Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение показателей эксплуатационной работы транспорта, показателей экономической эффективности.




Изучение показателей перевозочной работы транспорта, показателей материально-технической базы.

 

Показатели перевозочной работы являются едиными для всех видов транспорта. При грузовых перевозках основными показателями являются:

1. Объем перевозок грузов Q – масса грузов (в тоннах), перевозимая за определенный период времени.

2. Грузооборот Р – транспортная работа за определенный период времени. Определяется суммированием произведений массы отдельных отправок (в тоннах) на расстояние перевозки (в километрах).

Измеряется в тонно-километрах (т·км).

3. Средняя дальность перевозки одной тонны груза lср в км - величина, определяемая отношением грузооборота к объему перевозок грузов за соответствующий период времени:

lср = Р/ Q.

При пассажирских перевозках основными показателями являются:

1. Объем перевозок пассажиров Q – количество пассажиров, перевозимых за определенный период времени.

2. Пассажирооборот Р – транспортная работа по пассажирским перевозкам за определенный период времени. Определяется произведением числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки и измеряется в пассажиро-километрах (пас.·км).

3. Средняя дальность поездки одного пассажира ln в км – величина, определяемая отношением пассажирооборота к объему перевозок пассажиров за соответствующий период времени:

ln = Р/ Q.

Периодом времени, за который определяются показатели перевозочной работы нарастающим итогом, может быть один час, сутки, декада, месяц, квартал, год и т. д.

Транспортная работа и объемные показатели перевозок грузов (пассажиров) за период времени по сути отражают производительность подвижного состава за соответствующие периоды времени по видам транспорта.

 

Показатели материально-технической базы

Показатели материально- технической базы транспорта определяют провозные и пропускные возможности элементов транспортной сети, наличие достаточных резервов на перспективу по провозной и пропускной способности и качество транспортной инфраструктуры.

Инфраструктура – это система объектов, обслуживающих производство.

Транспортную производственную инфраструктуру следует рассматривать отдельно по видам транспорта. При этом на каждом виде транспорта различают государственную, региональную и локальную инфраструктуру.

К основным общим показателям материально-технической базы на каждом виде транспорта относятся:

- протяженность сети путей сообщения;

- густота транспортной сети;

- суммарная грузоподъемность (тоннаж) транспортных единиц;

- средняя грузоподъемность единицы подвижного состава;

- суммарная энергетическая мощность активных транcпортных единиц;

- уровень специализации (конструктивной приспособленности) парка грузового подвижного состава по видам (транспортным характеристикам) грузов;

- пропускная и провозная способность элементов транспортной сети.

Пропускная способность – это максимальное количество единиц подвижного состава, которое может быть пропущено по данному объекта (участку пути) в единицу времени.

Провозная способность объекта транспорта – это максимальная масса грузов или количество пассажиров, которые могут быть перевезены в единицу времени по данному объекту (участку пути).

 

Контрольные вопросы

1. Что входит в понятия «транспорт», «транспортная система», «транспортный комплекс»?

2. По каким признакам классифицируется транспорт?

3. По каким признакам классифицируются сообщения?

4. Какими показателями оценивается густота транспортной сети?

5. Какими показателями оценивается перевозочная работа транспорта?

6. Какими показателями характеризуется материально- техническая база транспорта?

 

Изучение показателей эксплуатационной работы транспорта, показателей экономической эффективности.

 

К основным показателям эксплуатационной работы, которые являются едиными для всех видов транспорта, относятся:

- коэффициенты использования грузоподъемности (пассажировместимости);

- коэффициент использования пробега;

- коэффициент использования парка подвижного состава;

- скорость доставки грузов (пассажиров);

- грузонапряженность (пассажиронапряженность) дороги (участка пути).

Использование грузоподъемности транспортных единиц оценивается коэффициентом использования грузоподъемности, который определяется в двух значениях: статический и динамический.

Статический коэффициент γс определяется отношением массы фактически перевезенного груза Qф к возможной массе груза Qвозм при полном использовании номинальной грузоподъемности qн :

где qфi – масса фактически перевезенного груза за рейс (ездку), т;

n – количество рейсов (ездок).

Динамический коэффициент использования грузоподъемности γд определяется отношением фактически выполненной транспортной работы Рф (т·км) к возможной Рвозм при полном использовании номинальной грузоподъемности:

где lгр – груженый пробег за рейс (ездку), км.

Статический и динамический коэффициенты могут быть равны только в двух случаях, когда qф = const или γгр = const, что очевидно из формул.

Во всех других случаях эти коэффициенты не равны между собой. При пассажирских перевозках по аналогии с грузовыми статический коэффициент использования пассажировместимости (наполнения) γс определяется отношением фактического объема перевозок пассажиров Qф к возможному объему перевозок Qвозм при полном использовании номинальной вместимости qн с учетом сменяемости пассажиров (пассажирообмена) в пути следования:

где qф – фактический объем перевозок пассажиров за рейс, пас.;

z – количество рейсов;

ηсм.р – коэффициент сменяемости пассажиров за рейс;

Динамический коэффициент использования пассажировместимости (наполнения) γд определяется отношением фактического пассажирооборота Рф к возможному Рвозм при полном использовании номинальной вместимости:

Коэффициент использования пробега β в общем виде определяется отношением производительного пробега с грузом (пассажирами) Lпр к общему пробегу Lобщ за определенный период времени:

 

Готовность парка подвижного состава (машин) к перевозкам и использование подвижного состава определяются коэффициентами технической готовности, выпуска и использования календарного времени.

