Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Административное и военно-политическое устройство

 

Отсутствие прочных экономических и социальных связей внутри империи позволяет рассматривать Османскую державу как политическую общность, единство которой поддерживалось главным образом благодаря военной силе и активным действиям административного аппарата. Государственный строй и административная структура были зафиксированы в законодательстве Сулеймана Кануни.

Объявленный мусульманскими законниками "тенью Бога на земле", султан (а точнее падишах, т.е. император) полностью распоряжался жизнью имуществом всех своих подданных. Его личность Читалась священной и неприкосновенной. Он имел право распоряжаться всеми доходами империи являлся главнокомандующим армией.

Первой фигурой после султана был великий визирь, который ведал всеми политико-административными и военными вопросами. Ему подчинялись все остальные визири, государственные чиновники, губернаторы провинций. В годы правления Сулеимана I существенно возросла роль лица, считавшегося высшим духовным авторитетом в государств - столичного муфтия или шейх-ульислама. Стремление султанов использовать ислам для укрепления авторитета центральной власти нашло отражение в практике испрашивать у главного муфтия февту по важнейшим решениям, принимаемым султанским правительством.

Наиболее важные вопросы обсуждались в государственном совете - диване. Первоначально султан лично присутствовал на всех заседаниях дивана, но с конца XV века стал все реже там появляться, а затем и вовсе перестал принимать участие в его работе. В диван входили великий визирь, шейх-ульислам и наиболее важные сановники, в частности глава финансового управления и глава ведомства, разрабатывавшего законы и руководившего внешними связями, а также два главных военных судьи, назначаемых из числа улемов и ведавших вопросами просвещения и правосудия. Канцелярия великого визиря называлась "Высокая Порта".

В середине XVI века Османская империя делилась на 21 эялет (провинцию). Во главе каждого эялета находился бейлербей (губернатор), имевший титул паши и сосредоточивавший в своих руках всю полноту военной и административной власти в провинции. Они держали в своем подчинении всех ленных владетелей данной области с их феодальным ополчением. На войну они были обязаны выступать лично, возглавлять войска. Каждый бейлербей имел свой двор, канцелярию, диван. Эялеты делились на пиджаки (уезды), правители которых носили титул анджакбеев. Санджак был основной административной единицей империи. Однако их количество не было постоянным и часто менялось. В правление Сулей-чана I оно достигало 250 санджаков. Санджакбей Пользовался на подчиненной ему территории той же полнотой власти, что и бейлербей в провинциях.

Большое и все возрастающее влияние приобретали духовные феодалы в лице высшего представительства мусульманского духовенства - улемов. К ним принадлежали кадии, муфтии - богословы и знатоки духовного законодательства, мюдеррисы - преподаватели духовных училищ при мечетях и др.

Кадии выполняли как судебные функции, разрешая на основе шариата различные гражданские и уголовные дела, так и административные. Они взимали различные сборы с населения при разрешении судебных дел. Кадии получали установленное жалованье. Границы округа "казы", как правило, совпадали с границами санджака, ее кадий действовал согласованно с санджакбеем. Однако кадии назначались по султанскому указу и подчинялись непосредственно кадиаскеру (главному военному судье) в Стамбуле.

Опорой султанской власти служили и руководители (шейхи) дервишских орденов. Некоторые из них были тесно связаны с янычарским войском и обладали большими материальными богатствами.

Всю свою энергию османское правительство направляло на создание боеспособной армии и на поддержание военно-феодальных устоев государства. Сухопутная армия являлась наиболее грозной частью войска. Она делилась на постоянное войско и провинциальное ополчение. В постоянном войске, целиком находившемся на содержании правительства, выделялся янычарский корпус. Специфика этого корпуса определялась тем, что формировали его из лиц рабского статуса: военнопленных, купленных невольников, насильно забранных христианских мальчиков 7 - 12 лет. Вырванные из своей культурно-религиозной среды, лишенные родственных связей, отданные в обучение представителям дервишского ордена бекташей, а позднее в специальные школы в Стамбуле и Эдирне, янычары превратились в замкнутую военную корпорацию средневекового войска - гвардию османских султанов. Это войско, численность которого к середине XVI века достигла 40 тыс., было серьезной ударной силой сухопутной армии. Особо важное значение оно имело в качестве гарнизонной охраны в важнейших городах и крепостях империи, прежде всего на Балканском полуострове и в арабских странах.

К янычарскому корпусу примыкала и особая часть джебеджи оджагы, которые в своих мастерских делали вооружение для янычар, ремонтировали его, сопровождая янычар в походах. Центральное войско включало и особую часть пушкарей. Турецкие султаны обращали большое внимание на состояние артиллерии. В армии Сулеймана насчитывалось до 300 орудий различных калибров.

