Банковская система Российской Федерации
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Банковская система – один из важнейших организационных механизмов финансовой системы РФ, оказывающий огромное влияние на функционирование всех экономических процессов в обществе. Банковская система, представляя относительно автономное экономическо-правовое образование, органично входит в состав другой, более широкой финансово-кредитной системы, взаимодействует со всеми ее элементами, но выполняет и собственные, только ей присущие функции. Экономическая сущность банковской системы выражается в специфической функции самих банков как финансовых посредников, призванных привлекать сводные денежные средства хозяйствующих субъектов, высвобождающиеся в процессе выполнения работ или оказания услуг. Привлеченные денежные средства банки предоставляют во временное пользование иным субъектам на определенных условиях, как правило на условиях платности, срочности и возмездности, осуществляя тем самым функцию банковского кредитования. Таким образом, через банковскую систему происходит постоянное межотраслевое или межрегиональное перераспределение огромных денежных сумм в безналичной или наличной формах. Кроме выполнения функции межотраслевого и межрегионального перераспределения капитала, банковская система является основным элементом расчетно-платежного механизма в государстве. Аккумулируя и перераспределяя значительные денежные ресурсы, банки ставят в зависимость от своей деятельности защищенность и устойчивость национальной валюты, в частности ее покупательскую способность и курс по отношению к валютам иных государств. Тем самым финансовое состояние банковской системы оказывает непосредственное влияние на экономическую безопасность государства и, как следствие, на его экономический суверенитет.
Банковская система имеет первостепенное значение не только для хозяйственной деятельности частных субъектов, но и для финансовой деятельности государства, поскольку именно через систему банков происходит непосредственное материальное обеспечение государственных функций, программ, различных мероприятий. Названные обстоятельства предопределяют правовое регулирование организации и деятельности банковской системы. В настоящее время банковская система имеет достаточную юридическую регламентацию, осуществляемую нормами Конституции РФ, федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», другими законами, а также большим массивом нормативных актов Центрального банка РФ. Согласно ст. 2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» банковская система Российской Федерации включает в себя Центральный банк РФ, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Кредитная организация представляет собой юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Иностранный банк — банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован. Кредитные организации следует отличать от небанковских кредитных организаций, к которым относятся кредитные организации, имеющие право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Центральным банком РФ. В настоящее время нормативными актами Центрального банка РФ предусмотрены три вида небанковских кредитных организаций: 1) расчетные небанковские кредитные организации; 2) организации инкассации; 3) небанковские кредитные организации, осуществляющие депозитно-кредитные операции (НДКО). Расчетные небанковские кредитные организации вправе осуществлять следующие банковские операции: открытие и ведение банковских счетов юридических лиц; осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам. Организации инкассации на основании лицензии, выданной Центральным банком РФ, вправе осуществлять такую банковскую операцию, как инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов. НДКО вправе осуществлять следующие банковские операции: привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок); размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет; купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме исключительно от своего имени и за свой счет; выдача банковских гарантий. НДКО не вправе осуществлять следующие банковские операции: привлечение денежных средств физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и юридических лиц во вклады до востребования; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной форме; привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов.
Банковская система в Российской Федерации состоит из двух уровней. Первый (верхний) уровень представлен Центральным банком РФ, который и уполномочен государством осуществлять управление другими кредитными организациями и, следовательно, регулировать и контролировать банковскую систему в целом. Второй уровень банковской системы образуют коммерческие банки, которые в качестве составных частей этой системы равноправны между собой, подконтрольны и подотчетны Центральному банку РФ. В банковской системе присутствуют связи двух типов: вопервых, связи между коммерческими банками как однопорядковыми элементами; вовторых, связи между Центральным банком РФ и другими элементами банковской системы1. Связи первого типа характеризуются отношениями координации между указанными элементами системы, в то время как связи второго типа перерастают в отношения субординации (властного подчинения) и в первую очередь обеспечивают функционирование системы как единого целого, гарантируя выполнение государственных целей и задач. Следовательно, в процессе функционирования банковской системы складываются правоотношения как частного, так и публичного характера. Финансовоправовые методы в том или ином объеме применяются при регулировании Центральным банком РФ: процентных ставок по операциям Центрального банка РФ; нормативов обязательных резервов, депонируемых коммерческими банками в Центральном банке РФ (резервных требований); операций на открытом рынке; рефинансирования коммерческих банков, в том числе учета и переучета векселей; валютных отношений; ориентиров роста денежной массы; прямых количественных ограничений посредством установления лимитов на рефинансирование банков и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций; банковской деятельности кредитных организаций; надзора за деятельностью кредитных организаций.
