Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подъем мировой торговли. Торговый интерес




Процесс секуляризации международных отношений уско­рился в XVI в. под воздействием резкого подъема мировой тор­говли, связанного с Великими географическими открытиями. Оба эти явления были взаимообусловлены. Огромная заинтере­сованность европейских государств в развитии торговли были главным стимулом поиска морского пути в страны Востока — Индию, Китай, Японию. Стремясь проникнуть в эти страны, европейцы и совершили важнейшие географические открытия.

В самом конце XV в. европейцы открыли для себя Америку (плавания Колумба), проложили вокруг Африки морской путь в Индию и в Юго-Восточную Африку (экспедиция Васко да Гама). Раньше они не подозревали о существовании Американ­ского континента и многих других земель. Их представления о размерах и устройстве поверхности Земли были смутными. Значительную часть своих географических познаний они чер­пали из Священного писания, книг античных историков и гео­графов. Сами европейцы редко покидали пределы Европы. Пу­тешественники или купцы, побывавшие в отдаленных странах Востока, в Индии или Китае, такие как Марко Поло или Афа­насий Никитин, были наперечет. Немало географических от­крытий в Средние века, вроде плаваний викингов в Северную Америку, не оставили заметного следа в науке и культуре Ев­ропы.

Как бы то ни было, Восток был известен европейцам еще с античных времен. Прежде всего, классический Восток — Пе­редняя Азия, Малая Азия, Египет, Месопотамия, Персия. В Средние века с ним поддерживались достаточно активные эко­номические связи. Отчасти этому способствовали Крестовые походы XI—XIV веков. На торговле с Востоком выросло могу­щество городов средневековой Италии, в особенности Венеции и Генуи. Через посредников поддерживались торговые отноше­ния даже с Южной Азией и Дальним Востоком. Но удобных торговых путей с этими странами у европейцев не было. Вся торговля велась через многочисленных посредников, среди ко­торых главными были арабы — крупнейший торговый народ


Востока в Средние века. Именно арабы обеспечивали торговлю Западной Европы со странами Южной Азии и Дальнего Восто­ка через Средиземное море и расположенные по его берегам страны. Арабы создали в Средние века мощную торговую ци­вилизацию, контролировали все морские сообщения в северо­западной части бассейна Индийского океана — в Красном и Аравийском морях, в Персидском заливе. Львиная доля това­ров, которые европейцы получали из Азии, проходила через руки арабских купцов. Лишь появление турок-османов в Вос­точном Средиземноморье, а также европейцев в Индийском океане, сначала португальцев, затем голландцев и прочих евро­пейских мореплавателей, подорвало монополию арабских купцов.

Чтобы понять значение этой торговли для Европы, нужно иметь в виду, что вплоть до начала XIX в. Восток, страны Азии, были экономически более сильными, чем Европа. Они производили гораздо больше ремесленной и сельскохозяйст­венной продукции. Это и не могло быть иначе в эпоху, когда во всех отраслях экономики безраздельно господствовал руч­ной труд. В этих условиях объемы производства прямо зависе­ли от количества рабочих рук. Страны Азии, в особенности такие, как Индия и Китай, во все времена отличались от Евро­пы более многочисленным населением. Следовательно, они были лучше обеспечены таким ценным экономическим ресур­сом, как рабочая сила, и обеспечивали большую часть мирово­го промышленного (ремесленного) и сельскохозяйственного производства.

В Средние века Европа завозила с Востока большое количе­ство самых разнообразных предметов роскоши. Это были и до­рогие ткани — парча, бархат, шелк, хлопчатобумажные ткани и пр. — и посуда из фарфора, и украшения (драгоценные камни). С Востока в Европу привозили холодное оружие из высокока­чественной (дамасской) стали, которую в ту пору еще не могли делать европейские металлурги. Не говоря уже о пряностях, а в дальнейшем — чае, кофе, хлопке и пр.

Но торговля — дело взаимное. Если ты хочешь что-то ку­пить, то ты должен за это заплатить или предложить что-либо, т.е. продать. Что Европа могла предложить Востоку? По боль­шому счету ничего, кроме золота и серебра. Но золота и сереб­ра в Европе было мало. Месторождения этих металлов были скудны. К тому же они истощились за несколько столетий их интенсивной эксплуатации. Чтобы получать с Востока в боль­шом количестве предметы роскоши, пряности и другие потре­бительские изделия, пользовавшиеся большим спросом, евро­пейцы нуждались в золоте и серебре. Нужда в драгоценных ме-


таллах для оплаты импорта с Востока также толкала европей­цев на поиски новых земель, сказочной страны Эльдорадо.

