Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизмы социальной перцепции




Можно говорить о существовании механизмов, обеспечивающих познание и понимание другого человека, самого се­бя в процессе общения с ним, и обеспечивающих прогнози­рование поступков партнера по общению.

К механизмам познания и понимания относятся прежде всего идентификация, эмпатия и атракция. Идентификация представляет собой такой способ познания другого, при ко­тором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на место партнера по об­щению. То есть, происходит уподобление себя другому. При идентификации с другим усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки. Человек ведет себя так, как по его мнению строил бы в данной ситуации свое поведение этот человек. Идентификация имеет особое личностное зна­чение на определенном возрастном этапе, приблизительно в старшем подростковом и юношеском возрасте, когда она во многом определяет характер отношений между юношей и значимыми для него взрослыми или сверстниками (напри­мер, отношение к кумиру).

Эмпатию можно определить как эмоциональное вчувствование или сопереживание другому. Через эмоциональный от­клик человек достигает понимания внутреннего состояния другого. Эмпатия основана на умении правильно представ­лять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Известно, что эмпатия тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и тоже событие будет воспринято разными людьми, и насколько он допускает право на существование этих разных точек зрения. Эмпатия, эмпатийность в отноше­нии с партнером по общению может рассматриваться как одно из наиболее важных профессиональных качеств психоло­га, педагога, социального работника. В целом ряде случаев, развитие способности к эмпатии представляется особой задачей для людей, связанных с такого рода деятельностью, и решается с помощью активного самообразования, участия в различных группах профессионального развития.

Аттракция (в дословном переводе — привлечение) мо­жет быть рассмотрена как особая форма познания другого человека, основанная на формировании по отношению к не­му устойчивого позитивного чувства. В данном случае по­нимание партнера по общению возникает благодаря форми­рованию по отношению к нему привязанности, дружеского или еще более глубокого интимно-личностного отношения.

Механизм самопознания в процессе общения получил на­звание социальной рефлексии. Под социальной рефлексией понимается способность человека представить, как он вос­принимается партнером по общению. Иначе говоря, это зна­ние того, как другой знает меня. Важно подчеркнуть, что полнота представлений человека о самом себе в значитель­ной степени определяется богатством его представлений в других людях, широтой и разнообразием его социальных контактов, позволяющих проанализировать отношение к себе со стороны различных партнеров по общению. Кроме того, и это особенно важно для психолога, залог познания себя — это открытость другим людям. Пояснить этот тезис можно на примере знаменитого «окна Йогари».

Каждая личность есть совокупность четырех психологи­ческих пространств:

В начале общения можно следующим образом изобра­зить объем каждого из названных личностных пространств:

Однако, в результате установления открытых, прямых отношений картина изменяется:

 

Таким образом, раскрывая другим в процессе общения свой внутренний мир, мы сами получаем доступ к богатст­вам собственной души.

Обращаясь к третьей группе механизмов социальной пер­цепции, обеспечивающих прогнозирование поведения парт­нера по общению, выделим наиболее важный, можно даже сказать универсальный механизм интерпретации поступков и чувств другого человека — механизм каузальной атрибу­ции — или причиной интерпретации.

В процессе общения человек никогда или почти никогда не обладает полной информацией о причинах поведения партнера. В условиях дефицита такой информации индивиду ничего не остается делать, как формировать свой прогноз на основе предположения о возможных причинах, иначе гово­ря, осуществлять приписывание другому определенных моти­вов и оснований тех или других действий и реакций; Не смотря на то, что такое приписывание — процесс сугубо инди­видуальный, разносторонние его исследования позволили выявить ряд закономерностей, в соответствии с которыми разворачивается каузальная атрибуция.

Прежде чем обратиться к их изложению, приведем эк­спериментальные примеры изучения процесса причиненного приписывания. Наиболее показательными являются эксперименты, выполненные под руководством А. А. Бодалева. Группе испытуемых поочередно показывали фотографии мо­лодой женщины и пожилого мужчины. Испытуемые, рассмат­ривающие фотографию в течение пяти секунд, должны были словесно воссоздать облик человека. Перед каждым показом одной и той же фотографии различным группам испытуемых давались разные установки. Так, одной группе говорили, что будет показана фотография учительницы, а другой — ар­тистки. О пожилом мужчине говорилось одной группе, что они увидят героя, а другой — преступника. Результаты показали, что почти половина испытуемых давала описание человека в соответствии с той информацией, которую они получили в начале. Можно привести следующие примеры описаний пожилого мужчины: «Человек опустившийся, очень озлобленный. Неопрятно причесанный. Очень злой взгляд», и «...Очень выразительные глаза, какие обычно бывают у умных, проницательных людей. Человек с такими глазами, должно быть, хорошо знает и любит жизнь, людей»...

В другом исследовании опытным воспитательницам детских садов рассказывали о проступке ребенка и показывали фотографию малыша, прося при этом дать оценку проступку. Но одним воспитательницам показывали симпатичного ма­лыша, а другим — некрасивого. В результате те, кто видел симпатичного малыша, оказались к нему более снисходительны. Несимпатичному были приписаны гораздо более негативные качества личности и предложены более жесткие методы наказания.

Теперь обратимся к анализу различных аспектов атрибу­тивного поведения.

Известно, что у каждого человека есть свои «излюблен­ные» схемы причинности, то есть привычные способы объяснения чужого поведения. Так, люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить конкретного виновника случившего, приписывать причину произошедшего конкретному человеку. В случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции, люди склонны прежде всего винить обстоятель­ства, не ища конкретного виновника. Наконец, при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в пред­мете, на которое было направлено действие (ваза упала, потому что плохо стояла) или, например, пострадавшему (сам виноват, что попал под машину).

При исследовании процесса каузальной атрибуции выяв­лено много различных закономерностей приписывания. На­пример, успех люди чаще всего приписывают себе, а неуда­чу — обстоятельствам. Характер приписывания зависит так­же и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в случаях, если он был участником (соучастником) или наблюдателем. Особый вопрос — при­писывание наблюдаемому ответственности за совершенные действия. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста тяжести случившегося испытуемые склонны перехо­дить от обстоятельственной и стимульной к личностной ат­рибуции (то есть искать причину случившегося в осознанных действиях личности).

В целом, изучение феномена каузальной атрибуции позволяет лучше представить себе сам процесс формирования оценки и отношения к партнеру по общению.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...