Расчет деталей с учетом переменной нагрузки
Прикладные расчеты автомобильных двигателей
Общие сведения
Расчет деталей с целью определения напряжений и деформаций, возника-ющих при работе двигателя, производится по формулам сопротивления мате-риалов и деталей машин. До настоящего времени большинство используемых расчетных выражений дает лишь приближенные значения напряжений. Несоответствие расчетных и фактических данных объясняется различ-ными причинами, основными из которых являются: отсутствие действи-тельной картины распределения напряжений в материале рассчитывае- В связи с этим применяемые методы расчета позволяют получить напряжения и деформации, являющиеся лишь условными величинами и характеризующие только сравнительную напряженность рассчитываемой детали. Это положение становится все актуальнее в последние годы
Основными нагрузками, действующими на детали двигателя, являются силы давления газов в цилиндре и силы инерции поступательно и вращательно движущихся масс, а также усилия от упругих колебаний и тепловых нагрузок. Нагрузка от давления газов непрерывно изменяется в течение рабочего цикла и имеет максимальное значение лишь на сравнительно небольшом участке хода поршня. Нагрузка от инерционных сил имеет периодический характер изменения и в быстроходных двигателях иногда достигает значений, превышающих нагрузку от давления газов. Указанные нагрузки являются источниками различных упругих колебаний, представляющих опасность при явлениях резонанса. Усилия от температурных нагрузок, возникающие в результате выделения теплоты при сгорании рабочей смеси и трения, снижают механическую прочность материалов и вызывают дополнительные напряжения в сопряженных деталях при их различном нагревании Расчетные режимы
Величина и характер изменения основных нагрузок, воздействующих на детали двигателя, зависят от эксплуатационного режима работы двигателя. Обычно рассчитывают детали для режимов, на которых они работают в наиболее тяжелых условиях. Основные расчетные режимы для бензиновых двигателей (рис. 17а): 1) максимального крутящего момента Мe. max при частоте вращения 2) номинальной мощности NeN при частоте вращения nN, когда 3) разностной частоты вращения nразн = (1,15…1,40)· nN, когда Для быстроходных дизелей (рис. 17б) принимают расчетные
1) номинальной мощности NеN при частоте вращения nN, когда давление сгорания достигает максимального значения pz . max, а детали рассчитывают от совместного действия газовых и инерционных нагрузок; 2) максимальной частоты вращения при холостом ходе nХ. Х. max =
Рис. 17. К выбору расчетных режимов работы двигателя: а – бензиновый двигатель, б – дизельный двигатель с наддувом
При расчетах деталей бензиновых двигателей максимальное давле- При расчетах на режиме номинальной мощности условно при- При расчетах на режиме разностной частоты вращения коленчатого вала давлением газов пренебрегают.
Расчет деталей с учетом переменной нагрузки
Практически все детали автомобильных и тракторных двигателей даже на установившихся режимах работают в условиях переменных нагрузок. Влияние не только максимальных величин нагрузок, но и харак-тера их изменения по времени на работоспособность деталей авто-мобильных и тракторных двигателей значительно усиливается при по-вышении частоты вращения и степени сжатия. В связи с этим ряд ответственных деталей современных двигателей рассчитывают на стати-ческую прочность от действия максимальной силы и на усталостную прочность от действия постоянно изменяющихся нагрузок. Усталостная прочность деталей зависит от характера изменения нагрузки, вызывающей симметричное, асимметричное или пульсирую-
В зависимости от характера изменения действующей нагрузки в детали возникают напряжения, которые изменяются по симметричному, асимметрич-ному или пульсирующему циклам. Характеристиками каждого цикла являют-ся: максимальное σ max и минимальное σ min напряжения, среднее напряжение σm, амплитуда цикла σa и коэффициент r асимметрии цикла. Соотношения между характеристиками для указанных циклов приведены в табл. 10. При статических нагрузках за предельное напряжение принимают предел прочности σВ (при расчетах деталей, выполненных из хрупкого материала) или предел текучести σТ. (для пластичных материалов). При переменных нагрузках за опасное напряжение принимается предел усталости σr (для симметричного цикла σr = σ– 1; для пульсирующего σr = σ 0) или предел текучести σТ. При расчете деталей соответствую- При возникновении в детали нормальных или касательных или , (1) расчет производится по пределу усталости; при возникновении в детали напряжений, удовлетворяющих условию , или , (2) расчет производится по пределу текучести. Здесь βσ и βτ – отношение предела усталости при изгибе или кручении к пределу текучести: , ; (3) ασ и ατ – коэффициенты приведения асимметричного цикла к равно-опасному симметричному при нормальных и касательных напряжениях соответственно.
Таблица 10. Соотношения между характеристиками циклов
Значения ασ и ατ для сталей с различными пределами прочно-
Таблица 11. Значения ασ и ατ для сталей
При отсутствии данных для решения уравнений (1) и (2) запас прочности детали определяют или по пределу усталости, или по пределу текучести. Из двух полученных значений прочность оценивают по мень-шему коэффициенту. Приближенная оценка пределов усталости при переменной нагрузке основана на использовании эмпирических зависимостей: для сталей σ– 1= 0,40· σВ; σ– 1 Р = 0,28· σВ; τ– 1= 0,22· τВ; σ– 1 Р = (0,7…0,8)· σ– 1; для чугуна σ– 1= (0,3…0,5)· σВ; σ– 1 Р = (0,6…0,7)· σВ; τ– 1= (0,7…0,9)· σ– 1; для цветных металлов σ– 1= (0,24…0,5)· σВ. Основные механические характеристики для сталей и чугуна приведены в табл. 12, 13. Запас прочности без учета формы, размеров и обработки поверхности деталей определяется из приведенных ниже выражений. При расчете по пределу текучести , (4) ; (5) при расчете по пределу усталости , (6) . (7)
Таблица 12. Механические свойства легированных сталей (МПа)
Таблица 13. Mexaнические свойства чугунов (МПа)
Влияние различных факторов на усталостную прочность детали описывают следующими величинами: 1. коэффициентами концентрации напряжений: теоретическим αкσ 2. масштабным коэффициентом εм, учитывающим влияние абсолют-ных размеров тела на предел усталости; 3. коэффициентом поверхностной чувствительности εП, учитывающим влияние состояния поверхности детали на предел прочности. Теоретическим коэффициентом концентрации напряжений называ- , (8) Значения αКσ для ряда наиболее распространенных кон- Влияние на предел прочности не только геометрии концентратора, , (9) где σ– 1и σк– 1– пределы усталости гладкого образца при симметричном цикле и с концентратором соответственно.
Таблица 14. Значения αКσ для ряда наиболее распространенных концентраторов
Связь между коэффициентами αК σ и kσ выражается приближенной зависимостью , (10) где q – коэффициент чувствительности материала к концентрации напря-жений (изменяется в пределах 0 < q < 1). Величина q зависит в основном от свойств материала: для серого чугуна 0 высокопрочных и ковких чугунов 0,2…0,4 конструкционных сталей 0,6…0,8 высокопрочных легированных сталей 1,0 Кроме того, коэффициент q можно определить по соответствую-
. (12) При проектировании деталей двигателя следует свести к минимуму влияние местных напряжений, чтобы увеличить усталостную прочность. Это достигается увеличением радиусов закругления во внутренних углах детали, расположением отверстий в зонах пониженных напряжений и т. д. Масштабным коэффициентом εм называют отношение предела усталости образца с диаметром d к пределу усталости стандартного образца (dст = 10 мм). Значения коэффициента εм для конструкционных сталей и высокопрочных чугунов приведены в табл. 15.
Таблица 15. Значения масштабных коэффициентов εм
* Для деталей размером меньше 10 мм значения εMσ и εMτ могут достигать 1,1…1,2 (εMσ – это εM при растяжении-сжатии в изгибе, εMτ – это εM при кручении).
Коэффициентом поверхностной чувствительности εП называют отно-шение предела усталости образца с заданным состоянием поверхности Таблица 16. Значения коэффициента εПσ ≈ εПτ
Примечание. При поверхностном упрочнении детали вид предварительной механичес-кой обработки не влияет на величины εПσ и εПτ. С увеличением коэффициента концентраций напряжений kВ и с уменьшением размеров детали значения εПσ и εПτ возрастают.