Каким был механизм европейской торговли в XV— XVI веках? Почти все золото и серебро, которое европейцы вывезли в XVI—XVII вв. из Америки, 80—90%, осело не в сун­дуках европейских банкиров, а переместилось на Восток. Вос­ток разбогател на торговле с Западом изделиями своего ремес­ла и продуктами сельского хозяйства. В XVII—XVIII вв. в по­говорку вошли сказочные богатства и роскошь, в которых жили, например, индийские магараджи или китайские богды-ханы. Европа была своеобразным насосом, который перекачи­вал золото и серебро из Америки на Восток.

Это происходило тремя основными путями. Главным был морской путь вокруг Африки, проложенный португальским мо­реплавателем Ваской да Гама. Продолжал действовать и тради­ционный путь, служивший европейцам в течение многих сто­летий и даже тысячелетий, — путь по Средиземному морю, через Суэцкий перешеек в Красное море, либо через Перед­нюю Азию, Месопотамию в Персидский залив и далее в Южную и Юго-Восточную Азию. Наконец, немаловажное зна­чение имел торговый путь через земли Русского государства — из Балтийского или Белого морей по восточноевропейским рекам (Волге, Дону) в Каспийское море, Персию, Центральную Азию и далее на восток по Великому шелковому пути или в теплые моря. Русское государство, таким образом, контролиро­вало одну из важнейших торговых артерий, связывавших Евро­пу со странами Азии в Средние века и начале Нового времени.

Разумеется, мировая торговля вела к обогащению не только Восточных стран. Европейцы сами наживались на этой торгов­ле, потому что потребительские товары, привозимые с Востока, стоили в Европе дорого, и торговля ими была исключительно выгодна. В восточной торговле нормальной считалась прибыль в сотни процентов. Однако последствия мировой торговли на Вос­токе и на Западе оказались различными. Благодаря этой торговле страны Азии накапливали сокровища, а европейские страны — капиталы. Поэтому в отдаленной перспективе она имела гораздо более благоприятные последствия для Европы, способствуя раз­витию капитализма, в особенности крупного, в виде монополь­ных акционерных компаний для торговли с заморскими стра­нами (ост-индских, вест-индских и т.п.), банков, товарных и фондовых бирж и пр. В результате исторические пути Востока и Запада, и раньше отличавшиеся большим своеобразием, еще больше разошлись. На Востоке сохранялись традиционные ин­ституты экономики, общества и государства, тогда как на Запа­де они, начиная с XVI в., стали постепенно меняться в соответ­ствии с духом и потребностями Нового времени.


Эти перемены подготовили ускорение темпа экономическо­го роста и значительный технический прогресс. Если по разме­ру накопленного богатства, объемам производства, искусству мастеров ремесленного и художественного производства стра­ны Азии еще долго превосходили Европу, то по развитию тех­ники европейские страны уже в XVII—XVIII вв. опередили Азию. Техническое превосходство обеспечило европейцам сна­чала военное и морское господство над другими народами мира, а затем — и экономическое преобладание. В конце XVIII в. в Европе — сначала в Великобритании, а потом и в других странах — началась промышленная революция, которая разорвала прежнюю зависимость между количеством рабочих рук и объемом производства. Сравнительно бедная природны­ми ресурсами и рабочими руками, но богатая капиталами и техническими изобретениями Европа в XIX в. экономически превзошла и оставила далеко позади себя страны Востока, пре­вратившиеся в аграрную периферию индустриального Запада.

Мировая торговля становится важнейшим фактором между­народных отношений Нового времени, в том числе и полити­ческих, т.е. отношений между государствами, где она порожда­ет особый торговый интерес. Государства стремятся воспользо­ваться преимуществами, которые сулит им участие в мировой торговле. Поэтому правительства многих стран Европы созна­тельно прилагали усилия, чтобы поставить ее под свой контроль и использовать к собственной выгоде. Торговый интерес облека­ется в форму меркантилистских теорий, пользовавшихся исклю­чительной благосклонностью правительств больших централизо­ванных государств Европы. В соответствии с этими теориями, каждое государство старалось торговать с заморскими странами и колониями без посредников, предоставляя отечественным куп­цам и судовладельцам исключительные права и привилегии на ввоз «колониальных» товаров. Эти привилегии государства го­товы были защищать всей мощью своих армий и флотов.