Законодательством особо предусмотрены формы взаимоотношений между кредитными организациями и государством. Кредитная организация не отвечает по обязательствам государства, а также по обязательствам Центрального банка РФ. По общему правилу государство и Центральный банк РФ не отвечают по обязательствам кредитной организации, за исключением тех случаев, когда государство или Центральный банк РФ приняли на себя такие обязательства. Действующим законодательством предусмотрен принцип невмешательства законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления в деятельность кредитных организаций. Кредитная организация не может быть принуждена к осуществлению деятельности, не предусмотренной ее уставными документами. Исключения из названных правил могут быть установлены только федеральным законодательством. Однако принцип невмешательства не следует рассматривать как полную изоляцию банковской деятельности от финансовой деятельности государства. В частности, в указанных законодательством случаях банки уполномочены проводить в интересах государства финансовый контроль (отдельные формы валютного и налогового контроля, проверка соблюдения клиентами порядка ведения кассовых операций). По специально заключаемому на конкурсной основе договору кредитная организация может выполнять отдельные поручения Правительства РФ, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; осуществлять финансовые операции со средствами федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, обеспечивать целевое использование бюджетных средств, выделяемых для реализации федеральных и региональных программ. В связи со стратегической важностью бюджетных денежных средств законодательством особо оговариваются требования, предъявляемые к договорам между кредитными организациями и соответствующими органами государственной власти или местного самоуправления. Такой договор должен содержать взаимные обязательства сторон, предусматривать их ответственность, а также условия и формы контроля за использованием бюджетных денежных средств. Особое место в банковской системе занимают муниципальные банки. Муниципальный банк представляет собой кредитную организацию, находящуюся в ведении органов местного самоуправления и осуществляющую в соответствии с законодательством и лицензией Центрального банка РФ банковское обслуживание муниципальной финансовой деятельности. Муниципальный банк является коммерческой кредитной организацией, входящей в банковскую систему РФ.
Правовой статус муниципальных банков определяется федеральными законами «О банках и банковской деятельности», «Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», а также нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления. Кредитная организация, создаваемая с участием органов местного самоуправления, имеет свой устав. Уставный капитал муниципального банка состоит из вкладов участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы его кредиторов. Отличительным признаком муниципального банка является формирование уставного капитала с участием финансовых средств муниципального образования. В этой связи органы местного самоуправления выступают гарантами по обязательствам муниципального банка. Основными видами муниципальной банковской деятельности являются кассовое обслуживание местного бюджета, привлечение вкладов местного населения, кредитование мелкого и среднего предпринимательства, ипотечное кредитование, предоставление ссуд муниципальным предприятиям, организациям, учреждениям и т. д. Как правило, кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляется муниципальным банком на льготных условиях с последующей компенсацией соответствующей разницы за счет средств местных целевых фондов поддержки малого бизнеса. Не менее важной сферой финансовой деятельности муниципальных банков является профессиональное участие на рынке ценных бумаг.[8]
Список использованной литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ в ред. 27.12.2009 2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ 3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395 (ред. от 15.02.2010 № 11-ФЗ) 4. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 27.12.2009 № 378-ФЗ) 5. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. 25.12.2009) 6. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. 27.12.2009 № 378-ФЗ) 7. Федеральный закон «О налогах на имущество физических лиц» от 9.12.1991 №2003-1(ред. от 28.11.2009) 8. Грачева Е.Ю. Финансовое право. – М.: проспект,2009 9. Крохина Ю.А. Финансовое право России. – М.: Норма, 2008 10. Рукашникова И.В. Финансовое право. – М.: Норма, 2008 11. Павлов П.В. Финансовое право. – М.: Омега-Л, 2008 12. Мальцев В.А. Финансовое право. – М.: 2008 13. Вострикова Л.Г. Финансовое право. – М.:2007 14. Химичева Н.И. Финансовое право. – М.: 2004 15. Артемов Н.М., Финансовое право. Вопросы и ответы. – М.: 2006 16. Карасева М.В. Финансовое право Российской Федерации. – М.: 2006 [1] Грачева Е.Ю. Финансовое право. – М.: проспект,2009, с.95-97 [2] Павлов П.В. Финансовое право – М.: Омега-Л, 2008, с.343 [3] Грачева Е.Ю. Финансовое право. – М.: проспект,2009, с. 97 [4] Крохина Ю.А. Финансовое право России. – М.: Норма, 2008, с.465-456 [5] Рукашникова И.В. Финансовое право. – М.: Норма, 2008, с.332-335 [6] Крохина Ю.А. Финансовое право России. – М.: Норма, 2008,с.471 [7] Рукашникова И.В. Финансовое право. – М.: Норма, 2008, с.335-337 [8] Крохина Ю.А. Финансовое право России. – М.: Норма, 2008, с.529-534
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|