Техники активного слушания
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение образования «Орловский государственный университет им. И.С.Тургенева» Факультет технологии, предпринимательства и сервиса Кафедра сервиса
Реферат по дисциплине: «Психология делового общения»
Выполнила Сапронова Анастасия Дмитриевна Научный руководитель: Романова-Самохина С.М.
Содержание 1.Введение 2.Коммуникативные особенности речи 3. Управление эмоциями 4. Плюсы и минусы эмоциональности 5.Влияние эмоциональной речи на собеседников.
Введение. Одну и ту же информацию можно по-разному представить человеку (сказать), и она окажет различное воздействие на него. Важным фактором, влияющим на восприятие речи, является то, как человек говорит. Речь может быть выразительной, чувственной и эмоциональной, а может быть вялой, безразличной. Соответственно, она будет оказывать различное воздействие на слушателя. Рассмотрим некоторые характеристики речи.
Речь является главным, хотя и не единственным источником воздействия и передачи информации в профессиональном общении. Владение собственным голосом, его громкостью и интонацией, умение управлять ритмом речи, искусство расстановки речевых пауз существенно влияют на усвоение собеседником представляемой ему информации и предопределяют успешность воздействия на него. Техники активного слушания помогают поддерживать общение, а искусство использования вопросов помогает управлять вниманием и мышлением собеседника.
Одну и ту же информацию можно по-разному представить человеку (сказать), и она окажет различное воздействие на него. Важным фактором, влияющим на восприятие речи, является то,
Коммуникативные особенности речи. При помощи коммуникативных особенностей, мы можем преподнести информацию более интересно и выгодно, во время общения с собеседником, как в деловом стиле общения, так и в повседневном. В этом нам помогают такие особенности как: Голос Голос — это средство, с помощью которого доносится сообщение до других людей. Часто слушатель определяет степень важности поступающей информации по тому, как она произносится, а не по тому, что именно говорит собеседник или оратор. Голос можно использовать правильно, и он может стать мощным и эффективным инструментом воздействия и передачи информации. А можно использовать его как инструмент пытки, делая монотонным и неприятным для слуха. В управленческом взаимодействии большое внимание следует уделять
Для того чтобы более эффективно владеть собственной речью и правильно использовать голос в процессе профессионального общения, полезно учитывать следующие характеристики.
Темп речи Это понятие включает быстроту речи, длительность звучания отдельных слов и длительность пауз. Профессиональные коммуникаторы хорошо владеют своей речью и умеют корректировать ее темп в соответствии с излагаемой информацией. Уверенная, содержательная речь, как правило, имеет средний, ровный темп с четким разделением слов. Сложные идеи следует излагать в более медленном и равномерном темпе. Необходимо давать слушателю время для осмысления того, что вы говорите (если, конечно, вы не преследуете другие цели). Слишком быстрая речь выдает внутреннее напряжение и нервозность говорящего. Эмоциональное напряжение часто приводит к стремлению завершить происходящее как можно быстрее. Чем выше напряжение, тем быстрее обычно становится речь. Во время публичного выступления следует осознавать, что даже если времени для изложения всей информации мало и лектор будет пытаться ее дать с удвоенной скоростью, то все, чего он добьется, Кроме того, одна из особенностей медленного темпа — тенденция к появлению назидательных интонаций. И этим нужно уметь правильно пользоваться, различая информативное и воспитательное выступление.
Автор: Речь является главным, хотя и не единственным источником воздействия и передачи информации в профессиональном общении. Владение собственным голосом, его громкостью и интонацией, умение управлять ритмом речи, искусство расстановки речевых пауз существенно влияют на усвоение собеседником представляемой ему информации и предопределяют успешность воздействия на него. Техники активного слушания помогают поддерживать общение, а искусство использования вопросов помогает управлять вниманием и мышлением собеседника. Одну и ту же информацию можно по-разному представить человеку (сказать), и она окажет различное воздействие на него. Важным фактором, влияющим на восприятие речи, является то,
Голос Голос — это средство, с помощью которого доносится сообщение до других людей. Часто слушатель определяет степень важности поступающей информации по тому, как она произносится, а не по тому, что именно говорит собеседник или оратор. Голос можно использовать правильно, и он может стать мощным и эффективным инструментом воздействия и передачи информации. А можно использовать его как инструмент пытки, делая монотонным и неприятным для слуха. В управленческом взаимодействии большое внимание следует уделять
Для того чтобы более эффективно владеть собственной речью и правильно использовать голос в процессе профессионального общения, полезно учитывать следующие характеристики.