В XVI—XVIII в. наблюдалось известное совпадение торго­вого интереса с интересом государственным. Ведь чем более развита торговля, чем богаче подданные, тем больший доход поступает в государственную казну от налогов и таможенных пошлин и, следовательно, сильнее государство.

7. Основные международные конфликты и противоречия

Несмотря на формирование государственного и торгового интересов, в международных отношениях XVI—XVII вв. динас­тический и конфессиональный принципы продолжали играть важную роль.


В конце XV в. возник острейший династический конфликт между французскими королями и германскими императорами. Его предпосылкой явились давние притязания обеих монархий на территории, протянувшиеся по левому берегу Рейна от Аль­пийских гор до побережья Северного моря и пролива Ла-Манш. Зерна этого конфликта были посеяны еще в 843 г., когда по Верденскому договору империя Карла Великого была разделена на три части, ставшие прообразом будущих госу­дарств Франции, Германии и Италии. Причем, левобережье Рейна досталось итальянскому королю Лотарю (от имени кото­рого происходит название Лотарингии). Разумеется, итальян­ский король не мог контролировать земли, отделенные от его основных владений высокогорьем Альп. Эта обширная терри­тория и стала яблоком раздора между французскими и немец­кими властителями. Так зародился один из вековых междуна­родных «антагонизмов» в Европе.

Его обострению в конце XV в. способствовало то, что Франция, победив в Столетней войне, встала на путь активной территориальной экспансии, подчиняя себе одно за другим со­предельные феодальные владения. В 1494 г. она развязала войну с целью захвата Италии. Начались т.н. Итальянские войны Франции, завершившиеся лишь в 1559 году. Одновре­менно более активную внешнюю политику стала проводить и сама Империя. С 1438 г. императорами избирались представи­тели австрийского дома Габсбургов, которые с конца XIII в. правили в т.н. Восточной марке, образованной еще Карлом Ве­ликим, и других подвластных землях. Со временем название этого феодального владения трансформировалось в привычное нашему слуху «Австрия» (Остмарк — Острайх — Остеррайх). Многие из территорий, на которые претендовали французские короли, издавна входили в состав Священной Римской импе­рии германского народа, либо также были объектом притяза­ний императора. Поэтому столкновение обеих монархий из-за раздела или передела земель на Рейне и в Италии было вполне предсказуемым. Правда, им удалось благодаря компромиссу разрешить спор о наследстве герцога Бургундского Карла Сме­лого, который погиб в 1477 г., не оставив наследника по муж­ской линии. Единственная его дочь Мария вышла в том же году замуж за Максимилиана Австрийского, ставшего в 1493 г. германским императором. Благодаря этому браку в состав на­следственных владений Габсбургов вошли обширные террито­рии на северо-западе Европы — Бургундия, Франш-Конте, Артуа, Пикардия, Голландия и Зеландия. Однако французский король Людовик XI, недовольный таким поворотом событий, вторгся со своими войсками в Артуа и Пикардию. Согласно Аррасскому договору, положившему в 1482 г. конец этой


войне, Габсбургам пришлось уступить французскому королю шпадную часть Бургундии.

Раздел Бургундии, однако, не привел к примирению Габс­бургов с французскими королями. Император Максимилиан I женил своего сына Филиппа на дочери Фердинанда Арагон­ского и Изабеллы Кастильской, Хуане, прозванной Безумной (она страдала душевной болезнью). У Филиппа и Хуаны родил­ся сын Карл, который после смерти «католического короля» Фердинанда в 1516 г. был провозглашен королем-соправителем Испании. После смерти своего деда императора Максимилиа­на 1 Карл унаследовал владения Габсбургов в северо-западной и центральной Европе. В 1519 г. он был избран императором Священной Римской империи под именем Карла V и стал самым могущественным из монархов Европы. Нельзя забывать, что благодаря открытиям мореплавателей и завоеваниям кон­кистадоров в его владении оказалась и обширная колониальная империя Испании. Опираясь на несметные богатства своей державы, над которой, по словам современников, «никогда не заходило солнце», Карл V попытался установить гегемонию Габсбургов в Европе.

