 вопросов, которые, в свою очередь, можно подразделить на 3 категории (каждая из которых, включает по 5 вопросов):

I категория (1-5 вопросы) – посвящены общему представлению учащихся об общении в 6, 8 и 11-х классов (таблица 1).

II категория (6-10 вопросы) – посвящаются выяснению, умеют ли учащиеся вступать в контакт и поддерживать его в тех или иных жизненных ситуациях, а также, трудности, связанные с этим (таблица 2).

III категория (11-15 вопросы) – позволяют выяснить круг общения и предпочтения (таблица 3).

       Проанализируем полученные данные I категории вопросов, представленные в таблице 1.

 

№ вопроса

Варианты ответов.

Количество учащихся по классам и школам.

6«А» кл. школы №14 8«А» кл. школы №14 11«Б» кл. школы №14 11«В» кл. школы №14 8«А» кл. школы №4 11«Б» кл школы. №14 11«Э» кл. школы №14
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.
1. Да 16 10 11 16 17 14 13
  Нет 1 2 1 1 - - 1
  Не очень 2 - 1 - 1 - -
  Не знаю 1 1 1 - 4 1 -
2. Друзья 14 8 14 14 15 11 7
  Родители 9 5 3 2 9 7 7
  Одноклассн - - - - 3 2 2
  Со всеми 3 2 - - - 2 -
  С прот. пол. - 2 4 1 3 2 2
3. Узнавание новостей - 2 5 - 10 2 5

 

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.
  Обмен информац. 3 - 2 - - 6 3
  Поддержка отношений 7 2 2 2 - 3 2
  Получение удовольств (развлечен) 2 4 4 5 9 - 2
  Не знаю - - - 6 - - -
4. Разговор (беседа) 7 4 8 2 8 2 4
  Передача информац. 3 4 1 7 6 6 6
  Узнавание друг друга 2 - 1 3 - 1 2
  Не знаю - 3 3 5 4 - 1
5. Да 17 11 13 11 10 11 14
  Нет 2 2 2 4 9 3 1
  Не знаю 1 - - 2 2 1 -

 

Таблица 1. Распределение результатов, полученных по I категории вопросов.

 

Анализ ответов по I категории вопросов показывает, что 53 ученика (школа №4) нашей выборки на вопрос: «Умеете ли вы общаться?», - отвечают положительно и только 10 – «нет, не знаю, не очень». 44 из 51 учащихся школы №4 считают, что «да», 1 – «нет», 1 – «не очень» и 5 – «не знают».

Что касается круга общения, то на 1 –ое место все ребята поставили друзей (сверстников, друзей постарше), что соответствует литературным данным, поскольку в этом возрасте общение со сверстниками является доминирующем и более значимым (Л.С. Выготский); на второе место попали родители, а на 3 –ье – друг (подруга) противоположного пола. Что касается общения с родителями, то преимущественное предпочтение отдается матерям.

В таблице 2 представлены данные, полученные по II категории вопросов.

 

№ вопроса

Варианты ответов.

Количество учащихся по классам и школам.

6«А» кл. школы №14 8«А» кл. школы №14 11«Б» кл. школы №14 11«В» кл. школы №14 8«А» кл. школы №4 11«Б» кл школы. №14 11«Э» кл. школы №14
6. Да 7 12 11 11 5 9 12
  Родители 2 4 - - 7 - 3
  Учителя 2 - - - 2 - 2
  Друзья 2 4 - - 5 - -
  Нет 6 - 4 6 - 7 2
7. Да 18 13 12 15 18 14 12
  Иногда 2 - - - 3 - 1
  Нет - - 3 2 - 2 2
8. Да 14 8 4 3 6 9 9
  Не очень 4 - 4 1 4 2 2
  Не знаю 2 4 6 8 10 1 2
  Нет - 1 - 4 - 2 1
9. Я 2 4 2 1 8 10 2
  Собеседник 6 6 2 3 12 7 8
  Зависит от ситуации 2 2 3 13 2 1 -
  Не знаю 2 - 5 - - 1 2
10. Да 17 11 11 11 17 12 10
  Почти - - - 3 1 2 3
  Нет 3 2 4 3 4 2 1

 

Таблица 2. Распределение результатов, полученных по II категории вопросов.

Из таблицы 2 видно, что практически у всех ребят возникают проблемы в общении, особенно с взрослыми – родителями и учителями. Не менее проблем в общении со сверстниками, особенно с представителями противоположного пола.

Неправильное построение межличностных отношений между двумя полами, непонимание и разочарование очень сильно беспокоят испытуемых. Почти все испытуемые столкнулись хоть раз с проблемой непонимания в процессе общения. Это связано с различными причинами: возрастными, половыми, этническими.

Интересные результаты были получены при ответе на вопрос, «Считаете ли вы себя интересным собеседником?». Они представлены на диаграмме 1.

 

 



Из диаграммы 1 мы видим, что «самыми интересными собеседниками» себя считают шестиклассники. Полученные нами данные не соответствуют литературным, касающиеся данного возраста.

Можно полагать, что эти результаты – плохая реакция на обследование детей. Но возможно, что это специфика выборки, так как беседа с психологом показала, что в этом классе большая часть учащихся – запущенные дети с личностными нарушениями, связанными со сложными взаимоотношениями в семье, а также с дефицитом воспитания не только домашнего и школьного.

