Работа с суждением историка
Тренинг по теме «Русское государство в 1533-1600 гг.» Работа с хронологией Заполните таблицу. Определите последовательность событий, выделенных жирным шрифтом.
___→___→___→___→___→___→___
Работа с персоналиями Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)
Работа со схемой
1. Заполните родословную таблицу. 2. Определите, что обозначено цифрами на схеме управления Русским государством в конце XVI в.
1 — 2 — 3 — 4 — 5 — 6 —
Работа с картой Найдите на карте: 1) территорию Российского государства к середине XVI в.; 2) Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское ханства; 3) земли, выделенные в опричнину, Александрову слободу; 4) район Ливонской войны; 5) Речь Посполитую; 6) города Рига, Ревель (Таллинн), Юрьев (Тарту), Полоцк, Нарва
Работа с понятиями Дайте определение понятий. 1. Избранная рада _________________________________________________. 2. Стоглавый собор ________________________________________________. 3. Приказ ________________________________________________________. 4. Губной староста _________________________________________________. 5. Служилые люди «по отечеству» и «по прибору»______________________ __________________________________________________________________. 6. Опричнина и земщина ____________________________________________ __________________________________________________________________. 7. Заповедные лета ________________________________________________. 8. Патриарх _______________________________________________________. 9. Урочные лета ___________________________________________________. 10. Крепостное право _______________________________________________.
Работа с источниками О каких правителях идет речь в отрывках? А. «Царь же … благолепием цветуще и образом своим множество людей превзошед; муж зело чюден в разсуждении ума доволен и сладкоречив велми, благоверен и нищелюбив и строителен зело, о державе своей многое попечение имея и многое дивное о себе творяще. Едино же имея неисправление и от Бога отлучение: ко врачем сердечное прилежание и ко властолюбию несытное желание; и на прежебывших ему царей ко убиению имея дерзновение, от сего же и возмездие восприят». Б. «Царь … образом нелепым, очи имея серы, нос протягновен и покляп… На рабы от Бога данные ему жестосерд велми, на пролитие крови и на убиение дерзостен велми и неумолим; множество народу от мало и до велика при царстве своем погуби, и многие грады своя поплени. Тот же царь… многая и благая сотвори, воинство велми любляще и требующая ими от сокровищ свое неоскудно подаваше».
В. «Царь же … образ посничества нося, смирением обложен, и о душевней вещи попечение имея, на молитве всегда предстоя и нищим, требующая подая; о мирских же ни о чем попечения имея, токмо о душевном спасении. От младенства даже и до конца своего тако пребысть, за сие же спасение дело Бог царство его миром огради, и враги его умири, и время благотишно попаде».
Работа с суждением историка Прочитайте отрывок из работы историка Л.Н. Гумилева. О каком явлении идет речь? Какие еще точки зрения на это явление вы знаете? «[Она] была создана Иваном Грозным в припадке сумасшествия… Задачей было «изводить государеву измену»… Главным содержанием стали совершенно беспрецедентные и бессмысленные убийства ради убийств».
Проверочный контроль Структура работы На выполнение работы отводится 2,5 часа (150 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 47 заданий. Часть 1 состоит из 30 заданий (А1 – А30). К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых верный. Часть 2 состоит из 10 заданий (В1 - В10), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов или сочетания цифр). Часть 3 состоит из 7 заданий (С1 - С7). При их выполнении требуется записать развернутый ответ.
Общие рекомендации Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время. За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
ЧАСТЬ I При выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который, по Вашему мнению, является правильным.
Какой ряд дат отражает события внешней политики Ивана IV?
При Иване IV был построен собор
Как назывался приказ, ведавший дворянской службой и назначением на командные должности?
До 1589 г. для того, чтобы стать главой Русской православной церкви, требовалось согласие
Опричнина была введена непосредственно после
Кто из деятелей русской истории вошел в историю как самый кровавый опричный палач?
Урочные лета — это
При Борисе Годунове был построен
Судебник Ивана IV
Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, когда произошли описанные события. «Воспользовавшись разложением опричного войска, крымский хан… прорвался к Москве и поджег город. Пожар перекинулся в Кремль, где спряталось множество москвичей. Почти все они задохнулись «от пожарного зною» в каменных соборах и палатах. Около двух месяцев город очищали от трупов. Не обошлось и на этот раз без измены».
Даты 1533, 1584, 1598 г. относятся к
Кто из перечисленных ниже лиц прославился как самый выдающийся иконописец XVI в.?
Как назывались выборные главы местного самоуправления по реформам 1530—1550-х гг?
Отмена кормлений, создание стрелецкого войска, принятие нового Судебника относятся к деятельности
По мнению ряда историков, опричнина стала возможной благодаря поддержке части
Какие из перечисленных городов и земель вошли в состав Русского государства при Иване IV?
Укажите верный ответ.
Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите дату событий, о которых идет речь. «В сие ужасное время явился удивительный муж, именем Сильвестр, саном иерей, родом из Новгорода, приблизился к Иоанну с подъятым, угрожающим перстом, с видом пророка и гласом убедительным, возвестил ему, что суд Божий гремит над главою царя, легкомысленного и злострастного, что огонь небесный испепелил Москву, что сила вышняя волнует народ».
С деятельностью Стоглавого собора непосредственно связано понятие
Созыв первого Земского собора произошел в
Федор Иоаннович
Для периода 1538-1547 гг. характерны(а)
Конец правления Ивана IV характеризуется…
Одна из основных причин активной завоевательной политики России в середине XVI в. — стремление
Прочитайте отрывок из письма и укажите его автора. «Зачем, царь, воевод, дарованных тебе Богом для борьбы с врагами, различным казням предал и на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил, обвиняя невинных православных в изменах и чародействе и с усердием тщась свет во тьму обратить и сладкое назвать горьким?».
К правлению Федора Иоанновича относится
Прочтите отрывок из рассказа иностранца и укажите название города, о котором идет речь. Ивана IV «встретил колдун или мошенник, которого они почитали как своего оракула, святой человек по имени Микула Свят; он встретил царя смелыми проклятиями, заклинанием, руганью и угрозами, называл его кровопийцей, пожирателем христианской плоти, клялся, что царь будет поражен громом, если он… коснется с преступной целью хотя бы волоса на голове последнего из детей этого города… Царь содрогнулся от этих слов и просил его молиться и об избавлении и прощении [царю] его жестоких замыслов».
Раньше, чем народный бунт в Москве, произошла(о)
Прикрепление крестьян к земле было предпринято в первую очередь в интересах
Жертвой опричного террора стал
Что было одной из причин неудачи России в Ливонской войне?
Часть В Ответом на задание в части В может быть слово, словосочетание, сочетание букв или букв и цифр. B1. Расположите в хронологическом порядке события военной истории России. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: БВАГ. __________________ А) битва при селе Молоди Б) взятие Полоцка В) поход Ермака Г) взятие Казани B2. Установите соответствие между религиозными деятелями и фактами их биографии. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)
B3. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и назовите фамилию деятеля, к которому относится эта характеристика. «Прежде всего следует отметить исключительную быстроту [его] возвышения. Внешним выражением этого является продвижение… вверх по лестнице чинов. Второе — это его «близость» к царю. Начиная с 1547 г. он участник почти всех военных походов Ивана IV… Политическим выражением «близости»… было включение [его] в состав «ближней думы», членом которой он является уже в марте 1553 г. Наконец, третья черта — это широта его деятельности». _________________________ B4. Установите соответствие между иностранцами и фактами их биографии. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)
B5. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя человека, о смерти которого идет речь. «В полдень 15 мая царица Мария стала обедать, а сына отпустила погулять и потешиться игрой с четырьмя сверстниками. Дети играли на небольшом заднем дворике — в углу между дворцом и крепостной стеной. За ними приглядывала мамка Василиса Волохова и две другие няньки. Обед только начался, как вдруг на дворе громко закричали. Царица поспешно сбежала вниз и с ужасом увидела, что ее единственный сын мертв». ______________________ B6. Напишите имя и фамилию русского первопечатника. ________________________ B7. Установите соответствие между деятелями русской культуры и созданными ими памятниками (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)
B8. Установите соответствие между деятелем русской истории и тем, в каком родстве он состоял с Иваном IV. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)
B9. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и напишите, где произошли описываемые события. «Отсюда… царь известил митрополита и думу о том, что «от великие жалости сердца» он оставил свое государство и решил поселиться там, где «его, государя, Бог наставит»… В письме к Боярской думе Иван IV четко объяснил причины своего отречения. Он покинул трон из-за раздора с Боярской думой». _____________________ В10. Распределите перечисленные ниже события: связанные с периодом деятельности Избранной рады – в группу А, связанные с периодом опричнины – в группу В. Запишите номера ответов в порядке возрастания в каждой из групп в нижеприведенную таблицу.
ЧАСТЬ 3 Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний и умений. «Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не взглянет, и уж совсем не как раб на господ. Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. Все расхитили коварным образом…». C1. Что это за документ, кто его автор, кому он адресован, когда приблизительно составлен? C2. О каком периоде русской истории вспоминает автор? C3. Как в отрывке проявляется мировоззрение автора?
Задания С4-С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), сравнение (С5), анализ исторической ситуации (С6), рассмотрение исторических версий и оценок (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.
C4. Укажите основные итоги деятельности Ивана IV Грозного в сфере внешней политики. C5. Сравните политику Ивана III и Ивана IV в отношении Новгорода. Найдите черты сходства и различия. Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).