Таким образом, вскоре после триумфальных побед второй половины XV в. международное положение Франции снова ухудшилось. На суше со всех сторон — в Нидерландах, Италии и на Пиренейском полуострове — она была окружена владе­ниями Габсбургов. Это обусловило одну из долговременных целей внешней политики Франции — прорыв враждебного ок­ружения или хотя бы ослабление тисков, которые сдавливали ее извне.

Вскоре после своего избрания император Карл V предъявил притязания на всю Бургундию и на захваченное Франциском I Миланское герцогство, которое находилось в вассальной зави­симости от Священной Римской империи. Началась война, во время которой на стороне Карла V стояли папа Адриан VI, Ве­неция и английский король Генрих VIII. В битве при Павии в 1525 г. французы потерпели сокрушительное поражение, а Франциск был взят в плен. Он был вынужден подписать с им­перией Мадридский договор, который обязывал его отречься от притязаний на Милан и отдать Габсбургам Бургундию. Од­нако в это время могущество, которого Карл V добился в ре­зультате победы над Францией, стало внушать опасения его со­юзникам. Новый папы Климент VII образовал в 1527 г. против императора Священную лигу, в которую вошли Франция, Анг­лия и некоторые итальянские государства. Папа освободил Франциска I от обязательств, принятых им по Мадридскому договору. В ходе новой войны императорские войска взяли и разграбили Рим, из которого папе пришлось спасаться бегст-


вом. Война закончилась в 1529 г. т.н. «дамским миром», заклю­ченном в Камбрэ по поручению обоих монархов Луизой Са-войской (матерью Франциска I) и Маргаритой Габсбург (тет­кой Карла V и правительницей Фландрии). По условиям этого договора, Франция отказывалась от притязаний на Милан, а император — от Бургундии. В ознаменование своего триумфа 24 февраля 1530 г. в Болонье Карл V принял из рук папы рим­ского императорскую корону.

Чтобы вырваться из окружения Габсбургов, Франция в те­чение двух столетий не только вела длительные и упорные войны, но выстроила систему антигабсбургских «тыловых» со­юзов на востоке Европы, призванных отвлечь силы Империи, «уравновесить» ее могущество.

В ходе Итальянских войн Франция сблизилась с Османской империей, которая как раз расширяла свою агрессию на Балка­нах, где ее основным противником была монархия Габсбургов. В 1535 г. французы и турки подписали «Договор о мире, друж­бе и торговле», предоставлявший французским купцам значи­тельные льготы и привилегии. Это была т.н. первая «капитуля­ция» (от лат. слова «капитул» — статья, параграф). Фактически сложился турецко-французский военный союз против Габсбур­гов. В дальнейшем к антигабсбурскому союзу удалось привлечь и другие государства восточной и северо-восточной Европы. В 1573 г. Франция добилась избрания польским королем фран­цузского принца Генриха Валуа, что обеспечило династический союз обоих государств. Однако Генрих пробыл польским коро­лем всего лишь около года. После смерти в 1574 г. своего стар­шего брата французского короля Карла IX он покинул Поль­шу, чтобы занять французский трон под именем Генриха III. В дальнейшем Франция стала искать подходы и к Швеции, кото­рая во второй половине XVI в. также встала на путь внешней экспансии в Северной Европе. Постепенно из этих государств ей удалось создать т.н. «Восточный барьер», враждебную Габс­бургам группировку, на которую она опиралась в своей борьбе с их гегемонией на протяжении XVII и первой половины XVIII века.

Уже в конце XVI в. притязания Франции на территории по левому берегу Рейна получили обоснование в теории «естест-. венных границ», автором которой являлся Сюлли, первый ми­нистр короля Генриха IV. Это была вполне светская и рацио­нальная теория, не нуждавшаяся в аргументации династическо­го или конфессионального характера. Она обосновывала право Франции на аннексию левого берега Рейна объективной, как бы «научной» необходимостью обладания удобными и безопас­ными границами, опирающимися на какой-нибудь природный рубеж, вроде морской береговой линии и высоких труднопрео-


долимых гор на севере, западе и юге. Такой естественной пре­градой на востоке, по мысли государственных деятелей Фран­ции, должна была стать река Рейн.

