Огонек знакомства «Для чего горит моя свеча»
Отрядные огоньки.
Вид огонька определяется ситуацией:
- знакомство – решение индивидуальных проблем, связанных с вводом ребенка во временный коллектив, новые условия жизни, быта,
- конфликтный – решение межличностных микрогрупповых конфликтов в критических точках смены,
- адаптации – психологическая подготовка личности ребенка к плавному введению в макросоциумную систему,
- анализ – обучение и закрепление у ребенка навыков психологической оценки ситуации и анализа проведенных дел,
- тематические – разговор, акцентирующий внимание на одной из тем, волнующих детей, поддерживающих логику дел отряда. Уровень отряда определяется вожатым субъективно.
В первом огоньке должно быть:
1. Рассказ о традициях огонька, откуда он появился,
2. Рассказ об орлятском круге,
3. Рассказ об огне,
4. Весь огонек будет идти, столько часов, сколько задаст ведущий (первый говорит не более 5 минут).
Чего не должно быть:
- Огонек не должен быть затянутым.
- Нельзя пить чай.
- Вожатым запрещается давать оценку сказанному.
- Обезличивать сидящих в кругу.
Огонек – это особая форма общения, позволяющая каждому человеку высказаться, раскрыть себя.
Задачи огонька:
- научить коллективно анализировать.
- Научить ребят общению.
- Воспитать культуру общения.
Условия, необходимые для проведения огоньков:
- все должны быть удобно устроены, чтобы видеть каждого человека,
- наличие живого огня,
- создание эмоционального настроя,
- разговор в полголоса.
День
смены
| Форма
проведения
| Содержание
| Цель
| Уровень
|
ОГОНЬКИ ЗНАКОМСТВА
|
3-4 день смены
| Рассказ – эстафета
| Передача предмета по кругу, говорит тот, у кого находится предмет
| Выговаривание сидящих в кругу по типу: «Все говорят, а чего бы и мне сказать». Работает система закручивания всех в разговор.
| Уровеь отряда любой
|
Пакет откровений
| Наличие необычно оформленного конверта с необычными вопросами
| Раскрытие личности с необычной стороны, проверка на неординарность мышления ребенка при ответе на вопрос
|
Музей любимых вещей
| Рассказ идет не о себе, а о предмете, характеризующем хозяина и демонстрируемом на огоньке
| Развитие образно - ассоциативного внимания участников огонька. Возможность ребенка показать себя с неожиданной стороны.
|
2-3 день смены
| Гороскоп
| Гороскоп по группам – знакам зодиака. Перед выступлением детей вожатый дает краткую характеристику каждому знаку
| Необычность характеристики детей, форма запоминания личности через выделение необычных качеств.
| Уровеь отряда любой
|
3-5 день
| «Фонарщик»
| Эмоциональное представление легенды о маленьком фонарщике. Говорит тот, у кого в руках фонарь. Фонарь передается по свободному выбору.
| Определяет умение выбирать, выделять для себя отдельных людей. Опережающий шаг на выделение микрогрупп.
| Уровень отряда высокий
|
Вариант: Букет цветов
| В каждом цветке – вопрос. Высказывающий дарит цветок другому по выбору
|
2-3 день
| Памятный день
| Рассказывая о себе, ребенок вспоминает яркий день или случай из жизни
| Вожатый получает срез по уровню ценностей ребенка, его запросам
|
ОГОНЬКИ АНАЛИЗА
|
8-10 день
| Анализ оргпериода
| Ответ на вопросы: Что хотели? Что получили? При проведении огонька могут быть использованы некоторые формы конфликтных огоньков
| Фиксация перехода от пассивной позиции жизни в отряде к активной. Начало блока обучения З.У.Н., связанным с системой анализа и построения дальнейшей жизни (после событий).
| Уровень отряда любой
|
Цепочка
| Один говорит одну – две фразы, связанные со своими впечатлениями о проведенном этапе смены, рядом сидящий продолжает этот разговор
| Игровая форма огоньков, работающая на концентрацию внимания, получения большого количества информации, кратковременность проведения
|
Машина времени
| Игра – отправление в будущее. Взгляд на предстоящий период с точки зрения перспектив, т.е. ребята рассказывают о предстоящей неделе, как будто они ее прожили
| Образно-ассоциативное развитие детей, закрепление навыков построения перспектив, творческих подходов. Вожатый может выделить для себя основные проблемы, волнующие детей.
