Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цель, принципы и метод скаутского движения




 

Бойскаут, скаут, скаутская организация - эти слова, пожалуй, нам мало знакомы. Десятилетия они практически не употреблялись в повседневной жизни, разве что в научных трудах.

 

Тем временем Скаутское Движение (Скаутинг) росло, развивалось динамично и прогрессивно.

 

ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СКАУТСКОГО ДВИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ это добровольная, независимая, неполитическая, неправительственная организация.

 

Очень часто вы можете встретиться с названием "Скаутинг" - это сокращенное имя Скаутского Движения.

 

Прежде всего обратимся к объяснению основных понятий Скаутинга.

 

Скаутское Движение определяется "...как добровольное, неполитическое, воспитательное Движение для молодых людей, открытое для всех без ограничения по происхождению, вероисповеданию или расовой принадлежности, в соответствии с целью, принципами и методом, разработанными Основателем Движения..."'.

 

Понятие "Движение" означает непрерывную серию организованных мероприятий, осуществляемых в соответствии с поставленной целью, а также определенный тип организации как систему форм, через которые достигается цель.

 

Добровольность - это необходимое условие, которое свидетельствует о том, что все члены Движения вступают в него по собственной воле, поскольку они признают принципы Скаутинга. Это в равной степени касается и детей, и молодых людей, и взрослых.

 

Скаутинг - это воспитательное движение, направленное на разностороннее развитие и воспитание личности; „воспитание" здесь подразумевает развитие способности - "учиться познавать" и развитие позиции - "учиться быть".

 

В скаутской подготовке "воспитывать" - это не учить, а привлекать ребенка к тому, чтобы он учился сам, для самого себя, по собственному желанию, тому, что формирует его характер. В Скаутинге понятие "воспитание" не ассоциируется с понятием "школа". Скаутское воспитание - это НЕФОРМАЛЬНОЕ воспитание, организованная воспитательная деятельность вне установленной формальной воспитательной системы.

 

Скаутинг является организованным институтом, имеющим определенную цель, и соотносится с определенными социальными группами. И прежде всего, Скаутинг обращается к детям и юношеству, поскольку по своей сути - это детское молодежное движение, где роль взрослых состоит в том, чтобы помочь молодым в достижении целей Скаутинга.

 

Каждая Национальная Скаутская Организация сама определяет возрастные категории молодых людей, принимаемых в Скаутское Движение. Сюда может вступить любой ребенок или молодой человек, девушка, независимо от происхождения, расы, классовой принадлежности или вероисповедания. Таким образом, принцип недискриминации - одно из основных требований Скаутинга.

 

Цель скаутского движения

 

Цель Скаутинга, определяющая содержание его деятельности, заключается в том, чтобы "через участие скаутов в местных, национальных и международных организациях воспитывать ответственных и достойных граждан своей страны, способствовать развитию молодых людей для раскрытия их наиболее полного физического, интеллектуального, общественного и духовного потенциала". Такое определение отражает ведущий принцип воспитания - все составляющие человеческой личности, а именно, физические, психические, интеллектуальные, общественные и духовные качества всегда развиваются во взаимодействии.

 

Скаутинг включает множество факторов, способствующих наиболее полному становлению индивида. Но это не означает, что он заменяет семью, школу, религию и другие социальные институты воспитания, он лишь дополняет воспитательную деятельность названных институтов. Скаутинг имеет особое значение в формировании концепции обязанностей гражданина общества. Эта цель является фундаментальной и ее надо понимать в широком смысле: каждая личность должна быть прогрессивной, индивидуальной. В то же время каждый человек - это всеобъемлющая часть общества, это часть политической структуры района, области, страны и т.д., абсолютное выражение которых есть суверенитет родины и перед которыми личность несет ответственность.

 

Принципы скаутского движения

 

Фундаментальные принципы изложены в Конституции Всемирной Организации Скаутского Движения. Являясь законом, убеждением каждого, они должны неукоснительно соблюдаться при достижении цели, представляя Кодекс поведения, который характеризует любого члена Скаутского Движения.