Темп речи Это понятие включает быстроту речи, длительность звучания отдельных слов и длительность пауз. Профессиональные коммуникаторы хорошо владеют своей речью и умеют корректировать ее темп в соответствии с излагаемой информацией. Уверенная, содержательная речь, как правило, имеет средний, ровный темп с четким разделением слов. Сложные идеи следует излагать в более медленном и равномерном темпе. Необходимо давать слушателю время для осмысления того, что вы говорите (если, конечно, вы не преследуете другие цели). Слишком быстрая речь выдает внутреннее напряжение и нервозность говорящего. Эмоциональное напряжение часто приводит к стремлению завершить происходящее как можно быстрее. Чем выше напряжение, тем быстрее обычно становится речь. Во время публичного выступления следует осознавать, что даже если времени для изложения всей информации мало и лектор будет пытаться ее дать с удвоенной скоростью, то все, чего он добьется, Кроме того, одна из особенностей медленного темпа — тенденция к появлению назидательных интонаций. И этим нужно уметь правильно пользоваться, различая информативное и воспитательное выступление.
Громкость У каждого человека есть способность изменять громкость своего голоса в соответствии с условиями. Мы способны бессознательно оценивать расстояние до собеседника, уровень шума в аудитории и в соответствии с этим подстраивать громкость своего голоса. Например, в зашумленной аудитории человек старается говорить громче.
При этом следует учитывать, что громкий голос в сочетании с повышением его тональности и вибрацией воспринимается как неуверенный. Повышение громкости в сочетании с понижением его тональности придает голосу силу, но может и создавать ощущение агрессивности.
Высота голоса Высота голоса является важным элементом передачи психического состояния говорящего и способна вызвать такое же состояние у слушающего. Низкий голос (особенно бас) передает уверенность. Соответственно, повышение высоты голоса (особенно в сочетании с повышением темпа речи) может восприниматься как утрата контроля над ситуацией. Если такое действительно происходит, замедлите темп речи и немного снизьте высоту вашего голоса, и вы почувствуете себя увереннее. Интонация Интонации, пожалуй, наиболее важный элемент речи. Одни и те же слова, произнесенные с разной интонацией, могут передавать различные смыслы, вплоть до противоположных. В речи нет вопросительных или восклицательных знаков, их роль выполняет та интонация, с которой произносятся определенные слова. Во время общения человек использует от 10 до 20 различных нот. Интонации создают общий мелодичный рисунок речи и помогают удерживать внимание. Чем более резко падает интонация, тем больше категоричности. При подчеркивании формальной ситуации речь становится более монотонной. Медленно поднимающиеся и неглубокие интонации выражают неопределенность, недоумение, сомнение. Глубокие эмоции — грусть, жалость, нежные чувства — передаются плавной сменой интонаций в речи. Полезно упражняться в освоении различных интонаций. Например, потренируйтесь в произнесении одинаковых фраз с различной интонацией, придавая им разный эмоциональный смысл. Попробуйте при помощи интонации передавать состояние заинтересованности, равнодушия, любопытства, тревоги, гнева, умиротворенности и др. Пауза в речи Пауза (молчание) — важный инструмент речи при умелом его использовании. Она позволяет не смешивать смыслы различных слов и предложений, выполняя разделительную функцию. Молчание в нужный момент может восприниматься как признак уверенности руководителя и оказывать сильное управленческое воздействие. Иногда человек пытается скрыть свою неуверенность, вытесняя паузы. Вследствие этого его речь становится торопливой, сумбурной и менее понятной. Многие известные ораторы с успехом используют искусство молчания. Пауза перед кульминационным пунктом — это изюминка хорошего рассказа. Хотя без надобности затянутая, она может восприниматься как нерешительность. Своевременное использование паузы подготавливает аудиторию, выделяет мысль и позволяет оценить важность сказанного. Использование пауз полезно в следующем ряде случаев:
Смысловые ударения В процессе управленческого общения профессиональный коммуникатор помечает важность отдельных ключевых слов, усиливая их воздействие при помощи смысловых ударений. Подобные смысловые ударения можно делать при помощи:
Однако следует понимать, что большее значение имеет не столько то, как вы выделите слово, сколько то, какое именно это будет слово.
