Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культурное пространство” древнейших цивилизаций Востока

Единое, синкретическое первобытное сознание дифференцируется на относительно самостоятельные формы общественного сознания (основные компоненты духовной культуры) - религию, мораль, искусство, философию, политическую идеологию, правосознание, и, наконец, науку. Процесс такой дифференциации исторически был весьма длительным.

Грандиозным по своей исторической значимости и последствиям событием было возникновение письменности. Письменность появляется как принципиально новое по сравнению с речью средство общения, позволяющее закреплять, хранить и передавать речевую информацию с помощью начертательных знаков. Письменность - в отличие от непосредственного речевого общения – способна преодолевать пространственные и временные границы общения людей, выходить за пределы непосредственного контакта общения, развертывать содержание общения в пространстве и во времени.

Письменные знаки - это материальные предметы-посредники в общении людей между собой. С возникновением письменности процесс общения преодолевает рамки ситуации непосредственного контакта общающихся людей и как бы приобретает два новых “измерения” - историческое и географическое.

Одним из итогов развития форм письменности было идеографическое письмо. В идеографическом письме рисунки заменяются определенными знаками. Идеографическое письмо развивалось в направлении от изображения определенных представлений (образов, понятий), независимо от их звучания в устной речи, к иероглифам. Иероглифы одновременно указывали и образы (представления, понятия) и те звуки, из которых состоят слова, обозначающие данные образы (представления, понятия). На рубеже IV-III тыс. до н.э. иероглифическое письмо уже широко применялось в Месопотамии. А уже в 2400 г. до н.э. иероглифическое письмо превратилось в упорядоченное словесно-слоговое письмо клинописного типа. Клинописное письмо было достаточно сложной системой, состоящей из нескольких сотен и даже тысяч специальных знаков. Его усвоение требовало значительной специализации и профессионализации. В древневавилонском обществе сложился целый социальный слой – слой писцов. В течение III тыс. до н.э. складывается и египетская иероглифика.

Высшей формой письменности, сложившейся во II тыс. до н.э., было фонетическое письмо, буквенное. В фонетическом письме знаки обозначали не предметы, а слоги, звуки. В фонетическом письме графически передаются отдельные звуковые обозначения. Первое алфавитное письмо было изобретено финикийцами. Финикийское письмо было положено в основу древнегреческого письма, а также в основу арамейского письма, из которого позднее возникли индийская, персидская, арабская системы письменности.

Возникновение письменности – благодаря возможности хранения, накопления и передачи опыта человеческой деятельности и общения – оказалось важнейшим стимулом для ускорения развития духовной культуры, явилось важнейшей предпосылкой становления протонауки в цивилизациях Древнего Востока.

Первые цивилизации Древнего Востока начали складываться в Двуречье и в долине Нила в IV тыс. до н.э. Экономической основой этих цивилизаций являлось ирригационное земледелие. Ирригационное земледелие хотя и требовало колоссальных трудовых затрат, кооперации и особой организации работ, но зато позволяло получать даже не один, а несколько богатых урожаев в год. Получение значительного избыточного продукта явилось экономической предпосылкой быстрого развития социальных отношений, классообразования, общественного разделения труда, возникновения специализированных ремесел (гончарного, ткацкого, кораблестроительного, металлургического, камнерезного и др.), обособления собственности, генезиса соседско-территориальных общин, образования господствующего класса, государственного аппарата, содержания административного государственного и храмового персонала.

Новым историческим явлением становится город. Урбанизация - неотъемлемая черта цивилизации. Город возникает как географическое место экономического, политического, военного и культурного притяжения. В городе осуществлялся обмен между продуктами ремесла и земледелия, между двумя секторами экономики; в городе располагались органы власти, государственный аппарат; город - это место нахождения храма главного местного божества, государственных и храмовых школ; крупные города обносились защитной стеной, в центре города располагалась цитадель, крепость. И что немаловажно, город нес с собой обычно и высокий уровень бытовой культуры, был средоточием развлечений, земных радостей и бытового комфорта.

Уже во II-I тыс. до н.э. в крупных городах Месопотамии население исчислялось не десятками, а сотнями тысяч человек! Так, в 1 тыс. до н.э. в Ниневии жило свыше 250 тыс. жителей, в Вавилоне - до 100 тыс. горожан. А о масштабах градостроительства можно судить по следующим археологическим данным: еще в VII тыс. до н.э. оборонительная система Иерихона состояла из рва (ширина - 8,5 м и глубина - 2,1 м), каменной стены (толщина - 1,6 м и высота около 4 м) и круглой каменной башни, сохранившейся до наших дней на высоту свыше 8 м (!).

Древневосточный город - это, как правило, открытое “социальное пространство”, в котором есть место людям разных национальностей, этносов, где смешиваются разные культуры, традиции, где преодолевается консерватизм, традиционность психологии сельского общинника, где быстр развиваются и изменяются ценности, где требуется высокий уровень критицизма, самоанализа, интеллектуализма.

Каковы особенности “культурного пространства” ранних древневосточных цивилизаций?

Прежде всего, культура древневосточных цивилизаций несет на себе еще значительные следы мифологического сознания. Образность, слабое развитие абстрактных понятий, категорий, слабое различение закономерного и необходимого, причинно-следственных связей, доминирование ассоциативного мышления по аналогии, ориентация на традиционность, а не на новации, антропоморфизм. Очень медленно шел в сознании процесс различения природного и человеческого, преодоления слитности человека с природой. Об этом свидетельствует отсутствие пейзажа в изобразительном искусстве древнего Ближнего Востока III тыс. до н.э., словесных описаний природы в ранней повествовательной художественной деятельности. Здесь еще мир вещей не отрывался от мира людей; вещи наделялись качествами людей, а человек - качествами вещей, которые ему принадлежат. Только во II тыс. до н.э. в древнеегипетской живописи появляется пейзаж, что свидетельствует о постепенном различении в сознании людей природного и человеческого.

Человек древневосточных цивилизаций жил в мире, в котором самым теснейшим образом переплетались земное и божественное, мир людей и мир богов. По мнению людей того времени, множество богов постоянно вмешиваются в повседневное существование людей. Человек находится в их полной власти. Божественными знамениями интересовались, их боялись, пытались избежать. И единственное, что он может сделать - это научиться предвидеть божественные воздействия на него и защищаться от таких воздействий с помощью своих личных, семейных богов-защитников (“личный бог”). Отсюда - то важное значение, которое уделялось в этом обществе прорицателям, гадателям, астрологам, которые накапливали этой своеобразной деятельностью определенный опыт объективного познания мира.

Но постепенное развитие практики (форм деятельности и общения) определяет развитие рациональной составляющей сознания. Миф постепенно трансформируется в рациональный Логос. На этом пути постепенно зарождается донаучное познание природы (протонаука).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...