Технологическое электропотребление
В данной главе рассматриваются основные виды технологического оборудования и основные мероприятия по экономии электрической энергии, В связи с тем, что электропотребление технологического оборудования в значительной степени зависит от графиков использования этого оборудования, прежде чем перейти к электрооборудованию, рассмотрим основные понятия о разновидности графиков электрических нагрузок. 3.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ НАГРУЗКАХ И О ГРАФИКАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК При энергетических обследованиях большое значение имеет анализ графиков нагрузок мощных электропотребителей. График нагрузки берется за время, кратное времени законченного технологического цикла Периодические графики (см. рис. 2.3.1, а) имеют место при поточном производстве. Время цикла
где: Цикличный график (см. рис. 2.3.1, б) соответствует непоточному производству, время пауз различно, но характер и продолжительность рабочих интереалов неизменны. У нецикличного и нерегулярного графиков (см рис 2.3.1, в, г) рабочее время, время остановок и время циклов различно. Различают следующие режимы работы. 1. Продолжительный режим, когда при работе с неизменной нагрузкой время работы достаточно для достижения всеми частями оборудования установившихся значений температур.
а) — периодический; б) — цикличный, в) — нецикличный; г) — нерегулярный
2. Кратковременный номинальный режим такой, когда периоды неизменной номинальной нагрузки чередуются с периодами отключения. Температура нагрева частей оборудования не достигает установившихся значений, а при отключении происходит охлаждение до температуры окружающей среды. 3. Повторно-кратковременный номинальный режим (ПКР) — это режим, при котором кратковременные периоды неизменной номинальной нагрузки чередуются с периодами отключения, причем как рабочие периоды, так и паузы недостаточно длинны, и температура не достигает установившихся значений. 3.2. ПОТРЕБЛЕНИЕ ЭЕКТРОЭНЕРГИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ Электроприводом (ЭП) называется электромеханическая система, состоящая из электродвигательного, преобразовательного, передаточного и управляющего устройств и предназначенного для приведения в движение исполнительных органов рабочей машины и управления этим движением. На рис. 2.3.2 показана структурная схема электропривода [17]. Электропривод является одним из основных потребителей электроэнергии. По оценкам специалистов, на электропривод приходится до 70 % всей потребляемой электроэнергии. Электрическая энергия от источника питания через силовой преобразователь поступает на электродвигатель. Силовой преобразователь служит для получения электроэнергии требуемых для электродвигателя параметров и управления потоком этой энергии. Электродвигатель преобразует электрическую энергию в механическую и передает ее через передаточное устройство на исполнительный орган рабочей машины. Передаточное устройство служит для согласования движения электродвигателя и исполнительного органа. Оно может быть механическим, например, редуктор, гидравлическим или электромагнитным, например, гидравлические или электромагнитные муфты. На потребление электроэнергии электродвигателем влияет величина потерь энергии во всей структурной цепочке. Потери носят не только электрический, но и другой характер. Например, плохое качество масла в редукторе увеличивает потери механической энергии, что приводит к увеличению расхода электроэнергии. На потребление энергии влияют КПД не только электродвигателя, но и остальных элементов электропривода. Заменив один из элементов ЭП более энергоэффективным, можно снизить электропотребление. Можно получить экономию электроэнергии, если непосредственно соединить электродвигатель с исполнительным органом машины. Если перейти на питание от другого источника электроэнергии или заменить электродвигатель на другой, параметры которого соответствуют параметрам источника питания, то можно обойтись и без силового преобразователя, КПД электропривода при этом увеличится. Например, если электродвигатель с номинальным напряжением 6 кВ питался через понижающий трансформатор 10/6 кВ от секции распределительного устройства 10 кВ, то замена ЭД на электродвигатель с номинальным напряжением 10 кВ позволит избавиться от силового трансформатора, снизив потребление электроэнергии.