Династические противоречия в Европе начала Нового вре­мени тесно переплетались с торговыми и колониальными. В XVI в. Испания и Португалия, первыми проложившие морские пути в Индию и Америку, занимали монопольное положение на мировых торговых путях и в колониях. В 1494 г. Испания и Португалия заключили в испанском городе Тордесильяс дого­вор о разделе сфер колониальных владений в Западном полу­шарии. Он уточнил линию раздела, установленную папскими буллами в предыдущем году. Согласно Тордесильясскому дого­вору, демаркационная линия проходила через оба полюса и пересекала Атлантический океан на расстоянии 370 лиг (свыше 2 тыс. км) от самой западной части островов Зеленого Мыса. Расположенные к востоку от этой линии земли признавались владениями Португалии (как впоследствии оказалось, в их числе и Бразилия в Южной Америке), а к западу от нее — Ис­пании. После плавания Магеллана, в результате которого уда­лось уточнить представления о размерах поверхности Земли и расположении основных частей света, в 1529 г., между обеими державами был подписан Сарагосский договор о разделе владе­ний в бассейне Тихого океана. Оба договора были аннулирова­ны лишь в 1777 году.

Другие государства Европы, не столь преуспевавшие, как Испания и Португалия, в области географических открытий, завидовали их успехам и также стремились овладеть новыми источниками обогащения. Первыми вызов испано-португаль­скому господству на морях бросили Англия и Голландия (Се­верные Нидерланды, образовавшие в конце XVI в. независимое государство), экономика которых в большой мере зависела от морской торговли. Не располагая в XVI в. сильным военным флотом, они долгое время пытались избежать прямого столк­новения с Испанией и Португалией. Они попытались найти альтернативные морские пути в страны южной и восточной Азии, в частности, северо-западный (в обход Северной Амери­ки) и северо-восточный (в обход Азии) по Северному Ледови­том океану. С этой целью оба государства снарядили несколько морских экспедиций, которыми руководили англичане М. Фробишер, Дж. Дейвис, Г. Гудзон, У. Баффин, голландец В. Баренц. Ввиду безуспешности этих поисков они для оживле­ния торговли со странами южной Азии решили воспользовать­ся традиционным торговым путем по территории Российского государства. С этой целью в Англии в 1554 г. была образована Московская компания, получившая от английского правитель-


ства право монопольной торговли с Русским государством, а по волжскому пути и со странами Востока.

Лишь во второй половине XVI в. Англия и Голландия со­здали сильный флот и попытались сокрушить морское могуще­ство Испании и Португалии. Началась эпоха борьбы англичан и голландцев против португальцев и испанцев на море и в ко­лониях. Одной из ярких ее форм было поощряемое правитель­ствами Англии и Голландии пиратство, целью которого был грабеж судов, везущих в порты Европы колониальные товары, а также контроль над морскими путями мировой торговли. Самым известным английским пиратом XVI в. был Френсис Дрейк, который неоднократно участвовал в морских экспеди­циях с целью захвата судов испанских работорговцев, грабежа испанских владений в Вест-Индии. В 1577 г. он с эскадрой из 5 кораблей отплыл из Англии, прошел через Магелланов про­лив и, двигаясь на север вдоль западного побережья Америк, грабил испанские колонии. В 1580 г. с громадной добычей Дрейк вернулся в Англию, совершив таким образом второе после плавания Магеллана кругосветное путешествие.

Франция отчасти следовала примеру Англии и Голландии, снарядив несколько экспедиций с целью поиска северо-запад­ного прохода в Индию. В результате французские мореплавате­ли Дж. Веррацано и Ж. Картье открыли восточный берег Се­верной Америки и р. Св. Лаврентия. Однако Франция, в отли­чие от Англии и Голландии, была крупным континентальным государством, обладавшим сильной армией и протяженными сухопутными границами. Это позволило французам прибегнуть к другим способам борьбы за контроль над колониальной тор­говлей.

Вся торговля с Востоком сходилась в Европе в двух основ­ных точках. Это были Северная Италия (в особенности Генуя и Венеция, которые издавна доминировали в средиземномор­ской торговле) и Северные Нидерланды. Все испанские или португальские суда, которые везли товары из Америки, Индии, Китая в Европу, практически не заходя в порты Пиренейского полуострова, направлялись в Амстердам, Антверпен и другие гавани Северных Нидерландов. Тому имелась веская причина. Северные Нидерланды и Северная Италия находились на двух концах главного внутриевропейского торгового пути по Рейну и другим рекам, от которого отходили ответвления в разные стороны. Издревле в Италию доставлялись товары с Востока, которые затем по Рейну отправлялись в Нидерланды, откуда они перераспределялись по всему европейскому Северу. В об­ратном направлении везли золото и серебро. Таким образом, здесь издавна имелась необходимая торговая инфраструктура — капиталы, складские помещения, удобные гавани и пр. Когда


через Атлантический океан пролегли новые пути мировой тор­говли, они естественным образом замкнулись на портах Север­ных Нидерландов. В меньшей мере — на портах Северной Ита­лии, которые по-прежнему обслуживали главным образом сре­диземноморскую торговлю.

