Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Финансово-хозяйственной деятельности.




Содержанием АФХД является глубокое и всестороннее изучение эко­номической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению выполнения производственных программ предприятия, оценки уровня их выполнения, выявления слабых мест и внутрихозяйст­венных резервов.

Анализ должен представлять собой комплексное исследование дейст­вия внешних и внутренних, рыночных и производственных факторов на количество и качество производимой предприятием продукции, финансо­вые показатели работы предприятия и указывать возможные перспективы развития дальнейшей производственной деятельности предприятия в вы­бранной области хозяйствования.

Проведение квалифицированного анализа работы предприятия требует знания многих наук: макро- и микроэкономики, технологии, бухгалтер­ского учета, маркетинга, основ промышленной психологии; в основе всех аналитических процедур лежит знание математического анализа, стати­стики и эконометрики. В современных условиях анализ невозможен без применения новейших компьютерных технологий. Таким образом, анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий можно назвать пе­рекрестком многих наук - математики, информатики, экономики, бухгал­терского учета, права.

Основное направление анализа: от сложного комплекса - к состав­ляющим его элементам, от результата - к выводам о том, как такой ре­зультат достигнут и к чему он приведет в дальнейшем. Схема анализа должна быть построена по принципу "от общего к частному". Смысл это­го принципа совершенно очевиден: сначала дается описание наиболее общих, ключевых характеристик анализируемого объекта или явления и лишь затем приступают к анализу отдельных частностей.

Успешность анализа определяется различными факторами. С извест­ной долей условности можно выделить несколько основных принципов, которые целесообразно иметь в виду, приступая к анализу. Во-первых, прежде чем начать выполнение каких-либо аналитических процедур, не­обходимо составить достаточно четкую программу анализа, включая про­работку макетов аналитических таблиц, алгоритмов расчета основных показателей и требуемых для их расчета и сравнительной оценки источ­ников информационного и нормативного обеспечения. Анализ проводит­ся на основе учетной информации, поэтому начинать его следует с отбора необходимых данных и экспертизы материалов, предоставленных экспер­там для анализа.

Во-вторых, при проведении аналитических процедур показатели дея­тельности предприятия всегда с чем-то сравниваются. Сравнения могут проводиться с предыдущим периодом, с планом и со среднеотраслевыми показателями. Любые отклонения от нормативных или плановых значе­ний показателей, даже если они имеют позитивный характер, должны тщательно анализироваться. Смысл такого анализа состоит в том, чтобы, с одной стороны, выявить основные факторы, вызвавшие зафиксирован­ные отклонения от заданных ориентиров, а с другой стороны, еще раз проверить обоснованность принятой системы планирования и, если необ­ходимо, внести в нее изменения. Следует подчеркнуть, что последний аспект имеет особое значение - только путем постоянного анализа и кор­ректировки можно наладить достаточно стройную систему планирования и поддерживать ее в актуальном состоянии.

В-третьих, завершенность и цельность любого анализа, имеющего экономическую направленность, в значительной степени определяются обоснованностью используемой совокупности критериев. Как правило, эта совокупность включает качественные и количественные оценки, а ее основу обычно составляют исчисляемые показатели, имеющие понятную интерпретацию и, по возможности, некоторые ориентиры (пределы, нор­мативы, тенденции). Отбирая показатели, необходимо формулировать логику их объединения в данную совокупность, для того чтобы была вид­на роль каждого из них, и не создавалось впечатления, что какой-то аспект остался неохваченным или, напротив, не вписывается в рассматриваемую схему. Иными словами, совокупность показателей, которую вполне воз­можно в этом случае трактовать как систему, должна иметь некий внут­ренний стержень, некую основу, объясняющую логику ее построения.

В-четвертых, выполняя анализ, не нужно без необходимости гнаться за точностью оценок; как правило, наибольшую ценность представляет вы­явление тенденций и закономерностей.

Основная цель проведения анализа - повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения. Для достижения этой цели проводятся: оценка результатов работы за прошедшие периоды; разработка процедур оперативного кон­троля за производственной деятельностью; выработка мер по предупреж­дению негативных явлений в деятельности предприятия и в ее финансо­вых результатах; вскрытие резервов повышения результативности дея­тельности; разработка обоснованных планов и нормативов.

В процессе достижения основной цели анализа решаются следующие задачи:

· определение базовых показателей для разработки производственных планов и программ на предстоящий период;

· повышение научно-экономической обоснованности планов и нормати­вов;

объективное и всестороннее изучение выполнения установленных планов и соблюдения нормативов по количеству, структуре и качеству продукции, работ и услуг;

· определение экономической эффективности использования матери­альных, трудовых и финансовых ресурсов;

· прогнозирование результатов хозяйствования;

· подготовка аналитических материалов для выбора оптимальных управленческих решений, связанных с корректировкой текущей деятель­ности и разработкой стратегических планов.

В конкретных условиях могут ставиться и другие локальные цели, ко­торые будут определять содержание процедур анализа финансово-хозяй­ственной деятельности. Таким образом, общее содержание аналитических процедур может определяться как спецификой работы предприятия, так и выбранным видом анализа (проблемно-ориентированный, перспективный, оперативный и т.п.).