Помимо янычарской пехоты, имелась и султанская конная гвардия (сипахи, или капыкулусуварилери). Во время походов она обеспечивала охрану султана и великого визиря в походе, а во время сражений прикрывала фланги янычар. Стремление турецких султанов к усилению центральной власти нашло свое отражение и в увеличении численности постоянного войска. Однако главным источником военной силы Османской империи было провинциальное ополчение, состоявшее из феодального конного ополчения и различных вспомогательных войск. По различным сведениям, сипахийская армия в то время насчитывала от 130 до 200 тыс. человек и состояла из владельцев тимаров и зеаметов и конных латников (джебели), которых они были обязаны привести с собой.

В дальнейшем стали все более отчетливо выявляться результаты радикальной перестройки османской армии, начавшейся еще в XV веке в связи со все более широким оснащением ее огнестрельным оружием. Постепенно феодальное конное войско уступило свою ведущую роль пехоте, вооруженной пищалями (позже - мушкетами). Обремененная расходами по проведению частых военных экспедиций, османская казна не могла постоянно содержать большой армии. Поэтому значительная часть отрядов турецких султанов - тюфенхчи - набиралась на время похода из числа безземельных крестьян, вынужденных искать себе пропитание вне родной деревни.

Второй частью военных сил турок был флот. Он стал быстро расти с конца XV века, когда султанское правительство развернуло интенсивное строительство судов в портовых городах империи. Центром флота был г. Галлиполье, и галлипольский санджакбей одновременно командующим флотом.

Турецкий флот состоял из парусных и гребных судов. В первой половине XVI века, одержав ряд побед над испанскими, португальскими, венецианскими эскадрами, османский флот стал контролировать большую часть Средиземного моря. В ряде операций, как, например, во время осады Родоса и Мальты, султанская флотилия насчитывала 300 - 400 судов.

Город, ремесла и торговля

 

Спрос городов на сельскохозяйственные продукты способствовал развитию сельского хозяйства, росту товарно-денежных отношений в деревне, отделению ремесла от сельского хозяйства и, вместе с тем, разложению феодального способа производства. Ремесленно-торговый город постепенно становился ведущим в борьбе за экономический, социальный, политический и культурный прогресс страны.

Турецкие завоеватели захватили территории с большим количеством городов, в которых были развиты ремесло и торговля. После завоевания эти города были превращены в крепости и центры военной и гражданской администрации. Ремесленное производство, регулируемое и регламентируемое государством было обязано в первую очередь обслуживать потребности армии, двора и феодалов. Военные нужды феодалов и государства, а также все возраставшие бытовые потребности первых вызывали спрос на оружие, военное снаряжение, предметы бытового обихода. Большое значение для развития ремесла имело объединение огромной территории в Азии и Европе в рамках одного государства, ликвидация феодальных усобиц, охрана дорог. За 50 лет численность населения 14 крупнейших городов Османской империи (без Стамбула) почти удвоилась.

Одна из главных причин быстрого роста городского населения заключалась в политике султанских властей, направленной на создание благоприятных условий для развития городов, поддержания стабильности и устойчивости жизни горожан. Рассматривая города как опорные пункты центральной власти и распространения исламской религии и культуры, османские власти уделяли много внимания вопросам снабжения городского населения продовольствием и сельскохозяйственным сырьем, а также предоставляли крупным городам некоторые налоговые льготы. Норма эксплуатации городского населения была несколько ниже, чем крестьян. Сосредоточив в своих руках значительные богатства, полученные в качестве военной добычи, а также за счет эксплуатации крестьянства, османские феодалы располагали большими возможностями для широкого городского строительства, для покупки предметов роскоши, оплаты труда ремесленников, строительных рабочих, художников и т.д. Поэтому в городах особенно быстро росло число тех ремесленников, чьи изделия пользовались спросом земельной аристократии.

Данные налоговых реестров XVI века показывают, что среди городских жителей преобладали ремесленники и мелкие торговцы. Большинство из них было связано с удовлетворением нужд самого городского населения и потребностей государства, особенно армии. Большое развитие в турецких городах получили текстильное производство, в особенности выработка хлопчатобумажных и шелковых тканей, кожевенное дело, обработка металлов, в первую очередь меди, производство различных видов оружия и военной амуниции. В то же время численность представителей тех профессий, чья продукция шла на продажу в другие города или вывозилась в соседние страны, была относительно невелика.

В ремесле того времени господствовал мелкий товаропроизводитель, не пользовавшийся наемной силой. Ремесленное производство было основано на с ном труде. Рост производительности достигался дальнейшим разделением труда. В процессе производства круг предметов, относившихся к специальности мастера, все более сужался, узкая специализация позволила довести мастерство ремесленников о совершенства. Большой популярностью в Османской империи и Европе пользовался бархат из Бурсы ковры, вытканные в Ушаке и Конье, ткани из козьей шерсти, привозимые из Анкары. Болгарский город Самохово был известен как центр железоделательной промышленности; изделиями из меди прославились Данербакыр, Эрзурум, Кастамону; крупнейшими центрами керамического производства были города Кротахья и Изник.

