Схема оформления протокола
Протокол №___
1. Ф., имя ребенка_______________________________________ 2. Возраст _____лет_____мес 3. Дата, время проведения________________________ 4. Цель диагностики____________________________________________ 5. Название методики__________________________________________________ 6. Описание деятельности педагога-психолога и ребенка 7. Количественный анализ 8. Качественный анализ 9. Интерпретация данных Примечание: п. 6 включает все вербальные и невербальные проявления, свидетельствующие не только об уровне выполнения задания, но и о мотивации, эмоциональном настрое ребенка, особенностях сотрудничества со взрослым, отношении ребенка к предлагаемым задачам, умении организовать свою деятельность и т.д.
Приложение 4 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» филиал в г. Северодвинске Архангельской области Гуманитарный институт
УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ практика
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЕНКА Рекомендации по составлению характеристики ребенка В психолого-педагогической характеристике ребенка наиболее подробно описываются особенности развития, диагностируемые в соответствии с запросом. Практиканту необходимо определить уровень развития отдельных психических функций и свойств личности ребенка и установить взаимосвязи между этими показателями, выявить первичные и вторичные нарушения в развитии психики и определить причины отклонений, сформулировать психологический диагноз и определить прогноз дальнейшего развития, а также дать рекомендации по коррекционно-развивающей работе.
Психолого-педагогическая характеристика составляется на основе всестороннего изучения ребёнка. Диагностика предполагает использование разнообразных методов: наблюдение за поведением ребёнка в разных видах деятельности, беседы с родителями и воспитателями, анализ продуктов детской деятельности, психодиагностические и нейропсихологические методики, изучение документации. ПЛАН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕБЕНКА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЁНКЕ 1. Имя и Ф.; дата рождения ребенка; возраст во время обследования. 2. Диагноз. 3. Школа, класс, год обучения, откуда прибыл.
2. АНАМНЕСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ 2.1. Биологический анамнез 1. Возраст отца и матери во время рождения ребёнка; состояние здоровья родителей, протекание беременности и родов; травмы, заболевания матери во время беременности и др. 2. Особенности развития ребенка в раннем детстве: сенсомоторное и эмоциональное развитие в течение первого года жизни, овладение действиями с предметами и речью в раннем возрасте. 3. Перенесённые заболевания и травмы, их последствия. 4. Состояние здоровья ребенка на момент обследования: группа здоровья, хронические заболевания, диагнозы невропатолога, логопеда. 2.2. Социальный анамнез 1. Условия развития в семье: состав семьи; профессия и образование родителей; сиблинги, другие родственники, проявляющие заинтересованность судьбой ребёнка; отношение родителей к ребёнку, их воспитательные цели; применяемые в семье методы воспитания. 2. Условия обучения: – длительность пребывания ребенка в классе; - специалисты, работающие с ребенком; - взаимоотношения ребенка с учителями и сверстниками.
3. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА Особенности учебной деятельности: проявления познавательной мотивации; особенности принятия и удерживания задачи; умение ребенка действовать по правилу, по образцу и по словесной инструкции взрослого; проявления самоконтроля; отношение к оценке взрослого; затруднения в освоении учебной деятельности.
4. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЁНКА 1. Темперамент: проявления силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов, позволяющие определить тип темперамента ребенка. 2. Характер: наиболее выраженные черты характера, степень их устойчивости: негативные черты характера, их возможные причины. 3. Способности: общая одарённость ребёнка (интеллектуальные и творческие способности); специальные способности ребёнка (вид деятельности, степень выраженности).
5. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ 1. Особенности сенсорного развития: наличие нарушений анализаторов, развитие зрительного и слухового восприятия; владение сенсорными эталонами, перцептивными действиями. 2. Особенности внимания: умение сосредотачиваться; устойчивость, объём, переключение и распределение внимания; виды деятельности, в которых внимание наиболее продуктивно; нарушения в развитии внимания, их причины. 3. Особенности памяти: быстрота, точность, прочность, объём запоминаемой информации; соотношение произвольной и непроизвольной, образной и вербальной памяти; отклонения в развитии памяти, их причины. 4. Особенности мышления: подвижность, самостоятельность и глубина мышления, способность выделять скрытые, существенные признаки объектов при решении задач, представленных в наглядном, образном и вербальном планах; способность устанавливать причинно-следственные связи; нарушения в развитии мышления, их причины. 5. Особенности речи: речевая активность; словарь ребёнка, его объем и специфические особенности; владение грамматическим строем языка; фонематические особенности речи; выразительность речи; отклонения в развитии речи, их причины. 6. Развитие воображения: оригинальность продуктов творческой деятельности; виды деятельности, в которых креативность проявляется наиболее заметно.
6. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА 1. Особенности самооценки и уровня притязаний: адекватность, аргументированность, дифференцированность, устойчивость; влияние окружающих на самооценку ребенка. 2. Характеристика мотивационно-потребностной сферы: интересы, стремления, мечты, ценностные ориентации ребёнка; соотношение и содержание социальных, игровых и познавательных мотивов; потребности, депривацию которых наиболее остро переживает ребёнок. 3. Особенности эмоциональной сферы: преобладающее настроение; проявления эмоционального неблагополучия (тревожности, чувства неполноценности, неуверенности в себе, страхов); проявления высших чувств (нравственных, познавательных, эстетических). 4. Особенности развития воли и произвольности: умение управлять своим поведением, чувствами; способность к постановке цели, планированию и организации собственной деятельности, проявления настойчивости и упорства в достижении целей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ – констатация уровня психического развития ребенка, четкое обозначение отклонений в развитии и установление причин их возникновения.
ПРОГНОЗ – предположения о перспективах развития ребенка: 1 часть – при условии сохранения прежней ситуации развития, 2 часть – при условии оказания психологической поддержки, проведения коррекционно-развивающей работы, 3 часть – при условии осложнения ситуации развития. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ИЛИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ – основные направления работы по коррекции (снятию или ослаблению) нарушений психического развития ребенка, и профилактике возможных осложнений и вторичных нарушений. Приложение 5. Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» филиал в г. Северодвинске Архангельской области Гуманитарный институт
УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ практика
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|