 

Три фундаментальных принципа Скаутинга выступают как закон для каждого, и позиция каждого скаута - это:

 

• долг перед Богом,

 

• долг перед другими,

 

• долг перед собой.

 

Первый указывает на духовное содержание жизни личности, второй - отношение личности к обществу в самом широком смысле слова, третий - обязанности личности перед самим собой.

 

Долг перед Богом

 

Этот принцип определяется в Скаутском Движении как "приверженность духовным ценностям, верности религии, принятие вытекающих из этого обязанностей" и относится к любой религии.

 

Долг перед другими

 

В данном принципе сконцентрированы основные позиции Скаутинга, и прежде всего речь идет об ответственности личности перед обществом в самых различных аспектах. Долг перед другими определяется как "...верность своей стране, участие в жизни общества с признанием и уважением достоинства соотечественников, взаимопонимания и сотрудничества на местном, национальном и международном уровнях, а также признание приоритета общечеловеческих ценностей, что в конечном счете гарантирует сохранение целостности всего мира".

 

Первое положение приводимой цитаты обращено к фундаментальной концепции Скаутинга: верность своей стране, международной дружбе и взаимопониманию. С момента своего зарождения Скаутинг придает особое значение развитию чувства братства и понимания среди молодежи всех наций.

 

Второе положение отражает основополагающий принцип службы на благо другим. Служба в более широком смысле, чем вклад в развитие общества. Это развитие не может достигаться любой ценой, оно должно основываться на уважении достоинства человека и целостности природы. Концепция уважения достоинства человека является основополагающим правилом международного сообщества. Можно заключить, что каждое действие, которое предпринимается в рамках Скаутинга, базируется на признании индивидуальности личности. Концепция целостности природного мира отражает идею сохранения природы, которая была всегда важной для скаутов. Это означает, что при достижении любой цели человек использует природные ресурсы таким образом, чтобы не нарушить стабильности и гармонии природного мира.

 

Долг перед собой

 

Этот принцип можно определить как "ответственность за собственное развитие". Скаутинг предполагает, что молодые ответственны за совершенствование своих собственных способностей. Скаутское Движение как воспитательное движение сориентировано на оказание помощи юному человеку в раскрытии его потенциала - процесс, который мы называем развитие личности.

 

С момента зарождения Скаутинга все основные и наиболее важные принципы Движения формулировались в Обещании и Законе, излагались в доступной и привлекательной форме, их имели и имеют все Скаутские Ассоциации. Каждая Национальная Ассоциация заботится о том, чтобы Закон и Обещание были сформулированы современным языком, адекватным культурным традициям и общественному развитию данной страны, при этом обязательно сохранили полное соответствие Фундаментальным принципам Скаутского Движения. Скаутский лидер, как и каждый скаут, должен беспрекословно принимать Закон и Обещание и руководствоваться ими в своей личной жизни и в работе со скаутами.

 

Скаутское Обещание

 

Клянусь моей честью, что я сделаю осе От меня зависящее, чтобы Выполнить мой долг перед Богом и Государем (или Богом и моей страной), Помогать другим в любое время, Подчиняться Скаутскому Закону.

 

Скаутский Закон

 

1. Чести Скаута следует доверять.

 

2. Скаут верен.

 

3. Долг Скаута - быть полезным и помогать другим.

 

4. Скаут - друг для всех и брат каждому скауту.

 

5. Скаут вежлив.

 

6. Скаут - друг животных.

 

7. Скаут беспрекословно подчиняется своим родителям, а также приказам руководителя Патруля, Скаутмастера.

 

8. Скаут улыбается и не унывает при любых трудностях.

 

9. Скаут бережлив.

 

10. Скаут чист в мыслях, словах и делах.

 

Мы рассмотрели принципы Скаутского Движения. Они являются основополагающими как для деятельности скаутского лидера со скаутами, так и его персональной жизнедеятельности. Лидер скаутской группы или организации обязательно выступает в роли педагога, и ему необходимо владеть педагогическим методом Скаутинга, который применяется на протяжении всего времени существования Движения.