Для повышения усталостной прочности рекомендуется высокая чистота поверхности, особенно вблизи концентраторов. Ответственные детали, работающие в тяжелых условиях циклических напряжений, обычно шлифуют и полируют, а в ряде случаев производят механическое или термическое упрочнение. С учетом влияния концентрации напряжений, размера и качества обработки поверхности детали максимальное напряжение цикла (МПа) , (13) или , (14) а запасы прочности при расчете по пределу усталости , (15) ; (16) при расчете по пределу текучести , (17) , (18) где и . При сложном напряженном состоянии общий запас прочности детали при совместном действии на нее касательных и нормальных напряжений , (19) где nσ и nτ – частные коэффициенты запаса прочности. Для определения минимального общего запаса прочности следует подставить в формулу (19) минимальные значения nσ и nτ. Влияние температуры на усталостную прочность сказывается в том, что с ее повышением первой предел усталости у гладких образцов, а также Величина допускаемого запаса прочности зависит от качества материала, вида деформаций, условий работы, конструкции, характера действующих нагрузок и других факторов. От правильного установления допускаемого напряжения зависит прочность и безопасность проектируемой конструкции, количество затрачиваемого материала.
Расчет поршневой группы Поршень Наиболее напряженным элементом поршневой группы является поршень (рис. 19), воспринимающий высокие газовые, инерционные Совершенствование поршней современных двигателей осуществля- Таблица 17. Размеры элементов поршня
Поршни автотракторных двигателей изготавливаются в основном
Рис. 19. Схема поршня
Чугунные поршни по сравнению с алюминиевыми обладают Дальнейшее совершенствование поршней предусматривает широкое использование для их изготовления композиционных материалов. Основу этих материалов составляют легкие и не очень прочные материалы (например, алюминий), которые «насыщаются» высокопрочными поли-мерными, керамическими или металлическими волокнами. Эти волокна Величину верхней части поршня h 1 выбирают исходя из обеспечения одинакового давления опорной поверхности поршня по высоте цилиндра и прочности бобышек, ослабленных отверстиями для пропуска масла. Высота головки поршня hГ, включающая огневой пояс е, устанавливается исходя из обеспечения нормального температурного режима ее элементов. Работоспособное состояние поршневой группы обеспечивается толщиной днища поршня и размещением компрессионных и маслосъемного колец. Высота юбки hЮ определяется величиной необходимого теплового зазора между юбкой поршня и цилиндром: чем меньше этот зазор, тем короче можно сделать юбку поршня, снизив ее массу. При работе двигателя температура потока горящей топливо-воздушной смеси, омывающей днище поршня, меняется от минимальной при пуске и прогреве двигателя до максимальной на режимах наи- Значительная часть теплового потока от днища и огневого пояса поршня быстро уходит в стенку цилиндра через поршневые кольца, и только часть теплоты передается в бобышки, а затем и в юбку поршня. При этом отвод теплоты от бобышек существенно меньше, чем от стенок юбки, которые контактируют со стенками цилиндра. В результате по оси бобышек поршень расширяется значительно больше и становится овальным (рис. 20в). Оптимальная форма поршня для вновь проектируемого двигателя подбирается в результате кропотливых и длительных экспериментов. Наиболее общими конструктивными и технологическими направлениями при разработке поршней современных двигателей являются: сокращение расстояния от днища поршня до оси бобышек уменьшение высоты юбки поршня и снижение его веса за счет вырезов в наименее нагруженных местах (Х -образные поршни); нанесение на днище и верхнюю канавку поршня износо- снижение теплового расширения поршня за счет заливки в его тело стальных терморегулирующих вставок; покрытие юбки поршня тонким (0,003…0,005 мм) слоем олова, свинца или оловянно-свинцового сплава в целях быстрой приработки, уменьшение внешнего и внутреннего диаметров пальцев; переход на плавающие пальцы малой длины с фиксацией шатуна снижение высоты колец; применение специальных конструктивных и технологических элемен-тов, улучшающих смазку и уменьшающих износ пары: поршень – цилиндр.
Рис. 20. Изменение температуры по высоте поршня и зазоров между поршнем
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|