Финансовые ресурсы местного самоуправления. Местный бюджет
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Введение
Актуальность темы исследования определяется тем, что эффективное решение вопросов местного значения напрямую зависит от финансово-экономических возможностей муниципального образования. Поэтому правовое регулирование экономических основ местного самоуправления приобретает особую важность. Вместе с тем следует отметить, что Закон о местном самоуправлении 1995 года финансово-экономические основы определял в общем виде, предполагая, что они будут урегулированы другими федеральными законами. Однако в развитие данной части базового закона был принят только Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления" 1997 года, который носил большей частью декларативный характер, не устанавливая, например, виды ответственности органов государственной власти за отсутствие финансирования (или отсрочку по времени) отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. Кроме того, не были приняты федеральные законы, регулирующие механизмы формирования и управления муниципальной собственности, основы муниципального заказа, вопросы, связанные со средствами самообложения граждан и т.п. Следствием подобных правовых пробелов и недоработок стало недостаточное финансово-экономическое обеспечение муниципальных образований. На решение данных проблем и были направлены изменения, внесенные Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в экономические основы местного самоуправления. Целью настоящей работы является исследование финансово-экономической основы местного самоуправления.
Финансовые ресурсы местного самоуправления. Местный бюджет Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований (п. 1 ст. 49 Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Европейская хартия местного самоуправления (ст. 9) приводит следующие принципы финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления: ) органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, получать достаточные собственные финансовые средства, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций; ) финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им по конституции или закону полномочиям; ) по меньшей мере часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом; ) финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько это реально возможно, за изменением расходов, связанных с осуществлением местными органами своих полномочий; ) защита более слабых в финансовом плате органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер, предназначенных для корректировки результатов неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов, и лежащего на них бремени расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их компетенции;
) порядок предоставления перераспределяемых средств необходимо должным образом согласовывать с органами местного самоуправления; ) предоставляемые местным органам самоуправления субсидии по возможности не должны предназначаться на финансирование конкретных проектов. Предоставление субсидий не должно идти в ущерб основной свободе выбора политики органов местного самоуправления в области их собственной компетенции; ) для займа средств на капиталовложения местные органы самоуправления должны с учетом законодательства иметь доступ к национальному рынку ссудного капитала. В целях реализации данных принципов финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять следующие мероприятия: регулировать законами порядок передачи объектов государственной собственности в муниципальную собственность и наоборот; передавать органам местного самоуправления материальные и финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных переданных им государственных полномочий; регулировать отношения между федеральным бюджетом и местными бюджетами, между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами; разрабатывать, принимать и реализовывать федеральные и региональные программы поддержки и развития местного самоуправления; компенсировать органам местного самоуправления дополнительные расходы, возникающие в результате решений, принятых органами государственной власти. Местный бюджет - необходимый атрибут муниципальных образований и материальная основа местного самоуправления. В научной литературе местный бюджет рассматривают в материальном (экономическом) и юридическом аспектах. В экономическом аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления задач местного самоуправления. Следует отметить, что согласно ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» средства местного бюджета не входят в состав муниципальной собственности. Средства местных бюджетов отнесены к элементу экономической основы местного самоуправления, но не к собственности муниципальных образований. Но экономической основой местного самоуправления могут выступать, а некоторыми авторами рассматриваются в качестве таковой, бюджеты юридических и физических лиц, действующих на территории муниципального образования. Однако муниципальные образования не могут реализовать права собственника по отношению к финансовым средствам указанных лиц.
Закрепленная в ч. 3 ст. 52 указанного Федерального закона норма о том, что формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления, не говорит о том, что средства местного бюджета относятся к муниципальной собственности. Тем не менее, даже если в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ средства местного бюджета не отнесены к муниципальной собственности, они таковыми являются в силу Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Согласно ст. 215 ГК РФ «средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну». Следует согласиться с тем, что, учитывая комплексный характер отрасли муниципального права, и в частности института права муниципальной собственности, указанная выше норма ГК РФ применяется к отношениям муниципальной собственности по поводу средств местного бюджета. Однако определение того, что подразумевается под средствами местного бюджета, в действующем законодательстве отсутствует. В научной литературе средства бюджета рассматривают как денежные средства, размещенные на счетах соответствующего бюджета, как безналичные денежные средства. Таким образом, понятие «средства местного бюджета» можно определить как денежные средства, размещенные на счетах муниципального казначейства, а в случае, если между муниципальным образованием и соответствующим территориальным органом федерального казначейства заключено соглашение о кассовом исполнении местного бюджета, - на счетах федерального казначейства. местный самоуправление муниципальный бюджет
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|