Коэффициент технической готовности αт парка машин определяется отношением:

для парка машин за один рабочий день

для парка машин за Дк календарных дней

где Мгэ – количество машин, готовых к эксплуатации (технически исправных); Мсп – списочное количество машин, числящихся на балансе предприятия; МДгэ – машино-дни парка, готового к эксплуатации; МДк - списочные машино-дни парка.

Коэффициент выпуска αв парка машин определяется отношением:

для парка машин за один рабочий день

для парка машин за Дк календарных дней:

Коэффициент использования календарного времени αи парка машин определяется отношением машино-дней в эксплуатации в течение года MДэ к списочным машино-дням в течение года, включая выходные и праздничные дни, МДк

 

 

Показатели экономической эффективности

К основным показателям, характеризующим экономическую эффективность работы видов транспорта, относятся:

- себестоимость перевозки грузов (пассажиров);

- производительность труда;

- фондовооруженность труда;

- фондоотдача, фондоемкость;

- доходы, доходная ставка, расходы, прибыль, рентабельность.

Методы расчета указанных и других показателей подробно излагаются в соответствующем курсе «Экономика транспорта» и имеют специфические особенности по видам транспорта.

В дисциплине «Общий курс транспорта» рассматриваются только принципиальные понятия и расчеты основных показателей, которые являются едиными для всех видов транспорта по терминологии и принципам определения.

Себестоимость перевозки грузов (или пассажиров) S на любом виде транспорта в принципе определяется отношением эксплуатационных расходов за расчетный период времени Сэ в рублях к выполненному грузообороту (или пассажирообороту) Р за тот же период:

S = Cэ /Р, руб./т· км (пас.·км).

Производительность труда одного работника за год Пт определяется отношением годового грузооборота (или пассажирооборота) Р к среднесписочному количеству работников за год Nп, связанных непосредственно с перевозками, Пт = Р/ Nп.

Фондовооруженность (ФВ) труда характеризует обеспеченность каждого работника основными производственными фондами и определяется отношением стоимости основных производственных фондов (Соф) в рублях к среднесписочной численности работников Np, определяемой технологией и организацией производства, ФВ = Соф / Np.

К основным производственным фондам относятся транспортные средства и объекты производственной инфраструктуры.

Фондоотдача ФО является обобщающим показателем эффективности использования основных производственных фондов и определяется отношением произведенной продукции (работ, услуг) в стоимостном выражении к стоимости основных производственных фондов:

ФО = Доб / Соф,

где Доб – общий доход от реализации продукции (работ, услуг), руб.

Фондоемкость (ФЕ) является величиной, обратной фондоотдаче

ФЕ = 1/ФО.

 

Контрольные вопросы

1. Какими показателями определяется эксплуатационная работа транспорта?

2. Как определяется себестоимость перевозки грузов или пассажиров?

3. Как определяется производительность труда на транспорте?

4. Что такое фондоотдача и фондоемкость?

5. Что такое доходы и расходы на транспорте?

 

 

Автомобильный транспорт.

 

Особенности автомобильного транспорта определяются относительно других видов транспорта по нескольким направлениям: технико-эксплуатационным, организационным, управленческим, статистическим и др.

Технико-эксплуатационные особенности автомобильного транспорта характеризуются техническими возможностями транспорта, к которым относятся:

– доставка грузов или пассажиров по прямому варианту (принципу) «от двери до двери»;

– автономность движения подвижного состава;

– мобильность

– способность к быстрому действию, подвижность, определяемая возможностью передвижения в различных дорожных условиях и бездорожья;

– маневренность

– способность автомобиля к изменению своего положения на ограниченной площадке и в проездах заданной формы и размеров (определяется минимальным радиусом поворота автомобиля и габаритным коридором поворота между внутренним и наружным радиусами поворота);

– универсальность и специализация подвижного состава.

Вместе с преимуществами автотранспорт имеет относительные недостатки:

– высокая себестоимость перевозок;

– большая энергоемкость и трудоемкость;

– высокая аварийность и загрязнение окружающей среды.

Расчет показателей в общем случае производится по общепринятой методике.

Статический коэффициент использования грузоподъемности определяется отношением фактически выполненного объема перевозок к возможному при полном использовании номинальной грузоподъемности qн :

где qфi – фактический объем перевозки груза за i- ю ездку, т; nег – количество выполненных ездок с грузом.

Динамический коэффициент использования грузоподъемности определяется отношением фактически выполненного грузооборота к возможному при полном использовании номинальной грузоподъемности

где qфlег – фактический грузооборот за i - ю ездку, т·км.

Средняя длина ездки с грузом определяется как среднеарифметическая величина из длин всех ездок с грузом (км)

 

Средняя дальность перевозки груза определяется отношением фактически выполненного грузооборота к фактически выполненному объему перевозок (км)

Контрольные вопросы

 

1. По каким признакам и параметрам классифицируются грузовые автомобили?

2. По каким признакам и параметрам классифицируются автобусы?

3. По каким признакам и параметрам классифицируются легковые автомобили?

4. Какие показатели влияют на производительность автомобиля?

5. По каким признакам классифицируются маршруты перевозок грузов?

6. В чем выражаются особенности автомобильного транспорта?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...