Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Характеристика звеньев финансовой системы





 

Федеральный бюджет является главным звеном финансо­ вой системы. Он представляет собой форму образования и ис­пользования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Федеральныйбюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным собранием как за­кон. Через федеральный бюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансиро­вания народного хозяйства, социально-культурных мероприя­тий, укрепления обороны страны и содержания органов государ­ственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возмож­ность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и фи­нансовую политику на всей территории страны.

Федеральный бюджет характеризуется следующими чертами:

· носит ярко выраженный балансовый характер. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета,

· формирование и использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов.

Основные функции бюджета:

· перераспределение национального дохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями деятельности, социальными группами населения;

· государственное регулирование и стимулирование экономики;

· финансовое обеспечение финансовой политики;

· контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

В условиях перехода на рыночные отношения федеральный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь ме­тоды его воздействия на общественное производство путем со­здания иного режима расходования бюджетных средств. В совре­менных условиях развитие общественного производства обеспе­чивается не методами бюджетного финансирования и дотирова­ния, а с помощью экономических методов, использование кото­рых позволяет перейти к финансовому регулированию экономи­ки. Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, фи­нансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращи­ванию научно-технической базы. Применяя различные формы воздействия на экономику, государство способно существенно изменить сложившиеся народнохозяйственные пропорции, на­пример, ликвидировать нерентабельные предприятия или их пе­репрофилировать.



Государственное регулирование экономики позволяет сущест­венно сократить расходы бюджета, изменить их состав и структуру.

Важная роль федерального бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджет­ные ресурсы направляются также и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.). За счет бюджет­ных и внебюджетных фондов финансируются предприятия и уч­реждения социально-культурного направления. Расходы бюдже­та, обусловленные реализацией социальной политики государст­ва, имеют огромное значение. Они позволяют государству разви­вать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслужива­нии, осуществлять социальную защиту.

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культур­ного уровня жизни народа.

Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды – это средства Фе дерального правительства и местных властей, связанные с Фи­ нансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирова­ние внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.

Организационно внебюджетные фонды отделены от бюдже­тов и имеют определенную самостоятельность. Основными по размерам и значению являются социальные фонды – Пенсион­ный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного меди­цинского страхования. Общие доходы (и расходы) всех внебюд­жетных фондов за последние годы превышали 60% доходов госу­дарственного бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго це­левое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.

Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать важнейшие социальные мероприятия. В отличие от федерального бюджета расходова­ние средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контро­лю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой – дает возмож­ность расходовать средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля над расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.

Пенсионный фонд – внебюджетный государственный фонд, средства которого складываются из законодательно установленных отчислений от деятельности физических и юридических лиц, целевым образом рас­ходующий эти средства на выплату пенсий гражданам.

ПФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.

Пенсионный фонд формируется на федеральном уровне и в республи­ках, краях, областях, что позволяет охватить пенсионными выплатами всех граждан независимо от места их прежней работы и проживания, включая членов колхозов и лиц, по разным причинам не имеющих пра­ва на трудовую пенсию. Одновременно данная структура Пенсионного фонда гарантирует как текущие, так и чрезвычайные платежи, вызван­ные изменениями в отдельных регионах или в стране в целом.

Важнейший принцип любого пенсионного фонда — солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве: где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определен­ный прожиточный уровень в будущем.

Средства Пенсионного фонда формируются, по Положению о Пенси­онном фонде РФ, за счет трех источников:

ü страховых взносов работодателей;

ü страховых взносов работающих;

ü ассигнований из федерального бюджета.

Основные задачи Пенсионного фонда РФ:

ü целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирова­ние расходов в соответствии с назначением ПФР;

ü организация работы по взысканию с работодателей и граждан, винов­ных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

ü капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

ü контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и ра­циональным расходованием его средств;

ü межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных дого­воров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

В качестве системы управления финансами пенсионного обеспечения Пенсионный фонд осуществляет некоторые функции:

ü участвует в определении размера взносов на государственное страхова­ние, обосновании их дифференциации по предприятиям и организаци­ям в зависимости от условий труда;

ü обеспечивает контроль за своевременным и полным поступлением стра­ховых взносов и правильным расходованием средств;

ü участвует в подготовке предложений по совершенствованию пенсион­ного обеспечения и разработке социальных программ;

ü осуществляет международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции фонда.

Фонд государственного социального страхования (ФСС) — централизо­ванный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезах.

Основные задачи Фонда социального страхования – обеспечение гарантированных государством пособий:

· по временной нетрудоспособности (до 5 лет непрерывного стажа - 60%, от 5 до 8 лет - 80%, свыше 8 лет - 100% заработка, вследствие трудового увечья - 100%);

· по беременности и родам: 70 дней до и 70 дней после часа “Х”, в случае трудных родов после - 86 дней, при рождении 2-х - 110 дней. Выплата в полной сумме до родов и после родов в размере 100%;

· единовременное пособие к декретному отпуску в случае постановки на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель - 50%);

· при рождении ребенка (с 1.04.93г. - 5 минимальных размеров оплаты труда);

· по уходу за ребенком до 1,5 лет;

· ежемесячное пособие на детей в возрасте до 18 лет - 70% от минимального размера оплаты труда;

· на погребение (5 минимальных размеров оплаты труда);

Средства фонда образуются из следующего:

· страховых взносов хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

· доходов от инвестирования части временно свободных средств;

· ассигнований из Федерального бюджета.

Норматив отчислений в фонд социального страхования – 5,4% на все виды начисленной оплаты труда.

Обязательное медицинское страхование — составная часть государствен­ного социального страхования, обеспечивает всем гражданам РФ рав­ные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.

Для реализации политики в области медицинского страхования созда­ются Федеральный и Территориальные фонды медицинского страхова­ния как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреж­дения. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Тариф страховых взносов определяется федеральным законом РФ по представлению Правительства РФ. Страховые взносы не начисляются на выходное пособие при увольне­нии, компенсационные выплаты, стоимость бесплатно предоставляе­мых услуг, дивиденды, начисляемые на акции, и другие выплаты.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для:

ü выравнивания условий деятельности территориальных фондов обяза­тельного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;

ü финансирования целевых программ в рамках обязательного медицин­ского страхования;

ü осуществления контроля за рациональным использованием финансо­вых средств обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства федерального фонда образуются за счет:

ü части страховых взносов предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обяза­тельное медицинское страхование в размерах, установленных федераль­ным законом;

ü взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;

ü ассигнований из федерального бюджета на выполнение республикан­ских программ обязательного медицинского страхования;

ü добровольных взносов юридических и физических лиц;

ü доходов от использования временно свободных финансовых средств федерального фонда;

ü нормированного страхового запаса финансовых средств фонда и иных поступлений.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования(ТФОМС), создаваемые пред­ставительной властью субъектов федерации, осуществляют:

ü финансирование обязательного медицинского страхования, проводи­мого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответ­ствующие лицензии и заключившими договоры обязательного меди­цинского страхования по дифференцированным по душевым нормати­вам, устанавливаемым правлением территориального фонда;

ü финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязатель­ного медицинского страхования;

ü выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение обязательного медицинского страхования;

ü предоставление кредитов, в том числе льготных, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;

ü накопление финансовых резервов для обеспечения устойчивости систе­мы обязательного медицинского страхования;

ü контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан.

Всем гражданам выдается страховой полис.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денеж­ ных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредитором выступают физические и юридические лица, заем­щиком – государство в лице его органов. Дополнительные ресур­сы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государст­венных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщи­ку направлять мобилизованные дополнительные финансовые ре­сурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы у населения временно умень­шают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается из­быточная денежная масса, т. е. происходит отток денег из обра­щения на заранее оговоренный срок.

Использование государственного кредита обусловлено необ­ходимостью удовлетворения потребностей общества за счет бюд­жетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирова­ния экономических и социальных программ, т.е. государствен­ный кредит является средством увеличения финансовых возмож­ностей государства. На общегосударственном уровне государст­венные займы не выражают конкретного целевого характера, тог­да как местные органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культурного, просве­тительного, жилищно-бытового назначения.

В зависимости от заемщика государственные займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управле­ния. По месту размещения государственный кредит может быть внутренним и внешним. Исходя, из срока привлечения средств займы делятся, на краткосрочные (до года), среднесрочные (от го­да до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

Мобилизация огромных финансовых ресурсов, как следст­вие, дает большую государственную задолженность. Размер госу­дарственного займа включается в сумму государственного долга страны.

Государственный долгэто вся сумма выпушенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за конкретный срок.

Государственный внутренний долг Российской Федерации означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долго­вые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Государственный внешний долгэто задолженность по не­погашенным внешним займам и невыплаченным по ним про­центам. Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязатель­ства Российской Федерации погашаются в сроки, которые не мо­гут превышать 30 лет.

Обслуживание государственного долга выражается в осуще­ствлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуще­ствляет Центральный банк Российской Федерации. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации и превратились в один из важнейших элементов государственных расходов. Выплаты на обслуживание государственного долга рас­тут очень быстро, вытесняя из бюджета другие виды расходов.

Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях государство может использовать рефи­нансирование государственного долга, т.е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Контроль над состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.

Финансы предприятий различных форм собственности явля ются основой единой финансовой системы страны. Они обслу живают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. Активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою де­ятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначе­ния, изыскивают необходимые им средства для расширения про­изводства продукции, используя кредитные ресурсы и возможно­сти финансового рынка. Развитие предпринимательской дея­тельности способствует расширению самостоятельности пред­приятий, освобождению их от мелочной опеки со стороны госу­дарства и вместе с тем повышению ответственности за фактичес­кие результаты работы.

Финансовые ресурсы – денежные доходы и накопления, находящиеся в распоряжении хозяйствующих субъектов и государства и предназначенные для расширенного воспроизводства, решения социальных задач, реализации интересов собственников.

Условия формирования финансовых ресурсов заложены на стадии производства в пропорциях различных элементов стоимости созданного продукта, которые корректируются через цены, распределяются между участниками производственного процесса. Их доходы затем перераспределяются государством с помощью налоговой системы и трансфертов, передаваемых населению, а также с помощью финансового рынка.

Состав финансовых ресурсов у разных субъектов экономики существенно различается.

 

 

Рисунок 1- Состав финансовых ресурсов коммерческих организаций

 

На рис. 1 приведен наиболее типичный состав финансовых ресурсов коммерческих организаций. Из него исключены заемные средства, которые привлекаются предприятиями за счет выпуска долговых обязательств и банковских кредитов. Заемные средства, как известно, предполагают их обязательную возвратность. Это является важнейшим критерием различия финансовых и кредитных ресурсов. Тем не менее заемные средства наряду с финансовыми ресурсами позволяют решать задачу обеспечения хозяйственной деятельности предприятия источниками финансирования.

Вместе с тем различия между финансовыми и кредитными ресурсами носят не только понятийный характер, но и определяют наличие или отсутствие обязательств у предприятия, возможности их погашения.

Таким образом, финансовые ресурсы предприятий, по существу, являются собственными источниками финансирования, привлекаемыми с финансового рынка и возникающими в результате хозяйственной деятельности. Эти средства предназначены для расширенного воспроизводства, решения социальных проблем и удовлетворения интересов собственников предприятий.

Финансовые ресурсы некоммерческих организаций. Некоммерческие организации не преследуют цели извлечения прибыли, действуя в соответствии с Законом "О некоммерческих организациях".

Состав финансовых ресурсов некоммерческих организаций состоит только из двух элементов: собственных и приравненных к ним средств и средств целевого финансирования. Выпуск и размещение акций недоступно некоммерческим организациям, поскольку лишь акционерное общество таким образом может мобилизовать средства на финансовом рынке. Состав и структура финансовых ресурсов некоммерческой организации существенно зависит от ее формы.

Для некоторых некоммерческих организаций – учреждений, действующих в сфере образования, здравоохранения и др., главным и даже единственным источником финансовых ресурсов являются бюджетные ассигнования. Другие услуги – в сферах культуры, искусства – являются платными, а бюджетные средства представляются нерегулярно и в форме целевого финансирования. Для большинства некоммерческих организаций характерно сочетание источников финансирования из бюджетов разных уровней и доходов от собственной деятельности. Расширение самостоятельности некоммерческих организаций позволило увеличить долю средств, зарабатываемых ими в результате расширения объема и перечня платных услуг, оказываемых населению.

Финансовый рынок – это сфера проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей (то есть инструментов образования между их стоимостью и потребительной стоимости). Финансовый ранок состоит из системы рынков: валютного, ценных бумаг, ссудных капиталов или денежного, золота. Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщиком. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги. Как и любой рынок, финансовый рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.

Финансовый рынок разделяется на денежный рынок и рынок капиталов. Под денежным рынком понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года). В свою очередь денежный рынок подразделяется на обычный, на учетный, межбанковский и валютный рынки.

К учетному рынку относят тот, на котором основными инструментами являются казначейские и коммерческие векселя, другие виды ценных бумаг, главная характеристика которых – высокая ликвидность и мобильность.

Межбанковский рынок – часть рынка ссудных капиталов, где временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой, преимущественно межбанковских депозитов на коротких сроках.

Валютные рынки обслуживают международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран. Специфика международных расчетов заключается в отсутствии общепринятого для всех стран платежного средства. Поэтому необходимым условием расчетов по внешней торговле, услугам, инвестициям, межгосударственным платежам является обмен валюты на другую в форме покупки или продажи иностранной валюты плательщиком или получателем. Валютные рынки – официальные центры, где совершается купля-продажа валют на основе спроса и предложения.

Рынок капиталов охватывает средне- и долгосрочные кредиты, а также акции и облигации. Он подразделяется на рынок ценных бумаг и рынок средне-долгосрочных банковских кредитов. Рынок капиталов служит важнейшим источником долгосрочных инвестиционных ресурсов для правительств, корпораций и банков. Если денежный рынок предоставляет высоко ликвидные средства в основном для удовлетворения краткосрочных потребностей, то рынок капиталов обеспечивает долгосрочные потребности в финансовых ресурсах.

Финансовый рынок можно рассматривать и как совокупность первичного и вторичного рынков, а также национальный и международный. Первичный рынок возникает в момент эмиссии ценных бумаг, на нем мобилизуются финансовые ресурсы. На вторичном рынке эти ресурсы перераспределяются, и даже не один раз. В свою очередь, вторичный рынок подразделяется на биржевой и не биржевой. На последнем происходит купля-продажа ценных бумаг, которые не котируются на бирже.

Страхование представляет собой особу форму перераспределительных отношений по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещения им материального ущерба при наступлении неблагоприятных явлений и событий.

Важная роль страхования в системе общественного воспроизводства предполагает наличие сферы страховых услуг, соответствующий типу экономического развития государства. В условиях рыночного хозяйства наряду с традиционным использованием возможностей страхования по защите от чрезвычайных явлений природного характера (землетрясения, оползни, наводнения др.) техногенных рисков (пожары, аварии, взрывы и др.) резко возрастает потребность у предпринимателей в страховом покрытии ущерба, возникающего при нарушении финансовых и кредитных обязательств, неплатежеспособности контрагентов и действии других экономических факторов, ведущих к потере прибыли и доходов. Страховая жизнь, здоровья, трудоспособности и материального благосостояния граждан также неразрывно связана с их экономическими интересами и реализуется с помощью услуг имущественного, личного и социального страхования.

В условиях административно-командной системы страхова­ние было построено на началах государственной монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по страхованию и давать гарантированные обязательства по возме­щению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР, осу­ществлявшим свою работу на началах хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное и личное страхо­вание позволяла в общегосударственном масштабе централизо­вать денежные средства, предусмотренные на эти цели.

В связи с развитием рыночных отношений в 1990г. было по­кончено с государственной монополией в страховом деле. Рынок побуждает государственные страховые организации изменять структуру и направления деятельности в соответствии с новым экономическими условиями. В связи с различиями в объектах страхования всю совокупность страховых отношений можно разделить на пять отраслей: социальное, имущественное, личное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.При этом страхование может быть добровольным и обязательным.

Социальное страхование – это система отношений, с помощью которой формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечения лиц, не обладающих физической трудоспособностью или располагающих таковой, но не имеющих возможности реализовать ее по различным причинам. Социальное страхование как финансовая категория представляет собою часть денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода с целью формирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественном труде.

Имущественное страхование – отрасль страхования, где объектами страховых правоотношений выступает имущество в различных видах. Под имуществом понимается совокупность вещей и материальных ценностей, состоящих в собственности и оперативном управлении физического или юридического лица. В состав имущества входят деньги и ценные бумаги, а также имущественные права на получение вещей или иного имущественного удовлетворения от других лиц. Экономическое содержание имущественного страхования заключается в организации особого страхового фонда, предназначенного для возмещения ущерба его участникам, который возник в результате причинения вреда.

Имущественное страхование защищает интересы страхователя, связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом и товарно-материальными ценностями. К традиционным и освоенным видам имущественного страхования относятся сельскохозяйственное страхование, транспортное страхование, страхование имущества граждан, страхование имущества предприятий различных форм собственности. Для российского страхового рынка перспективными, отличающимися высокими страховыми суммами и уровнем страховой ответственности считаются морское и авиационное страхование, страхование грузов, страхование транспортных средств от всех рисков, страхование от огневых рисков.

Личное страхование выступает формой социальной защиты и укрепления материального благосостояния населения. Его объекты — жизнь, здоровье, трудоспособность граждан. Преобладающая доля операций по личному страхованию проводится на добровольной основе. Наиболее распространенными считаются смешанное страхование жизни с широким объемом страховой ответственности (в связи с дожитием до окончания срока страхования, в связи с потерей здоровья от несчастного случая, в связи с наступлением смерти застрахованного), страхование детей до достижения ими совершеннолетия, страхование детей и школьников от несчастных случаев, ритуальное страхование, страхование пенсий, страхование образования. Следует отметить, что на динамику операций по личному страхованию отрицательное воздействие оказывают инфляционные процессы, снижение его сберегательной (накопительной) функции, отсутствие у населения желания направлять временно свободные средства на цели страхования.

Страхование ответственности в отличие от имущественного и личного защищает интересы как самого страхователя, поскольку ущерб за него возмещает страховая организация, так и других (третьих) лиц, которым гарантируются выплаты за ущерб, причиненный вследствие действия или бездействия страхователя независимо от его имущественного положения.

Тем самым страхование ответственности обеспечивает защиту экономических интересов возможных виновников вреда и лиц, которым в конкретном страховом случае причинен ущерб.


Заключение

 

Финансовые системы возникли с зарождением классового общества и развивались как часть политической, социальной и экономической системы государства.

Финансовая система обладает всеми свойствами сложных систем: большое число разнородных элементов, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость и др.

Финансовая система представляет собой совокупность разных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем перераспределения части ВНП.

Несмотря на разграничение сфер деятельности, применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы.

Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы федерального бюджета, государственный кредит.

Таким образом, финансы составляют целостную систему, включающую несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности. Под финансовой системой Российской Федерации понимают: а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов; б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Совокупность финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку.

 


Список использованной литературы

1. Абрамова М.А.Финансы и кредит – М., Юриспруденция, 2003.

2. Баранникова Н.П. //Финансы и кредит. 2004г

3. Вавилов Ю.Я., Финансы – М., Социальные отношения, 2004.

4. Галицкая С.В., Деньги, кредит, финансы – М.,Экзамен, 2004

5. Гринкевич Л.С. Основы финансов предприятий – Томск, 2000.

6. Дробозина Л.А., Финансы – М., ЮНИТИ, 2000.

7.Евстигнеев Е.Н., Финансовое право, Спб.,2002.

8. Ковалева А.М., Финансы, М., Финансы и статистика,2003.

9.Мовсесян А., Современные тенденции развития мировой финансовой системы // Банковское дело в Москве, 2000г., №10

10.Окунева Л.П., Финансы // Финансовые ресурсы, 1996г.

11. Родионова В.М., Финансы, М. – Финансы и статистика, 1995.

12.Учебное пособие под ред. Ковалева В.В. – Финансы. 2003.

13.Учебное пособие под ред. Романовского М.В. – Финансы. Денежное обращение и кредит, 2001.

 

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.