Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Восстановительное правосудие в ювенальной юстиции


На протяжении второй половины ХХ века в ряде стран происходит качественное изменение миссии и принципов ювенальной юстиции, сложившихся еще в конце XIX-го века. Это проявилось в реформах и принятии нового законодательства.

Например, Закон, принятый в 1989 г. в Новой Зеландии, установил следующую цель ювенального суда: обеспечить, чтобы малолетний правонарушитель «отвечал за свое поведение и принимал на себя ответственность за него..., чтобы все его нужды находили признание, и он имел возможность в будущем развиваться как ответственный, приносящий пользу себе и обществу человек»[7]. В Канаде был провозглашен аналогичный принцип ответственности[8]. Статья 3 этого закона, посвященная политике в отношении молодых правонарушителей, гласит:


Канадская политика в отношении молодых правонарушителей

Признаются и провозглашаются следующие принципы:
а) профилактика преступлений — основное средство длительной защиты общества; она требует искоренения причин, лежащих в основе подростковой преступности, и выработки программы действий различных специалистов, позволяющей одновременно выявлять подростков и детей, склонных к совершению противоправных действий и работать с ними соответствующим образом;
б) подростки ни в коем случае не должны быть приравнены к взрослым в том, что касается уровня их ответственности и последствий их поступков; тем не менее, молодые правонарушители должны нести ответственность за свои правонарушения;
в) хотя общество должно принимать разумные меры, чтобы предотвратить преступное поведение молодежи, оно должно быть в состоянии защитить себя от любого незаконного поведения»[9].


Эти акценты контрастируют с прежней философией, когда делинквент рассматривался исключительно как ребенок, ставший жертвой неправильных жизненных установок и заблуждений, ребенок, нуждающийся в помощи, поощрении и содействии.
Провозглашение принципа ответственности в ходе реформ ювенальной юстиции не было шагом назад к репрессивному подходу, потому что сама эта коррекция происходила на новой практической почве — возникновения практики восстановительного правосудия. В восстановительном правосудии ответственность правонарушителя понимается не как наказание (чаще всего в виде лишения свободы), а как участие в программах, позволяющих исправить своими силами нанесенный ущерб. Важным здесь является участие жертв, а также, то, что именно участники криминальной ситуации с помощью подготовленного ведущего определяют конкретные пути выхода из этой ситуации, исправления нанесенного ущерба. Не упускается здесь и необходимость в определенных случаях вовлечения правонарушителя (а в отдельных ситуациях и жертвы) в те или иные программы социально-психологической реабилитации.

С помощью программ восстановительного правосудия функция разрешения дела (о правонарушении подростка) отделилась от профессионального суда. Идея восстановительного правосудия позволяет технологично и социально обоснованно подходить к разрешению дела через делегирование активности участникам криминальной ситуации[10], включающей аспекты возмещения нарушителем ущерба потерпевшей стороне. Противоречие, которое стало возникать в рамках ювенальной юстиции — между принципом минимизации контактов с судебной системой и необходимостью обеспечить ответственность для правонарушителя — естественно разрешилось в программах восстановительного правосудия.

Реализация программ восстановительного правосудия с подростками ставит новые вопросы. Должны ли в ходе этих программ учитываться и, если да, то каким образом, состояние семьи, наличие или отсутствие родительского контроля и другие подобные факторы? В работе с некоторыми подростками автономного проведения программы примирения бывает недостаточно. Нам представляется очень важным обозначить основную идею, возникшую из опыта нашей работы. Вот один из примеров: пятнадцатилетний мальчик совершил несколько правонарушений (кражи, угон автомобиля). Состоялось судебное рассмотрение, и он получил условное осуждение. После этого подросток вновь участвовал в угоне. Социальные работники, опекавшие его, направили дело нам, и мы провели примирение между подростком и пострадавшим. Тем не менее, представитель милиции, опираясь на собственное мнение об этом подростке, приняла решение о заключении виновника под стражу.

Нам пришлось провести серию сложных переговоров, чтобы подростка не поместили в тюрьму. При разборе этого дела на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних представители милиции и прокуратуры говорили следующее: «Вот вы провели примирение, но этот подросток и в силу его психологических качеств, и в силу отсутствия семейного контроля может опять совершить правонарушение. Если мы его не изолируем, люди не будут в безопасности». Это был естественный и важный вопрос, на который необходимо было отвечать не в идеологической или теоретической, но в реальной организации работы с подростком. Для разрешения этой ситуации мы стали целенаправленно работать над созданием рабочей взаимосвязи программ примирения и социальной работы.