В XVI веке ремесленники османских городов объединились в эснафы (цеховые организации). Цехи средневековья были порождены глубокой натуральностью хозяйства, ограниченностью рынка, стабильностью способа производства.

В цехах существовала внутренняя иерархия и система контроля над производством и сбытом. Эснафы закрепляли и консервировали определенный способ производства, устанавливая соответствующие методы работы и предъявляя строгие претензии в отношении количества и качества изготовляемых изделий. Столь же строго регламентировался сбыт. Каждый цех имел определенный район, где он мог продавать свою продукцию. Никто не имел права превышать цены, установленные на товары. В условиях существования сильной государственной власти эснафы не играли большой роли в управлении городами, хотя цеховые старейшины входили в состав именитых граждан" города. Даже в администра-1вных и финансовых вопросах автономия цеха была ограничена правительством.

Регламентация торговли, государственные налоги и местные феодальные сборы препятствовали развитию торговли. В силу неразвитости транспортных возможностей свободный товарообмен значительно затруднялся. Крестьянское хозяйство имело натуральный характер. Большинство деревенского населения удовлетворяло свои основные потребности в одежде, домашней утвари, питании не через рынок, а продуктами собственного производства. Деревенские жители выходили на рынок со своей продукцией лишь тогда, когда им были необходимы деньги для уплаты налогов или покупки инвентаря. Сколь бы ни была ограниченной потребность крестьян в продуктах ремесла, все же они вынуждены были покупать в городе соль, ткани. Соответственно на рынок поступали продукты земледелия и животноводства. Основная часть торговых операций совершалась на базарах, происходивших в городах крупных селах в определенные дни недели, чаще его по пятницам, иногда только два раза в месяц. Я ряде районов Османской империи, прежде всего а Балканах, все большую роль начинает играть ярмарочная торговля; объем закупок, совершавшихся на ярмарках, заметно возрос в XVI веке. Развитие межгородских и региональных связей серьезно сдерживалось ограниченными возможностями караванной транспортировки. Торговля производилась оптом и в розницу В городах существовали группы оптовых торговцев располагавших довольно большими капиталами. Наиболее богатые среди них были связаны с закупками продовольственных товаров. Многие купцы были связаны с внешней торговлей - ввозили ткани металлы и предметы роскоши из европейских стран Ирана, Индии. Власти были заинтересованы в развитии внутренней торговли, являвшейся одним из наиболее важных источников доходов казны. Султанское правительство принимало меры к восстановлению и охране дорог и мостов, вдоль важнейших караванных путей было построено много караван-сараев. Однако в существовавших в то время условиях торговля не могла свободно развиваться. Особенно пагубное влияние оказывала полная незащищенность личности и имущества купцов от притязаний местных властей. Тем более, что большинство купцов было из неравноправного местного населения - греков, армян, болгар, сербов и евреев. Произвол пашей и султанских чиновников вынуждал торговцев скрывать свои богатства и ограничивать масштабы коммерческих операций. Многие из них предпочитали копить деньги или вкладывать их в недвижимое имущество. Сами турки мало занимались торговлей. Это объяснялось не только презрительным отношением сипахи к профессии купца, но и тем, что турецкая народность отставала в своем социально-экономическом развитии от многих народов, оказавшихся под их властью.

Результатом турецких завоеваний явилось серьезное расстройство торговли по Средиземному и Черному морям и значительное сокращение торговых связей между Европой и странами Востока. Однако Османская империя не разорвала традиционных торговых связей Востока с Западом. Турецкие султаны извлекали немалые деньги, собирая таможенные сборы и рыночные пошлины с армянских, греческих и других купцов, пополняя за их счет казну. В XVI веке Османская империя вела довольно оживленную внешнюю торговлю. Особенно прибыльна была транзитная торговля восточными пряностями, шелком и другими предметами роскоши, которая велась через порты Египта и Сирии при посредстве венепанских и дубровницких купцов. Заинтересованные левантийской торговле, Генуя, Венеция и Дубровник в XV веке добились от османских властей разрешения вести торговлю на территории, подвластной османам. Торговая республика Дубровник (Рагуза) придала протекторат Порты и обязалась выплачивать турецкому султану определенную дань в обмен на торговые привилегии. Торговые операции дубровницких купцов охватывали главным образом балканские земли, отсюда они вывозили различные продукты сельского хозяйства, в частности шерсть, кожи, воск. Иноземные корабли заходили в Стамбул, Измир, Синоп, Трабзон, Салоники. Однако внутренние территории Малой Азии оставались не втянутыми в торговые отношения с внешним миром. В крупнейших городах империи существовали невольничьи рынки, на которых процветала обширная работорговля. Во время военных походов воины захватывали и уводили в плен десятки тысяч взрослых и детей, превращая их затем в рабов. Труд рабов широко применялся в сельском хозяйстве - в качестве пастухов в султанских хассах и в домашнем быту феодала.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...