Восстановительное правосудие в ювенальной юстиции
Например, Закон, принятый в 1989 г. в Новой Зеландии, установил следующую цель ювенального суда: обеспечить, чтобы малолетний правонарушитель «отвечал за свое поведение и принимал на себя ответственность за него..., чтобы все его нужды находили признание, и он имел возможность в будущем развиваться как ответственный, приносящий пользу себе и обществу человек»[7]. В Канаде был провозглашен аналогичный принцип ответственности[8]. Статья 3 этого закона, посвященная политике в отношении молодых правонарушителей, гласит:
Признаются и провозглашаются следующие принципы:
С помощью программ восстановительного правосудия функция разрешения дела (о правонарушении подростка) отделилась от профессионального суда. Идея восстановительного правосудия позволяет технологично и социально обоснованно подходить к разрешению дела через делегирование активности участникам криминальной ситуации[10], включающей аспекты возмещения нарушителем ущерба потерпевшей стороне. Противоречие, которое стало возникать в рамках ювенальной юстиции — между принципом минимизации контактов с судебной системой и необходимостью обеспечить ответственность для правонарушителя — естественно разрешилось в программах восстановительного правосудия. Реализация программ восстановительного правосудия с подростками ставит новые вопросы. Должны ли в ходе этих программ учитываться и, если да, то каким образом, состояние семьи, наличие или отсутствие родительского контроля и другие подобные факторы? В работе с некоторыми подростками автономного проведения программы примирения бывает недостаточно. Нам представляется очень важным обозначить основную идею, возникшую из опыта нашей работы. Вот один из примеров: пятнадцатилетний мальчик совершил несколько правонарушений (кражи, угон автомобиля). Состоялось судебное рассмотрение, и он получил условное осуждение. После этого подросток вновь участвовал в угоне. Социальные работники, опекавшие его, направили дело нам, и мы провели примирение между подростком и пострадавшим. Тем не менее, представитель милиции, опираясь на собственное мнение об этом подростке, приняла решение о заключении виновника под стражу.
Нам пришлось провести серию сложных переговоров, чтобы подростка не поместили в тюрьму. При разборе этого дела на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних представители милиции и прокуратуры говорили следующее: «Вот вы провели примирение, но этот подросток и в силу его психологических качеств, и в силу отсутствия семейного контроля может опять совершить правонарушение. Если мы его не изолируем, люди не будут в безопасности». Это был естественный и важный вопрос, на который необходимо было отвечать не в идеологической или теоретической, но в реальной организации работы с подростком. Для разрешения этой ситуации мы стали целенаправленно работать над созданием рабочей взаимосвязи программ примирения и социальной работы. Теперь на предварительных встречах мы обращаем внимание на факторы, которые могут нейтрализовать результаты программы примирения. В случае социальной запущенности подростка мы приглашаем социального работника, который организует работу по исправлению ситуации, толкающей ребенка на правонарушения[11]. Например, если состояние семьи и родительского контроля в ней таково, что у подростка фактически отсутствуют позитивные ориентиры и имеется масса пустого времени, то он вероятнее всего будет продолжать совершать различные правонарушения, как бы эффективно ни проводилось «улаживание» отдельных инцидентов. В этом случае необходимо включение в примирительный договор пункта о программе социально-психологической реабилитации, выполнение которой контролирует социальный работник. Такая программа реабилитации может приниматься на примирительных встречах в режиме совместных обсуждений со всеми участниками и, в первую очередь, с самим правонарушителем и его родителями. В отдельных случаях необходима коррекция поведения в специальном Центре социализации[12]. Например, если у подростка отсутствует соответствующее возрасту понимание последствий своих действий для других людей, необходима работа психолога или реабилитационной службы.
С другой стороны, семья сама по себе может быть и не «в распаде», но в силу конфликта или отсутствия взаимопонимания ее положительное влияние на подростка минимально. Тогда программу восстановительного правосудия можно разделить на два этапа: Предполагается, что такая работа будет содействовать укреплению семейных связей, возобновлению привязанности к семье и восстановлению обязательств подростка по отношению к его\ее близким. Выбор тех или иных вариантов должен основываться на анализе конкретного случая. Рассмотрим теоретическую сторону данного вопроса. Ведущим программ восстановительного правосудия, социальным работникам, членам КДН, работникам правоохранительных органов и судьям важно понимать, что правонарушения подростков провоцируются определенными отношениями в семье, школе, компании, а также их индивидуально-психологическими особенностями. То есть необходимо работать, учитывая эти обстоятельства, а также уровень криминальной зараженности правонарушителя. В случае прогрессирующего асоциального поведения ребенка необходимо подобрать режим совместной деятельности различных специалистов — прежде всего ведущих программ примирения и социальных работников. Через такую кооперацию в работу с подростком могут подключиться психолог, а также ведущий той или иной реабилитационной программы.
При этом надо заметить, что восстановительное правосудие создает важные предпосылки эффективности проведения самой социальной работы. В упрощенном виде социального работника можно представить как посредника между человеком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и различными социальными и психологическими службами, которые помогают людям социализироваться (избавиться от алкогольной или наркотической зависимостей, трудоустроиться, приобрести необходимые социальные навыки). Для социального работника важно избегать попыток взять в свои руки решение трудных (в том числе и криминальных) жизненных ситуаций своих клиентов. Ему важно добиваться того, чтобы они сами стали искать решение собственных проблем. Именно это и позволяют сделать программы восстановительного правосудия и восстановительные процедуры.