Ярко выраженное, начиная с XVI в., стремление француз­ских королей овладеть левым берегом Рейна (включая Нидер­ланды), а также распространить свое влияние за Альпийские горы, мотивировалось не только династическими противоре­чиями с Габсбургами, но и торгово-финансовыми соображе­ниями. Франция стремилась прибрать к рукам все денежные и товарные потоки, которые проходили через Нидерланды и Се­верную Италию. Габсбурги, защищая свою монополию на ми­ровую торговлю, старались этого не допустить. В XVI в. Фран­ция не сумела добиться поставленной цели. По мирному дого­вору 1559 г. в Като-Камбрези, которым завершились Итальян­ские войны, она отказалась от притязаний на господство в Италии, на два столетия перешедшей под контроль Испании и Империи. Однако борьбу за присоединение Нидерландов Франция продолжала и в XVII, и в XVIII веках.

<?. Религиозные войны

Династические и торговые противоречия европейских госу­дарств в XVI—XVII вв. причудливым образом переплетались с конфессиональными. Именно на почве религиозных противо­речий в начале XVI в. возник еще один острейший междуна­родный конфликт, определивший ход европейской политики на многие десятилетия вперед.

Реформация, начало которой положило в 1517 г. знамени­тое выступление Мартина Лютера с критикой римско-католи­ческой церкви, разделила христиан Западной Европы на два лагеря: протестантский, как со временем стали называть сто­ронников церковной Реформы, и католический. К середине XVI в. Реформация распространилась в Северной Германии, Северных Нидерландах, на Британских островах, на Сканди­навском полуострове, частично во Франции и Швейцарии. Зато Южная Европа — Италия, Испания, Португалия, южные земли Германии, Южные Нидерланды, монархия Габсбургов, частично Франция, Польша — остались верны католицизму.

Церковная Реформа снова выдвинула на первый план в от­ношениях между государствами конфессиональный принцип. Казалось бы, торговый и государственный интерес заставили европейцев забыть о религиозных разногласиях. Расцвет свет­ской культуры в эпоху Возрождения, достижения живописи, скульптуры, архитектуры, развитие гуманистического мировоз-


зрения не оставляли места для религиозного фанатизма. Тем не менее, в связи с попытками реформы католической церкви ре­лигиозные страсти вспыхнули с новой силой. Европа в XVI — первой половине XVII в. переживает такой приступ религиоз­ного фанатизма и религиозной нетерпимости, какие редко встречаются в истории. И все это прямо влияло на отношения между государствами.

Середина и вторая половина XVI в., а также первая полови­на XVII в. — это эпоха религиозных войн в истории Европы. Но хотя эти войны велись под религиозными лозунгами, они носили двойственный характер. Зачастую под покровом отвле­ченных религиозных лозунгов и противоречий скрывались кон­кретные династические цели и торговые интересы. Европей­ские войны той эпохи были двойственными и в том отноше­нии, что в них наблюдалось тесное переплетение внутренних, по сути гражданских, конфликтов с внешними, межгосударст­венными и международными противоречиями. Во многих стра­нах, таких как Франция, Германия, Нидерланды, одна часть населения с оружием в руках поднялась против другой его части, подданные одного и того же государя, католики и про­тестанты, пытались силой разрешить религиозный спор между собой. Но в этой гражданской войне они охотно прибегали к помощи извне, со стороны своих единомышленников из дру­гих государств, будь то отдельные религиозные общины или независимые государи. Таким образом, и католики, и протес­танты, говорившие на разных языках и являвшиеся подданны­ми разных монархов, стремились действовать сообща. По су­ществу сложилось два общеевропейских лагеря — католичес­кий и протестантский. Во главе католического лагеря стояли папа римский, а также светские государи Европы, сохранив­шие верность католицизму, прежде всего, Габсбурги, правив­шие в германских землях и в Испании. Перед лицом объеди­ненных государей католической Европы протестанты тоже стали создавать собственные международные союзы, оказывали друг другу помощь в защите своих прав, несмотря на извест­ную разницу в вероучениях, например, между лютеранами и кальвинистами. Большую помощь протестантам на континенте оказывала Англия, защищенная от происков католических го­сударей Европы морями и океанами. Практически все между­народные коалиции, создававшиеся в Европе во второй поло­вине XVI — первой половине XVII в. строились по конфесси­ональному признаку.