Техники активного слушания Деловая беседа — это улица с двухсторонним движением. Поэтому ее успешность зависит, как от умения говорить, так и от умения слушать. Когда мы внимательно и заинтересованно кого-то слушаем, то самопроизвольно поворачиваемся лицом к говорящему, немного наклоняемся в его сторону, устанавливаем с ним визуальный контакт и т. п. Умение слушать «всем телом» помогает лучше понять собеседника и показывает ему заинтересованность в разговоре с ним. В управленческом взаимодействии руководителя техники активного слушания могут использоваться двояко:
Рассмотрим техники активного слушания в контексте их прямого назначения:
Управление эмоциями. Преодолевать барьеры взаимопонимания, возникающие в различных ситуациях общения, непросто. Для этого нужно хорошо разбираться в нюансах человеческой психологии, в том числе и своей собственной. Значительно проще другое — самому не создавать эти барьеры. Чтобы не оказаться основным препятствием на пути к взаимопониманию с окружающими, человеку необходимо знать психологические правила общения, и прежде всего - научиться управлять своими эмоциями, которые чаще всего становятся источником межличностных конфликтов. Наше отношение к эмоциям очень похоже на отношение к старости, которой, по остроумному замечанию Цицерона, достигнуть желают все, а достигнув, ее же винят. Разум постоянно восстает против неограниченной власти эмоций в человеческих взаимоотношениях. Но его протест чаще всего можно услышать «после драки», когда с предельной ясностью становится очевидно, что страх, гнев или чрезмерная радость оказались не лучшими советчиками в общении. «Не надо было горячиться, — подсказывает ум, который получил справедливое название «заднего», — сначала следовало все взвесить, а потом уже обнаруживать свое отношение к собеседнику». Остается только согласиться с мудрым арбитром, чтобы в следующий раз поступить не менее опрометчиво, реагируя на окружающих со всей присущей нам эмоциональностью. Плюсы и минусы эмоциональности. Какие плюсы дают сильные эмоции? Их немало, и самый главный из них – они делают жизнь человека более насыщенной, он ощущает жизнь во всех ее красках. У большинства людей в ответ на почти любую мысль или ситуацию моментально возникает эмоциональная реакция. То есть человек ощущает, что он живет полноценной жизнью. Энергия бежит по телу, вас распирает от желания действовать, достигать и побеждать. Понятно, что эмоции делятся на радостные (позитивные) и нерадостные (негативные). Для появления тех и других нужны какие-то обстоятельства, изменения ситуации.
высокая эмоциональность дает вам ряд преимуществ перед другими людьми в некоторых сферах деятельности. Существует ряд видов деятельности, где высокая эмоциональность просто обязательна. Например, трудно представить себе преуспевающего артиста, музыканта или общественного деятеля, имеющего низкую эмоциональность. Да и в бизнесе чаще всего преуспевают эмоциональные люди (имеются в виду собственники бизнеса, а не наемные сотрудники). Если эти люди добились успеха сами, то им могла помочь высокая эмоциональность: она привлекает людей, бессознательно ассоциирующих высокую эмоциональность с большой внутренней силой. А сильным людям можно доверять, как известно. Особенно когда не очень-то полагаешься на себя. Что еще дает высокая эмоциональность? Возможность манипуляции окружающими людьми через сильные проявления обиды, разочарования, гнева и так далее. Кто-то что-то вам сказал или сделал, вы заплакали или просто обиделись. Человеку становится неудобно, что он доставил вам огорчения. И он старается загладить свою вину, поступая порой вопреки своим интересам или здравому смыслу. Этот манипуляторный прием легко усваивается в детстве, и некоторые взрослые (преимущественно женщины) затем тянут его через всю свою жизнь. Эти манипуляции наносят очень большой вред в отношениях между людьми в личной жизни и на работе. Поэтому в некоторых современных компаниях в Правилах корпоративной культуры прямо записано: «Эмоциональная манипуляция запрещена». В общем, высокая эмоциональность явно имеет плюсы, а иногда она просто необходима. Теперь поговорим о минусах высокой эмоциональности.
Во-первых, от сильных переживаний интенсивно изнашивается ваше здоровье. Каждая сильная эмоция вызывает непроизвольное сокращение каких-то мышц вашего тела, они воздействуют на внутренние органы, которые тоже начинают интенсивно что-то делать (сердце колотится, руки трясутся, дыхание перехватывает и так далее). Естественно, что это приводит к преждевременному износу органов тела и сокращению срока жизни. Высоко-эмоциональные люди обычно живут меньше тех, кто более спокойно относится к происходящим в их жизни событиям. Жизнь получается яркая, но короткая. Во-вторых, под влиянием сильной эмоции вы можете полностью потерять контроль над ситуацией (отключить Разум) и совершить много поступков, о которых потом долго будете сожалеть (то есть опять же испытывать негативные эмоции). Если ваша эмоциональная реакция была негативной, то вы можете оскорбить близких и любимых людей, поссориться с начальством или друзьями, и так далее. Иногда последствия таких поступков невозможно исправить вообще (например, если обиженный вами человек умирает). В-третьих, большинство сильных негативных переживаний создают в теле энергетические пробки, что мешает нормальному протеканию жизненных сил по нему. В итоге вторая половина жизни будет проходить в условиях, когда организм не сможет естественным путем обеспечить вас нужным количеством энергии, и вы будете вымогать ее у окружающих через провокацию их вспышек гнева и раздражения (энергетический вампиризм). В-четвертых, ваши эмоции – это энергетические излучения. Сильные эмоции – это сильные излучения, которые могут влиять на окружающих людей. В итоге ваши страхи или ваше раздражение будет передаваться окружающим, и вы легко переведете их всех в дискомфортное состояние, которое, кстати, быстро подтвердит вашу идею о том, что жизнь – это дерьмо. В общем, плата за «насыщенную» эмоциями жизнь нехилая, как видите. Поэтому многие люди хотели бы научиться управлять своими эмоциями – отсюда возникает потребность в подобных приемах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|