Отличие преступлений от иных правонарушений
Все правонарушения принято разграничивать по степени их вредности для общества на преступления и правовые проступки. Преступление — наиболее серьезный вид правонарушения. Преступлениями признаются общественно опасные виновные деяния, запрещенные уголовным законодательством. Не являются преступлениями деяния, хотя формально и содержащие признаки преступления, но в силу малозначительности не представляющие общественной опасности (ст.7 Уголовного кодекса Республики Беларусь). За преступления применяются наиболее строгие меры государственного принуждения — уголовные наказания. Многие их разновидности существенно ограничивают правовой статус лиц, признанных виновными в совершении преступлений (лишение свободы, некоторых прав, званий, конфискация имущества). За особо опасные преступления предусмотрена исключительная мера наказания — смертная казнь (впредь до полной ее отмены). Признать виновным в совершении преступления и назначить наказание за него может только суд, причем только в установленной для этого процессуальной форме. Отбывание наказания регламентируется специальным (уголовно-исполнительным) законодательством. У лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, некоторое время (в зависимости от срока лишения свободы) сохраняется судимость. Это особое юридическое состояние, отражающееся на правовом и моральном положении лица, считающегося судимым, и признаваемое отягчающим обстоятельством при повторном совершении преступления. Правовыми проступками являются все остальные правонарушения, т.е. противоправные виновные деяния, признаваемые общественно вредными, но не общественно опасными, и влекущие за собой не уголовные наказания, а так называемые правовые взыскания. Проступки различаются между собой по сферам правопорядка, которые они подрывают, и по видам взысканий, которые за них применяются. Они бывают административными, дисциплинарными, гражданско-правовыми, а также материальными в области трудовых отношений.
Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное виновное (умышленное или неосторожное) деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. За совершение административных правонарушений применяются такие взыскания, как предупреждение, штраф, возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, лишение специального права (права управления транспортными средствами, права охоты), исправительные работы на срок до двух месяцев, административный арест до пятнадцати суток. Виды административных взысканий, органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, виды административных правонарушений, производство по делам о них, а также порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий определены Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. Дисциплинарными проступками считаются нарушения трудовой, служебной, воинской, учебной дисциплины. За такие на рушения налагаются различные дисциплинарные взыскания. Так, трудовым законодательством предусмотрены такие взыскания, как замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность на определенный срок, увольнение с работы. Уставами о дисциплине предусмотрены такие виды взысканий, которые соответствуют специфике воинской службы, работы в органах внутренних дел, на железнодорожном транспорте, в гражданской авиации и др. Дисциплинарная ответственность судей, прокуроров и некоторых других категорий должностных лиц регулируется специальными положениями.
Дисциплинарные взыскания налагаются администрацией предприятия, учреждения, организации, специально образуемыми органами (квалификационными комиссиями — в отношении судей). Налагаются они не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и не позднее шести месяцев со дня его совершения. Если в течение года со дня наложения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не подвергавшимся такому взысканию. Гражданские правонарушения (деликты) — это причинения неправомерными действиями вреда личности, организации или их имуществу, а также заключение противозаконных сделок, неисполнение договорных обязательств, нарушение права собственности, авторских или избирательных прав. Гражданские правонарушения влекут применение к правонарушителю таких мер правового воздействия, как принудительное возмещение причиненного вреда, восстановление нарушенного права, исполнение невыполненной обязанности и т.п. Разновидностью противоправных деяний, которыми наносится вред субъекту права, является материальный ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими, находящимися с ним в трудовых правоотношениях. В большинстве случаев материальная ответственность, наступающая при таких обстоятельствах, ограничивается частью причиненного ущерба (в зависимости от объекта правонарушения, способа причинения вреда и других возможных обстоятельств). Она может составлять одну треть, две трети среднемесячного заработка или оклада или устанавливается в кратных по отношению к ним размерах. Последствиями правовых проступков являются предусмотренные правом меры принудительного воздействия на правонарушителя, имеющие своей целью либо восстановление нарушенных им прав и исполнение нереализованных обязанностей, либо карательное воздействие на правонарушителя в целях его исправления и предупреждения повторных правонарушений. Правовосстановительные меры воздействия, или, как иногда их называют, меры защиты, предусматриваются диспозициями правовых норм (принудительное взыскание алиментов, возврат имущества от недобросовестного его приобретателя законному собственнику, восстановление необоснованно уволенного работника на прежнем месте работы). Карательные или штрафные меры воздействия (ограничение каких-либо прав, лишение свободы, возложение особых обязанностей и другие меры принуждения, в той или иной мере порицающие правонарушителя) предусмотрены санкциями правовых норм.
Иногда все меры правового воздействия — и меры защиты, и карательные меры, и даже меры поощрения — относят к правовым санкциям. Но делать этого, видимо, не следует, поскольку названные меры существенно разнятся по своему назначению и не могут, не должны охватываться одним юридическим понятием — санкция. В отличие от мер защиты, определяемых в диспозициях правовых норм, карательные меры, предусмотренные их санкциями, относятся к мерам юридической ответственности. Если мерами защиты правонарушитель побуждается к выполнению уже имеющихся у него обязанностей (содержать своих детей), то меры юридической ответственности означают возникновение у него новых, причем обременяющих, карающих его обязанностей (отбыть лишение свободы за уклонение от уплаты алиментов). Правда, некоторые меры государственного воздействия содержат в себе признаки как карательного, так и правовосстановительного (защитного) характера. Такое положение возможно в сфере имущественных, гражданско-правовых отношений. Но в этом не следует усматривать противоречия: если правовосстановительные меры "обрушиваются" на правонарушителя в качестве новых и в то же время карающих его обязанностей, они, несомненно, являются мерами юридической ответственности.
Последние, в отличие от мер защиты, порождают у правонарушителя состояние наказанности, по-разному определяемое в различных отраслях права.
МАЛОЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ДЕЯНИЯ
Часть 2 ст. 7 УК определяет: "Не является преступлением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности." Такие деяния называются малозначительными, а положение ч.2 ст.7 УК имеет целью предотвратить признание преступлениями деяний, которые хотя и запрещены законом, но не имеют той относительно высокой общественной опасности, присущей преступлению. Именно в этом заключается смысл данной нормы. Малозначительность поступка могут обусловить лишь признаки, которые проявились в совершенном деянии (способ совершения преступления, его мотив, цель, степень вины лица и т.д.). Обстоятельства, не проявившиеся в деянии (чистосердечное раскаяние лица после совершении преступления, добровольное возмещение причиненного ущерба, образ жизни виновного до совершения преступления, семейное положение и т.д.), при определении его преступности учитываться не должны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|