В германских землях в 1546 г. вспыхнула Шмалькальден-ская война. Свое название она получила от Шмалькальденско-го союза протестантских государств Германии, который возник в начале 30-х годов (Шмалькальден — город в Западной Герма-26


ими). Против этого союза и выступила коалиция католических государств во главе с императором Священной Римской импе­рии Карлом V. Сначала протестанты в этой войне терпели по­ражения, во многом потому, что их отказался поддержать крупный военачальник Мориц Саксонский, протестант, кото­рому император пообещал титул курфюрста. Но потом удача вернулась к ним. Разгромив Шмалькальденский союз, Карл V стал явно проявлять склонность к установлению сильной им­ператорской власти в Германии. Вместе с тем он стал доби-наться, чтобы императорская корона перешла к его сыну Фи­липпу. Против этого возражали не только все немецкие госуда­ри без различия вероисповеданий, но и другие европейские монархи, в том числе и сам папа римский. Это побудило Мо-рица Саксонского перейти на сторону врагов императора. Осе­нью 1551 г. немецкие протестанты заключили договор с Фран­цией, пообещав ей за поддержку крепости Туль, Мец, Верден и Камбрэ. Карла V эти события застигли врасплох. Он был вы­нужден признать свое поражение, и в 1555 г. на рейхстаге в Аугсбурге подписал с протестантами мирный договор, который вошел в историю как Аугсбургский религиозный мир. Он за­крепил известное равновесие в силах, которое сложилось к се­редине XVI в. между протестантами и католиками Германии. Князья получили право самостоятельно определять веру своих подданных. Впоследствии это положение договора было сфор­мулировано в виде принципа: «Чья власть, того и вера».

Заключение религиозного мира Карл V воспринял как кру­шение своих замыслов. Он отрекся от испанской короны (передал испанский престол и Нидерланды своему сыну Фи­липпу II) и от императорского престола (в пользу своего брата Фердинанда I), после чего поселился в монастыре св. Юста в Западной Испании. Здесь он провел остаток жизни в молитвах и благочестивых занятиях. В результате Аугсбургского мира Германия разделилась в религиозном отношении на две части. Юг, включая Баварию, Австрию, остался верным католицизму. А Север — Бранденбург, Саксония, Ганновер — поддержал протестантизм. Реформу поддержало и герцогство Пруссия. Оно было образовано вместо духовно-рыцарского Тевтонского ордена, существовавшего со времен Крестовых походов. Вели­кий магистр Тевтонского ордена из династии Гогенцоллернов в 1525 г. сам отрекся от духовного сана и преобразовал орден­ское теократическое государство в светское герцогство Прус­сию, находившееся в вассальной зависимости от польских ко­ролей.

Со времени Аугсбургского мира неформальным главой ла­геря католической реакции становится король Испании Фи­липп II. Он решительно вмешался в религиозную борьбу, кото-


рая происходила в Англии. В правление короля Генриха VIII эта страна тоже примкнула к Реформации, причем по инициа­тиве самого английского монарха. Генрих VIII был женат на Екатерине Арагонской, дочери «католических королей» Ферди­нанда и Изабеллы. Но влюбившись в придворную даму Анну Болейн, он захотел расторгнуть брак с Екатериной и жениться на Анне. С этой просьбой он обратился к папе римскому, но получил твердый и непреклонный отказ: папа не желал лиш­ний раз обострять отношения с могущественным племянником Екатерины — императором Карлом V. Тогда Генрих VIII вывел английскую церковь из подчинения римскому престолу. Так началась Реформация в Англии. Однако вскоре после смерти Генриха VIII английской королевой стала Мария, его дочь от брака с Екатериной Арагонской, которая восстановила католи­цизм и подвергла преследованиям протестантов. Мария была замужем за испанским королем Филиппом II. Следовательно, возник династический союз двух крупнейших государств Запа­да — Испании и Англии, — который мог коренным образом изменить расстановку сил в Европе. Объединенная англо-ис­панская монархия могла обеспечить решающий перевес сил католического лагеря над протестантами.