Содержательная сторона анализа включает следующие элементы (про­цедуры):

§ постановка и уяснение конкретных задач анализа;

§ установление причинно-следственных связей;

§ определение показателей и методов их оценки;

§ выявление и оценка факторов, влияющих на результаты, отбор наибо­лее существенных;

§ выработка путей устранения влияния отрицательных факторов и сти­мулирования положительных.

Проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности следует проводить, руководствуясь определенными принципами. Основные из них представлены в табл. 1.1.

 

Таблица 1.1

Основные принципы анализа финансово-хозяйственной

деятельности предприятия

 

Принцип

Содержание принципа

Конкретность

Анализ основывается на реальных данных, результаты его получают конкретное количественное выражение

Комплексность

Всестороннее изучение экономического явления или про­цесса с целью объективной его оценки

Системность

Изучение экономических явлений во взаимосвязи друг с другом, а не изолированно

Регулярность

Анализ следует проводить постоянно через заранее опре­деленные промежутки времени, а не от случая к случаю

Принцип

Содержание принципа

Объективность

Критическое и беспристрастное изучение экономических явлений, выработка обоснованных выводов

Действенность

Пригодность результатов анализа для использования в практических целях, для повышения результативности производственной деятельности

Экономичность

Затраты, связанные с проведением анализа, должны быть существенно меньше того экономического эффекта, кото­рый будет получен в результате его проведения

Сопоставимость

Данные и результаты анализа должны быть легко сопоста­вимы друг с другом, а при регулярном проведении анали­тических процедур должна соблюдаться преемственность результатов

Научность

При проведении анализа следует руководствоваться научно обоснованными методиками и процедурами
     

 

Финансово-хозяйственную деятельность предприятия можно предста­вить как непрерывный процесс привлечения разного рода ресурсов, объе­динения их в процессе производства для получения некоторого финансо­вого результата. Исходя из этого можно выделить три укрупненные сферы применения анализа: ресурсы, производственный процесс, финансовые результаты.  

Финансовый анализ в системе управления финансами предприятия в наиболее общем виде представляет собой способ накопления, трансфор­мации и использования информации финансового характера, имеющий целью:

■ оценить текущее и перспективное имущественное и финансовое состояние предприятия;

■ оценить возможные и целесообразные темпы развития предпри­ятия с позиции их финансового обеспечения;

■ выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;

■ спрогнозировать положение предприятия на рынке капитала.

С определенной долей условности можно утверждать, что в основе финансового анализа, равно как и финансового менеджмента в целом, лежит умение работать с информацией финансового характера, в том чис­ле и с бухгалтерскими данными - как с официальной отчетностью, так и с данными управленческого учета. В условиях рыночной экономики значе­ние финансового анализа для выживания предприятия и улучшения ре­зультатов его работы трудно переоценить.

Финансовое положение, безусловно, также определяется достигнуты­ми за отчетный период финансовыми результатами, приведенными в от­чете о прибылях и убытках (форма № 2), и, кроме того, описывается неко­торыми активными и пассивными статьями баланса, а также соотношени­ем между ними. Характеристика финансового положения может быть вы­полнена с позиции как краткосрочной, так и долгосрочной перспективы. В первом случае говорят о ликвидности и платежеспособности коммерче­ской организации, во втором случае - о ее финансовой устойчивости.

Обе стороны экономического потенциала коммерческой организации взаимосвязаны - нерациональная структура имущества, его некачествен­ный состав могут привести к ухудшению финансового положения, и на­оборот. Так, изношенность оборудования, несвоевременная его замена могут повлечь за собой срывы в выполнении производственной програм­мы. Неоправданное омертвление средств в производственных запасах или дебиторской задолженности может сказаться на своевременности теку­щих платежей, а неоправданный рост заемных средств - привести к необ­ходимости сократить имущество коммерческой организации для расчетов с кредиторами.

Высокая доля собственных средств обычно рассматривается как позитивная характеристика финан­сового положения коммерческой организации. Однако здесь также нет жестких количественных критериев. Устойчиво высокая доля собствен­ных средств может, в частности, являться следствием нежелания или не­умения использовать банковские кредиты. Вряд ли это можно считать разумным и целесообразным, поскольку таким образом ограничиваются возможности финансирования хозяйственной деятельности, что, в свою очередь, приводит к искусственному сдерживанию роста объемов произ­водства и прибыли.

Основываясь на изложенной идее оценки экономического потенциала предприятия, можно с той или иной степенью детализации выделить на­правления анализа и отобрать конкретные показатели для количественной оценки. В этом случае обеспечиваются логическая взаимосвязь этих пока­зателей и полнота анализа.

Содержание и функции управленческого анализа.

Управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью получения информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стра­тегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организа­ции производства. Он носит оперативный характер, его результаты являются коммерческой тайной.

Содержание управленческого анализа хозяйственной деятельности вытекает из его роли и функций, которые он выполняет в системе управления пред­приятием, где занимает одно из центральных мест. Система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций: пла­нирования, учета и контроля, анализа хозяйственной деятельнос­ти и принятия управленческих решений.