|
Финиш смены
| Отряд для меня
| Каждый участник отвечает на вопрос: чем стал для меня отряд?
| Осмысление детьми прожитого в лагере, в смене. Закрепление у детей умения отыскивать для себя наиболее удобные формы жизни
|
Свечка (анализ дня)
| Рассказ – эстафета, передача предмета по кругу, у кого предмет, тот высказывается по дню, затем передает предмет
| Высказывается каждый ребенок. Этот способ заставляет задуматься над темой высказывания каждого ребенка, но принцип добровольности высказывания не нарушается.
|
Свободный микрофон
| По очереди высказываются желающие в свободном режиме, по вопросам, анализирующим жизнь отряда за день
| Быстрый эмоциональный анализ дня и ситуаций. Появится возможность самореализации ребенка, укрепление его в отряде как личность
|
10, 16 дни
| Круг молчания 1
Круг молчания 2
| Все сидит в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается лицом в центр.
Все сидит в помещении. Говорящий садится в круг.
| Напряженность обстановки провоцирует эмоциональные выплески, снимает личное эмоциональное напряжение. Происходит снятие конфликта в отряде. В обоих огоньках «круг молчания» создается элитностью говорящих, в число которых втягивается остальная часть отряда
|
Наедине с собой
| Говорящий выходит в круг к свечке
| Путем использования свеч, достигается эффект одиночества.
|
Разговор со свечкой
| Говорящий выходит за круг к свечке
| Ситуация, в которой человек может вслух высказать мысли «скребущие» душу – крик души… Акцентирование внимания на проблемах, возникающих в отряде.
|
ОГОНЬКИ ИТОГОВОГО ПЕРИОДА (Адаптационные)
|
| Позиция
| Моделирование предположительного поведения ребенка в социуме, его практического конструирования.
| Обыгрывается ситуация на «вживание» ребенка в социум «большой земли» не теряя своих положительных качеств, полученных или закрепленных в лагере
| Уровень отряда средний, высокий
|
Самый последний разговор
| Живой уголек
| В руках у говорящего свеча, дымящаяся ветка – «живой уголек». После того, как желающие выскажутся, «живой уголек» передается следующему. Огонек дополняется традициями прощания.
| Снятие эмоционального напряжения. Связанного с прощанием. Огонек позволяет подготовить детей к расставанию.
| Уровень отряда любой
|
Финальный огонек (после ЛЗС)
| Расскажи мне обо мне
| О каждом участнике огонька высказывают свое мнение два – три человека, по выбору того, о ком идет речь. Действует принцип «свободного микрофона».
| Взгляд со стороны на систему деятельности и поведения ребенка дает ему возможность корректировать эту систему в дальнейшем.
|
| Я, как в зеркало, смотрюсь в людей
| В помещении, где проводится огонек, создается эффект зеркала (при помощи свечей, оформления). Говорящий и сидящий находятся в креслах друг против друга
| Достигается концентрация внимания на диалоге.
| Уровень отряда только высокий
|
| Разговор с попутчиком
| Заданная ситуация: закончилась смена, вы едите домой и рассказывайте попутчику о жизни в лагере
| Снятие отрицательных эмоций и закрепление положительных, полученных в лагере
| Уровень отряда любой
|
| Анализ дня по микрогруппам
| Обсуждение дня по микрогруппам, после этого от каждой микрогруппы говорит один представитель
| Решение вопросов: «+» и «-» дня и дел, причины и что с этим делать, как это можно сделать по-другому
| Уровень отряда средний
|
ОГОНЬКИ ОТКРОВЕНИЙ (Конфликтные)
|
Пользоваться конфликтными огоньками нужно очень осторожно! При выходе из конфликта, внутри огонька требуется провести игры на доверие, оптимизацию общения, выводящие эмоции детей на положительные
|
8-11 день смены
| Письмо к другу
| Участники огонька «пишут» вслух письмо другу, родным (принцип ведения пед.дневника
| Переключение внимания с себя на окружающих, потребность в других людях, в их сочувствии, понимании, возникновение потребности друг в друге
| Уровень отряда любой
|
Разговор с игрушкой
| Каждый участник огонька рассказывает свои проблемы игрушке
| Дополняется воздействие на тактильность, кинестетику ребенка
|
Последняя неделя
| «Я не понимаю»
| Бессистемное распределение участников огонька в помещении. Каждый ребенок может подойти к любому участнику огонька с вопросом, начинающимся с фразы: «Я не понимаю, почему…?»