Основное условие эффективной работы электропривода — это соответствие электрической мощности двигателя и требуемой механической мощности. При недогрузке двигателя снижается его КПД и коэффициент мощности, при перегрузке двигатель перегревается и выходит из строя. Годовое потребление электроэнергии электродвигателем во много раз превышает его стоимость, поэтому если электродвигатель не соответствует требуемой механической мощности и работает с большой недогрузкой, то его надо заменять двигателем меньшей мощности. Если привод работает в длительных режимах без частых включений и отключений электродвигателя, то во многих случаях целесообразно заменить обычный двигатель на энергоэффективный. Такие двигатели имеют более широкие возможности работы в термически перегруженном состоянии, легче в обслуживании и потребляют на
Часто возникает необходимость в применении регулируемого электропривода. Это либо диктуется требованиями технологического процесса, например, если требуется изменить скорость ленты конвейерной
печи до оптимального значения, либо изменениями нагрузки, например у нагнетательного оборудования. Примерные значения экономии электроэнергии при замене нерегулируемого привода на регулируемый будут следующие: для насосов — 20 %, для воздуходувок и вентиляторов — 30 %, для компрессоров — 40 Наиболее широкое распространение получают системы, преобразующие сначала переменный ток в постоянный, затем постоянный ток — в переменный с регулируемой частотой. Управление частотой преобразователя чаще всего осуществляется по сигналу обратной связи от датчика (скорости, температуры, давления и др.). В данной работе невозможно дать информацию по всем видам электроприводов, применяемых в промышленности и ЖКХ, поэтому приведем общие мероприятия по экономии электроэнергии при использовании электропривода. Малозатратные мероприятия: § качественное техническое обслуживание всех элементов электропривода, наличие графика ППР и контроль за его соблюдением; § дисциплина труда, своевременное отключение электропривода, недопущение его длительной работы на холостом ходу; § применение таймеров холостого хода. Среднезатратные мероприятия: § использование устройств мягкого пуска двигателя. 3.2.1. Асинхронные электродвигатели Наиболее мощным потребителем электроэнергии на промышленных предприятиях являются электродвигатели, которые потребляют до 80 % всей вырабатываемой электроэнергии. Двигатели бывают переменного и постоянного тока. Двигатели переменного тока подразделяются на асинхронные и синхронные. Асинхронные двигатели получили наибольшее распространение как наиболее простые, надежные и дешевые. Асинхронные двигатели (АД) бывают с фазным ротором и с короткозамкнутым ротором. АД с фазным двигателем сложнее и дороже АД с короткозамкнутым ротором, у них более низкий коэффициент мощности. АД с фазным ротором в режиме пуска работает, как обычный АД с короткозамкнутым ротором. В рабочем режиме АД с фазным ротором имеет свойства синхронного двигателя: регулируя ток возбуждения, можно регулировать
Таблица 2.3.1. КПД
Электродвигатели закрытого и взрывозащищенного типов имеют меньший коэффициент мощности по сравнению с открытыми, поэтому их применение доли но быть обосновано. В табл. 2.3.1 представлены КПД и коэффициент; мощности АД с короткозамкнутым ротором [31]. Электрические потери в двигателях можно разбить на следующие: § потери электроэнергии в обмотках двигателя. Они пропорциональны активному сопротивлению обмоток и квадрату тока нагрузки. Эти потери вызывают нагрев обмоток; § потери в стали (потери намагничения). Эти потери не зависят от нагрузки двигателя и зависят лишь от напряжения питания; § потери на рассеивание магнитного потока. Эти потери зависят от нагрузки; § потери на трение. Зависят от скорости вращения двигателя, но не зависят от нагрузки. При снижении загрузки электродвигателей во: растает доля потребления реактивной мощности по отношению к активной, что приводит к уменьшению коэффициента мощности, КПД двигателя снижается. Например, двигатель мощностью 5 кВт, имеющий KПД
где:
Где
где: Коэффициент мощности асинхронного двигателя также снижается при неполной нагрузке: при номинальной нагрузке Таблица 2.3.2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|