Теперь на предварительных встречах мы обращаем внимание на факторы, которые могут нейтрализовать результаты программы примирения. В случае социальной запущенности подростка мы приглашаем социального работника, который организует работу по исправлению ситуации, толкающей ребенка на правонарушения[11]. Например, если состояние семьи и родительского контроля в ней таково, что у подростка фактически отсутствуют позитивные ориентиры и имеется масса пустого времени, то он вероятнее всего будет продолжать совершать различные правонарушения, как бы эффективно ни проводилось «улаживание» отдельных инцидентов. В этом случае необходимо включение в примирительный договор пункта о программе социально-психологической реабилитации, выполнение которой контролирует социальный работник. Такая программа реабилитации может приниматься на примирительных встречах в режиме совместных обсуждений со всеми участниками и, в первую очередь, с самим правонарушителем и его родителями. В отдельных случаях необходима коррекция поведения в специальном Центре социализации[12]. Например, если у подростка отсутствует соответствующее возрасту понимание последствий своих действий для других людей, необходима работа психолога или реабилитационной службы.

С другой стороны, семья сама по себе может быть и не «в распаде», но в силу конфликта или отсутствия взаимопонимания ее положительное влияние на подростка минимально. Тогда программу восстановительного правосудия можно разделить на два этапа:
разрешение конфликта и налаживание взаимопонимания в семье и
проведение примирения между жертвой и правонарушителем с участием родителей (в таком случае это будет вариант, близкий к семейным конференциям).

Предполагается, что такая работа будет содействовать укреплению семейных связей, возобновлению привязанности к семье и восстановлению обязательств подростка по отношению к его\ее близким. Выбор тех или иных вариантов должен основываться на анализе конкретного случая.

Рассмотрим теоретическую сторону данного вопроса. Ведущим программ восстановительного правосудия, социальным работникам, членам КДН, работникам правоохранительных органов и судьям важно понимать, что правонарушения подростков провоцируются определенными отношениями в семье, школе, компании, а также их индивидуально-психологическими особенностями. То есть необходимо работать, учитывая эти обстоятельства, а также уровень криминальной зараженности правонарушителя. В случае прогрессирующего асоциального поведения ребенка необходимо подобрать режим совместной деятельности различных специалистов — прежде всего ведущих программ примирения и социальных работников. Через такую кооперацию в работу с подростком могут подключиться психолог, а также ведущий той или иной реабилитационной программы.

При этом надо заметить, что восстановительное правосудие создает важные предпосылки эффективности проведения самой социальной работы. В упрощенном виде социального работника можно представить как посредника между человеком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и различными социальными и психологическими службами, которые помогают людям социализироваться (избавиться от алкогольной или наркотической зависимостей, трудоустроиться, приобрести необходимые социальные навыки). Для социального работника важно избегать попыток взять в свои руки решение трудных (в том числе и криминальных) жизненных ситуаций своих клиентов. Ему важно добиваться того, чтобы они сами стали искать решение собственных проблем. Именно это и позволяют сделать программы восстановительного правосудия и восстановительные процедуры.


Социальная работа в программах восстановительного правосудия (ПВП)
Включение социального работника на этапах принятия «дела» ведущим и предварительных встреч. Прежде всего, необходимо отметить, что наиболее уместно участие социального работника в таких ПВП, где предполагается проведение долговременных реабилитационных мероприятий по отношению к подросткам и их ближайшему окружению (такие мероприятия необходимы в условиях распада семьи и дезорганизации семейных отношений, при психическом отставании, зависимости и т.д.)[13]. На этапах приема дел и предварительных встреч ведущий должен выяснить необходимость и возможность такой работы. Если выяснится, что необходимо проведение реабилитационных мероприятий, то дальнейшая работа проводится с участием социального работника или других специалистов. Здесь же должна быть определена необходимость и последовательность проведения разных программ восстановительного правосудия. Предварительный анализ ситуации может показать, что семья перестала играть роль регулятора поведения подростка. Причина этого может быть связана с нарушениями общения, разногласиями и потерями глубины привязанности родителей и подростка. В этом случае может быть проведено примирение в семье, которое должно стать частью работы по урегулированию отношений с потерпевшим.

