Диагностический инструментарий (по разделам)
Общие понятия
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.
Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно - не равно, больше на... -меньше на...).
Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.
Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).
Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок.
Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
Работа с таблицами. Знакомство с символами.
Числа и операции над ними
Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.
Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.
Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на..., меньше на...) на наглядной основе.
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.
Число 0 и его свойства.
Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
Пространственно-временные представления
Примеры отношений: на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня. - завтра - послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.
Геометрические фигуры и величины
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.
Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.
Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.
Диагностический инструментарий:
К концу обучения по программе "Раз - ступенька, два - ступенька..." предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом у детей формируются следующие основные умения:
Уровень А
1) Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
2) Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
3) Умение находить части целого и целое по известным частям.
4) Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.
5) Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
6) Умение сравнивать, опираясь на наглядность,рядом стоящие числа в пределах 10.
7) Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.
8) Умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.
9) Умение соотносить цифру с количеством предметов.
10) Умение измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты,
11) Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.
12) Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.
13) Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
14) Умение называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.
Уровень Б
1) Умение продолжить заданную закономерность с 1 - 2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности. Умение самостоятельно составить ряд, содержащий некоторую закономерность.
2) Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого. Умение использовать для записи сравнения знаки >, <, =.
3) Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий.
4) Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков
+, -, =•
5) Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц.
6) Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему (вместимости), площади.
7)Умение практически измерять длину и объем различными мерками (шаг, локоть, стакан и т.д.). Представление об общепринятых единицах измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм.
8) Умение наряду с квадратом, кругом и треугольником, узнавать и называть прямоугольник, многоугольник, шар, куб, параллелепипед (коробку), цилиндр, конус, пирамиду, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
9) Умение по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(первый год обучения - 32 занятия)
№ занятия
| Тема
| Количество занятий
|
1-5
| Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству
|
|
6-8
| Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства
|
|
| Отношение: часть –целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале)
|
|
| Пространственные отношения: на, над, под.
|
|
11-12
| Пространственные отношения: справа, слева.
|
|
| Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале).
|
|
| Пространственные отношения: между, посередине.
|
|
| Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.
|
|
| Число 1 и цифра 1.
|
|
| Пространственные отношения: внутри, снаружи.
|
|
| Число 2 и цифра 2. Пара.
|
|
| Представление о точке и линии.
|
|
| Представление об отрезке и луче.
|
|
| Число 3 и цифра 3.
|
|
| Представление о замкнутой и незамкнутой линиях.
|
|
| Представления о ломаной линии и многоугольнике
|
|
| Число 4 и цифра 4.
|
|
| Представление об углах и видах углов.
|
|
| Представление о числовом отрезке.
|
|
| Число 5 и цифра 5.
|
|
| Пространственные отношения: впереди, сзади.
|
|
29-30
| Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше - меньше.
|
|
| Временные отношения: раньше, позже.
|
|
| Упражнения по выбору детей.
|
|
второй год обучения - 32 занятия
№ занятия
| Тема
| Количество занятий
|
1-2
| Выявление математических представлений детей. Работа с программным материалом 1-го года обучения.
|
|
3-4
| Число 6 и цифра 6.
|
|
5-8
| Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки).Зависимость результата сравнения от величины мерки
|
|
9-11
| Число 7 и цифра 7.
|
|
12-14
| Пространственные отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки
|
|
15-17
| Число 8 и цифра 8.
|
|
18-19
| Представления об объеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.
|
|
20-22
| Число 9 и цифра 9.
|
|
23-24
| Представления о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки (большая клетка - маленькая клетка).
|
|
25-26
| Число 0 и цифра 0.
|
|
| Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.
|
|
| Знакомство с пространственными фигурами - шар, куб, параллелепипед. Их распознавание.
|
|
| Знакомство с пространственными фигурами - пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание.
|
|
| Работа с таблицами.
|
|
31-32
| Упражнения по выбору детей.
|
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(первый год обучения - 32 занятия)
№ занятия
| Тема
| Количество занятий
|
1-6
| Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.
|
|
7-10
| Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.
|
|
11-12
| Отношение: часть - целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале).
|
|
| Пространственные отношения: на, над, под.
|
|
14-15
| Пространственные отношения: справа, слева.
|
|
16-17
| Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале)
|
|
18-19
| Пространственные отношения: между, посередине.
|
|
| Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.
|
|
| Число 1 и цифра 1.
|
|
| Пространственные отношения: внутри, снаружи.
|
|
23-24
| Число 2 и цифра 2. Пара.
|
|
| Представления о точке и линии.
|
|
| Представления об отрезке и луче.
|
|
27-28
| Число 3 и цифра 3.
|
|
| Представления о замкнутой и незамкнутой линиях.
|
|
| Представления о ломаной линии и многоугольнике.
|
|
31-32
| Упражнения по выбору детей.
|
|
второй год обучения - 54 занятия
№ занятия
| Тема
| Количество занятий
|
1-2
| Выявление математических представлений детей. Работа с программным материалом 1-го года обучения.
|
|
3-4
| Число 4 и цифра 4.
|
|
5-6
| Представления об углах и видах углов.
|
|
7-8
| Представления о числовом отрезке.
|
|
9-10
| Число 5 и цифра 5.
|
|
| Пространственные отношения: впереди, сзади.
|
|
12-13
| Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше – меньше.
|
|
14-15
| Временные отношения: раньше, позже.
|
|
16-17
| Число 6 и цифра 6.
|
|
18-21
| Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.
|
|
22-23
| Число 7 и цифра 7.
|
|
24-27
| Пространственные отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.
|
|
28-31
| Число 8 и цифра 8.
|
|
32-35
| Представления об объеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.
|
|
36-38
| Число 9 и цифра 9.
|
|
39-40
| Представления о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.
|
|
41-42
| Число 0 и цифра 0.
|
|
43-45
| Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.
|
|
| Знакомство с пространственными фигурами -шар, куб, параллелепипед. Их распознавание.
|
|
47-48
| Знакомство с пространственными фигурами - пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание.
|
|
49-50
| Работа с таблицами.
|
|
51-54
| Упражнения по выбору детей.
|
|
Пособие «По дороге Азбуке» для детей 5-7 лет
Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте
Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Цель работы: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей.
Задачи:
- Развитие умений говорения и слушания, формирования опыта чтения слогов
- Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих
- Обогащение активного и пассивного словаря, развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка
- Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей
- Обучение звуко-слоговому анализу слов
- Развитие мелкой моторики рук
Содержание работы
- Развитие связной речи: обучение ответам на вопросы диалогической речи; - обучение составлению рассказа – описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок
- Лексическая работа: - обогащение словарного запаса детей; - создание условий для употребления новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений)
- Развитие звуковой культуры речи: - знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением
- Развитие фонематического слуха: - выделения звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове; выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных.
- Обучение звуко-слоговому анализу: - звуковой анализ состава слогов и слов; дифференциация понятий «буква» и «звук»; соотнесение букв и звуков
- Работа по развитию мелкой моторики рук (штриховка, обведение по контуру)
Диагностический инструментарий (по разделам)
- Общее звучание речи
- Фонематический слух
- Произношение слов сложного слогового состава
- Словарь
- Словообразование и словоизменение
- Грамматический строй речи
- Употребление предлогов
- Связная речь
Примерное тематическое планирование занятий
№ занятия
| Тема занятия. Виды работ по развитию связной речи
| Кол-во часов
| № занятия
| Тема занятия. Виды работ по развитию связной речи
| Кол-во часов
|
| Звуки и буквы
|
|
| Звук /Л/
|
|
| Слова. Звуки
|
|
| Комбинированный рассказ
|
|
| Звук «А»
|
|
| Звук /Л/
|
|
| Рассказ по сюжетной картине **
|
|
| Дифференциация звуков /Л/ - /Й/
|
|
| Звук /О/
|
|
| Звуки /В/ и /В/
|
|
| Звук /Э/
|
|
| Рассказ по сюжетной картине
|
|
| Звук /И/
|
|
| Дифференциация звуков /В/- /Ф/, /В/- /Ф/
|
|
| Рассказ по сюжетной картине
|
|
| Звонкие и глухие согласные
|
|
| Звук /Ы/
|
|
| Звук /Ч/
|
|
| Дифференциация звуков /И/ - /Ы/
|
|
| Звук /Щ/
|
|
| Звук /У/
|
|
| Рассказ по сюжетной картине
|
|
| Гласные звуки и их дифференциация
|
|
| Дифференциация звуков /Ч/ - /Щ/
|
|
| Звук /М/. согласные звуки. Слоги.
|
|
| Звуки /Б/ и /Б/
|
|
| Рассказ по сюжетной картине
|
|
| Дифференциация звуков /Б/ - /П/, /Б/ - /П/
|
|
| Звук /М/. твердые и мягкие согласные
|
|
| Звуки /Д/ и /Д/
|
|
| Звук /Н/
|
|
| Рассказ по сюжетной картине
|
|
| Звук /Н/
|
|
| Дифференциация звуков /Д/ - /Т/, /Д/ - /Т/
|
|
| Звук /П/
|
|
| Звук /С/
|
|
| Звук /П/
|
|
| Звук /С/
|
|
| Рассказ по сюжетной картине
|
|
| Рассказ по сюжетной картине
|
|
| Звук /Т/
|
|
| Звук /Ц/
|
|
| Звук /Т/
|
|
| Дифференциация звуков /Ц/ - /С/, /Ц/ - /Ч/
|
|
| Звук /К/
|
|
| Звуки /Г/ и /Г/
|
|
| Звук /К/
|
|
| Дифференциация звуков /Г/ - /К/, /Г/ - /К/
|
|
| Звук /Х/
|
|
| Звук /З/
|
|
| Пересказ текста
|
|
| Комбинированный рассказ
|
|
| Звук /Х/
|
|
| Звук /З/
|
|
| Дифференциация звуков /К/ - /Х/, /К/ - /Х/
|
|
| Дифференциация звуков /С/ - /З/, /С/ - /З/
|
|
| Звук /Ф/
|
|
| Свистящие согласны звуки
|
|
| Звук /Ф/
|
|
| Звук /Ш/
|
|
| Пересказ текста
|
|
| Дифференциация звуков /Ш/ - /С/, /Ш/ - /Щ/
|
|
| Звук /Й/
|
|
| Звук /Ж/
|
|
| Комбинированный рассказ
|
|
| Пересказ текста
|
|
| Звук /Й О/. дружные звуки
|
|
| Дифференциация звуков /Ж/ - /Ш/, /Ж/ - /З/
|
|
| Звук /Й У/
|
|
| Шипящие согласные звуки
|
|
| Звук /Й А/
|
|
| Звук /Р/
|
|
| Пересказ текста
|
|
| Звук /Р/
|
|
| Звук /Й Э/
|
|
| Дифференциация звуков /Р/ - /Л/, /Р/ - /Л/
|
|
| Дифференциация звуков /Й Э/, /Й О/, /Й У/, /Й А/
|
|
| Страна Азбука
|
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: