Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа социологического исследования «По выявлению конфликтности в молодежной среде»




Методологическая часть

Обоснование проблемы исследования. История человеческой цивилизации не знает периодов абсолютно бесконфликтного существования. На разных этапах развития и в разных обществах вырабатываются приемлемые способы социального управления, целью которого является регулирование конфликтных тенденций в обществе, редуцирование социальных конфликтов, недопущение их эскалации, рационализации использования потенциала конфликтов в целях общественного развития. В обществах, отличающихся эффективным механизмом социального управления, а значит, относительно высоким уровнем устойчивости и социальной солидарности, конфликты находят разрешение на микроуровне.

Молодежь в силу специфики своего социального положения, находится на пике социальных противоречий и конфликтов в любом современном обществе. Она осуществляет поиск собственной социальной ниши, находится в процессе достижения собственного статуса.

Обретение самостоятельности, становление социальной зрелости для молодого поколения неизбежно происходит через конфликт. Прежде всего, это конфликт по поводу статусного продвижения, по поводу повторения опыта и творчества, преемственности и новаторства, простого воспроизводства и создания нового социального качества. В современных обществах подобные конфликты дополняются целым рядом других конфликтов, связанных с проблемой самоутверждения молодежи в условиях экономических, политических, социокультурных изменений.

В нынешних условиях процесс социального становления молодежи отличается от того, который был характерен для предыдущих поколений. В современном мире, отмеченном экономическими и политическими кризисами, социальными катастрофами, ростом терроризма, приобретающими всеобщий характер в эпоху глобализации и делающими современные общества обществами риска, молодежь оказывается перед лицом новых противоречий, носящих по отношению к ней независимый и неподконтрольный характер.

Развитие социологических теорий конфликта (а их достаточно много и обо всех сказать невозможно) способствовало возникновению его прикладных исследований, которые привели к появлению научно-практического направления - конфликтологии. Ярким примером работы, выполненной в ее рамках, служит книга американских авторов Р. Фишера и У. Ури «Путь к согласию, или Переговоры без поражения».

Конфликты в отечественной социологии стали изучать сравнительно недавно, с середины 1980-х гг. Следует выделить исследования таких ученых как Ф.М. Бородкин, А.К. Зайцев, А.Г. Здравомыслов. Причины столь позднего внимания к конфликтам вполне объяснимы, и они заключаются не столько в отсутствии к ним социологического интереса, сколько в существовании «табу» на некоторые проблемы, в том числе и на эту.

Вместе с тем, несмотря на многообразие опубликованных работ, проблема изученности конфликтов в молодежной среде остается и требует дальнейших теоретических разработок.

Объектом данного социологического исследования выступают учащиеся 9-11 классов и студенты.

Предметом исследования выступает изучение конфликтов в молодежной среде.

Целью данного исследования является выявление конфликтости в молодежной среде.

Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:

1. Охарактеризовать изучение теоретических основ конфликтов в молодежной среде;

.   Проанализировать статистические данные состояния изученности конфликтов в молодежной среде;

.   Разработать программу социологического исследования «Выявление конфликтности в молодежной среде».

Гипотезы данного исследования:

.   Большинство молодых людей не считают себя конфликтными;

.   В основном конфликты происходят из-за непонимания

.   Молодежь считает что нужно учиться разрешать конфликтные ситуации.

Интерпретация и операционализация основных понятий:

Молодежь - это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности.

Конфликт - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Межпоколенные молодежные конфликты - наиболее важные в общественном значении конфликты, в основе которых лежат конфликты ценностей двух поколений.

Межгрупповые молодежные конфликты - конфликты между молодежными группировками, основанные на разделении лидирующих позиций.

Межличностные молодежные конфликты - конфликты между индивидами, в основе которых лежит конфликт ценностей.

Процедурная часть

Определение выборочной совокупности. Непосредственно выборкой называется совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащая изучению. Это представительная часть генеральной совокупности, в которой закон распределения признака соответствует закону распределения этого признака в генеральной совокупности. Генеральную совокупность данного исследования составляют учащиеся с 9 по 11 классы МОУ «Корочанская СОШ им. Д.К. Кромского» и студенты БелГУ. Выборочная совокупность в данном случае составила 50 человек.

Для решения задач исследования наиболее целесообразным является использование метода стихийного отбора, при составлении которого не требуется составление каких-либо математических процедур.

Стихийная выборка формируется непосредственно при работе исследователя «в поле» без всяких предварительных отборочных процедур. При этом опрашиваются все, кто соответствует параметрам генеральной совокупности.

Важно отметить, что в нашем исследовании можно применить метод квотной выборки. Квотная выборка - микромодель объекта социологического исследования, формируемая на основе статистических сведений (параметров квот) преимущественно о социально-демографических характеристиках элементов генеральной совокупности. Квотный метод выборки предполагает предварительное наличие статистических сведений по ряду существенных либо коррелирующих с ними характеристик генеральной совокупности. Удельный вес квоты в выборочной совокупности должен соответствовать её удельному весу в генеральной совокупности.

Квотная выборка обладает высокой репрезентативностью, однако, мы не можем использовать данный метод - по причине того, что наше исследование носит пилотажный характер и охватывает небольшие выборочные совокупности, а также основывается на упрощённой программе, сжатым по объёму инструментарии. Данное исследование используется как предварительный этап для сбора приблизительных данных об объекте. Изучения необходимо для того, чтобы в дальнейшем провести глубинное исследование. В этой связи, выборочную совокупность будет составлять 50 респондентов.

Методы сбора и обработки информации. Основным методом сбора первичной социологической информации является метод анкетного опроса.

Анкетный опрос - метод сбора социологической информации, характеризующийся письменной формой ответов респондентов на поставленные и жестко фиксированные в опросном листе вопросы при непосредственном, прямом (в присутствии анкетёра, индивидуально-личном или групповом опросе) или опосредованном, заочном (через прессу, почту) способе взаимодействия социолога и респондента.

Сама анкета представляет собой документ, размноженный, на компьютере или типографским способом, содержащий в среднем определённое количество вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Респонденты рассматриваются как объект исследования.

Выбранный метод обладает рядом преимуществ:

. Анкетный опрос даёт массовую представительную картину об изучаемом предмете.

. На респондента не оказывают влияния личность интервьюера, его собственные установки и взгляды.

. Отсутствие интервьюера формирует у опрашиваемого ощущение большей анонимности, поэтому приводит к более обоснованным ответам.

. При заполнении анкет респондент подбирает для себя наиболее подходящее время и скорость заполнения анкеты.

. Анкетирование может быть проведено кадрами, не обладающими высокой квалификацией.

. С помощью анкетирования можно собрать информацию за более короткий срок.

Группировка и классификация - элементарные процедуры упорядочения данных, предваряющих их анализ. С помощью этих действий уплотняется информация, расширяя область подобия и устанавливая новые границы различий в массе эмпирических данных, не выходя при этом за пределы индикативных свойств.

Простая группировка - классификация или упорядочение данных по одному признаку. Связывание фактов осуществляется здесь в соответствии с описательной гипотезой относительно ведущего признака группировки.

Перекрёстная группировка - связывание данных предварительно упорядоченных по двум признакам с целью обнаружить какие-то взаимозависимости и осуществить взаимоконтроль показателей, сформировать новый составной показатель на основе совмещения двух свойств или состояний объекта, определить направление связей влияния одного явления на другое.

Полученная информация обрабатывалась вручную.

 


 

Заключение

 

Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность (в том числе молодежная среда) в той или иной степени подвержены конфликтам.

Современные теоретические взгляды на конфликт представлены либо как теории человеческого развития, либо как социально-психологические теории. Развивающие теории включают психоаналитическую теорию и теорию когнитивного развития. Психоаналитическая теория утверждает, что конфликты с родителями и отчуждения от родителей являются полезной для здоровья необходимостью поддержки становления личности, перестройки отношений и уменьшения тревожности. Когнитивно-развивающая теория утверждает, что конфликты являются результатами интеллектуальной зрелости, побуждающей к пересмотру понимания себя и отношений.

Конфликт в молодежной среде имеет свои особенности.

Главными причинами ссор, споров, конфликтов детей с родителями являются учеба и борьба за самостоятельность, за право поступать по своему разумению, что родители расценивают как непослушание.

Конфликты среди учеников происходят довольно. Наверно основные поводы конфликтов между учениками - зависть, грубость, хамство, жестокость, озлобленность, агрессивность. Наиболее часто конфликты происходят в 8-9 классах в так называемый переходный возраст. В школе происходит нормальная социализация личности подростка и в зависимости от того сколь успешно протекает этот процесс, (воспитание духовных, нравственных ценностей) снижается или возрастает частота конфликтов между школьниками. Ведь не случайно в одиннадцатом классе конфликтов значительно меньше, чем в девятом.

Конфликты являются результатами интеллектуальной зрелости, побуждающей к пересмотру понимания себя и отношений. Конфликты являются механизмом, при помощи которого дети и подростки овладевают новыми познавательными структурами, развивая новые взгляды, и значительно изменяя модели поведения с родителями и сверстниками.

Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов. Сегодня причиной серьезного конфликта может стать спор между представителями разных музыкальных культур, между болельщиками разных спортивных команд. В молодежных компаниях очень часто высмеиваются такие качества, как чуткость, внимательность, отзывчивость и доброта, так как отрицаются общечеловеческие качества. Большинство конфликтов между молодежными группировками происходят просто из-за разделения лидирующих позиций. Такие конфликты явно осознанны, диктуются лидерами групп, высоко институализированны, а соответственно, легко поддаются решению и контролю.

Таким образом, конфликт является социокультурным феноменом, неотъемлемой частью жизни современного общества. Довольно часто конфликты происходят в молодежной среде. В основе молодежных конфликтов лежит обострение интересов в различных категориях молодежи связанных с воспроизводством статусного положения и препятствиями, возникающие при этом со стороны общества.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...