В ходе проведения встреч в семье, а также примирения жертвы и правонарушителя особое внимание должно быть уделено составлению программы реабилитации и разработке механизма ее выполнения с участием всех заинтересованных лиц. Управление реализацией данной программы может взять на себя социальный работник. Социальный работник должен известить ведущего о ходе выполнения программы реабилитации. Для более эффективной работы по случаям, требующим реабилитационных мероприятий, возможен пролонгированный характер программы восстановительного правосудия — некоторые подэтапы могут быть растянуты (при сохранении программы и ведущего), перестроены или увеличены (например, вопрос о возмещении ущерба или принятие участниками плана по поводу будущего нарушителя).

Роль социального работника как инициатора ПВП и проводника восстановительных действий. Мы считаем, что социальный работник может также выступать инициатором проведения ПВП. Это касается тех категорий социальных работников, которые работают в школах, муниципальных органах, общественных организациях во взаимодействии с КДН, инспекторами милиции. Ценности восстановительного правосудия могут реализоваться не только в случаях преступлений, но и в случаях правонарушений, имеющих основу в неблагоприятной семейной ситуации, отношениях со сверстниками и учителями, где правонарушение (в том числе административное) является сигналом об этой ситуации. Для социального работника важно понять, свидетельствует ли правонарушение о неблагоприятной ситуации, требующей проведения ПВП. В этом случае социальный работник по согласованию с соответствующим органом или организацией (КДН, инспекцией, школой и т.д.) может направить участников на ПВП, а также предоставить ведущему информацию о возможном круге участников в зависимости от ситуации подростка.

Если по тем или иным причинам ПВП не состоялась, социальный работник может сам пользоваться восстановительными процедурами, а также доводить до сознания участников необходимость использования таких процедур в повседневной жизни. По мнению Теда Ватчела, именно применение восстановительных процедур в повседневной жизни больше всего будет способствовать укоренению принципов восстановительного правосудия[14].
Роль социального работника в различных ПВП. Программа примирения жертвы и правонарушителя. Программы примирения жертвы и правонарушителя направлены на создание условий по преодолению последствий преступления силами самих участников криминальной ситуации. При этом с помощью ведущего:
— достигается взаимопонимание по поводу происшедшего, вызвавших его причин и последствий для потерпевшего;

— принимается и исполняется соглашение о возмещении ущерба правонарушителем, а также

— план по изменению поведения участников, лежащего в основе возникновения криминальной ситуации.

Здесь важна оценка ведущим того, насколько автономная программа примирения будет уместна и эффективна с точки зрения других факторов, влияющих на поведение и ресоциализацию подростка. Разумеется, не обязательно отрицательный прогноз приведет к отказу от запуска примирения, но он должен учитываться ведущим для принятия решения о целесообразности участия социального работника.

Другие возможные роли социального работника в ходе программ примирения возникают постольку, поскольку социальной работник специально знакомится с жизнью подростка и положением в его семье, узнает круг общения и обстоятельства обучения подростка. Так возникает роль «человека-доверителя», обладающего конфиденциальной информацией об участниках примирительной встречи и тем самым предупреждающего возможную ложь с их стороны.

Социальный работник может помочь участникам составить программу реабилитации, следить за ее выполнением (поиск работы, посещение реабилитационных программ, выполнение общественных работ и т.п.), а также следить за выполнением своим подопечным условий примирительного договора, касающегося возмещения ущерба жертве. Он может также выступить в роли консультанта всех участников встречи, рассказывая о существующих реабилитационных программах, досуговых центрах и т.п., которые соответствуют потребностям подростка-нарушителя и его семьи.
Программа примирения в семье. Такие программы необходимы в рамках ювенальной юстиции, поскольку именно в дисфункциональности семьи нередко заложены причины криминальной активности подростка. В этом случае ставится задача на преодоление разрушительных в целом для семьи взаимодействий ее членов. Кризис семьи может потребовать и более глубоких форм работы, таких, например, как семейная терапия, но программа примирения даст возможность сделать шаг членам семьи к осознанию необходимости собственных усилий и изменению стратегий поведения в ситуации.

Оценка этого обстоятельства делается социальным работником на этапе предварительной диагностики и анализа.