 

Обратимся к тому, как излагается Скаутский Метод в базовых документах.

 

Метод определяется как система средств, используемая для достижения цели Движения и основанная на принципах этого Движения.

 

Скаутский метод - это прогрессивное воспитание через:

 

• Обещание и Закон;

 

• учебу через дело;

 

• членство в малых группах, где осуществляется подготовка к самоконтролю, направленного на становление характера и приобретение знаний, на развитие уверенности в себе, надежности и способности как к сотрудничеству, так и к руководству;

 

• прогрессивные и стимулирующие программы разнообразных мероприятий, основанные на интересах и потребностях участников, развивающие полезные навыки службы обществу и осуществляемые преимущественно на природе.

 

 

СКАУТСКИЕ СИМВОЛЫ И АТРИБУТЫ

 

В Скаутинге существует несколько объединяющих элементов: символы и атрибуты.

 

Скаутская эмблема (знак)

 

Скаутская эмблема стала символом Движения с момента его зарождения. 250 миллионов скаутов носили эту эмблему. Сейчас: она используется 16 миллионами скаутов во многих странах мира. Эмблема широко известна и всюду признается как символ Скаутского Движения, даже там, где собственно Скаутинга еще нет.

 

Часто спрашивают, как родилась эта эмблема. Лорд Баден-Пауэлл сам дает ответ на этот вопрос: „Наш знак мы взяли от Полярной звезды". В те времена знак лилии рисовался на картах для ориентировки на Север. Таким образом, символ напоминающий о Полярной звезде, говорит о необходимости быть настоящим и надежным, как компас, в приближении скаутских идеалов, а также показывать дорогу другим.

 

Три конца лилии представляют три элемента скаутской клятвы, две пятиконечные звезды, принятые в некоторых странах обозначают стремление к правде и знанию. Во всемирной скаутской эмблеме основным элементом является лилия, окруженная веревкой, завязанной рифовым узлом, символизирующим единство и братство Всемирного Движения. Цвета Всемирного Скаутского Движения - белый и лиловый - белая лилия на лиловом (королевском) фоне. Это весьма символично: в геральдике белый цвет олицетворяет чистоту, а королевский лиловый -лидерство и помощь другим.

 

История рисунка

 

Основные элементы этого рисунка существовали несколько столетий назад, они ориентировали по компасу на север.

 

Китайцы, как известно, использовали его как указывающий знак за 2 тысячи лет до нашей эры. Этот же символ имелся в некоторых этрусских и римских орнаментах и был найден на древних монументах в Египте и Индии.

 

В Европе изображение используется как навигационный знак, вероятно, с конца ХIII века, после того как Марко Поло привез компас из своих путешествий.

 

Великая энциклопедия "Британика" рассказывает о том, что этот знак, символизирующий Северную звезду, изображен и на примитивном компасе, изобретенном итальянским мореплавателем Фальми Джиохой. "Британика" выделяет и другую интересную версию оригинального рисунка, согласно которой он происходит от Розы ветров, знака более древнего, чем магнитный компас, впервые также появившегося у мореплавателей.

 

Восемь главных ветровых направлений изображались греческими буквами, а северный ветер маркировался буквой " Т", т.е. "Трамонтана". В те времена "Т" украшалась стрелочками. Дизайн знака использовался довольно часто. Он появлялся то в рисунчатых версиях геральдических гербов, то во многих декоративных изображениях, иногда он представлял оконечность копья, метательного дротика, лилию и т.д.

 

В настоящее время символ продолжает указывать путь для навигаторов всего мира; у скаутов он обозначает путь к дружбе и братству.

 

Далее обратимся к атрибутике Скаутов; среди ее изображений: вымпел, униформа, призыв или, как называют скауты, клич, эмблема, знаки отличия, шейным платок (скаутский галстук) и т.д.