С помощью планирования определяются основные направления и содержание деятельности предприятия, его структурных подраз­делений и отдельных работников. Его главной задачей является обеспечение планомерности развития предприятия и деятельности каждого его члена, определение путей достижения лучших конеч­ных результатов производства.

Анализ и планирование являются одними из важнейших функций управления, без них невозможно принятие никаких управленческих решений ни на одном предприятии. Под управлением в данном случае мы по­нимаем систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие на процесс общественного труда или иной деятельности, направленное на достижение поставленной цели путем наиболее эффективного использо­вания финансовых, материальных, трудовых и других ресурсов.

Система управления воздействует на управляемый объект посредством общих функций, взаимосвязь и взаимодействие которых образуют замк­нутый цикл управления (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Замкнутый цикл управления хозяйствующим субъектом

 

Известны и другие подходы к формулированию сущности управления. Например, П. Друкер выделяет следующую последовательность общих функций управления: планирование, контроль, организация, коммуника­ция и мотивация. Независимо от способа идентификации функций управ­ления очевидно одно - каждая функция важна по-своему, и ни одна из них не может быть недооценена. В экономической литературе некоторые из этих функций иногда объединяются - например, планирование и органи­зация, контроль и регулирование; нередко учет ввиду его исключительной важности и специфики выделяется в отдельную информационную систему для целей управления. Однако какие бы трактовки функций управления ни предлагали теоретики, в числе основных они называют планирование и анализ.

Отнесение анализа к функциям управления обусловлено рядом обстоя­тельств:

· анализ проводится на всех уровнях управления во всех подразделениях хозяйствующего субъекта и во всех звеньях народного хозяйства;

· анализ строится на единой методологической основе, что дает воз­можность вырабатывать общие подходы к организации и проведению анализа в различных отраслях, регионах и других структурных сообщест­вах хозяйствующих единиц, что, в свою очередь, позволяет проводить сравнения и аналогии между субъектами, а также делать аналитические обобщения на макроэкономическом уровне;

анализ финансово-хозяйственной деятельности является необходимым элементом в системе функций управления предприятием, поскольку без него не могут реализоваться и многие другие функции, в первую очередь связанные с принятием управленческих решений.

Базой для проведения любого анализа являются исходные данные, ка­сающиеся деятельности анализируемого субъекта. Просто иметь опреде­ленные цифры и сведения совсем не означает "знать, как обстоят дела на самом деле". Данные следует подвергнуть обработке, и лишь тогда они станут управленческой информацией, пригодной для принятия решений. Способы преобразования данных в информацию с определенной степе­нью условности можно разделить на две большие группы.

В первую группу можно отнести все стандартные приемы, которые применяются через равные промежутки времени по стандартным отчетам и другим источникам сведений. Частота и глубина проведения такого ана­лиза диктуются требованиями конкретных пользователей, а методики лег­ко формализуемы. В настоящее время практически в любой компьютер­ной бухгалтерской системе или программном пакете общего назначения имеется функция анализа данных. Существует также множество специ­альных компьютерных программ для типовой обработки больших масси­вов разного рода данных, в том числе экономических.

Во вторую группу можно отнести способы преобразования, применяе­мые в редко встречающихся или непредвиденных ситуациях, когда, есте­ственно, также возникает необходимость анализа. Поскольку ситуации такого рода для предприятий не являются стандартными, подход к их ана­лизу тоже должен быть индивидуальным. Стандартные процедуры ис­пользовать здесь можно, но главную роль при принятии решений будут играть именно нестандартные способы обработки и интерпретации имеющихся данных. Неоценимую помощь в этом окажут специальные программные средства. Однако без делового опыта, интуиции, некоторого "шестого чувства" здесь никак не обойтись. Особенно подчеркивают роль неформальных методов принятия решений в нестандартных ситуациях американские специалисты по управлению: "Оптимальная стратегия не может быть рассчитана на логарифмической линейке... По существу, результаты анализа следует расценивать как один из видов информации, необходимый руководителю для принятия решения", - считает Ч. Хитч.

Планирование представляет собой процесс разработки и принятия це­левых установок количественного и качественного характера и опре­деления путей наиболее эффективного их достижения. Любое планирова­ние представляет собой оценку той задачи, которую необходимо выпол­нить путем решения вопросов о том, какие ресурсы для этого необходимы и будут ли они доступны тогда, когда это будет нужно, и в тех количест­вах, которые потребуются. Планирование на современном предприятии связано с финансовыми ресурсами, в первую очередь с деньгами. Однако достаточно вспомнить о проблемах, связанных с неурожаями, войнами, забастовками, чтобы понять, что хотя деньги и важны, они являются лишь одним из факторов, которые следует учитывать при планировании. Это достаточно сложная задача, поэтому сотрудники плановых служб пред­приятия должны быть знакомы со статистическими методами прогнози­рования. Самое важное для выжи­вания и успешного функционирования предприятия - чтобы его продук­ция удовлетворяла требованиям потребителей, поэтому профессиональная подготовка производственных, сбытовых и инвестиционных планов явля­ется важным фактором успешной деятельности предприятия в рыночной экономике.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...