Особую трудность в плане реализации принципов восстановительного правосудия вызывают программы примирения для подростка, совершившего, например, внутрисемейную кражу. В этой ситуации родители скорее всего не будут обращаться в милицию, хотя потерпят реальный ущерб и могут испытать все последствия виктимизации. Социальный работник в этой ситуации может обсудить с родителями стратегию их поведения и предложить провести программу примирения для урегулирования возникшего конфликта и создания ситуации ответственности для подростка. Он так же мог бы подготовить участников к программе примирения, сообщить ведущему о том, уместно ли его появление, оценить вместе с ним степень автономности программы примирения.

Семейная конференция — это такая ПВП, в которой семья совместно с ребенком-правонарушителем берет ответственность за выход из криминальной ситуации и изменение его поведения. Здесь важнейшим ресурсом осуществления программы являются сохранившиеся внутрисемейные отношения. В рамках семейных конференций, которые проводятся в Новой Зеландии, социальный работник производит подготовку конференции полностью или частично, взаимодействуя с участниками и подготавливая их, саму же конференцию проводит ведущий;

выступает от имени жертвы (если та не участвует в конференции) или в качестве поддержки жертвы, если она участвует;

выступает от имени правонарушителя в качестве его поддержки, если тот является клиентом социальной службы;

присутствует на конференции как специалист — консультант, представитель какой-либо социальной службы;

оказывает помощь семье в составлении плана по разрешению криминальной ситуации (дает рекомендации);

оказывает помощь семье в осуществлении контроля за исполнением плана[15]:
Круг заботы [16]. Это одна из самых сложных и слабо разработанных ПВП. Такие «круги» проводятся в случаях, когда фактически разрушена или отсутствует семья. В этой ситуации необходимо создавать некоторый эквивалент первичной социальной среды, поддерживающей индивида. Ведущий «круга заботы» инициирует серию встреч с родственниками, учителями, классом, где учится подросток, или коллегами с места работы. Результатом таких встреч должно быть восстановление поддержки и заботы о подростке. Инициативы участников «круга» с помощью ведущего должны превратиться в серию взаимосвязанных мероприятий. Присутствие социального работника в таких программах обязательно. От социального работника поступает основная информация о ситуации, возможных участниках «круга». Он также следит за выполнением принятых обязательств.
Общественные и школьные конференции — это более массовые ПВП. Они необходимы тогда, когда ситуация затронула достаточно большое количество участников и необходимо нормализовать отношения между ними. Сторонами в конференции выступают группы людей или человек и группа. Достаточно стандартной причиной для проведения общественных или школьных конференций является возможность исключения ученика из учебного заведения в связи с систематическим срывом занятий или наличием прогулов. «Восстановительное правосудие, — по мнению специалистов, — в состоянии предложить лучший выход при практическом решении сложных дисциплинарных проблем, чем исключение из школы или отстранение от занятий «трудных» подростков»[17]. Такие конференции помогают и при разрешении затяжных конфликтов между классами или между учеником и классом. Важнейшей задачей ведущего конференции является поддержка инициатив, направленных на личностный рост конфликтующих сторон. Если этого не будет, групповые интересы возьмут верх, и конференция воспроизведет обычный режим групповых взаимодействий. Исключительно важна здесь роль того, кто в дальнейшем поддержит все положительное, что может укрепить добрые отношения между участниками конференции (в этой роли могут выступать социальные работники, учителя или школьные психологи).
Таким образом, можно схематически выделить следующие задачи социального работника на различных этапах программ восстановительного правосудия:

1. Подготовительный этап:

A. Инициировать в необходимых случаях проведение программ восстановительного правосудия.

B. Помочь ведущему определить участников программы.

C. Понять и согласовать с ведущим свою роль в ПВП.

2. Предварительные встречи. В случае приглашения социального работника ведущим, социальному работнику нужно:

А. Понять и согласовать с ведущим свою роль в ПВП.

В. Определить возможные реабилитационные мероприятия, необходимые подростку-правонарушителю, жертве или участникам конфликта.

3. Примирительные встречи жертвы и правонарушителя, примирение в семье, семейные конференции, «круги заботы»:

A. Помочь участникам сформулировать программы реабилитации.

B. При необходимости представить участникам сведения о местных реабилитационных программах.
4. Выполнение договора:

A. Поддержка подростка в выполнении им договора и программы (поиск необходимых специалистов или реабилитационных служб, взаимодействие с ними, контроль за посещением подростком реабилитационных мероприятий, корректировка программы реабилитации, налаживание взаимодействия с учебным заведением, где учится правонарушитель, с его родственниками, друзьями и т.д.);

B. Информирование ведущего о результатах прохождения подростком реабилитационных мероприятий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...