Но Мария процарствовала недолго — с 1553 по 1558 год. Ей на смену пришла Елизавета, дочь Генриха VIII от брака с Анной Болейн, незаконного с точки зрения католической цер­кви. Ни римский престол, ни католические монархи Европы не признали прав Елизаветы на английский королевский трон. Впрочем, они выражали готовность признать ее законной мо­нархиней в случае, если она восстановит в Англии католицизм. Филипп II даже предложил ей руку и сердце. Однако англий­ский парламент, избравший Елизавету королевой, отнюдь не сочувствовал этой идее. Большинство английской знати не же­лало реставрации католицизма и рассматривало Испанию, сто­явшую на пути торговой и колониальной экспансии Англии, как заклятого противника своей страны. Поэтому Елизавета отклонила предложение Филиппа II, и чтобы удержать трон, встала на путь углубления Реформации, начатой ее отцом.

Во второй половине XVI в. между протестантской Англией и католической Испанией вспыхнул острейший конфликт. У него было по крайней мере три важных аспекта — династичес­кий, конфессиональный и торговый. Спор английских Тюдо­ров и испанских Габсбургов осложняли, а в значительной мере — и обуславливали религиозные и торгово-колониальные противоречия между обоими государствами. Кульминацией англо-испанского конфликта явилась попытка Филиппа II по­ставить Англию на колени при помощи военной силы. В 1588 г. была снаряжена «Непобедимая Армада» — флот из


полутора сотен военных кораблей, который был направлен с 20 тыс. солдат к берегам Англии. Однако эту военную кампа­нию испанцы проиграли. Их поражение было симптомом нача-ма упадка колониального и морского могущества Испании и соответственно зарождения могущества Англии на морях.

Одновременно с попытками подчинить Англию католициз­му Филипп II вмешивался и во внутренние дела Франции, где в середине XVI в. широкое распространение получил кальви­низм. Основоположником этого протестантского вероучения был Жан Кальвин, женевский проповедник, француз по про­исхождению. В 1560 г. во Франции разгорелись религиозные войны, продолжавшиеся вплоть до конца XVI столетия. Одним из самых трагических событий этих войн была Варфоломеев-ская ночь 24 августа 1572 г., когда католики устроили массовые убийства гугенотов, как называли во Франции протестантов-кальвинистов. После того как в 1589 г. королевскую корону Франции унаследовал глава дома Бурбонов Генрих Наварр-ский, протестант по вероисповеданию, Испания направила свои войска, чтобы помешать ему занять трон. Испанский гар­низон разместился даже в Париже, поскольку французская сто­лица поддерживала католический лагерь и отказывалась прини­мать протестантов. Но если французские католики опирались на помощь Испании, то французские протестанты получали поддержку своих единоверцев из других стран, в частности, из Германии. Религиозная война во Франции приобрела таким образом международный характер.

Войну не смогло остановить даже то, что в 1593 г. в знак примирения с католиками король Генрих IV принял католичес­кую веру, якобы заявив при этом: «Париж стоит мессы!» Лишь когда он в 1598 г. издал эдикт о веротерпимости (так называе­мый Нантский эдикт), война прекратилась. Этот эдикт предо­ставлял гугенотам не только свободу вероисповедания, но и широкую административную и политическую автономию. Внутри французского королевства создавалась своеобразная протестантская автономия, которая имела собственное админи­стративное управление, провинциальные сословные собрания, вооруженные силы (армию и флот), контролировала двести военных крепостей.

Потерпев поражение от английских и французских протес­тантов, католическая Испания всей своей, еще значительной мощью, обрушилась на Нидерланды. Эта обширная страна, ле­жащая в низовьях (отсюда ее название — низменные земли) рек Рейна, Шельды и Мааса, в XIV—XV вв. входили в состав могущественной державы — герцогства Бургундского. Однако в конце XV в. Бургундское герцогство было разделено между гер­манским императором и французским королем. К французско-


му королевству была присоединена западная часть Бургундии, Габсбурги присоединили к своим наследственным владениям ее восточную часть, а также Нидерланды. После отречения Карла V от императорской короны в 1556 г. и раздела его дер­жавы Филипп II получил Нидерланды вместе с Испанией и ее заокеанскими колониями.

В результате преследований, которым испанские власти подвергали нидерландских протестантов, в 1566 г. в Нидерлан­дах вспыхнуло иконоборческое восстание. Его так называли, потому что в ходе этого восстания протестанты разоряли като­лические <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...