C6. Рассмотрите историческую ситуацию (избрание Бориса Годунова на царство) и ответьте на вопросы. Почему возникла необходимость в выборах царя? Почему был избран именно Борис Годунов? В чем была уязвимость его положения как «избранного царя» по сравнению с «природным царем»? C7. Опричнина вызывает различные оценки историков. Какие оценки вам известны, какие аргументы приводятся в споре? Какую из оценок вы считаете более убедительной? Приведите положения, факты, которые аргументируют избранную вами точку зрения.
ОТВЕТЫ Тренинг Работа с хронологией Заполните таблицу. Определите последовательность событий, выделенных жирным шрифтом.
12→1→4→7→10→18→8
Работа с персоналиями Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)
Работа со схемой 1. Заполните родословную таблицу. 1 — Иван IV Грозный; 2 – Иван Иванович; 3 – Федор Иванович; 4 – царевич Дмитрий; 5 – Борис Годунов. 2. Определите, что обозначено цифрами на схеме управления Русским государством в конце XVI в. 1 – царь; 2 – Боярская дума; 3 – Земский собор; 4 – приказы; 5 – воеводы; 6 – губные старосты и другие избираемые представители населения. Работа с картой Работа с понятиями 1. Избранная рада – круг ближайших советников Ивана IV в 1550-е гг., фактически ставший неофициальным правительством. 2. Стоглавый собор – церковный собор 1551 г., книга постановлений которого содержала 100 глав (отсюда и название). 3. Приказ – центральный орган отраслевого или (реже) территориального управления. 4. Губной староста – выборный глава местного самоуправления из боярских детей или дворян после реформ 1530-1550-х гг. 5. Служилые люди «по отечеству» и «по прибору» - дворяне (служили по наследству) и стрельцы (служили по найму). 6. Опричнина и земщина – две части государства в 1565-1572 гг. 7. Заповедные лета – годы, когда переход крестьян в Юрьев день запрещался. 8. Патриарх – в православии глава автокефальной (самостоятельной) церкви. 9. Урочные лета – срок сыска беглых крестьян. 10. Крепостное право – прикрепление крестьян к земле с запрещением им покидать ее.
Работа с источниками О каких правителях идет речь в отрывках? А – Борис Годунов; Б – Иван Грозный; В – Федор Иоаннович.
Работа с суждением историка Речь идет об опричнине. Автор называет ее бессмысленной, однако с точки зрения многих ученых смысл опричнины был в борьбе с пережитками феодальной раздробленности и привилегиями знати, в укреплении единовластия царя.
Проверочный контроль Часть 1 А1–3 А2–3 А3–4 А4–2 А5–2 А6–3 А7–4 А8–2 А9–1 А10–3 А11–3 А12–4 А13–2 А14–3 А15–2 А16–3 А17–2 А18–3 А19–2 А20–4 А21–2 А22–3 А23–2 А24–3 А25–2 А26–3 А27–1 А28–3 А29–2 А30–1 Часть 2 В1. ГБАВ В2. 1Г2Б3А4Д В3. Адашев В4. 1В2А3Г4Б В5. Дмитрий В6. Иван Федоров В7. 1Д2В3Г4Б В8. 1Б2А3Д4В В9. Александрова слобода В10. А — 1,5,6; В — 2,3,4.
Часть 3 Примечание. Здесь даны лишь краткие схемы ответов, они могут носить более развёрнутый характер. В скобках указано количество баллов за каждый необходимый элемент ответа и сумма баллов в целом. С1. Отрывок из письма Ивана IV (1) Андрею Курбскому (1), перв. пол. 1560-х гг. (1) (Всего – 3.) С2. Период «боярского правления». (Всего – 1.) С3. Все подданные (даже князья-Рюриковичи) – рабы царя. (Всего – 1.) С4. Расширение государства на востоке за счет Казанского, Астраханского и Сибирского ханств (1), нерешенная проблема Крыма и набегов крымских татар (1), нерешенная проблема выхода к Балтийскому морю (1) и падение международного престижа России в связи с проигранной Ливонской войной и негативным имиджем страны (1) (Всего – 4.) С5. (Всего – 4.)
С6. Прекратилась московская ветвь династии Рюриковичей, т.е. потомство Даниила Александровича (ошибочный ответ – прекратились Рюриковичи вообще) (1). Борис Годунов был фактическим правителем государства при Федоре Иоанновиче, был его шурином (1), и смог организовать собственное избрание, подобрав нужный состав Земского собора (1). Его позиции подрывала зависть князей и бояр (1), а также настороженное отношение народа (по понятиям того времени люди при избрании могут ошибиться и избрать «не того»; Бог даст это понять, «явив свой гнев»; соответственно, любое бедствие могло быть воспринято как показатель ошибочности сделанного выбора) (1) (Всего —5). С7. (Примечание. При выполнении заданий на рассмотрение исторических версий и оценок желательно, чтобы экзаменуемый назвал крайние, полярно противоположные точки зрения, а его собственная точка зрения носила бы «промежуточный», по возможности нейтральный характер, но при этом была достаточно аргументирована.) Д
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|