 

Скаутское рукопожатие

 

Скауты во всем мире пожимают руки левой, а не правой рукой, что является знаком особой дружбы и веры. Это делается в любом случае, когда рукопожатие необходимо, и неважно, носят ли в это время скауты форму или нет.

 

Скаутский салют

 

Скаутский салют отдается при полной униформе и в торжественных случаях, таких как подъем и спуск национального флага, всегда при произнесении скаутской клятвы.

 

Вариантом этого символа-салюта является скаутский знак, во время которого правая рука поднимается до уровня плеча, два пальца - большой и мизинец соединены, два или три, в зависимости от возраста скаута, плотно сжаты (указательный, средний и безымянный). Заметьте, ладонь открыта ко всем.

 

Вымпел группы

 

И так у вас есть общее дело, общие задачи, вы имеете представление о своем существовании, вы полны энтузиазма, все это должно выразиться в каком-либо ярком символе - это архиважно!

 

Скауты говорят: "Символ группы - это ее лицо". Как правило, таким символом является вымпел или флажок, который соответствует общему портрету и настрою членов группы.

 

Призыв группы

 

Призыв (клич) группы должен быть простым, коротким, различимым на расстоянии и соответствовать условиям той местности, где вы живете, а также выражать общее настроение, общие цели и совместную деятельность.

 

Шейный платок (галстук)

 

 

Шейный платок, или иначе галстук, обязателен и является отличающим элементом для каждой скаутской группы; по цвету они могут быть разнообразными, могут иметь цвета флага или герба вашего города, края.

 

Скаутские знаки отличия

 

 

Особые знаки в виде нашивок, которые скаут носит на рукаве, обозначают его достижения в той или иной скаутской "специальности", например, в поварском деле, оказании первой помощи, спортивном совершенствовании и т.д.

 

Униформа

 

С самого начала создания Скаутской Организации скауты имеют официальную форму, которую носят с великим удовольствием. Во многих странах она традиционна и существует ни один десяток лет. Форма может меняться, но она должна служить символом принадлежности членов этой группы единой Национальной Организации и Всемирной скаутской семье. Скаутская форма многих стран близка по ряду элементов, вместе с тем часто отличается по цвету. Форма скаутов соответствует условиям местности, возрасту, особенностям избранной деятельности, национальным традициям и т.п. Она может быть придумана самой группой, но при этом обязательно соблюдаются правила по знакам отличия.

 

НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ ДЛЯ СКАУТИНГА

 

 

На протяжении всей истории Скаутинг в своей деятельности опирается на научные основы знаний о человеке: это учение о гуманизме, и самые разнообразные дисциплины, изучающие проблемы формирования индивида, развития его способностей. Обширная информация - не всегда показатель мастерства воспитателя-лидера, но, безусловно, каждый уважающий себя лидер должен учиться.

 

Наиболее важными для вашей деятельности являются основы знаний из области следующих дисциплин:

 

• социальной педагогики;

 

• социальной психологии;

 

• возрастной психологии;

 

• психотерапии;

 

• социологии;

 

• этнографии;

 

• медицины;

 

• физиологии;

 

• этики и эстетики;

 

• юриспруденции: молодежного права, социального права, гражданского права, криминального права:

 

• политологии;

 

• технологии;

 

• истории.

 

Автор не ставит своей задачей в настоящем учебнике рассмотреть подробно научные аспекты воспитания, но считает целесообразным обозначить ряд научных позиций, которые должны быть всегда учтены лидером в его работе с детьми и молодежью. Многие из них достаточно широко освещены в литературе по психологии детства и юношества известными учеными. Обратите ваше внимание на определенные положения, которыми руководствуется современный Скаутинг во всем мире при подготовке и выработке программ деятельности. Прежде всего речь пойдет о потребностях подрастающего поколения.

 

Организация работы групп с учетом разнообразия интересов и потребностей скаутов - базовое требование Скаутского Движения. Успех Движения достигается лишь там, где предоставляется возможность для реализации большинства стремлений юных.

