Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учение М. Элиаде о мифологическом мировоззрении.




Учение К. Г. Юнга о подсознании и культурных архетипах.

Карл Густав Юнг – великий швейцарский психолог и психиатр. Последователь Фрейда. Основатель «аналитической психологии». Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов. Ввел технику «свободных ассоциаций». Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (так называемых архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений. Ввел термины «интраверсия» (погруженность в самого себя) и «экстраверсия» (постоянное стремление к конфликтам с другими людьми). Центром личности Юнг считал «самость» - стремление к индивидуальности.

Отец был пастором, а дед и прадед были врачами. С 1900 по 1906 год работал в психиатрической клинике в Цюрихев качестве ассистента известного психиатра Э. Блейлера. В 1909—1913 годах сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, играл ведущую роль в психоаналитическом движении: был первым президентом Международного психоаналитического общества, редактором психоаналитического журнала, читал лекции по введению в психоанализ.

Хоть Юнг и считается последователем Фрейда, их мнения во многом расходятся. С самого момента знакомства Юнг далеко не во всем был согласен с Фрейдом. Различным были их семейные и культурные традиции, врачебный опыт, характеры. Фрейд был склонен к авторитаризму. Юнг отличался свободомыслием и желал до всего доходить сам. Общим для них был интерес к человеку, к бессознательному и его механизмам; оба считали, что онтогенез повторяет филогенез, проводили параллели между мифами первобытных народов, детскими фантазиями, сновидениями и невротическими образами. Но Фрейд, мыслящий все еще в классическом и просветительском ключе, стремился четко разграничить объект и субъект, реальность и иллюзию. Юнг считал возможным игнорировать самые основы классической методологии науки.

Сексуальная теория Фрейда с самого начала казалась Юнгу "навязчивой идеей". Фрейд сделал из нее святыню, религиозный догмат. Религиозность и оккультизм, к которым Юнг относился серьезно, Фрейд воспринимал с брезгливостью. Методология Фрейда, относящаяся к познанию человека и процессу врачевания была индуктивной. Фрейд сводил сложные образы и сюжеты - к единичным простым событиям; общие психологические установки больного - к конкретным фактам его биографии, культурные явления - к биологическим. Юнг, напротив, индивидуальное объяснял коллективным.

Основные положения теории личности. Психика человека включает три уровня: сознание (делится на персону и Ego), индивидуальное и коллективное бессознательное. Определяющая роль в структуре личности отводится коллективному бессознательному, которое имеет врожденный характер и образуется из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества. Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов ("первичная модель", прообраз) — общих для всех людей направления идей, обобщенного опыта предков.

Персона — самый поверхностный слой-маска в структуре сознания. Она включает социальные роли. Это наше публичное лицо. Здесь важное значение придается анализу различного рода символов покрытия себя (одежда), рода занятий (орудия труда, портфель) или социального статуса (автомобиль, дом, диплом). Однако основную роль в сознательной жизни человека играет не Персона, а более глубокие слои сознания — Ego. Являясь одним из основных архетипов личности, Ego создает ощущение осознанной связанности и непрерывности течения мыслей, чувств и действий. Хотя Ego и возникает из бессознательного, но имеет только сознательное содержание, которое образовалось из личного опыта.

Индивидуальное бессознательное складывается из переживаний, бьшших когда-то осознанными, а затем забытых и вытесненных из сознания. Оно включает в себя "Тень" (что человек считает низким и аморальным в себе), "Анима (у мужчин) и Анимус (у женщин)"(вытесненные из сознания нежелательные представления о себе как о мужчине или женщине), а также "Самость"(внутренний руководящий фактор целостной личности, некая "идеальная личность").

Архети́п — универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок.

Издавал «Журнал по психотерапии и смежным областям» («Zentralblatt für Psychotherapie und ihre Grenzgebiete»), который поддерживал национальную и внутреннюю политику нацистов по очищению расы. После войны Юнг открещивался от редактирования этого журнала, объясняя свою лояльность Гитлеру требованиями времени.

Учение М. Элиаде о мифологическом мировоззрении.

 

Ми́рча Элиа́де — румынский писатель, историк религий и исследователь мифологии.

Из его работ по истории религии наиболее ценными являются труды, посвященные шаманизму, йоге, космогоническим мифам. Также исследовал переход от мифологического описания мира к историческому.

Миф – это крайне сложная культурная реальность, которая может быть рассмотрена и объяснена во многих взаимодополняющих планах. Под мифологией подразумевается целостная и связная картина, основанная не на логике понятий, а на логике архетипов, под мифами же элементы этой картины.

Для мифологического сознания, по Элиаде, реально лишь то, что отражает в себе какую нибудь мифологему – идеальный план, сотворенный богами на заре времен. Таким образом любое, даже сеемое рутинное действие архаического человека – это священнодействие, даже если в нынешнем времени оно и понимается как мирское, или чисто прагматичное. К примеру Брак совершается потому что он установлен богами. Каждая молодая пара символически повторяет первый брак неба и земли. Даже войны и дуэли велись по ритуальным причинам и имели в своей основе битву добра и зла. Отсюда и пошло деление на «своих» «чужих».

У Элиаде миф первичен, а из него уже происходит ритуал, как желание приблизится к божеству, повторяя его действия (символически).

Каждый миф имеет свою историю не совпадающую с реальной, более того – основанную совсем на иных принципах.

Жизнь архаичного человека – это постоянное возвращение от мирского к божественному времени. Средством такого возвращения и служат ритуалы.

Однако, как бы ни защищался архаичный человек от ощущения времени, оно всё равно напоминает о себе. Человек бессилен перед войнами, катастрофами. Как же можно упразднить эти вещи и объявить их недействительными? Во первых: страданиям находится место в архетипах (страдание нормально – Бог ведь тоже страдал). В таком случае страдание становится понятным, а значит переносимым. Во вторых: грехи. Их можно предотвратить в случае ритуального праведного поведения. Таким образом и несчастья так же получают новое значение и надежду: чем хуже сегодняшний день и чем более грешны люди, тем скорее наступит конец этого мира и возрождение нового чистого. А в том что это возрождение будет у архаичного человека нет никаких сомнений, так как всё в этом мире по его мнению циклично. И всё что умирает, непременно должно возродиться.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...