В ходе проведения встреч в семье, а также примирения жертвы и правонарушителя особое внимание должно быть уделено составлению программы реабилитации и разработке механизма ее выполнения с участием всех заинтересованных лиц. Управление реализацией данной программы может взять на себя социальный работник. Социальный работник должен известить ведущего о ходе выполнения программы реабилитации. Для более эффективной работы по случаям, требующим реабилитационных мероприятий, возможен пролонгированный характер программы восстановительного правосудия — некоторые подэтапы могут быть растянуты (при сохранении программы и ведущего), перестроены или увеличены (например, вопрос о возмещении ущерба или принятие участниками плана по поводу будущего нарушителя).
Роль социального работника как инициатора ПВП и проводника восстановительных действий. Мы считаем, что социальный работник может также выступать инициатором проведения ПВП. Это касается тех категорий социальных работников, которые работают в школах, муниципальных органах, общественных организациях во взаимодействии с КДН, инспекторами милиции. Ценности восстановительного правосудия могут реализоваться не только в случаях преступлений, но и в случаях правонарушений, имеющих основу в неблагоприятной семейной ситуации, отношениях со сверстниками и учителями, где правонарушение (в том числе административное) является сигналом об этой ситуации. Для социального работника важно понять, свидетельствует ли правонарушение о неблагоприятной ситуации, требующей проведения ПВП. В этом случае социальный работник по согласованию с соответствующим органом или организацией (КДН, инспекцией, школой и т.д.) может направить участников на ПВП, а также предоставить ведущему информацию о возможном круге участников в зависимости от ситуации подростка. Если по тем или иным причинам ПВП не состоялась, социальный работник может сам пользоваться восстановительными процедурами, а также доводить до сознания участников необходимость использования таких процедур в повседневной жизни. По мнению Теда Ватчела, именно применение восстановительных процедур в повседневной жизни больше всего будет способствовать укоренению принципов восстановительного правосудия[14]. — принимается и исполняется соглашение о возмещении ущерба правонарушителем, а также — план по изменению поведения участников, лежащего в основе возникновения криминальной ситуации. Здесь важна оценка ведущим того, насколько автономная программа примирения будет уместна и эффективна с точки зрения других факторов, влияющих на поведение и ресоциализацию подростка. Разумеется, не обязательно отрицательный прогноз приведет к отказу от запуска примирения, но он должен учитываться ведущим для принятия решения о целесообразности участия социального работника. Другие возможные роли социального работника в ходе программ примирения возникают постольку, поскольку социальной работник специально знакомится с жизнью подростка и положением в его семье, узнает круг общения и обстоятельства обучения подростка. Так возникает роль «человека-доверителя», обладающего конфиденциальной информацией об участниках примирительной встречи и тем самым предупреждающего возможную ложь с их стороны. Социальный работник может помочь участникам составить программу реабилитации, следить за ее выполнением (поиск работы, посещение реабилитационных программ, выполнение общественных работ и т.п.), а также следить за выполнением своим подопечным условий примирительного договора, касающегося возмещения ущерба жертве. Он может также выступить в роли консультанта всех участников встречи, рассказывая о существующих реабилитационных программах, досуговых центрах и т.п., которые соответствуют потребностям подростка-нарушителя и его семьи. Оценка этого обстоятельства делается социальным работником на этапе предварительной диагностики и анализа. Особую трудность в плане реализации принципов восстановительного правосудия вызывают программы примирения для подростка, совершившего, например, внутрисемейную кражу. В этой ситуации родители скорее всего не будут обращаться в милицию, хотя потерпят реальный ущерб и могут испытать все последствия виктимизации. Социальный работник в этой ситуации может обсудить с родителями стратегию их поведения и предложить провести программу примирения для урегулирования возникшего конфликта и создания ситуации ответственности для подростка. Он так же мог бы подготовить участников к программе примирения, сообщить ведущему о том, уместно ли его появление, оценить вместе с ним степень автономности программы примирения. Семейная конференция — это такая ПВП, в которой семья совместно с ребенком-правонарушителем берет ответственность за выход из криминальной ситуации и изменение его поведения. Здесь важнейшим ресурсом осуществления программы являются сохранившиеся внутрисемейные отношения. В рамках семейных конференций, которые проводятся в Новой Зеландии, социальный работник производит подготовку конференции полностью или частично, взаимодействуя с участниками и подготавливая их, саму же конференцию проводит ведущий; выступает от имени жертвы (если та не участвует в конференции) или в качестве поддержки жертвы, если она участвует; выступает от имени правонарушителя в качестве его поддержки, если тот является клиентом социальной службы; присутствует на конференции как специалист — консультант, представитель какой-либо социальной службы; оказывает помощь семье в составлении плана по разрешению криминальной ситуации (дает рекомендации); оказывает помощь семье в осуществлении контроля за исполнением плана[15]: 1. Подготовительный этап: A. Инициировать в необходимых случаях проведение программ восстановительного правосудия. B. Помочь ведущему определить участников программы. C. Понять и согласовать с ведущим свою роль в ПВП. 2. Предварительные встречи. В случае приглашения социального работника ведущим, социальному работнику нужно: А. Понять и согласовать с ведущим свою роль в ПВП. В. Определить возможные реабилитационные мероприятия, необходимые подростку-правонарушителю, жертве или участникам конфликта. 3. Примирительные встречи жертвы и правонарушителя, примирение в семье, семейные конференции, «круги заботы»: A. Помочь участникам сформулировать программы реабилитации. B. При необходимости представить участникам сведения о местных реабилитационных программах. A. Поддержка подростка в выполнении им договора и программы (поиск необходимых специалистов или реабилитационных служб, взаимодействие с ними, контроль за посещением подростком реабилитационных мероприятий, корректировка программы реабилитации, налаживание взаимодействия с учебным заведением, где учится правонарушитель, с его родственниками, друзьями и т.д.); B. Информирование ведущего о результатах прохождения подростком реабилитационных мероприятий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|