 

К формированию системы потребностей развивающейся личности ребенка причастны родственники, учителя, друзья и т. д., весь окружающий его мир и следующие в ней наиболее значимы:

 

первая группа

 

• общие природные эмоциональные потребности;

 

• общие природные социальные потребности:

 

• общие интеллектуальные потребности;

 

вторая группа

 

• развивающиеся сексуальные потребности;

 

• потребности в эмансипации от семейного контроля;

 

• потребности в выборе деятельности;

 

• потребности в умении распоряжаться свободным временем;

 

• потребности в философском осмыслении жизни;

 

• потребности в самоанализе и идентификации своих возможностей.

 

Каждую из названных групп можно достаточно четко конкретизировать, но необходимо заметить, что все они преисполнены детскими и юношескими чувствами.

 

Каждому мальчику и девочке или юноше и девушке присуще:

 

• эмоционально-аффективное чувство быть любимым в широком смысле слова: родственниками, учителями, товарищами по учебе и игре;

 

• чувство быть нужным, группе, семье, классу, друзьям, обществу;

 

• чувство независимости - стремление к управлению собственной жизнью;

 

• чувство возможности самостоятельного решения в выборе друзей, самому вести денежные расчеты и планировать время, поощрения инициативы, лидерства, участия в жизни общества;

 

• чувство достижения - удовлетворение от процесса работы при достижении результата: поощрение в школе, хобби, спорте и т.д.;

 

• социальное одобрение: чувство, что другие понимают и одобряют его поведение;

 

• самооценка - быть нужным в этой жизни: понимание и принятие как своей человеческой силы, так и слабости, собственной значимости для общества, уверенность в будущем;

 

• интеллектуальное чувство - способность мыслить и решать проблемы: поощрение альтернатив, поиск фактов и заключений, тренировка навыков, способность планирования, участие в партнерстве;

 

• социальное чувство - способность жить достойно вместе с другими людьми: социальная взаимопомощь, искренность, сотрудничество, духовные ценности, стандарты поведения;

 

• физическое чувство - чувство собственного здоровья: тренировка, охрана здоровья, санитарное состояние и условия жизни, подходящая одежда, медицинское обслуживание, оценка здоровья родных и друзей.

 

Движение скаутов как образовательно-воспитательное движение предоставляет возможности для удовлетворения перечисленных потребностей. Этот сложный процесс требует наличия обоснованного педагогического метода, метода формирования современной личности.

 

Мы рассмотрели ранее определение скаутского метода в базовых документах, здесь же остановимся более подробно, так как именно данная позиция отличает Скаутинг от разнообразных движений детей и молодежи, существующих в мире.

 

Метод Скаутинга — это система прогрессивного самообразования через:

 

• Обещание и Закон;

 

• учебу через дело и игры;

 

• членство в малых группах;

 

• прогрессивные и стимулирующие программы.

 

Образовательный метод Скаутинга - это широкий горизонт для детей и юношества, помощь в понимании окружающего мира, формирование опыта гражданских и социальных связей.

 

Активная позиция и знания — это первый показатель духовности юного человека, приобретающего методом проб и ошибок некоторый жизненный опыт, умение поставить перед собой "проклятые" вопросы и постараться найти на них "простые" ответы. Дети и молодежь имеют возможность накопить этот опыт в Скаутинге, где метод становления личности помогает выбрать в окружающем мире приоритеты, которые имеют первостепенное значение.

 

Человеческая жизнь - комплекс взаимозависимостей: многие проблемы Родины требуют международного разрешения. Именно потому молодежь должна иметь опыт работы как на местном, национальном, так и на международном уровнях. Научные принципы Скаутинга предполагают, что прогрессивное развитие личности совершается там и только там, где есть стремление к знаниям, развитию способностей, становлению гражданском позиции, что вкупе дает возможность лучше понимать общечеловеческие ценности современного мира.

 

Скаутинг как Международное Движение детей и молодежи эффективен в формировании личности лишь тогда, когда скауты будут:

 

• осознавать важность сохранения целостности мира;

 

• знать проблемы мирового сообщества и в значительной степени способствовать их решению;

 

• способны понимать окружающий мир, других людей, находить признание как в маленьком обществе, так и в международных сообществах;

 

• способны размышлять о самом себе, своем будущем, решать небольшие проблемы, которые, однако, в личном плане имеют особое значение;

 

• способны понимать физические, социальные, духовные и культурные потребности, значимые для индивида, класса, нации, расы;

 

• овладевать навыками поиска ответов на многочисленные вопросы, развертывания доказательств, творческого анализа;

 

• способны идентифицироваться, преодолевать предубежденность и стереотипы, тенденциозность и предательство, понимать их причины и последствия;

 

• способны к сотрудничеству с другими и к уважению всех, независимо от национальности, цвета кожи и т.д.

 

Скаутинг как международная организация реализует разнообразные средства и присущие ему замыслы социального формирования личности через международные проекты и программы посредством скаутского метода, который включает:

 

• работу в малых группах (патрульная система), что, являясь первым жизненным опытом, дает основания признать свою общественную значимость, а через это - свою сопринадлежность к мировому сообществу;

 

• возможность разделить ответственность и заботу, радости и печали с каждым членом патруля, что является начальными и наиболее ответственными шагами к взаимопониманию, которые одновременно приближают к пониманию отношений между разными людьми - богатыми и бедными, старыми и молодыми и т. д.;

 

• составление и осуществление плана, что означает одобрение и одновременно стремление молодежи к знаниям, разнообразным навыкам, всестороннему развитию своих способностей - все это вместе помогает адекватно воспринимать и анализировать условия существования мира:

 

• обучение через дело - это значит побуждать скаутов к активному жизненному включению в разных ситуациях и всюду (в игре, действии, теоретическом споре, в реальных ситуациях, на международных встречах и т.д.), что дает возможность идентифицировать себя с другими, проверить свое благоразумие в спорах и на практике;

 

• Обещание и Закон (моральный кодекс), где объединены базовые принципы Скаутинга. Скаутинг пробуждает обоснованный интерес к проблемам экономического, социального и экологического развития и тем самым проверяем становление личности и уровень ее нравственности;

 

• деятельность па открытом воздухе, общение с природой, что помогает ощутить себя частицей мироздания, понять мудрость окружающего природного мира;

 

• служба другим - что значит укреплять чувство ответственности, стремиться понять других, гуманные идеи, осознать свою причастность к образу жизни других людей, заставить вовлечь себя в дела мира, участвовать в дискуссиях и обмене мнениями о новом жизненном сосуществовании.

 

Это все говорит, что скаутский метод воспитания способствует прежде всего формированию личности, которая стремится к накоплению общечеловеческих ценностей.

 

Метод способствует воспитанию как рядовых членов скаутских групп, так и их лидеров.

 

Метод обращен к младшим скаутам, скаутам, старшим скаутам-роверам.

 

Метод применяется с учетом особенностей развития каждого возрастного объединения.

 

Метод удовлетворяет в первую очередь потребности упомянутых скаутских групп и соответственно в атом плане можно выделить следующие уровни:

 

• познавательный: деятельность с учетом возрастных и половых различий;

 

• системы навыков и умений: наличие способности применять полученные знания на практике;

 

• поведенческий: адаптация и поведение детей и молодежи во всех аспектах жизнедеятельности в соответствии с выбранными ценностями.

 

Образовательно-воспитательный метод Скаутинга - не теоретизирование, не творение педагогических парадигм; это всегда практическая деятельность.

 

 

Лидер - руководитель

 

В значительной мере роль руководителя, который занимается воспитанием молодых людей зависит от того, что он представляет из себя как личность. Именно руководитель создает "атмосферу" или "климат" звена, отряда, группы, за которые он несет ответственность. И в то же самое время, все то что он делает, свидетельствует об эффективности его работы в качестве лидера - руководителя.

 

Прежде всего, что понимается под словом "руководитель?

 

Очень часто, ссылаясь на какую-либо одну из функций, например, руководитель патруля или звена, мы ожидаем от этого человека, что он выполнит определенный набор обязанностей и выработает определенную линию поведения, соответствующую его роли в настоящем. Однако в многочисленных ситуациях "руководство" необходимо осуществлять наилучшим образом независимо от того, является ли человек "руководителем" по должности. Таким образом, логично принять более широкую концепцию лидерства, которая могла бы применяться к любому, кто начинает "руководство" в тот или иной момент.

 

Приведем пример: пять мальчиков из скаутского отряда решили пойти в горы, из них только один обладает большим опытом в альпинизме, и остальные соглашаются с его ролью "лидера". Как он возьмется за дело? Вероятно, он соберет группу с тем, чтобы обсудить будущий поход:

 

• Чем мы будем заниматься?

 

• В какой местности?

 

• Какие горы мы должны преодолеть?

 

Определив таким образом задачу, лидеру необходимо затем подготовиться к ее выполнению.

 

В походе участвует вся группа, и руководитель похода обязан сделать так, чтобы все работали вместе, как одна команда, и чтобы каждый был заинтересован в успешном проведении мероприятия. Роль руководителя заключается в том, чтобы одновременно поставить в центр три следующих момента: задачу, группу и личность. Постараемся рассмотреть это детально.

 

Задача

 

• Что группа хочет сделать?

 

• Как она это будет делать?

 

• Какие существуют для этого возможности?

 

• Отправимся ли мы в путь на автобусе, поезде или же машине?

 

• Какое снаряжение нам необходимо?

 

• Каковы возможные условия погоды?

 

• Каковы правила восхождения в горы? Поход надо тщательно готовить.

 

На месте могут быть приняты также и другие решения: оказывается, что погодные условия изменились или же один из членов группы не в форме. Все это приведет к корректировке планов. А затем, по окончании похода, поставьте перед собой вопросы:

 

• Как мы пришли к успеху?

 

• Могли ли мы сделать лучше?

 

• В свете этого должны ли мы сегодня принять какие-либо новые, особые решения?

 

• Какие другие скаутские мероприятия могли бы быть проведены, но не состоялись лишь потому, что они были плохо подготовлены?

 

• Сколько раз мы сделали одни и те же ошибки, чтобы в дальнейшем не повторять их и чтобы, наконец, понять образовательную цель мероприятия?

 

Группа

 

Она формируется на основе общего интереса. В приведенном выше примере это был поход в горы. Успех каждого мероприятия зависит прежде всего от того, насколько все его участники проникнуты самой идеей, замыслом дела. У всех членов группы должно быть такое чувство, что это именно их экспедиция, их мероприятие, они - главные участники действия. Убедить, заинтересовать, заставить каждого участника проникнуться идеей мероприятия - именно в этом заключается одна из важнейших задач руководителя. Он сможет решить ее, создав, например, такие условия, когда все члены группы будут заниматься подготовкой похода. Безусловно, сам руководитель должен быть уверен, что мероприятие будет проведено. От него требуется лишь вовремя приободрить ребят, вселить в них уверенность в собственные силы, оказаться рядом в нужный момент. Другими словами, он разделяет свою ответственность с остальными членами группы и не принимает единоличных решений.

 

Готовя поход, необходимо, чтобы руководитель хорошо знал возможности каждого скаута с целью максимального их использования. Во время самого похода он постоянно наблюдает за тем, чтобы каждый выполнял возложенные на него обязанности, а также координирует деятельность всей группы. Возможно, что во время подготовки мероприятия некоторые аспекты должны быть обсуждены всеми вместе. Руководитель может поднять эти вопросы на совете, где ему необходимо представить идеи и намерения всей группы с тем, чтобы принять правильные решения. Из указанного следует, что на руководителе лежит и обязанность обеспечивать реальную работу группы.

 

Личность

 

Что ждут от каждого члена группы?

 

Каждый член группы должен точно знать, что надо делать, и по возможности иметь представления о том, почему это надо делать. Здесь прежде всего все зависит от личного контакта руководителя группы с каждым ее участником. Хороший руководитель, знающий своих ребят как разных, непохожих друг на друга, найдет подход к каждому, сможет вдохновить их, объединить всех одной идеей. Важно, чтобы в каждом скауте он видел личность, был внимателен к их чувствам, желаниям, настроению и т.д. Нельзя, чтобы все было пущено на самотек, может случиться, что скаут не в силах выполнить определенные действия, например, поставить палатку. Руководитель должен в этом случае помочь ему овладеть данным навыком, взявшись за обучение сам или привлекая к этому других членов группы. В некоторых же ситуациях только руководитель может помочь скауту. В этом случае он всесторонне обсуждает проблему со скаутом, помогая более четко уяснить ситуацию, заставляя его поверить в себя - словом, сделать все, чтобы выйти из затруднительного положения. Это именно то, что называют встречей для оказания помощи.

 

Руководитель-лидер влияет на каждого члена группы; пример, который он подает, должен быть только положительным. Его реакция на неприятный случай во время похода рискует в значительной степени предопределить реакцию других членов группы: если им овладела паника, то она тут же передастся всем членам группы. Резюмируя, следует отметить, что лидер как руководитель сделает все для того, чтобы каждый скаут, которого он смог воодушевить, мог полностью раскрыть себя и самозабвенно сыграть свою роль.

 

В жизни

 

Выше мы постарались объяснить зависимость успеха (или неудачи) мероприятия от личного отношения лидера к самой задаче, к группе и к каждой отдельной личности. Постарайтесь применить это правило к какому-либо виду деятельности (или мероприятию), где вы недавно выступали в качестве руководителя.

 

• Была ли ясна задача, хорошо ли она была спланирована и воплотилась ли в жизнь?

 

• Прониклась ли ею группа и была ли у группы мотивация?

 

• Действительно ли это была совместная работа группы?

 

• Каждый ли скаут точно знал свои обязанности? Воодушевлен ли на их наилучшее выполнение? Очевидно, все это тесно взаимосвязано.

 

Мы показали особенности лишь для того, чтобы лучше понять, что делает и что должен делать руководитель. Это даст вам возможность увидеть свои слабые стороны и найти возможности их устранения. Такой же метод применяется при обучении молодых, например, в преодолении препятствия. Но он существует не только для того, чтобы судить, все ли сделал лидер, что от него требовалось. Важность и ценность данного метода в том, что он позволяет руководителю самосовершенствоваться. Несомненно, такой подход полезен скаутскому отряду или патрулю, поскольку он может служить своего рода инструкцией при проведении какого-либо мероприятия, а также для воодушевления каждого члена группы на свое "действие", но в рамках мероприятия. Конечно, он применим ко всем собраниям патруля или отряда и к любому виду деятельности, где вы являетесь руководителем - лидером, где вам просто приходится работать с другими людьми (действия в диапазоне от самого простого к самому сложному).

 

Игра как скаутский метод

 

Теория игры в науке разработана достаточно давно и широко применяется в практике воспитания. Понятия "Скаутинг" и "Игра" - единое целое. И пока Скаутинг существует, он будет делать счастливыми юных через игру.

 

Что такое игра?

 

В нашем первом представлении игра ассоциируется с детством и детскими шалостями. Однако игра - это более серьезно, чем мы думаем о ней. Психологи считают, что, если деятельность содержит элементы игры, она имеет наиболее эффективные результаты.

 

Игра - это фактор, который помогает личности открывать для себя окружающий мир.

 

Игра разрешает конфликты личности с окружающим миром.

 

Игра способствует развитию физического, интеллектуального, социального потенциала личности, ее эмоциональной сущности.

 

Социальные игры

Социальные игры появляются уже в 7 лет и содержат все элементы разнообразных игр (развлечений), свойственных для детей этого возраста.

 

В играх разрешаются противоречия личности со средой через внешнюю или совместную активность -так называемые, "умные поступки для других", где другие - это институциональные рамки социального мира.

 

Социальные игры - это база социализац<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...