Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностический инструментарий (по разделам)

Общие понятия

Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выде­ление части совокупности.

Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение от­ношений равенства и неравенства.

Установление равночисленности двух совокупностей (групп) пред­метов с помощью составления пар (равно - не равно, больше на... -меньше на...).

Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь меж­ду целым и частью.

Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью ус­ловных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).

Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой от­резок.

Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.

Работа с таблицами. Знакомство с символами.

Числа и операции над ними

Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмиче­ский счет.

Образование следующего числа путем прибавления единицы. На­звание, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.

Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на..., меньше на...) на наглядной основе.

Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

Число 0 и его свойства.

Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

Пространственно-временные представления

Примеры отношений: на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня. - завтра - послезавтра, вдоль, через и др. Установление последователь­ности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.

Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в простран­стве с помощью плана.

Геометрические фигуры и величины

Формирование умения выделять в окружающей обстановке пред­меты одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, ци­линдр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.

Составление фигур из частей и деление фигур на части. Констру­ирование фигур из палочек.

Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, лома­ной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и не­замкнутых линиях.

Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходи­мости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с не­которыми общепринятыми единицами измерения различных величин.

Диагностический инструментарий:

К концу обучения по программе "Раз - ступенька, два - сту­пенька..." предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных ин­тересов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом у детей формируются следующие основные умения:

Уровень А

1) Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и раз­личия отдельных предметов и совокупностей.

2) Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанав­ливать взаимосвязь между частью и целым.

3) Умение находить части целого и целое по известным частям.

4) Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.

5) Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, пра­вильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.

6) Умение сравнивать, опираясь на наглядность,рядом стоящие числа в пределах 10.

7) Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.

8) Умение определять состав чисел первого десятка на основе пред­метных действий.

9) Умение соотносить цифру с количеством предметов.

10) Умение измерять длину предметов непосредственно и с помо­щью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты,

11) Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.

12) Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.

13) Умение выражать словами местонахождение предмета, ориен­тироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).

14) Умение называть части суток, последовательность дней в неде­ле, последовательность месяцев в году.

Уровень Б

1) Умение продолжить заданную закономерность с 1 - 2 изменяю­щимися признаками, найти нарушение закономерности. Умение само­стоятельно составить ряд, содержащий некоторую закономерность.

2) Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого. Умение использовать для записи сравнения знаки >, <, =.

3) Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий.

4) Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков

+, -, =•

5) Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц.

6) Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему (вместимости), площади.

7)Умение практически измерять длину и объем различными мер­ками (шаг, локоть, стакан и т.д.). Представление об общепринятых единицах измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм.

8) Умение наряду с квадратом, кругом и треугольником, узнавать и называть прямоугольник, многоугольник, шар, куб, параллелепипед (коробку), цилиндр, конус, пирамиду, находить в окружающей обста­новке предметы, сходные по форме.

9) Умение по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(первый год обучения - 32 занятия)

№ занятия Тема Количество занятий
1-5 Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству  
6-8 Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства  
  Отношение: часть –целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале)  
  Пространственные отношения: на, над, под.  
11-12 Пространственные отношения: справа, слева.  
  Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале).  
  Пространственные отношения: между, посередине.  
  Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.  
  Число 1 и цифра 1.  
  Пространственные отношения: внутри, снаружи.  
  Число 2 и цифра 2. Пара.  
  Представление о точке и линии.  
  Представление об отрезке и луче.  
  Число 3 и цифра 3.  
  Представление о замкнутой и незамкнутой линиях.  
  Представления о ломаной линии и многоугольнике  
  Число 4 и цифра 4.  
  Представление об углах и видах углов.  
  Представление о числовом отрезке.  
  Число 5 и цифра 5.  
  Пространственные отношения: впереди, сзади.  
29-30 Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше - меньше.  
  Временные отношения: раньше, позже.  
  Упражнения по выбору детей.  

 

 

второй год обучения - 32 занятия

№ занятия Тема Количество занятий
1-2 Выявление математических представлений детей. Работа с программным материалом 1-го года обучения.  
3-4 Число 6 и цифра 6.  
5-8 Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки).Зависимость результата сравнения от величины мерки  
9-11 Число 7 и цифра 7.  
12-14 Пространственные отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки  
15-17 Число 8 и цифра 8.  
18-19 Представления об объеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.  
20-22 Число 9 и цифра 9.  
23-24 Представления о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки (большая клетка - маленькая клетка).  
25-26 Число 0 и цифра 0.    
  Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.  
  Знакомство с пространственными фигурами - шар, куб, параллелепипед. Их распознавание.  
  Знакомство с пространственными фигурами - пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание.  
  Работа с таблицами.  
31-32 Упражнения по выбору детей.  

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(первый год обучения - 32 занятия)

№ занятия Тема Количество занятий
1-6 Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.  
7-10 Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.  
11-12 Отношение: часть - целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале).  
  Пространственные отношения: на, над, под.  
14-15 Пространственные отношения: справа, слева.  
16-17 Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале)  
18-19 Пространственные отношения: между, посередине.  
  Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.  
  Число 1 и цифра 1.  
  Пространственные отношения: внутри, снаружи.  
23-24 Число 2 и цифра 2. Пара.  
  Представления о точке и линии.  
  Представления об отрезке и луче.  
27-28 Число 3 и цифра 3.  
  Представления о замкнутой и незамкнутой линиях.  
  Представления о ломаной линии и многоугольнике.  
31-32 Упражнения по выбору детей.  

 

второй год обучения - 54 занятия

№ занятия Тема Количество занятий
1-2 Выявление математических представлений де­тей. Работа с программным материалом 1-го го­да обучения.  
3-4 Число 4 и цифра 4.  
5-6 Представления об углах и видах углов.  
7-8 Представления о числовом отрезке.  
9-10 Число 5 и цифра 5.  
  Пространственные отношения: впереди, сзади.  
12-13 Сравнение групп предметов по количеству на на­глядной основе. Обозначение отношений: боль­ше – меньше.  
14-15 Временные отношения: раньше, позже.  
16-17 Число 6 и цифра 6.  
18-21 Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредо­ванное с помощью мерки). Зависимость результа­та сравнения от величины мерки.  
22-23 Число 7 и цифра 7.  
24-27 Пространственные отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредо­ванное с помощью мерки). Зависимость результа­та сравнения от величины мерки.  
28-31 Число 8 и цифра 8.  
32-35 Представления об объеме (вместимости). Сравне­ние объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравне­ния от величины мерки.  
36-38 Число 9 и цифра 9.  
39-40 Представления о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от ве­личины мерки.  
41-42 Число 0 и цифра 0.  
43-45 Число 10. Представления о сложении и вычита­нии в пределах 10 на наглядной основе.  
  Знакомство с пространственными фигурами -шар, куб, параллелепипед. Их распознавание.  
47-48 Знакомство с пространственными фигурами - пи­рамида, конус, цилиндр. Их распознавание.  
49-50 Работа с таблицами.  
51-54 Упражнения по выбору детей.  

 

 

Пособие «По дороге Азбуке» для детей 5-7 лет

Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Цель работы: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей.

Задачи:

  • Развитие умений говорения и слушания, формирования опыта чтения слогов
  • Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих
  • Обогащение активного и пассивного словаря, развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка
  • Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей
  • Обучение звуко-слоговому анализу слов
  • Развитие мелкой моторики рук

Содержание работы

  1. Развитие связной речи: обучение ответам на вопросы диалогической речи; - обучение составлению рассказа – описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок
  2. Лексическая работа: - обогащение словарного запаса детей; - создание условий для употребления новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений)
  3. Развитие звуковой культуры речи: - знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением
  4. Развитие фонематического слуха: - выделения звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове; выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных.
  5. Обучение звуко-слоговому анализу: - звуковой анализ состава слогов и слов; дифференциация понятий «буква» и «звук»; соотнесение букв и звуков
  6. Работа по развитию мелкой моторики рук (штриховка, обведение по контуру)

 

Диагностический инструментарий (по разделам)

  • Общее звучание речи
  • Фонематический слух
  • Произношение слов сложного слогового состава
  • Словарь
  • Словообразование и словоизменение
  • Грамматический строй речи
  • Употребление предлогов
  • Связная речь

Примерное тематическое планирование занятий

№ занятия Тема занятия. Виды работ по развитию связной речи Кол-во часов № занятия Тема занятия. Виды работ по развитию связной речи Кол-во часов
  Звуки и буквы     Звук /Л/  
  Слова. Звуки     Комбинированный рассказ  
  Звук «А»     Звук /Л/  
  Рассказ по сюжетной картине **     Дифференциация звуков /Л/ - /Й/  
  Звук /О/     Звуки /В/ и /В/  
  Звук /Э/     Рассказ по сюжетной картине  
  Звук /И/     Дифференциация звуков /В/- /Ф/, /В/- /Ф/  
  Рассказ по сюжетной картине     Звонкие и глухие согласные  
  Звук /Ы/     Звук /Ч/  
  Дифференциация звуков /И/ - /Ы/     Звук /Щ/  
  Звук /У/     Рассказ по сюжетной картине  
  Гласные звуки и их дифференциация     Дифференциация звуков /Ч/ - /Щ/  
  Звук /М/. согласные звуки. Слоги.     Звуки /Б/ и /Б/  
  Рассказ по сюжетной картине     Дифференциация звуков /Б/ - /П/, /Б/ - /П/  
  Звук /М/. твердые и мягкие согласные     Звуки /Д/ и /Д/  
  Звук /Н/     Рассказ по сюжетной картине  
  Звук /Н/     Дифференциация звуков /Д/ - /Т/, /Д/ - /Т/  
  Звук /П/     Звук /С/  
  Звук /П/     Звук /С/  
  Рассказ по сюжетной картине     Рассказ по сюжетной картине  
  Звук /Т/     Звук /Ц/  
  Звук /Т/     Дифференциация звуков /Ц/ - /С/, /Ц/ - /Ч/  
  Звук /К/     Звуки /Г/ и /Г/  
  Звук /К/     Дифференциация звуков /Г/ - /К/, /Г/ - /К/  
  Звук /Х/     Звук /З/  
  Пересказ текста     Комбинированный рассказ  
  Звук /Х/     Звук /З/  
  Дифференциация звуков /К/ - /Х/, /К/ - /Х/     Дифференциация звуков /С/ - /З/, /С/ - /З/  
  Звук /Ф/     Свистящие согласны звуки  
  Звук /Ф/     Звук /Ш/  
  Пересказ текста     Дифференциация звуков /Ш/ - /С/, /Ш/ - /Щ/  
  Звук /Й/     Звук /Ж/  
  Комбинированный рассказ     Пересказ текста  
  Звук /Й О/. дружные звуки     Дифференциация звуков /Ж/ - /Ш/, /Ж/ - /З/  
  Звук /Й У/     Шипящие согласные звуки  
  Звук /Й А/     Звук /Р/  
  Пересказ текста     Звук /Р/  
  Звук /Й Э/     Дифференциация звуков /Р/ - /Л/, /Р/ - /Л/  
  Дифференциация звуков /Й Э/, /Й О/, /Й У/, /Й А/     Страна Азбука  

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...