Наглядно-образное мышление
Й вопрос билета Игры для развития различных видов мышления у УО-детей Автор всех игр и упражнений – Стребелева Е.А. Упражнения и игры представлены в порядке усложнения
Наглядно-действенное мышление 1. ИГРА «ЛОВИ ШАРИК!» Цель: формирование представлений об использовании предметов, имеющих фиксированное назначение Оборудование: две коробочки, воздушный шарик, ленточка. Ход занятия. Педагог показывает детям красивую коробочку, стучит по ней и спрашивает: «Что там?» Один ребенок открывает коробочку и достает оттуда сдутый воздушный шарик. Педагог эмоционально реагирует на появление шарика, радуется и говорит: «Будем играть с шариком. Его надо надуть, а потом можно бросать и ловить». После чего на глазах у детей надувает шарик и обращает внимание детей на то, что он быстро сдувается. Так повторяется 2-3 раза. Затем педагог спрашивает у детей: «Что же делать? Как же мы будем играть с этим шариком?» Показывает детям другую коробочку и приглашает ребенка постучать по коробочке и спросить: «Что там?» Он открывает коробочку и достает оттуда ленточку. Педагог восклицает: «Вот она, ленточка! Мы ее привяжем к шарику и будем играть» - и привязывает ленточку к шарику, обращая внимание на то, что шарик не сдувается. Затем дети приглашаются в круг играть с шариком. Педагог называет имя каждого ребенка и говорит ему: «Лови шарик!» Игру можно повторить на прогулке.
2. ИГРА «ДОСТАНЬ КАМЕШКИ!» Цель: формирование метода проб как основного способа решения наглядно-действенных задач Оборудование: банка с водой, камешки, разные палочки: с крючком, сачком, колечком, вилкой (рис. 4). Ход занятия. В банке с водой лежат камешки. Недалеко от банки разложены на столе палочки - с крючком, сачком, колечком, вилкой. Ребенка просят достать камешки из банки и переложить в аквариум, не замочив при этом руки. Если ребенок пытается опустить руки в банку, но не достает до камешков, педагог предлагает ему подумать, чем можно достать камешки. Ребенку дается возможность перепробовать все лежащие на столе предметы-орудия, пока он сам не убедится, что камешки можно достать только сачком. При этом педагог обязательно фиксирует результат действия с каждым предметом-орудием: «Видишь, этой палочкой с крючком камешек достать нельзя. Попробуй достать сачком». После того как ребенок возьмет сачок и достанет первый камешек, педагог закрепляет достигнутый успех: «Вот хорошо, сачком можно достать все камешки». Затем ребенок действует сачком несколько раз и закрепляет правильный способ действия в словесном отчете.
3. ИГРА «ПОЧЕМУ ШАРИК НЕ УПАЛ?» Цель: формировать умение определять причинно-следственные зависимости Оборудование: два шарика, два кубика. Ход занятия. Педагог ставит на стол перед ребенком два набора - шарик на кубике. Один шарик совершенно незаметно для ребенка прикреплен гвоздиком к кубику. Педагог говорит: «Будем играть с этими игрушками» - и толкает кубик, на котором незакрепленный шарик. Затем спрашивает ребенка: «Почему упал шарик?» Выслушав ответ ребенка, педагог спрашивает: «Упадет ли второй шарик, если сделать то же самое?» Педагог толкает другой кубик. Шарик, закрепленный на гвоздике, не падает. Педагог спрашивает: «Почему на этот раз шарик не падает?» Ребенку дается возможность исследовать кубик и обнаружить причину, которая удержала шарик от падения, и объяснить, почему шарик не упал. Игра повторяется несколько раз.
Наглядно-образное мышление 1. ЗАДАНИЕ «РЫБОЛОВ» Цель: формирование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов
Оборудование: сюжетная картинка: мальчик, задумавшись, сидит около водоема, одна рука его тянется к воде, а другая держится за голову. Около него стоит ведро. Внизу изображены предметы: палочка, палочка с веревочкой, сачок, удочка, палочка с колечком, скакалка.
Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинку и ответить на вопросы: «Что делает мальчик? Что он хотел делать около реки? Расскажи мальчику, что ему надо взять, чтобы ловить рыбу». В случае затруднения, педагог обращает внимание ребенка на предметные картинки, а затем задает уточняющие и дополнительные вопросы: «Что мальчик хотел делать около реки? Зачем ему ведро? Что он забыл взять? Чем люди ловят рыбу? Расскажи мальчику, что ему надо взять для рыбалки».
2. ЗАДАНИЕ «ШКОДЛИВАЯ КОШКА» Цель: формирование у детей понимания явлений в сюжетной картине, связанных между собой причинно-следственными зависимостями Оборудование: сюжетная картинка: на окне вверху -клетка с птичкой; на подоконнике - цветы в горшках. Кошка стоит на задних лапах, передними тянется к клетке. Один горшок на полу разбит. (Причина - кошка хочет поймать птичку; Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что там произошло. В случае затруднения педагог спрашивает: «Где находится клетка с птичкой? Куда забралась кошка? Что она хочет? Что можно сказать о подоконнике? Как ведет себя кошка? Что случилось с горшком?» Затем педагог просит рассказать все, что ребенок знает про эту картинку. 3. ЗАДАНИЕ «УТРО МАЛЬЧИКА» Цель: формирование понимания последовательности событий, изображенных на картинках Оборудование: сюжетные картинки на первой - мальчик проснулся и сидит на кровати; на второй - мальчик умывается; на третьей - мальчик одевается; на четвертой - мальчик завтракает Ход занятия. Перед ребенком вперемежку раскладывают картинки и предлагают ему их рассмотреть. Затем просят разложить все картинки по порядку так, чтобы было понятно, что мальчик делал вначале, что потом, чем завершилось его действие. В случае затруднения используется прием припоминания, педагог говорит: «Когда ты утром просыпаешься, что ты делаешь? Найди это на картинке. Верно, здесь мальчик проснулся и сидит на кроватке. Что потом он будет делать? Найди это на картинке, вот здесь он умывается. А когда ты умоешься, что делаешь? Верно, ты одеваешься. Где это делает мальчик? Верно, вот эта картинка. Когда оденешься, что ты делаешь? Правильно, ты завтракаешь. Найди это на картинке. Теперь расскажи все по порядку об этом мальчике, что он делал вначале, что потом».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|