Видимо, высокий уровень самооценки у ребят выступает как защитный механизм. В этом возрасте все ярче выражается желание выглядеть взрослыми и значимыми, как с взрослыми, так и со сверстниками. В этом возрасте, показывают литературные данные, на первое место выходит мотив занять определенное место в коллективе сверстников и поиск признания ценности собственной личности в глазах окружающих. А общение является лучшим способом достижения подобных целей.

Что касается результатов, полученных нами в 8 –х классах, то они также могут быть объяснены литературными данными. В этом возрасте самооценка более благополучна, хотя имеет тенденцию к неустойчивости. Для этого возраста характерно то, что центральным становится стремление подростков к автономии в коллективе сверстников и поиск утверждения, как значимой личности в глазах сверстников. Потребность «быть значимым в глазах сверстников» часто приводит к тяжелым переживаниям подростков, развитию неуверенности в себе, отсюда и заниженный уровень самооценки. Противоречивые результаты, как видно из диаграммы, получены в 11 –х классах. Судя по литературным данным, в этом возрасте самооценка может иметь тенденцию к устойчивости, становится более гармоничной, снижается уровень тревожности.

В старшем школьном возрасте самооценка выполняет две важные функции:

- самопознание;

- самозащита.

А так же иметь положительный образ самого себя. Однако самооценка выпускника школы может характеризоваться и как неблагополучная, прежде всего, в связи с неудовлетворенностью собой. А это, прежде всего, связано с всплеском уровня тревожности (так как в этом возрасте ребята находятся на пороге новой, самостоятельной жизни), а так же от ряда социальных условий.

Данные, полученные в 11 –х классах школы №4 можно рассматривать как норму, относящуюся к этому возрасту (опираясь на литературные данные), чего нельзя сказать о данных 11 –х классов школы №14. Как мы видим из диаграммы, здесь заниженный уровень самооценки, имеющий тенденцию к неустойчивости.

Из беседы с учителями и школьным психологом мы можем предположить, что полученные нами результаты не совпадают с литературными в связи с тем, что на сегодняшнего подростка очень влияет семейный климат, круг его общения вне школы, сама школьная ситуация и, пожалуй, самая серьезная причина – современная социальная ситуация, которая меняет сегодняшнего подростка и отличает его от литературных данных и характеристик.

Следующая III категория, позволяет выяснить, с кем подростки предпочитают делиться своими радостями и горестями, а так же, с кем хотят и любят отдыхать.

 

№ вопроса

Варианты ответов.

Количество учащихся по классам и школам.

6«А» кл. школы №14 8«А» кл. школы №14 11«Б» кл. школы №14 11«В» кл. школы №14 8«А» кл. школы №4 11«Б» кл школы. №14 11«Э» кл. школы №14
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.
11. Я 6 3 3 3 9 5 7
  Он  12 6 5 7 9 6 5
  Зависит от ситуации  1 4 5 7 2 4 2
  Не знаю 7 - 1 - - - -
12. Друзья вне школы 8 9 13 13 10 12 11
  Родители  6 - - 1 7 2 1
  Брат (сестра) 3 4 - - - - -
  Одноклассн 6 2 1 3 9 1 2

 

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.
  Не знаю - - - - 3 - -
13. Друзьям вне школы 8 9 10 11 6 8 4
  Родителям 3 4 1 3 11 5 3
  Одноклассн 2 - 1 9 10 1 3
  Маме 8 - 2 2 - - -
  Всем - 3 - - - - -
14. Один  9 2 9 7 6 9 7
  Мама (кто-то из родст) 8 2 1 2 16 2 3
  Друзья вне школы  3 8 5 6 - 3 3
  Одноклассн - - 1 3 4 1 -
15. Друг вне школы 5 10 3 8 13 13 9
  Родителям 6 3 1 - 18 8 5
  Маме 4 2 1 2 - - -
  Одноклассн - - 9 2 16 8 5
  Всем 2 4 2 3 - - -

 

Таблица 3. Распределение результатов, полученных к III категории вопросов.

           

Полученные данные показывают, что друзья вне школы и одноклассники по-прежнему на первом месте (смотри таблицу 1 и 2), родители на втором, когда стоит вопрос «С кем поехать отдыхать?» или «Пойти к зубному». Следует отметить, что результаты по этой категории вопросов во всех школах практически совпадают. То есть, они у всех учащихся одни, в зависимости от возраста, как у шестиклассников, так и у одиннадцатиклассников.

       Полученные факты можно объяснить особенностями возраста. Современным подросткам свойственно утверждать свою независимость, самостоятельность в глазах взрослых. Данный возрастной период характеризуется особой конфликтностью учащихся с взрослыми, прежде всего с родителями и учителями. К тому же, сама школьная ситуация с ее особым характером отношений между взрослыми и детьми, с существенным значением оценочного компонента деятельности, создает для этого особо благоприятные условия. Следующим очень важным фактором выступает социальная среда. Социальные условия в наше время приводят к изменению личностных параметров современных подростков. Таким образом, несмотря на изменившиеся социальные условия, по предпочтительности на первом месте остаются сверстники, что соответствует литературным данным. На втором месте – родители, так как сложности во взаимоотношениях с взрослыми по-прежнему актуальны. Так же мы выясним, по каким причинам у испытуемых не удается общение или из-за чего происходит разочарование в собеседнике.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...