| Предъявление требований с позиции более глубокого проникновения в мировоззрение другого человека. Налаживание контакта, выход на один уровень
|
Разговор в темноте
| Рекомендуется проводить в холле при отсутствии света (в полной темноте). Дети в расслабленном состоянии (лежа на матрацах), разговаривают о наболевшем.
| Эффект эмоциональной разгрузки (очищение от отрицательных эмоций). Выход детей на самостоятельное решение проблем, возникающих в отряде
|
«Электрический стул»
| Один из участников огонька сидит спиной к аудитории. Остальные пишут анонимные записки с краткой характеристикой этого человека, которые потом зачитываются вожатыми (с небольшой корректировкой)
| Дает возможность узнать оценку поведения того или иного ребенка членами отряда (без амбиций, обид, оскорблений), оценку его личностного достоинства
| Уровень отряда высокий
|
Огонек знакомства «Для чего горит моя свеча»
Цель: знакомство детей друг с другом, традициями, выявление интересов детей, целей пребывания в лагере.
Задача вожатых: настроить ребят перед огоньком.
Реквизит: * стулья по количеству участников или костровое место, оборудованное для огонька; * свечи по количеству участников и одна общая (при отсутствии костра); * оформление (по усмотрению вожатых): Сюрпризки, коряга, муз.оформление; * гитара.
Возраст: средний и старший школьный возраст.
Ход: * Звучит песня под гитару («Изгиб гитары желтой»), вожатый вводит и рассаживает ребят. У каждого ребенка в руках по свече.
* Вожатый знакомит ребят с законами и традициями огонька, историей его появления (легенда об огоньке). Звучат слова об огне, о свече, о стихии.
* По ходу рассказа вожатый плавно переводит разговор от свечи к «огню, горящему в наших сердцах». Вожатый зажигает свечу и рассказывает о себе (акцент разговора – интерес, цель в жизни, цель пребывания в лагере). По окончанию рассказа зажигается детская свеча (ребенок рассказывает о том, для чего горит его свеча). И так по кругу, пока не зажгутся все свечи. Последняя свеча – свеча второго вожатого, он плавно подводит разговор к общей свече(рассказывает о том, что все собравшиеся ребята интересны, уникальны, что каждый человек идет своей дорогой. Иногда эти дороги сходятся и пересекаются. Иногда идут параллельно, даже не приближаясь друг к другу… А наши дороги встретились сегодня в лагере и 24 дня нашей смены мы будем идти одной общей дорогой… Зажигается отрядная свечка.
* Напутственные слова на смену (вожатые условно передают частичку своей души, которая будет помогать двигаться по дорогам смены). Заключительное слово и песня в подарок.
* Вожатые уводят ребят.
{Задумка: чтобы на последнем огоньке ребята задули свечи, зажженные на первом огоньке и увезли их с собой. В трудные минуты жизни ребята смогут зажигать эти свечи и находить в них поддержку друзей}
Паутинка
Все сидят в кругу. Ведущий берет катушку ниток и зажимает в руках. Рассказывает о себе (принцип смотри выше) и передает катушку следующему рубенку, при этом оставив начало ниток в руке. И т.д. Затем полученная паутинка распутывается в обратном порядке.
Карта знакомства
Рисуется карта, на которой есть остров Одиночества, море Радости, поляна Мечты и т.п. Каждый бросает кубик и куда он попадет, о тех случаях жизни человек и рассказывает.
Воспользуйтесь поиском по сайту: